References / Список литературы
1. The concept of development of the system of public education of the Republic of Uzbekistan till 2030 - Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated April 29, 2019 PF-5712.
2. To approve the Concept of development of higher education of the Republic of Uzbekistan till 2030 - Presidential Decree, October 8, 2019.
3. Borisenko I.A. From the experience of teaching computer science in primary lyceum / Materials of the scientific and practical conference. Rubtsovsk: RIO, 2004. SL18-120.
MAIN SYMPTOMS OF SPEECH DEFECTS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AND YOUNG SCHOOL AGE WITH DYSARTRIA AND
THEIR CORRECTION Huseynli А^^ (Republic of Azerbaijan) Email: Huseynli581 @scientifictext.ru
Huseynli Aykhan Yunis - PhD dissertation, Lecturer, NAKHICHEVAN INSTITUTE OF TEACHERS, NAKHICHEVAN, REPUBLIC OF AZERBAIJAN
Abstract: the article states the problems ofpedagogical and psychological ways to study of speech defects in preschool and primary school children. The article also shows the ways of pedagogical and psychological study of speech disabilities in preschool children with dysarthria. In this case, the duties of the speech therapist, teacher, psychologist, and parents are explained. The article also lists the signs of dysarthria and how to identify them. It is noted that the correct definition of the pedagogical, psychological and physiological foundations of working with children with dysarthria has a dynamic impact on the implementation of corrective measures with them. Keywords: inclusive education, correctional work, preschool education, children with disabilities, children with dysarthria, speech disabilities, psychological approaches, signs.
ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ РЕЧЕВЫХ ДЕФЕКТОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И ИХ КОРРЕКЦИЯ Гусейнли А.Ю. (Азербайджанская Республика)
Гусейнли Айхан Юнис оглы - диссертант по программе доктора философии, преподаватель, Нахичеиваньский институт учителей, г. Нахичевань, Азербайджанская Республика
Аннотация: в статье повествуется о проблеме педагогических и психологических исследований речевых дефектов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В статье также продемонстрированы пути педагогического и психологического исследований речевых дефектов у детей дошкольного возраста с дизартрией. В этом случае объясняются обязанности логопеда, педагога, психолога, а также родителей. В статье также перечисляются симптомы дизартрии и способы их выявления. Отмечается, что правильное определение педагогических, психологических и физиологических основ работы с детьми с дизартрией оказывает динамическое влияние на проведение с ними корректирующих мероприятий.
Ключевые слова: инклюзивное образование, коррекционная работа, дошкольное воспитание, дети с дефектами, дети с дизартрией, речевые дефекты, психологические подходы, признаки.
Одним из основных направлений «Государственной стратегии по развитию образования в Азербайджане» является создание содержания инклюзивного образования. Одна из составляющих инклюзивного образования - воспитательная работа с детьми с дизартрией.
Опыт и наблюдения показывают, что, когда дети в семьях начинают разговаривать, у них проявляются признаки первичной дизартрии. Родители, которые наблюдают признаки дизартрии, должны регистрировать их. Прежде всего, регистрация детей с дизартрией в семье - одно из важнейших условий. В начале работы с зарегистрированными детьми с дизартрией важно предоставить родителям подробную информацию о симптомах дизартрии у детей. Эта информация должна быть следующей:
Первый признак. Наблюдать начальные симптомы дизартрии у детей с дизартрией непросто. Так как они проявляют беспокойство такими действиями, как: неспокойны, прикидываются несчастными, не хотят кушать, часто просыпаясь плачут, противятся тому, чтобы их ласкали и баловали.
Второй признак. Элементы дизартрии наряду с нарушениями речи у ребенка сопровождаются также вялостью других частей тела. По начальным симптомам из-за элементов дизартрии речь детей с дизартрией резко отличается от речи их сверстников. Слабая дискуссия в их речи оценивается как невыразительные речевые компоненты. У таких детей часто наблюдается случаи того, как некоторые гласные (е, и, ы) и некоторые согласные (х, р, л) либо не произносятся, либо произносятся с дефектом. У детей с дизартрией дефектная речь плохо понимается окружающими, поскольку она значительно отличается от речи их сверстников. Порой их речь может быть понятной для окружающих, но она отличается не складностью.
Третий признак. Элементы дизартрии, наблюдаемые у детей с дизартрией, также серьезно влияют на их режим питания. То есть дети с дизартрией ослаблены и испытывают трудности с соблюдением режима питания. Такие дети обычно не любят твердую пищу. То есть не хотят употреблять мясные продукты, не пытаются жевать твердые фрукты. Некоторые дети с дизартрией вследствие того, что не могут жевать твердую пищу, некоторое время держат ее во рту. Основная причина этого - физиологические дефекты. Это означает, что такие случаи возникают из-за недоразвитости мышц лица, языка и губ таких детей.
Четвертый признак. Один из симптомов дизартрии у детей - отсутствие голосовой реакции. Иными словами, у детей с дизартрией голосовые звуки иногда очень спокойные, а иногда отличаются резкостью, а порой слабостью. В обоих случаях их речь непонятна. Потому что в таких случаях у детей с дизартрией нарушается ритм вдоха и выдоха. Эти нарушения ритма лишают их возможности говорить с вдохновением, с интересом и энтузиазмом. В таких случаях они не могут завершить представленное предложение. Потому что у них нет навыков вдоха и выдоха, чтобы представить это предложение. Поскольку они не могут согласовать свое дыхание с артикуляционными способностями, они сталкиваются с одышкой. В таких случаях в речи детей с дизартрией отсутствуют эмоциональные состояния. Следовательно, их дефектная речь получается невыразительной.
Пятый признак. Плохое развитие мелкой моторики у детей с дизартрией - один из основных симптомов нарушения речи. Подобные речевые нарушения более выражены в работе детей с дизартрией. Потому что они затрудняются регулировать силу давления, чтобы одеваться, писать, читать, рисовать, держать ручку и работать с кистью. Они не хотят никого просить помочь им надеть рубашку, застегнуть пуговицы или ремень на брюках. Эту работу они стараются проделать самостоятельно. Однако в большинстве случаев их попытки безуспешны. В таких случаях дети с дизартрией представляют себя вялыми, усталыми людьми.
Шестой признак. Нарушение полярности у детей с дизартрией также считается признаком дизартрии. Потому что им трудно определять правое и левое, переднее и заднее, верхнее и нижнее. Дети с дизартрией, путающие эти направления, чаще страдают нарушениями речи из-за нервозности.
Седьмой признак. Наблюдения показывают, что наличие и других нарушений у детей дизартрией, помимо нарушений произношения отмечаются как симптом дизартрии. Таким образом, такие признаки чаще наблюдаются как нарушение лексических и грамматических правил в их дефектной речи. Кроме того, не заметны последовательные речевые факторы, так как нарушения более выражены при слоговом произношении слов.
Восьмой признак. Нарушение фонетического выражения звуков у детей с дизартрией также является одним из основных симптомов дизартрии.
Девятый признак. Симптомы нарушения артикулярных движений у детей с дизартрией вызывают у них нарушения речи. При этом дефекты речи, вызванные иннервацией губ, языка, мягкого неба, кишечника и дыхательных мышц, проявляются более ярко как нарушения речи.
Родители, которые наблюдают эти симптомы, также по-разному реагируют на них и по-разному к ним относятся. Большинство родителей считают такие симптомы временными. Они считают само собой разумеющимся, что, когда ребенку еще нет двух-трех лет он не умеет пока разговаривать. Поэтому с момента появления дизартрии возникает необходимость правильно определить педагогические, психологические и физиологические основы этой работы.
То есть полезно использовать педагогико-логопедический метод для своевременного устранения случаев дизартрии, выявленных после физиологических и психологических обследований. Все это говорит о том, что правильное определение педагогических, психологических и физиологических основ работы с детьми с дизартрией оказывает динамическое влияние на проведение с ними корректирующих мероприятий. Потому что при организации специфической работы с детьми с дизартрией выполнение обязательной речевой терапии, артикуляционных и дыхательных упражнений, логопедических и педагогических мероприятий по правильному произношению звуков и слов на основе программы «Коррекция дизартрии» обеспечивает успешное осуществление коррекционной работы.
Список литературы /References
1. Демирчизаде А.М. Современный азербайджанский язык. Часть I. Фонетика, орфография. Баку. Восток-Запад, 2007.
2. Достузаде Д.А. Организация работы с слабослышащими детьми. Баку, Мутарджим, 2011.
3. Достузаде Д.А. Общие вопросы коррекционной педагогики. Баку, Мутарджим, 2012.
4. Садыгов Ф.Б., Достузаде Д.А. Дизартрия. Баку, публикация АГПУ, 2017.
5. Садыгов Ф.Б. Коррекционная педагогика. Баку. Маариф, 2018.
6. Садыгов Ф.Б. Введение в коррекционную педагогику. Баку. Издательство АГПУ, 2017.
7. Садыгов Ф.Б. Общая педагогика, учебник. Баку. Маариф, 2018.
8. АлизадеХ.А. Демографические проблемы образования. Баку. Маариф, 1993.
9. Дети с временными задержками развития / Под. ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. Москва, 1971.
10.Хейссерман Э. Потенциальные возможности нормальных и аномальных детей. М., Просвещение 1964.