Научная статья на тему 'Основные результаты геологоразведочных работ на твёрдые полезные ископаемые в 2019 г. И задачи на 2020 г'

Основные результаты геологоразведочных работ на твёрдые полезные ископаемые в 2019 г. И задачи на 2020 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / НЕДРА / ПРИРОСТ ЗАПАСОВ / ТВЁРДЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ / MINERAL BASE / LICENSING / SUBSURFACE / RESERVES GROWTH / NONFUEL MINERALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Сергей Алексеевич

Проведён анализ результатов геологоразведочных работ на твёрдые полезные ископаемые, выполненныхв 2019 г. на территории Российской Федерации как за счёт средств федерального бюджета, так и за счёт недропользователей. Определены задачи на 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main nonfuel mineral exploration results in 2019 and planned activities for 2020

Analysis is performed for results of nonfuel mineral exploration in the Russian Federation in 2019 funded by both federal sources and miners. Activities for 2020 are planned.

Текст научной работы на тему «Основные результаты геологоразведочных работ на твёрдые полезные ископаемые в 2019 г. И задачи на 2020 г»

DOI: 10.24411/0869-7175-2020-10001 УДК 550.812.1:553.3/.8

© С.А.Аксенов, 2020

I Основные результаты геологоразведочных работ на твёрдые полезные ископаемые в 2019 г. и задачи на 2020 г.

С.А.АКСЕНОВ (Федеральное агентство по недропользованию; 125993, г. Москва, ул. Б. Грузинская, 4/6, ГСП-3)

Проведён анализ результатов геологоразведочных работ на твёрдые полезные ископаемые, выполненных в 2019 г. на территории Российской Федерации как за счёт средств федерального бюджета, так и за счёт недропользователей. Определены задачи на 2020 г. Ключевые слова: минерально-сырьевая база, лицензирование, недра, прирост запасов, твёрдые полезные ископаемые.

Аксенов Сергей Алексеевич |>5т1 saksenov@rosnedra.gov.ru

IMain nonfuel mineral exploration results in 2019 and planned activities for 2020

S.A. AKSENOV (Federal Agency for Subsurface Use)

Analysis is performed for results of nonfuel mineral exploration in the Russian Federation in 2019

funded by both federal sources and miners. Activities for 2020 are planned.

Key words: mineral base, licensing, subsurface, reserves growth, nonfuel minerals.

В 2019 г. геологоразведочные работы (ГРР) на твёрдые полезные ископаемые за счёт средств федерального бюджета осуществлялись с учётом неисполненных обязательств по объектам ГРР предыдущих лет. Общее финансирование составило 6,3 млрд. руб.

В соответствии с принятой корректировкой государственной программы работы были направлены в основном на высоколиквидные и стратегические полезные ископаемые - алмазы, благородные и цветные металлы, доля которых в общем объёме финансирования составила почти 71% (рис. 1).

Структура затрат недропользователей в целом соответствует затратам бюджета. Отличием является значительно больший объём работ на уголь и алмазы.

Как и ранее, работы были сосредоточены преимущественно в Дальневосточном и Сибирском федеральном округах. В Арктической зоне Российской Федерации объём затрат на ГРР составил почти 15% от общего объёма финансирования как за счёт средств бюджета, так и за счёт средств недропользователей.

В 2019 г. геологоразведочные работы за счёт средств федерального бюджета проводились на 26 завершающихся и 37 переходящих объектах (рис. 2).

Среди завершающихся объектов три завершены досрочно, по 18 объектам существует высокая вероятность переноса значительной доли финансирования и соответствующих видов и объёмов работ на 2020 г. И лишь по 5 объектам планируется завершить контакты своевременно.

По переходящим 37 объектам своевременное выполнение работ намечается лишь по 15, а по 22 с большой вероятностью ожидается существенное невыполнение годовых объёмов работ и перенос их на 2020 г.

Новые объекты текущего года были поставлены лишь по работам в рамках контрактов с МОМД в Мировом океане и в настоящее время они находятся в стадии составления проектно-сметной документации.

С реализацией плановых объектов ТПИ суши (в количестве условно 20) и части текущих и плановых «морских» есть определённые сложности.

В настоящее время, к сожалению, можно констатировать достаточно печальный итог - из 26 завершающихся объектов положительный результат получен лишь на трёх (рис. 3).

Четвёртый год подряд по результатам рассмотрений геологоразведочных работ значительную долю

Рис. 1. Структура затрат на проведение геологоразведочных работ в 2019 г.

составляют объекты с неясными результатами - таких в этом году в общей сложности 40. По ним возможен перенос обязательств на следующий год на сумму более 1 млрд. руб. График, представленный на рис. 3, демонстрирует эту тенденцию.

Как и ранее основными причинами отставания являются:

• методические нарушения последовательности выполнения геологоразведочных работ;

• существенное отставание сроков выполнения лабо-раторно-аналитических исследований и горно-буровых работ.

В результате имеем:

• несвоевременное выполнение плановых показателей ГП ВИПР в части приростов прогнозных ресурсов;

• неясность в принятии решений по целесообразности продолжения геологоразведочных работ на объектах.

В части планирования нарастают тенденции неопределённости, трудности по постановке и реализации новых объектов в 2020 г.

Вместе с тем, есть и положительные результаты. На рис. 4 представлены завершающиеся и переходящие объекты, по которым плановые показатели уже выполнены или ожидается их выполнение в 2020 г. Наиболее значимые из них получены по следующим объектам.

В Республике Северная Осетия-Алания по результатам завершенных в 2019 г. поисковых работ в пределах Какадур-Ламардонской рудной зоны Афсандур-Ламардонского рудного поля выявлены рудные тела

Рис. 2. Текущие и плановые объекты геологического изучения недр за счёт средств федерального бюджета

ВСЕГО ОБЪЕКТОВ ГРР - 63 -Л л ■ т

ЗАВЕРШАЮЩИЕСЯ ОБЪЕКТЫ 9Н ПЕРЕХОДЯЩИЕ НОВЫЕ Л\3 ОБЪЕКТЫ

3 18

Положительные результаты

Неясные результаты

Возможен перенос сроков выполнения ГК на 2020 г.

0,5 млрд руб. или 9% от планового финансирования

Отрицательные результаты

Досрочное завершение

15

22

Положительные результаты

Неясные результаты

Возможен перенос обязательств на 2020 г.

0,6 млрд. руб. или 12% от планового финансирования

Ограниченный срок реализации (1,5 года)

Динамика неисполненных обязательств с предыдущих годов в части финансирования

2017

2018

2019

2020 (прогноз)

Рис. 3. Федеральный бюджет. Результаты 2019 г. и планы на 2020 г.

с промышленными золото-сульфидно-кварцевыми рудами (рис. 5).

Апробированные прогнозные ресурсы золота позволяют ожидать выявление среднего по масштабам месторождения рудного золота с перспективой наращивания его ресурсов.

В ходе текущих ГРР на золото в пределах Шамей-ской площади в Свердловской области выявлены 7 минерализованных зон с золото-сульфидно-кварцевыми рудами и связанными с ними золотоносными корами химического выветривания (ЗКХВ). Горно-буровыми работами в пределах зон установлены фрагменты потенциальных рудных тел первичных и окисленных руд со средними содержаниями золота до 6,7 г/т (рис. 6).

По предварительным данным, средняя мощность выявленных рудных тел первичных золото-сульфидно-кварцевых руд составляет 8 м при среднем содержании золота - 2,5 г/т.

Для вскрытой скважинами колонкового бурения ЗКХВ, мощность которой варьирует на уровне 10-30 м, среднее содержание золота в окисленных рудах составляет 1,0 г/т.

Полученные к настоящему времени данные по объекту позволяют рассчитывать по окончании работ на выявление среднего по масштабам месторождения рудного золота.

По итогам работ 2019 г. возможны приросты прогнозных ресурсов лишь по 5 видам полезных ископаемых (рис. 7, правая часть). Выполнение их показателей накопительным итогом составит от 60 до 70%.

А если вернуться к плановым показателям, то их полное выполнение может быть достигнуто лишь по серебру и цинку, частичное - по свинцу, меди и золоту, а по алмазам, марганцевым рудам и углям -не будет достигнуто вовсе.

Подобные результаты связаны с обозначенными негативными тенденциями при выполнении контрактных геологоразведочных работ. Перенос обязательств по объектам госконтракта не позволяет осуществлять не только планирование ГРР, но и выполнять показатели ГП ВИПР в установленные сроки и в полном объёме.

Одним из важнейших, но всё-таки обособленных направлений, выполняемых за счёт средств федерального бюджета, является исполнение обязательств

N>

массив Поаз

Мончегорского рудного района

О

Гитче-Тырныаузское рудное поле

Ольховская

перспективная площадь

Рудное поле Эвевпента

О

èl

Южно-Подольская площадь

Дерясь-Юрягинская площадь

Аллара-Сахский рудный узелф

Ад— 5,5 тыс. т

О

Шамейская площадь

41

Коскольская площадь

IКраснореченекая площадь

Си -247 тыс. т РЬ—200 тыс. т Zn -501 тыс. т

Томмот-Якокутская площадь

О

I Антасейская площадь

Западный фланг Левобережного рудного поля

Какадур-Ламардонская площадь

Au—58 т

Кульдурская площадь

О

Казаково-Балахнинская Ивановское площадь | | рудное поле

Холодная площадь

0 тз

т

0)

1

s ш 0) J=

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s <

тз 0) 00 ь 0) I

s

п>

ш зс

0

1

0

1 s зс ш

i

а>

тз

о □

о ь о-

W

0 п ш

1 s л>

о

о

Рис. 4. Наиболее значимые результаты геологоразведочных работ за счёт средств федерального бюджета по переходящим и завершающимся объектам по итогам 2019 г.:

металлы: 1 - цветные и 2- благородные; 3 - уран; 4 - неметаллические полезные ископаемые; 5 - завершающиеся объекты

Категории прогнозных ресурсов Средние содержания золота, г/т Прогнозные ресурсы золота, т

р1 2,09 23,083

Р2 1,65 25,9

Рис. 5. План (А) и разрез (Б) фрагмента Какадур-Ламардонской рудной зоны

Категории прогнозных ресурсов Средняя мощность рудных тел и минерализованных зон, м Длина по простиранию, м Средние содержания, г/т Прогнозные ресурсы, т

2,0-26,0 до 500 0,7-6,67 10,0

Р2 200-400 до 1500 50,0

Рис. 6. План (А) и фрагмент разреза ПР 44 (Б) зоны Рудничная Шамейской площади

Рис. 7. Выполнение подпрограммы 1 «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» в части прироста прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых (накопительным итогом)

по контрактам с МОМД по изучению полезных ископаемых дна Мирового океана. В 2019 г. работы проводились по 4 объектам:

• полисульфиды в Срединно-Атлантическом хребте;

• КМК Магеллановых гор в Тихом океане;

• ЖМК рудной провинции Кларион-Клиппертон в Тихом океане.

Кроме того, Российская Федерация принимает участие в выполнении аналогичного разведочного контракта международной совместной организации «Интерокеанметалл», членом которой она является.

В результате многолетних работ к настоящему времени выявлен и оценён общий ресурсный потенциал океанских руд (рис. 8).

В целях выполнения обязательств в рамках контрактов с МОМД в 2019 г. подготовлена и направлена на согласование в Минпромторг России дорожная карта, главная цель которой - обеспечение мероприятий по созданию комплексов по разведке и добыче полезных ископаемых Мирового океана (рис. 9).

Не менее важными, а по ряду показателей более значимыми являются геологоразведочные работы недропользователей в 2019 г., результаты которых отчасти также нацелены на выполнение отдельных показателей государственной программы в части приростов запасов твёрдых полезных ископаемых (рис. 10).

Немаловажную роль в этом процессе начинают играть и юниорные компании. По плану в 2020 г. по сравнению с 2019 г. инвестиции компаний увеличатся на 18% и составят более 47 млрд. рублей. Возрастёт и доля вложений юниорных компаний до 8,7 млрд. рублей, что составит 18% общих затрат.

О возросшей активности недропользователей свидетельствует увеличение числа лицензий на право пользования недрами - за последние 10 лет на 60%.

Основные тенденции геологоразведочных работ за счёт средств недропользователей (виды полезных ископаемых и регионы работ) приводились ранее. На рис. 11 представлены направления работ непосред-

ОЖИДАЕМЫМ ПРИРОСТ ЗАПАСОВ (Сг) (по влажной руде)

ЖМК-8,7 млн.т

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (Р,+Р2) ОКЕАНСКИХ РУД НАКОПИТЕЛЬНЫМ ИТОГОМ (по влажной руде):

.

.

.

Рис. 8. Геологическое изучение и оценка ресурсов ТПИ Мирового океана, обеспечение экономических и геополитических интересов Российской Федерации в освоении минеральных ресурсов международного района морского дна:

распространение ТПИ в Мировом океане: 1 - ЖМК (поля железомарганцевых конкреций), 2 - КМК поля кобальтомарганце-вых корок), 3 - ГПС (гидротермальные полиметаллические сульфиды)

ственно горнодобывающих компаний. Практически все затраты направлены на воспроизводство высоколиквидных видов сырья на Дальнем Востоке и в меньшей степени - в Сибири. Компании добиваются и значимых результатов.

В 2019 г. получены существенные приросты запасов по углю (177 млн. т), молибдену (31 тыс. т), никелю (121 тыс. т), золоту (156 т) и цементному сырью (124 млн. т).

С началом действия «заявительного» принципа лицензирования недр объёмы инвестиций на ранние стадии геологоразведочных работ стали неуклонно расти.

Основная сфера интересов юниорных компаний - поиски месторождений золота, преимущественно россыпного, а также неметаллических полезных ископаемых, углей, алмазов и цветных металлов (рис. 12).

В основном юниоры работают на Дальнем Востоке и в Сибири, что в целом соответствует инвестиционному спросу и минерагеническому потенциалу регионов.

«Заявительный» принцип действует всего 6 лет, но первые результаты его реализации позволяют полагать, что он может стать эффективным инстру-

ментом воспроизводства минерально-сырьевой базы и развития юниорного бизнеса в России. Так, на сегодняшний день силами юниорных компаний открыто уже 82 месторождения, из них 19 - в 2019 г. Основные результаты (приросты запасов): угли - 16 млн. т; золото - 13 т; поваренная соль - 150 тыс. т; калийно-магниевые соли - 94 млн. т; формовочные пески -229 млн. т; стекольные пески - 60 млн. т.

Приказом Минприроды России в 2019 г. действие заявительного механизма расширено и следует надеяться, что это позволит существенно увеличить показатели, направленные на воспроизводство минерально-сырьевой базы страны.

Основные результаты геологоразведочных работ за счёт средств всех недропользователей по итогам 2019 г. представлены на рис. 13. Впервые на Государственный баланс в 2019 г. поставлены запасы 82 месторождений, из них:

золоторудных - 47, в том числе 32 россыпных;

неметаллических ПИ - 29;

угольных - 2;

полиметаллических - 2;

железорудных - 1;

алмазов - 1.

Рис. 9. График выполнения контрактов на разведочные работы дна Мирового океана

Рис. 10. Геологоразведочные работы за счёт средств недропользователей по итогам 2019 г.

Таким образом, по итогам 2019 г. достигнуты и поддерживаются на уровне простого воспроизводства и выше показатели по большинству видов минерального сырья (рис. 14).

Однако есть и существенное невыполнение по таким стратегически важным полезным ископаемым, как алмазы, серебро, свинец, цинк, уран и марганцевые руды.

Сопоставляя основные показатели воспроизводства минерально-сырьевой базы ТПИ и прироста запасов Госпрограммы необходимо обратить особое внимание на существенный дисбаланс в реальных результатах работ недропользователей и плановых показателях программы.

В связи с чем остро встает вопрос о необходимости выработки нового подхода при планировании дальнейших ГРР и концентрации усилий на проблемных выше озвученных видах сырья.

Как известно, основной задачей государственной программы в части воспроизводства минерально-сырьевой базы, утверждённой в 2014 г., и с тех пор претерпевшей не одну корректировку, является обеспечение прироста прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых.

Однако становится очевидным, что государственная программа уже не отвечает нынешним реалиям и поставленным задачам государства на плановый период. Ежегодные корректировки не эффективны.

В связи с этим считаем, что остро назрел вопрос необходимости выработки новых подходов к актуализации Госпрограммы, как это предусмотрено Планом реализации Стратегии развития МСБ до 2035 г., либо составлению Проекта новой Госпрограммы (рис. 15).

Рис. 11. Основные направления ГРР горнодобывающих предприятий в 2019 г.

Рис. 12. Юниорные компании

ОЖНО-КОРПАНГСКИИ 2,3

I Fe - 71,2 млн т

. 1 1^Ярт

ОРЛОВСКИЕ ДВОРИКИ формовочные пески - TIS млн т

R НЕБАИБЫТ

Алмазы -1,5 млн карат

УЧАСТОК I

дипкош-с

Au - 0,5 г

УЧ. ОСИНОВСКИИ НОВОКАЗАНСКОГО И КУКУШКИНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Уголь ■ 143 млн т

■J

БЛАГОДАТНОЕ

z %7r о б

(7) к

А

Q ЯР.

Au - 8,7 т

ВЕРШИНА ОРОЧЕНКА Au -2,4 т Ад-2,9 т

ОДЯППЕ

Ли - S£ г Ад-17т

КАРА-БЕЛЬДИР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Au -22,8 т

КЛЮЧЕВСКОЕ

Au -76,6 т

4

Q |5 7Пб

□ О

7

8

9

Рис. 13. Наиболее значимые результаты ГРР за счёт средств недропользователей в 2019 г.:

1 - уголь; 2 - уран; металлы: 3 - черные, 4 - цветные, 5- благородные; 6 - алмазы; 7- неметаллические полезные ископаемые; 8 - в том числе по заявительному принципу; 9 - впервые открытые

При любом подходе цели, задачи и показатели Госпрограммы должны отвечать приоритетным задачам государства в среднесрочной перспективе при полной синхронизации с действующими и планируемыми документами стратегического планирования.

Приоритетные задачи государства в среднесрочной перспективе:

1. Обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития РФ - сокращение межрегиональных различий, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, развитие перспективных ЦЭР, обеспечение национальной безопасности страны.

2. Создание условий для устойчивого обеспечения минеральным сырьем в целях стабильного социально-экономического развития и поддержания экономической и энергетической безопасности России.

Подводя итоги, следует отметить, следующее:

• По большинству видов сырья показатели госпрограммы уже достигнуты, однако в последние годы

отмечается систематическое невыполнение показателей прироста прогнозных ресурсов и запасов по таким важным стратегическим видам сырья как алмазы, цинк, серебро, уран и марганец.

• Негативная тенденция несвоевременного выполнения обязательств по государственным контрактам, а также текущая система планирования ГРР не позволяют достигать требуемых результатов. С целью повышения качества геологоразведочных работ, необходимо пересмотреть их систему проведения и планирования.

• Действующая редакция Госпрограммы в части своих целей, задач и показателей уже не в полной мере отражает современные потребности государства в развитии и воспроизводстве минерально-сырьевой базы. В программе отсутствует связь с новыми утверждёнными документами стратегического планирования, включая отраслевые и региональные. В связи с чем требуется существенный пересмотр и корректировка действующей Госпрограммы.

Рис. 14. Итоги работ недропользователей

Рис. 15. Синхронизация ГП ВИПР с документами стратегического планирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.