Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА'

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЫНОК / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРИБЫЛЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / МОБИЛИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов О.О.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что вопросы эффективности коммерческой деятельности в условиях сформированных рыночных отношений приобрели исключительно важное значение для предприятий и организаций всех форм собственности. Возникла необходимость оптимизации производственных и прочих процессов для извлечения прибыли и сохранения конкурентных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN WAYS OF INCREASING THE ECONOMIC EFFECTIVENESS OF THE ENTERPRISE ACTIVITY IN THE MARKET CONDITIONS

The relevance of this topic is due to the fact that the issues of the efficiency of commercial activity in the conditions of the formed market relations have become extremely important for enterprises and organizations of all forms of ownership. There was a need to optimize production and other processes to extract profit and maintain competitive positions.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА»

УДК 331

Морозов О.О. студент магистратуры 3 курса факультет «Государственного и муниципального

управления и экономики» ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и

управления при Главе Республики

Россия, г. Уфа

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В

УСЛОВИЯХ РЫНКА

Аннотация: Актуальность данной темы обусловлена тем, что вопросы эффективности коммерческой деятельности в условиях сформированных рыночных отношений приобрели исключительно важное значение для предприятий и организаций всех форм собственности. Возникла необходимость оптимизации производственных и прочих процессов для извлечения прибыли и сохранения конкурентных позиций.

Ключевые слова: эффективность, рынок, оптимизация, прибыль, конкуренция, мобилизация, производство.

UDC 331

Morozov O.O.

Master of 3 course

Faculty of «State and Municipal Management and Economics» GBOU VB Bashkir Academy of Public Service and Management under

the Head of the Republic Russia, Ufa

MAIN WAYS OF INCREASING THE ECONOMIC EFFECTIVENESS OF THE ENTERPRISE ACTIVITY IN THE MARKET

CONDITIONS

Abstract: The relevance of this topic is due to the fact that the issues of the efficiency of commercial activity in the conditions of the formed market relations have become extremely important for enterprises and organizations of all forms of ownership. There was a need to optimize production and other processes to extract profit and maintain competitive positions.

Keywords: efficiency, market, optimization, profit, competition, mobilization, production.

Экономическая эффективность представляет собой одну из важных экономических категорий, характеризующих положительный результат хозяйственной или иной деятельности. В условиях сформированной рыночной экономики изменяется и трактовка определения «экономическая эффективность» и характеристики критериев, которые ее определяют. Поскольку основой рыночной экономики и предпринимательства является

прибыль, то есть получение дохода, то в качестве первичного критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг, обеспечения их конкурентоспособности.

Таким образом, можно дать следующее определение «экономической эффективности» - это соотношение между полученным в итоге производственной деятельности результатом и затратами труда и средств производства, которые были использованы в данной производственной

195

деятельности195.

Обобщенно говоря, эффективность есть соотношение результата и затрат. Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) эффективность.

Общая эффективность используется для оценки и анализа общеэкономических результатов и эффективности на различных уровнях экономики за определенный период времени и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям и регионам.

Сравнительная эффективность применяется при расчете, анализе и обосновании принимаемых производственно-хозяйственных, технических и организационных решений, для отбора лучшего из альтернативных вариантов.

Пути повышения эффективности производства представляют собой сформированный комплекс конкретных мероприятий, которые должны привести к росту эффективности производства в заданных направлениях. Основными направлениями повышения эффективности предприятия можно назвать следующие, приведенные на рисунке 1.

195 Щербакова С. А. Пути повышения эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №9.2. — С. 63-65.

Рисунок 1 - Основные пути повышения эффективности предприятия196

Повышение эффективности производства во многом обусловлено максимизацией использования основных фондов. Важно максимально использовать имеющийся производственный потенциал, стремится к полной загрузке оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать объем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади.

Научно-технический прогресс является фактором, способствующим развитию методов снижения трудоёмкости производственных и иных процессов, а также повышению производительности труда. В условиях развивающегося рынка необходимы качественные изменения в производственных процессах, осуществление перехода к принципиально новым технологиям, мобилизация и перестроение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники.

Также научно-технический прогресс имеет влияние и на развитие способов снижения материалоемкости продукции, что повышает рациональность использования природных ресурсов в некоторых отраслях.

Для развития всех вышеперечисленных факторов необходимо финансовое подспорье, которое может быть организовано через активизацию инвестиционной деятельности предприятий в развитие новейших технологий.

Таким образом, очевидно, что пути повышения эффективности предприятия основаны на внедрении новых технологий, которые в свою очередь, могут быть созданы благодаря вложению инвестиций в научную деятельность и в развитие технологий. Предприятия должны заботится не

196 Аляксин Б.С. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие Б.С. Аляксин. - М.: РосАКОагро, 2007. -

177 с.

только о собственном, но и об отраслевом развитии, проявлять стремление к поддержке научных разработок.

В современных условиях рыночной экономики для того, чтобы предприятие работало эффективно, ему необходимо быть конкурентоспособным по отношению к другим предприятиям, в том числе зарубежным. В данном случае, важным фактором экономической эффективности выступает качество выпускаемой продукции. Именно для этого руководству российских предприятий необходимо внедрять в деятельность своей организации систему менеджмента качества.

Система менеджмента качества состоит из действий, с помощью которых организация определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов, и устанавливает свои цели197. Она управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон. Также данная система позволяет руководящему звену предприятия оптимизировать использование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия их решений.

Таким образом, для того чтобы увеличить результативность функционирования предприятия необходимо внедрение системы менеджмента качества. Благодаря ей предприятие сможет: уменьшить процент брака в производстве, тем самым позволяя снизить издержки; увеличить качество продукции, а, следовательно, увеличить спрос на свою продукции и увеличить прибыль. В дальнейшем эти факторы помогут предприятию быть более конкурентоспособным по отношению к другим фирмам в современных условиях мировой рыночной экономики.

Использованные источники:

1. Аляксин Б.С. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие Б.С. Аляксин. - М.: РосАКОагро, 2007. - 177 с.

2. Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ С. Д. Ильенкова [и др.].— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 287 с.

3. Щербакова С. А. Пути повышения эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №9.2. — С. 63-65.

197 Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ С. Д. Ильенкова [и др.].— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.