Научная статья на тему 'РАСШИРЕНИЕ РЫНКА СБЫТА ПРОДУКЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

РАСШИРЕНИЕ РЫНКА СБЫТА ПРОДУКЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1703
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / РЫНОК СБЫТА / ТОВАР / УСЛУГИ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грязев Е.И., Шевченко С.А.

В статье рассмотрена тема увеличения прибыли предприятия через расширение рынка сбыта продукции, актуальность выбранной темы заключается в необходимости применения эффективной стратегии для прогнозирования емкости рынка и такого объема сбыта, который будет востребован потребителем. С этой целью в статье предложены четыре стратегии расширения рынка сбыта предприятия. Исходя из предложенных вариантов стратегий можно сделать выводы о необходимости выполнения анализа влияния находящейся вокруг среды организации и учета эффекта давления со стороны четырех сфер на работу предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANSION OF THE MARKET FOR PRODUCTS AS A WAY TO INCREASE THE PROFIT OF THE ENTERPRISE

The article deals with the topic of increasing the profit of an enterprise through the expansion of the sales market for products, the relevance of the chosen topic lies in the need to apply an effective strategy to predict the market capacity and such sales volume that will be in demand by the consumer. To this end, the article proposes four strategies for expanding the market for the enterprise. Based on the proposed options for strategies, it can be concluded that it is necessary to analyze the impact of the organization located around the environment and take into account the effect of pressure from the four areas on the work of the enterprise.

Текст научной работы на тему «РАСШИРЕНИЕ РЫНКА СБЫТА ПРОДУКЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

РАСШИРЕНИЕ РЫНКА СБЫТА ПРОДУКЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ

ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Е.И. Грязев, студент С.А. Шевченко, доцент

Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-1-183-60-63

Аннотация. В статье рассмотрена тема увеличения прибыли предприятия через расширение рынка сбыта продукции, актуальность выбранной темы заключается в необходимости применения эффективной стратегии для прогнозирования емкости рынка и такого объема сбыта, который будет востребован потребителем. С этой целью в статье предложены четыре стpaтeгии pacшиpeния pынкa cбытa предприятия. Исходя из предложенных вариантов стратегий можно сделать выводы о необходимости выполнения анализа влияния находящейся вокруг среды организации и учета эффекта давления со стороны четырех сфер на работу предприятия.

Ключевые слова: анализ, рынок сбыта, товар, услуги, стратегия.

Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

Одним из резервов роста прибыли является расширение рынка сбыта продукции. Между рынком сбыта и прибылью есть определённая зависимость: чем больше реализуется продукции, тем больше является сумма прибыли, а невыполнение плана по реализации продукции уменьшает прибыль. При подсчёте резервов увеличения прибыли за счёт расширения рынка сбыта продукции используют результаты анализа выпуска и реализации продукции.

Любой компании, вне зaвиcимocти, пpoизвoдит oнa тoвapы, пpeдocтaвляeт уолуги или являeтcя пocpeдникoм мeждy пpoизвoдитeлeм и пoтpeбитeлeм, необходим cвoй pынoк cбытa, та кoтopoм будут вocтpeбoвaны пoтeнциaльнo пpeдлaгaeмыe пpoдyкты, и cyщecтвyeт пoтeнциaл к pocтy и pacшиpeнию. Бeз ^го coздaть ycпeшный бизнec нeвoзмoжнo [1].

Pынoк cбытa выcтyпaeт пpocтpaнcтвoм для oтнoшeний пpoизвoдитeля и

пoтpeбитeля, гдe пpoизвoдитeль cтapaeтcя yдoвлeтвopить пpeдпoчтeния клиeнтoв c цeлью пoлyчeния пpибыли, пoтpeбитeль, в cвoю oчepeдь, пoлyчaeт нужный пpoдyкт. Тeм caмым пoтpeбитeль фopмиpyeт cпpoc, a пpoизвoдитeль пpeдлoжeниe.

Для предприятия особое значение имеет прогнозирование емкости рынка и объема сбыта, которое является решающим фактором для определения других направлений деятельности.

Планированию сбыта предшествует анализ влияния находящейся вокруг среды организации. Необходимым моментом, влияющим на сбыт, считается влияние внешней среды. Любое предприятие воплотит в жизнь свою деятельность в рамках конкретной экономической ситуации, чувствуя надобность заключения задач, связанных с четырьмя автономными сферами: глобальная экономика (условия торговли, сбытовые потери, денежные курсы и т.д.); государственная экономика (циклические взлеты и регрессы, политического деятеля правительства и т.д.); потребительский рынок сбыта. «Эффект давления» со стороны данных четырех сфер на работу предприятия обязан приниматься в расчет при составлении намерений маркетинга и сбытовой политики. Особенное воздействие на сбыт оказывают неконтролируемые наружные моменты: привязанно-

сти и наклонности покупателя или же пользователя; конкуренция; торговые традиции; контроль со стороны правительства и т.д. [2].

Основные нормативно-правовые акты, которыми необходимо руководствоваться при построении управленческих процессов, включая управление финансовыми результатами, выглядят следующим образом:

- Конституция РФ;

- Гражданский кодекс РФ;

- Налоговый кодекс РФ;

- Трудовой кодекс РФ;

- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный закон «Об акционерных обществах»;

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

- ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

- ПБУ 10/99 «Расходы организации» и

др.

Так, Гражданский кодекс РФ регламентирует особенности осуществления коммерческой деятельности на территории России, формы безналичных расчетов, порядок заключения всех видов хозяйственных договор и др. [3].

Существуют следующие стратегии расширения рынка сбыта.

1. Географическое расширение.

Основывается на переходе от регионального масштаба к

общенациональному, выход в другую страну или другой регион. Компании, которые применяют эту стратегию для достижения успеха, задействуют значительные инвестиции в логистику, инфраструктуру дистрибуции, а также создание новой организации с учетом уже работающего механизма или же используют уже работающую

организацию с адаптацией под новое место размещения. Второй путь географического расширения - от локального к региональному, а в последствии к национальному рынку. Здесь выступает партнерство в виде альянсов или слияния с компанией, которая уже обладает возможностью для более обширного продвижения товаров или услуг [4].

2. Выход на новые сегменты рынка.

Расширение обеспечивается за счет

новых сегментов рынка. Есть несколько направлений, по которым можно ориентироваться при выборе:

- по темпам потребления, в эту категорию входят люди, которые по каким-то причинам не пользуются предлагаемым товаром, то есть, к примеру, производитель видеоэлектроники, ориентируется на тех, кто пока не приобрел телевизоры;

- по каналу распределения, предприятие выходит на новый сегмент рынка при помощи открытия нового канала распределения, то есть магазин может заключить договор на сотрудничество с другой организацией по поставке своих товаров, или же размещение фирмой своей продукции в других точках фирм, занимающихся сопутствующей продукцией;

- по возрасту, то есть когда производство товара или услуги направлено на конкретную возрастную категорию, предприятие лишается потребителей других возрастных групп. Для захвата этих групп предприятию необходимо разработать новый товар, который задействует в том числе и их потребности;

- по требованиям, то есть фирма-производитель предъявляет более высокие требования к производимому товару, меняет его характеристики в лучшую сторону;

- по предназначению, то есть представитель услуг в своей отрасли, ориентируясь на потребности потребителей, включает новую функцию в свои услуги, которая будет удовлетворять эти потребности, эта стратегия полезна, при поиске новых рынков, ведь иногда полезный сегмент получается определить, при взгляде на рынок под другим углом.

3. Вертикальная интеграция.

Вертикальная интеграция - это другое

направление роста, такая интеграция вперед применяется в тех случаях, когда у производителя обьединяются последние стадии производственного цикла -

создание и продвижение товара на рынок [5].

Интеграция назад - производитель вкладывает инвестиции в источники сырья и материалов, то есть совершает действия противоположные интеграции вперед (наоборот). чтобы оценить необходимость вертикальной интеграции рекомендуют оценить возможные выгоды и издержки этой стратегии.

Есть случаи, в которых главным фактором успеха производителя является доступ к первоисточникам сырья. Ведь при возникновении форс-мажорных ситуаций, фирма рискует остаться без сырья и материалов и потерять прибыль. В таких случаях выигрывают производители, которые заботятся, чтобы сырье и материалы зависели от них [6].

Вертикальная интеграция может быть использована для обеспечения более полного контроля над товарами и услугами. В случае, если компания, хочет изменить свой статус, и соответственно поднять уровень качества продукции, но ей не позволяет текущее положение, т.к. к примеру, она занимается изготовлением бюджетного товара и качество этого товара соответствует цене, применятеся вертикальная интеграция назад, благодаря которой компания переходит в более высокий статус, с соответствующим более высоким качеством продукта или услуги.

4. Франчайзинг.

Если у предприятия недостаточно капитала, или по каким-то другим причинам предприятие не может открыть новую дополнительную деятельность, но уже существующие точки имеют высокую прибыль с продаж, то можно использовать эту стратегию. Заинтересованные в бизнесе люди, могут приобрести идею и имя бизнеса.

Если рассматривать всевозможные стратегии расширения рынка сбыта, то также хотелось бы выделить пару стратегий, которые используют маркетологи, чтобы предприятие имело высокую конкурентоспособность, чтобы увеличивался процент потребителей и происходил приток денежных средств, чтобы их товар или услуга выглядели максимально привлекательно на рынке:

1) Новые способы использования товаров и услуг. Расширить рынок сбыта возможно даже при нахождении одного нового способа использования товара компании. На каждый новый способ найдется своя целевая аудитория, главное ориентироваться на количественную полноту этой аудитории. Также бывает, что потребители сами придумывают новые способы использования товаров [7].

2) Интенсификация выпускаемого товара.

В этой стратегии применяется психологическое воздействие на потребителя. Производитель убеждает потребителя, что потребляя их продукт или услугу, потребитель извлекает огромную пользу, повышает свою эффективность [8].

Любое предприятие заинтересовано в расширении рынка сбыта своей продукции. Ведь грамотное расширение приведет предприятие к лидирующей позиции на рынке, соответственно, к максимизации прибыли. Расширение рынка сбыта предприятия это не только нахождение новых рынков, но также и захват новых сегментов уже существующего рынка. В случае с новыми рынками, это как говорилось выше, выход на новые уровни. Во втором случае, это выпуск новых модернезированных товаров, с учетом потребностей определенных групп

потребителей. Библиографический список

1. Артеменко В.Г. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. - М.: Изд-во НГАЭ и Y, 2019. - 256 с.

2. Митрохина С.М. Проблемы планирования сбытовой деятельности на предприятии / С.М. Митрохина, С.А. Шевченко // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: сб. материалов XIX ежегодного открытого конкурса науч.-исслед. работ студентов и молодых учёных в области экономики и управления «Зелёный росток»

с итоговым этапом в форме всерос. конф. (г. Волгоград, апрель 2019 г.) / под ред. Г.С. Мерзликиной; ВолгГТУ. - Волгоград, 2019. - Вып. 38. - С. 81-82.

3. Каменева, С.В. Факторы, влияющие на управление финансовыми результатами деятельности организации / С.В. Каменева, С.А. Шевченко // Наука и практика - 2019: материалы всероссийской междисциплинарной научной конференции (г. Астрахань, 21 -26 октября 2019 г.). Раздел «Гуманитарные и социальные науки» / Федеральное агентство по рыболовству, ФГБОУ ВО «Астраханский гос. технический ун-т». - Астрахань, 2019. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: С:\В0СиМЕ~1\80Тт0~1\Ь0САЬ8~1\Тетр\Сборник Наука и практика 2019_Часть1^р\.

4. Богомолов В.А. Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика: учеб. пособие / В.А. Богомолов, А.В. Богомолова. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 271 с.

5. Блыхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 380 с.

6. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. - М.: Т Проспект, 2020. - 360 с.

7. Купчиха Л.А. Анализ финансовой деятельности с помощью коэффициентов // Бухгалтерский учет. - 2019. - №1. - С. 12-15.

8. Наумова И.А. Теория экономического анализа: учеб. пособие / И.А. Наумова, И.П. Васильевич, Л.В. Куридинова. - М.: Изд-во ЮНИТИ, 2019. - 304 с.

EXPANSION OF THE MARKET FOR PRODUCTS AS A WAY TO INCREASE THE

PROFIT OF THE ENTERPRISE

E.I. Gryazev, Student S.A. Shevchenko, Associate Professor Volgograd State Technical University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article deals with the topic of increasing the profit of an enterprise through the expansion of the sales market for products, the relevance of the chosen topic lies in the need to apply an effective strategy to predict the market capacity and such sales volume that will be in demand by the consumer. To this end, the article proposes four strategies for expanding the market for the enterprise. Based on the proposed options for strategies, it can be concluded that it is necessary to analyze the impact of the organization located around the environment and take into account the effect ofpressure from the four areas on the work of the enterprise.

Keywords: analysis, sales market, goods, services, strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.