Научная статья на тему 'Основные пути и условия возрождения и развития русской школы в России'

Основные пути и условия возрождения и развития русской школы в России Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
380
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / РУССКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / RUSSIAN NATIONAL SCHOOL / SOCIO-LEGAL SPACE / RUSSIAN PUBLIC PEDAGOGY / RUSSIAN MENTALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тамбовский О.М.

В статье анализируются пути и условия становления и функционирования русской школы в Российской Федерации, рассматриваются основные компоненты содержания образования в русской школе. Особое внимание уделяется состоянию современной школы в контексте национального самосознания и намечаются пути и условия возрождения и развития русской школы в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC WAYS AND CONDITIONS OF REVIVAL AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN SCHOOLS IN RUSSIA

The article analyzes the ways and conditions of formation and functioning of the Russian school in the Russian Federation, considers basic components of education in a Russian school. Special attention is paid to the state of modern schools in the context of national identity and the ways and conditions of revival and development of Russian education in the XXI century.

Текст научной работы на тему «Основные пути и условия возрождения и развития русской школы в России»

УДК 37.014(470)

ТАМБОВСКИЙ О.М.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра документационного обеспечения управления и делового администрирования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-maihtom-got@maU.ru

UDC 37.014(470)

TAMBO VSKIY O.M.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Department of Document management and business administration, Orel state university named after

IS. Turgenev e-mail: tom-got@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПУТИ H УСЛОВИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ

THE BASIC WAYS AND CONDITIONS OF REVIVAL AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN SCHOOLS IN RUSSIA

В статье анализируются пути и условия становления и функционирования русской школы в Российской Федерации, рассматриваются основные компоненты содержания образования в русской школе. Особое внимание уделяется состоянию современной школы в контексте национального самосознания и намечаются пути и условия возрождения и развития русской школы в XXI веке.

Ключевые слова: русская национальная школа, социально-правовое пространство, русская народная педагогика, русская менталъность.

The article analyzes the ways and conditions offormation and functioning of the Russian school in the Russian Federation, considers basic components of education in a Russian school. Special attention is paid to the state of modern schools in the context of national identity and the ways and conditions of revival and development of Russian education in the XXI century.

Keywords: Russian national school, socio-legal space, Russian public pedagogy, Russian mentality.

Говоря о возрождении и развитии национального образования, необходимо выделить следующее условие строительства русской школы в России: абсолютный приоритет народного образования в государственной политике. Это обусловлено экономической эффективностью образования и реализуется через деятельность государственных структур всех уровней - прежде всего через приоритетность госбюджетного финансирования сферы образования, через поднятие в общественном мнении престижа педагогических профессий и материального поощрения труда учителя, а также через помощь школе со стороны всех социальных институтов и широкой общественности.

Социальная справедливость. Образование всех уровней должно быть общедоступным и бесплатным. Всем детям государство предоставляет реально равные возможности для получения образования независимо от их социального происхождения и материального положения. Различие в уровне и качестве полученного образования зависит только от трудолюбия и воли самих учащихся.

Единство школы. Единство (но не однообразие) школы в области содержания образования и педагогических технологий, а также критериев оценки и требований, предъявляемых кучащимся, позволяет реализовать принцип социальной справедливости и обеспечить реальную возможность непрерывного образования граждан и их восхождения к вершинам профессионального мастерства в любой сфере деятельности. Этот же прин-

цип позволяет построить систему образования, создающую широкие возможности для проявления и развития талантов во всех сферах деятельности. Эффективность его подтверждена практикой советской школы 40-50-х годов.

Опора на духовные ценности и традиции русской национальной культуры. Это условие вытекает из задач нашего национального возрождения, а также из самой природы школы, которая в своем подлинном органичном бытии имеет ярко выраженный национальный характер: она вырастает на почве национально-культурных ценностей и традиций, созданных веками и тысячелетиями предшествующего развития народа и форм его социально-государственной жизни.

Данное условие может быть реализовано через обращение творческой педагогической мысли к великой истории и культуре, к богатейшему опыту и традициям русской национальной педагогики, которые содержат в себе весь необходимый общественный и духовный опыт для решения задач нашего возрождения и преображения.

Во-первых, необходимо изучить и освоить тысячелетний опыт и традиции народной педагогики, ибо сознание нашего народа педагогично по своей природе, проникнуто педагогическими знаниями и умениями, несет в своей природе духовно-нравственный идеал и мудрые принципы его достижения. Русская народная педагогика органично вырастала из самой народной жизни во всех ее проявлениях - это педаго-

© Тамбовский О.М. © Tambovskiy О. М.

гика труда и быта, педагогика природы, педагогика песен, сказок и пословиц. И в основе этой педагогики, в противовес сегодняшней "безрукой" школе, лежал Труд, причем учили не отдельным абстрактным трудовым операциям, а ремеслам, воспитывали не просто работника-исполнителя, а Мастера. И стремились в формирующуюся молодую душу вложить Любовь -к Родине, к Матери, к Природе, к Труду, к Предкам, к Добру и Правде, к Солнцу и Свету. Воспитывали нравственное и физическое здоровье, уважение к старшим, мужество, сострадание и милосердие, причем эти особенности народной педагогики сложились задолго до введения христианства на Руси - они имеют более чем тысячелетние истоки. Для русской народной системы воспитания, как и для всей трудовой и общественной жизни, были характерны общинные, артельные начала, соборность, где общие любовь и стремление к единым духовно-нравственным ценностям, общие радость и забота, сопереживание не подавляют индивидуальности, а помогают ей вырасти в Личность. Ребенок воспитывался не в искусственной среде, а на миру - его воспитывал весь строй жизни: семья, близкие люди, община, совместный со взрослыми труд, родная природа, нравственность соборной жизни и красота народной культуры. Таким образом, русский народ испокон веков воплощал на практике то, что сейчас называется социальной педагогикой.

Во-вторых, использовать лучшие традиции общественно-церковной и официально-государственной системы образования и воспитания. Для них характерны высокий и ясно очерченный идеал человека - православный христианин, образ и подобие Божие; высокая патриотическая цель - мощь и слава Отечества, его процветание. Важным достижением российской педагогики явилась и система непрерывного образования, которая во всем мире называется "русской системой обучения". Наконец, это сильная гуманитарная составляющая в учебных планах и программах российских образовательных учреждений, что объясняется стремлением не просто готовить будущих специалистов, но прежде всего воспитывать людей, граждан Отечества, а также пониманием того, что без воспитания широкообразованной, высоконравственной, добросовестной личности невозможно подготовить и квалифицированного, творчески работающего и ответственного специалиста, мастера своего дела.

Следует обратиться к творческому наследию великих русских педагогов от Владимира Мономаха и Сильвестра Медведева до Пирогова и Ушинского, Макаренко и Сухомлинского, творчески переосмыслив накопленные ими идейное богатство и практический опыт. И, конечно же. нельзя обойти вниманием великую русскую литературу, которая через века пронесла свой просветительно-воспитательный характер - от Иллариона Киевского и "Слова о полку Игореве" до Пушкина и Достоевского, Леонида Леонова и Валентина Распутина.

Этот принцип можно сформулировать также в виде

идеи, которая уже была высказана ранее: русская школа должна быть базовой в государственной системе образования России.

Органическая связь воспитания и обучения. Главной задачей русской школы должно быть не только обучение юного поколения наукам, но и национальное его воспитание, то есть насыщение русской идеологией, и обучение, соответствующее стереотипам поведения. Приоритет национального воспитания необходим потому что только оно формирует в человеке положительный духовный фундамент и иммунитет по отношению к низменным идеям.

Голые научные знания сами по себе не созидают в человеке ни положительных духовных основ, ни иммунитета по отношению к злу, ибо они по самой своей природе нейтральны в этом отношении и могут служить как гитлерам, так и святым. Поэтому так важно, осознав их релятивный в нравственном отношении характер, сделать в русской школе упор на национальное воспитание, без которого остальные знания окажутся бесполезными или даже будут служить злу.

Сказанное не умаляет важности школьных наук, но мы не должны забывать об их инструментальном характере и о том, что, обучая им национально невоспитанную русскую молодежь, мы отдаем ее вместе с полученными ею знаниями в чужие руки.

Воплощая в жизнь этот принцип, необходимо органично связать образование с подлинной, т.е. гуманитарной, а, точнее сказать, духовной культурой, ибо только духовная культура, ее творческое освоение может сделать индивида Личностью, т.е. воспитанным, духовно-нравственным существом, бескорыстно стремящимся к истине, добру и красоте и строящим свои отношения с ближними на принципах правды, справедливости, терпимости и милосердия. Речь идет о разумной гуманитаризации образования, а не о механическом увеличении в учебных планах удельного веса гуманитарных предметов, необходимости изменения в сторону очеловечивания содержания учебных дисциплин естественнонаучного и техническо-прикладного циклов, их более тесной содержательной взаимосвязи с гуманитарными предметами, что позволит уберечь сознание молодых людей от иллюзий технократизма и сциентизма. Однако гуманитаризация не должна быть самодовлеющей и наносить ущерб естественнонаучному и техническому образованию, ибо XXI век будет не просто веком высочайших технологий, но веком овладения и подчинения человеком демона науки для решения глобальных экологических, производственных и социальных проблем, созданных эпохой неконтролируемого развития науки именно в силу недостаточного понимания и овладения человеком природы и закономерностей научно-технического прогресса.

Ориентация на будущее.Сегодня многие видят спасение и единственный путь возрождения русской школы в ее ориентации на прошлое. Однако такая позиция глубоко ошибочна. Русская школа должна быть ориентирована не столько на изучение русского прошлого.

сколько на изучение русского будущего и русского настоящего. Осмысление цели и путей к ней есть самое важное дело в жизни, ибо цель организует человека и нацию, а бесцелие их дезорганизует. Лишь умирающие народы живут своим прошлым. Нация жизнеспособная размышляет о своем будущем и подчиняет ему свое настоящее, а своим прошлым не столько гордится, сколько извлекает из него уроки, необходимые для осуществления своего идеала. Народов без идеалов не бывает. Идеал - это свет, которым осмысливается настоящее и прошлое народа. Как только народный идеал разрушается, так вслед за этим разрушается сам народ. Поэтому народ, обладающий волей к жизни, невозможен без постоянного осмысления своего идеала всеми его представителями, не исключая женщин и детей. Дети, хотя и любят сказы о прошлом, живут по преимуществу все-таки будущим. Поэтому для них совместные с учителями, родителями и сверстниками мечты и размышления о будущем своего народа необходимы и животворны. И чем раньше ребенок начнет проникаться идеалами родного ему мира, тем благодатнее это скажется на развитии его сердца и ума.

Русская школа не состоится, если не будет нести русским детям и русскому юношеству новую победную русскую идеологию, в выработке и пропаганде которой должны участвовать все. кто чает возрождения русской школы.

Говоря о содержании образования в учебных заведениях данного типа, следует сказать, что русская школа есть школа познания России. Главным содержанием образования в русской школе является русская национальная культура и русская цивилизация как ее воплощение во внешних формах исторического бытия в России.

Культура относится к цивилизации так. как душа относится к телу. Подлинная культура духовна по своей природе, она является системой целей, ценностей и принципов творческой (т.е. созидательной) человеческой деятельности, направляемой бескорыстным стремлением человека к истине, добру и красоте. Она может овеществляться, материализовываться в результате предметно-практической деятельности человека и проявлять себя в материальных формах, в вещественном теле цивилизации, но при этом сама в себе она остается чисто духовным явлением.

Русская культура и основанная на ней цивилизация принципиально отличается от культуры западной целым рядом особенностей. Главное отличие состоит в ярко выраженной духовности и созидательном характере русской культуры, что в частности проявилось в способе и результатах освоения русским народом огромных пространств Евразии: в отличие от колонизации Западной Европой материков Нового Света, когда огнем и мечом были уничтожены великие цивилизации Месоамерики и большая часть коренного населения американского континента, создание великой Российской империи осуществлялось преимущественно мирным путем, и при этом ни один из больших и малых народов, населяющих Евразию, не только не был

истреблен, но все они сохранили свою национальную культуру, получив к тому же возможность свободного приобщения к ценностям русской культуры.

Отметим главные особенности, характерные для русской культуры и русского национального характера. воспитанного в лоне этой культуры. Эти же самые особенности, которые проявлялись в различные эпохи в различных исторических условиях и ситуациях, особенности, которые могут представляться частично или полностью утраченными, но которые тем не менее были явлены в русской истории, запечатлены в творениях русской культуры, а значит, есть надежда на их возрождение из тайника народного подсознания к деятельной духовно-практической жизни.

• Преобладание в русском национальном сознании и характере русского народа духовных мотивов жизни надматериальными. что проявляется в нестяжательстве. в отношении к собственности, которая является для русского человека правом труда, а не капитала, а также некоторой созерцательности и поэтичности народного мировосприятия.

• Соборность, проявляющаяся в формах организации труда (артели, колхозы). Общественной жизни (крестьянская община - мир, земские соборы, казачий круг, советы), и, как следствие этого, стремление жить по совести, правдолюбие и стремление к справедливости.

• Добротолюбие и трудолюбие, обусловленные созидательно трудовым образом жизни русского народа-крестьянина, с древнейших времен обустраивавшего и возделывавшего землю, экологичность народного сознания.

• Уживчивость русского человека, его терпимость по отношению к представителям и других этносов и культур, стремление по возможности решать спорные межэтнические вопросы и конфликтные ситуации миром, неагрессивность, оборонительная направленность ратного сознания русского народа и русской военной доктрины.

• Всемирная отзывчивость и всечеловечность русского народа, способность вместить в себя проблемы и заботы, радости и боли любого народа и человечества в целом, универсализм русской культуры, отмеченные Достоевским в его знаменитой юбилейной Пушкинской речи и Блоком в его «Скифах».

• Сознание своей всемирно-исторической миссии как хранителя чистоты православной веры.

• Загадочность, таинственность и непредсказуемость русской души в ее внутренней диалектически-противоречивой сущности и в ее проявлениях.

Органичность культуры предполагает ее целостность. Это означает, что культура народа, нации проявляет себя во всех видах и формах творческой жизнедеятельности, освоенных ими к этому времени:

• В системе религиозных верований, нравственных принципов и норм. Для русской национальной культуры - это православие и его нравственный кодекс.

• В литературе и искусстве нации (слово и музыка, изобразительное искусство, танец, театр, кино т.д.).

В формах организации общественной и личной жизни (семья, община, государство и т.д.).

• В формах организации труда и производства (артель или мануфактура, фермерство или колхоз и т.д.).

• Образование (педагогика) - обучение и воспитание молодого поколения (цели и методы, содержание и формы образовательного процесса, педагогические технологии. типы учебных заведений и т.д.).

• Быт (оформление жилища, костюм, кулинария, утварь, украшения и т.д.).

• Наука и философия (рациональное понимание природы, общества и человека и взаимоотношений между ними).

Целостное приобщение человека к культуре с необходимостью предполагает освоение им всего содержательного богатства, заключенного в перечисленных видах и формах жизнедеятельности. Поэтому учебные планы и предметы русской школы должны быть построены в соответствии с этим требованием.

Культура есть способ жизнетворчества народа, а потому подлинное освоение культуры всегда предполагает активно-деятельное погружение в нее. Освоить культуру формально, культурологически нельзя -необходимо жить в ней и дышать ею. Освоение учащимися русской культуры должно соответствовать самой природе культуры: это должна быть деятельная жизнь в культуре, живое творческое погружение в нее. Только тогда ее ценность и традиции не будут восприниматься как музейное достояние, а будут поняты и приняты как идеалы и принципы созидательной деятельности, только тогда возможно будет воспитывать человека-творца. Это означает, что от привычного для педагогов процесса освоения методик следует перейти к поиску и разработке новых педагогических технологий, в основе которых должно лежать знание законов и форм, а также моделирование механизмов культуросозидающей творческой деятельности народа.

Библиографический список

1. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1993. 160 с.

2. Гончаров П.Ф. Какой быть русской школе//Воспитание школьников, 1993. №З.С. 8-11.

3. Гончаров II.Ф. Новый экспериментальный учебный план русской школы. С.Петербург, 1992. 21 с.

4. Гончаров И.Ф. Русское самостояние (о роли школы в образовании русского национального характера) // Советская Россия. 1993. 24 сентября.

5. ГромыкоМ.М. Мир русской деревни. М.: Мол.гвардия, 1991. 446 с.

6. Малъчевстш Н.П. К истории русской философии // Логос. С.-Петербургские чтения по философии культуры. Российский духовный опыт. С.-Петербург, 1992. С. 3-21.

7. Материалы к концепции русского образования в России. Сост. B.C. Горячев. М., 1994. 30 с.

8. Медынский Е.Н. История Русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. 2-е изд. М., 1938. 512 с.

9. Методические рекомендации по использованию прогрессивных идей и опыта народной педагогики в нравственном воспитании школьников (НИИ нац. пж.). М., 1985. 59 с.

10. Моносзон ЭЛ. Становление и развитие советской педагогики, 1917-1987: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 224 с.

References

1. Gershimsky B.S. Philosophical and methodological bases of strategy of development of education in Russia.M., 1993.160 p.

2. GonchamvI. .EWhata Russian school should be // Students education, 1993. No. 3. Pp. 8-11.

3. Goncharov I F. A new experimental curriculum of the Russian school. St.Petersburg, 1992.21 p.

4. Gonchamv I. F. Russian stance m (about the role of schools in education efthe Russian national character) // Soviet Russia. 1993. September 24.

5. Gromyko M.M.The world of the Russian country side.M.: Molodayagvardia, 1991.446 p.

6. Mal'chevskii N.P. To the history of Russian philosophy //Togos. St. Petersburg readings on the philosophy of culture. The Russian spiritual experience.St.Petersburg, 1992. Pp. 3-21.

7. Materials to the concept of Russian education in Russia / Сотр. by С. B. Goryachev.M., 1994.30 p.

8. Medynskii E.N. The history of Russian pedagogy before the great October socialist revolution. 1938. 512 p.

9. Guidelines for using progressive ideas and experience of national pedagogics in the moral education of schoolchildren (National Research Institute, National school).M., 1985.59 p.

10. Monoszon E.I. Formation and development of Soviet pedagogy, 1917-1987: book for teachers. M.:Prosveshhenie, 1987. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.