Научная статья на тему 'Основные проекции модели восприятия войны в сознании средневекового рыцарства'

Основные проекции модели восприятия войны в сознании средневекового рыцарства Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
326
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ВОСПРИЯТИЯ / СРЕДНЕВЕКОВОЕ СОЗНАНИЕ / МЕНТАЛИТЕТ РЫЦАРСТВА / PERCEPTION MODEL / MEDIEVAL CONSCIOUSNESS / MENTALITY OF KNIGHTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белоусов Денис Сергеевич

Исследуется процесс восприятия войны в сознании, в частности в сознании средневекового рыцарства. Особое внимание уделяется переходу основной модели восприятия в ее проекции под действием внешних факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Projections of War Perception Model in Consciousness of Medieval Knights

The process of perception of war in consciousness, in particular in consciousness of knights is investigated. The special attention is given to transition of the basic model of perception to its projections under the influence of external factors.

Текст научной работы на тему «Основные проекции модели восприятия войны в сознании средневекового рыцарства»

D.S. Belousov Basic Projections of War Perception Model in Consciousness of Medieval Knights

The process of perception of war in consciousness, in particular in consciousness of knights is investigated. The special attention is given to transition of the basic model of perception to its projections under the influence of external factors.

Key words and word-combinations: perception model, medieval consciousness, mentality of knights.

Исследуется процесс восприятия войны в сознании, в частности в сознании средневекового рыцарства. Особое внимание уделяется переходу основной модели восприятия в ее проекции под действием внешних факторов.

Ключевые слова и словосочетания: модель восприятия, средневековое сознание, менталитет рыцарства.

УДК 008:316.6 ББК 71.0+88.5

Д.С. Белоусов

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКЦИИ МОДЕЛИ ВОСПРИЯТИЯ ВОЙНЫ В СОЗНАНИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО РЫЦАРСТВА

ходе становления, развития и существования человеческой цивилизации война играет одну из ключевых ролей. Практически всегда она служит отправной точкой для переосмысления действительности, что в дальнейшем приводит к множественным трансформациям в человеческом обществе. Обращаясь к современной ситуации в мире, в частности в Европе, следует более пристально вглядеться в период Средневековья, когда, по мнению многих исследователей, в войнах и разрушениях зародилась европейская цивилизация.

В период окончания эпохи раннего и начала развитого Средневековья Западная Европа больше всего напоминает единый театр военных действий, состоящий из непрекра-щающихся междоусобных распрей, религиозных войн, межгосударственных конфликтов. Внутренняя напряженная обстановка усугубляется периодическими вторжениями норманнов, арабов и венгров. При таких обстоятельствах война становится нормой, а оружие - частью жизни средневекового человека. В большинстве различных исторических, литературных и культурных памятников того периода человек с оружием в руках практически всегда занимает одно из главных мест, а сцены войны служат фоном для его дел.

Исследование проекций моделей восприятия рыцарства, как и самих моделей, будет

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 207

неполноценным, если в нем будет отсутствовать один из ключевых вопросов -вопрос о восприятии войны в средневековом сознании. По замечаниям многих исследователей, война и военное дело для западноевропейского рыцарства в период Средневековья стали одним из трех начал, которые легли в основу данного явления, на базе которого и произошло их дальнейшее слияние в единое целое [1, с. 278-321]. Однако, несмотря на продолжающийся рост интереса к данной проблеме, вопрос изучения войны и представлений, с ней связанных, в рамках средневекового сознания практически не поднимался зарубежными [2] и отечественными [3, с. 201-218, 303-308] учеными.

В качестве основных источников нами были привлечены средневековые французские литературные эпические произведения, так называемые chansons de geste, в которых тема войны является центральной. Главной целью исследования стало выявление и рассмотрение основных проекций модели восприятия войны в сознании средневекового рыцарства.

Первоначально необходимо установить количество куплетов в текстах chansons de geste, описывающих какие-либо военные или боевые действия, сражения, поединки. Этот количественный показатель позволит наиболее точно определить, какую роль тема войны играет в текстах источников. Последующая задача -поиск понятия «война» и, при условии его существования в текстах источников, анализ его смыслового наполнения, в котором нашли свое отражение восприятие и представления о войне, существовавшие в менталитете средневекового рыцарства. К тому же тексты источников, возможно, позволят проследить некую эволюцию восприятия войны через трансформацию представлений о ней. Для этого необходимо обратить внимание на понятия, соприкасающиеся в текстах источников с понятием «война». Последним этапом исследования станет вывод основных проекций модели восприятия войны в сознании средневекового рыцарства.

Тексты chansons de geste представляют интереснейший и богатейший материал для поэтапного изучения проекций моделей восприятия и самой модели восприятия войны в сознании средневекового рыцарства [4-8]. В основе любой chanson de geste лежит повествование о каком-либо деянии, а чаще всего о ратном подвиге главного героя или группы героев. «Песнь о Роланде» и «Ас-премонтская песнь» не являются в данном случае исключениями, как и все ранее обозначенные источники, привлекаемые нами. Как следствие, описание войн, сражений и поединков занимает в них большую часть текста. Этот факт не должен казаться удивительным, поскольку следует учитывать литературную специфику источников.

Далее следует учесть тот факт, что все значимые деяния главных героев, рыцарей, в текстах источников прописаны на фоне войны, а не турнира, тем более не в рамках мирного времени. Следовательно, в текстах источников война мыслится как наиболее подходящая основа для передачи всей, как внешней, так и внутренней, полноты содержания не только деяний героев, но и их устремлений и представлений. Война в данном случае приобретает в рамках источников характеристику смыслового стержня, вокруг которого и строится повествование chanson de geste. Однако из текстов следует, что само понятие

208 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

«война» встречается не часто и прослеживается только в самой ранней из числа французских chansons de geste - в тексте «Песни о Роланде». Оно практически полностью вытеснено из текстов поздних источников другими понятиями, обладающими отличными значениями и, как следствие из этого, передающими различные представления и ментальные установки раннего французского рыцарства, связанные с войной. Само же понятие «война» в менталитете периода раннего и развитого Средневековья подразумевает под собой процесс уничтожения или порабощения определенного противника и его ресурсов на его же территории посредством силы и оружия с последующим присвоением принадлежащих ему материальных ценностей и земель.

Какие еще понятия, прямо или косвенно связанные с понятием «война», а затем и вытеснившие его, нашли свое отражение в текстах источников?

По территориальным признакам «война» распадается на «внешнюю» и «внутреннюю». Однако сам по себе территориальный признак опирается прежде всего на ареал и территорию распространения христианской религии.

Среди «внешних войн» особое место в сознании рыцаря занимает «паломничество». Его значение раскрывается в нескольких вариантах, для которых общим является объект военной агрессии - «неверные». Целью «внешних войн» становятся защита и расширение границ христианского мира как дело чести воина-христианина. Данное значение очень тесно переплетено в сознании рыцаря со значением «получение материальных и экономических благ», свойственного в целом понятию «война».

«Внутренняя война», как правило, вызвана фактом предательства вассалом своего сеньора. Такое событие вызывает негативную оценку в сознании средневекового благородного воина, поэтому все понятие внутренней войны обладает негативным характером.

Для того чтобы более детально рассмотреть изложенный материал и углубить полученные выводы, следует подвергнуть тексты источников культурологическому анализу.

Очевидно, что война играет довольно значимую роль в сознании средневекового человека, особенно если он является воином или же представителем благородного воинского сословия, в частности рыцарства. В средневековом сознании представления о войне являются одной из основополагающих составных частей. С точки зрения культуры средневекового человека воин или рыцарь воспринимается и идентифицируется чаще всего в контексте войны или военных действий, сражения, поединка. Воинское сословие средневекового общества воспринимает и самоидентифицирует себя по большей части только в рамках или же на фоне войны. Для данного сословия война является неотъемлемой частью жизни, одним из ее составляющих.

Война, если рассматривать ее через призму культурологического анализа, является одной из отправных точек для восприятия и идентификации воинского сословия, в частности рыцарства в средневековом сознании. Материал источников довольно убедительно показывает наличие множества проекций модели восприятия войны в средневековом сознании. Более того, из материала текстов средневековых французских chansons de geste следует, что в сознании человека

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 209

того периода данное множество проекций модели восприятия войны существует в нескольких уровнях, которые формируются на основе различных аспектов средневековой действительности.

Самым общим по своему содержанию и самым первым по своему значению следует считать уровень, содержащий всего одну проекцию модели восприятия войны, а именно ту, в которой война в средневековом сознании воспринимается как разномасштабное военное действие, нацеленное на устранение врага различными способами и сопряженное с захватом ранее принадлежащих врагу территорий. Данная проекция модели восприятия войны по своей сути является центральной проекцией модели средневекового восприятия войны и включается во все остальные производные от нее проекции. Данный уровень проекций модели восприятия войны в средневековом сознании можно считать базовым, поскольку в нем отражена основная цель проведения военных действий в средневековый период.

Как показывают тексты источников, война в культурном плане представляет собой некое военное действо, в котором заняты воины, наибольшее значение среди них имеет рыцарство, чаще всего выходящее на первый план. Из этого следует, что средневековое сознание воспринимает войну как благородное дело и дело благородных или же как дело, которое может сделать благородным. Но именно этот момент, пожалуй, следует считать уже переходным от базового уровня к уровню «благородство». Не стоит забывать, что проекции модели восприятия войны существовали у средневекового человека в целом, а он уже мог относиться к какому-либо сословию, что и накладывало определенный отпечаток на восприятие, а точнее, формировало проекцию модели восприятия.

Следующий уровень проекций модели восприятия войны в сознании средневекового человека связан с территорией, на которой эта война ведется. Но и здесь, как и в предыдущем уровне, нет единства восприятия. Война распадается на внутреннюю и внешнюю, но не по границам государств, а по границам распространения христианской религии. Война воспринимается как внешняя, когда она ведется за пределами христианского мира. Внутренняя же, напротив, это война христиан праведных с христианами, преступившими законы, либо земные, либо небесные.

Следующий уровень проекций, на котором продолжает свое существование модель средневекового восприятия войны, - это уровень восприятия войны как битвы или сражения. Согласно текстам источников, битва или сражение, являясь основной составной частью войны в сознании средневекового человека, играет наибольшую роль. Данный уровень выступает в качестве детерминирующего начала всей войны в сознании средневекового человека, но в то же время зависит от истоков войны и от условий, которые привели к этому сражению или череде сражений. Данная двойственность объясняется, с одной стороны, изначальным значением понятия «война», существующим в системе средневекового мышления и служащим основой для модели восприятия войны, а с другой - изменением указанного значения в результате его трансформаций уже в системе проекций модели восприятия «война» средневекового сознания, зависящих от множества условий окружающей действительности.

210 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Наконец, последний уровень проекций модели восприятия войны - это уровень «поединок». На данном уровне модель восприятия преломляется уже через призму личностного восприятия окружающей действительности средневековым человеком. Описание поединка в рамках сражения или битвы довольно часто встречается в текстах chansons de geste. В средневековом сознании, особенно в сознании воина, поединок играет значимую роль. К тому же через все составляющие поединка можно практически точно восстановить движущие человеком силы, мотивы, доводы, мысли.

Каждая проекция уровня «поединок» требует отдельного конкретного рассмотрения, в результате чего можно более точно установить весь ряд движущих людьми сил, преломляющих и меняющих модель восприятия войны в средневековом сознании и, как следствие, во всей средневековой культуре.

Итак, с точки зрения культуры в средневековом сознании, а точнее, в средневековом западноевропейском мире и его культурном пространстве существует множество вариантов проекций модели восприятия войны. Основой этих проекций является непосредственно сама модель восприятия войны, под которой следует понимать в период западноевропейского средневековья разномасштабное военное действие, целью которого является устранение врага различными способами и сопряженное с захватом ранее принадлежащих врагу территорий. Но поскольку данная модель восприятия лежит в так называемом идеальном поле и, как следствие, не проявляется в своем чистом виде в нашей действительности, она находит свое отражение, а вернее, трансформируется в ряд многоуровневых проекций. От уровня к уровню, приобретая различные значения, эти проекции стремятся по пути от общего к частному, что в конечном итоге приводит модель восприятия войны фактически к ее личностной проекции, свойственной отдельному представителю средневекового общества.

Библиографический список

1. Контамин Ф. Война в Средние века / пер. с фр. Ю.П. Малинина, А.Ю. Карачинского, М.Ю. Некрасова; под ред. Ю.П. Малинина. СПб., 2001.

2. Флори Ж. Идеология меча: предыстория рыцарства / пер. с фр. М.Ю. Некрасов; науч. ред. Ю.П. Малинин. СПб., 1999.

3. Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.

4. La chanson de Roland / text critique; traduction et commentaire; grammaire et glossaires par Léon Gautier. Tours, 1887.

5. La chanson d’Aspremont: Hanson de geste du XII siècle / texte du manuscrit de Wollaton Hall édité par Louis Brandin. 2-ème éd. revue. Paris, 1923-1924. T. 1-2.

6. Le courennement de Louis: chanson de geste du XII siècle / éditée par Ernest Langlois. 2-ème ed. revue. Paris, 1965.

7. La chanson de Guillaume / рubliée par Duncan McMillan. Paris, 1949-1950. T. 1-2.

8. Gérard de Rossillion: Hanson de geste ancienne / рubliée en provençal et en français d’après les manuscrits de Paris et de Londres par Francisque-Michel (correspondant de l’institut de France). Paris, 1856.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.