Научная статья на тему 'Основные проблемы, возникающие при проведении инвентаризации имущества и обязательств и их решение'

Основные проблемы, возникающие при проведении инвентаризации имущества и обязательств и их решение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2522
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ПРИМЕРЫ / INVENTORY / PROBLEMS / EXAMPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочарян Т.М., Моргунова Р.В.

Инвентаризация позволяет контролировать безопасность объектов недвижимости, а также своевременно определять и исправлять выявленные расхождения между данными бухгалтерского учета и фактической доступностью. Учитывая необходимость обеспечения безопасности этих объектов, действующее законодательство утвердило методологию и разработало основные этапы инвентаризации. В статье кратко указаны задачи, ставящие перед собой инвентаризация. Данная статья рассматривает проблемы, которые возникают при проведении инвентаризации в компании. Проблемы возникают при появлении ошибок, возникающих во время проведения инвентаризации имущества и обязательств, которые решаются на конкретных примерах. Помимо проблем, возникающих при проведении инвентаризации, также указаны распространенные ошибки в инвентарной документации. К приведённым примерам даны предложения по их исправлениям, которые в дальнейшем уменьшат количество ошибок при проведении инвентаризации в компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main problems arising when carrying out the inventory of property and obligations and their resolution

The inventory allows you to monitor the security of real estate, as well as timely identify and correct the identified discrepancies between accounting data and actual availability. Given the need to ensure the safety of these facilities, the current legislation approved the methodology and developed the main stages of the inventory. The article briefly outlines the tasks that set an inventory. This article discusses the problems that arise when conducting an inventory in the company. Problems arise when errors occur during the inventory of property and liabilities, which are solved by specific examples. In addition to the problems encountered during the inventory, common errors in the inventory documentation are also indicated. The examples given are suggestions for their corrections, which will further reduce the number of errors during the inventory in the company.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы, возникающие при проведении инвентаризации имущества и обязательств и их решение»

Основные проблемы, возникающие при проведении инвентаризации имущества и обязательств и их решение

Кочарян Татул Манвелович

студент ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», dsm-vladimir@mail.ru

Моргунова Роксана Владимировна

к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» morgunovarv@mail.ru

Инвентаризация позволяет контролировать безопасность объектов недвижимости, а также своевременно определять и исправлять выявленные расхождения между данными бухгалтерского учета и фактической доступностью. Учитывая необходимость обеспечения безопасности этих объектов, действующее законодательство утвердило методологию и разработало основные этапы инвентаризации. В статье кратко указаны задачи, ставящие перед собой инвентаризация. Данная статья рассматривает проблемы, которые возникают при проведении инвентаризации в компании. Проблемы возникают при появлении ошибок, возникающих во время проведения инвентаризации имущества и обязательств, которые решаются на конкретных примерах. Помимо проблем, возникающих при проведении инвентаризации, также указаны распространенные ошибки в инвентарной документации. К приведённым примерам даны предложения по их исправлениям, которые в дальнейшем уменьшат количество ошибок при проведении инвентаризации в компании.

Ключевые слова: инвентаризация; проблемы; примеры, решение.

Подготовка отчетности и ведение бухгалтерского учета в организациях, в настоящее время, не обходятся без серьезных проблем, которые возникают во время проведения и организации инвентаризации имущества и обязательств. Современная практика ясно иллюстрирует серьезные проблемы, связанные с тем, как компании относятся к соблюдению правильности и полноты проверки при проведении инвентаризации [7].

На основании проведенных проверок в данной статье обобщаются наиболее распространенные основные ошибки с примерами и описание решения этих ошибок при инвентаризации имущества и обязательств в организации.

Основные задачи инвентаризации должны включать: проверку достоверности представления бизнеса компании в отношении финансовых обязательств и активов в бухгалтерском учете; сравнение фактических данных по финансовым обязательствам и недвижимости в компании с показателями бухгалтерского учета

[9].

К наиболее часто встречающимся ошибкам при проведении инвентаризации относятся:

1) учетная политика многих организаций предусматривает, что инвентаризация основных средств должна проводиться каждые три года, однако многие компании игнорируют ее и не проводят вовремя.

2) в процессе инвентаризации материалов и производственных ценностей комиссия в присутствии физически ответственных людей путем подсчета, измерения или взвешивания должна проверить их фактическую доступность этих значений.

3) Наиболее распространенные ошибки в инвентарной документации:

- ордер не был выдан до начала инвентаризации;

- при проведении инвентаризации присутствуют не все члены комиссии, которые перечислены в инвентарной документации;

- члены инвентаризационной комиссии не были уведомлены квитанцией о том, что в бухгалтерию были отданы все необходимые документы и квитанции с информацией о расходах, относящихся к недвижимости;

- члены инвентаризационной комиссии не были уведомлены квитанцией о том, что капитализирована вся сумма денежных средств, за которые они ответственны, а перечисленные денежные средства пойдут в списание в качестве расходов;

- итоги, полученные после инвентаризации показаны способами, которые нельзя отнести к стандартным;

- итоги, полученные после инвентаризации, не вносятся в бухучет или происходит нарушение установленных сроков.

2) Отсутствие дебиторской задолженности и обязательств. По результатам инвентаризации выявляются сомнительные и безнадежные долги покупателей, заказчиков и сотрудников организации.

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о es

0 es

es

01

о ш m

X

<

m о x

X

3) Отсутствие материально-производственных запасов по следующим статьям в отчете: денежные средства, резервы на будущие расходы и платежи, финансовые вложения и т. Д. Перед проведением инвентаризации финансовых вложений необходимо проверить наличие договоров, передачу справок о поступлении, ценных бумаг, товарно-материальных запасов и других записей аналитического учета. Инвентаризация денежных средств осуществляется путем расчета фактического наличия банкнот, ценных бумаг и денежных документов, а также сверки сумм, перечисленных на счетах и данных счетов выставления счетов.

Следует отметить, что информация о фактической доступности недвижимости и о реальности зарегистрированных финансовых обязательств записывается в реестрах инвентаризации или в файлах инвентаризации. Документы должны быть подготовлены как минимум в двух экземплярах. На каждой странице документов необходимо указать количество позиций в номенклатуре материальной ценности, а также общую сумму в физических категориях.

Документы не могут оставлять пустые строки, пустые строки зачеркнуты на последних страницах. Документы должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии, а также финансово ответственными лицами [10].

Поэтому инвентаризация имущества и обязательств является способом обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Его неполное, неправильное поведение и его производительность могут привести к тому, что соответствующие недостатки не будут отражены в отчете об аудите, что, в свою очередь, может существенно повлиять на решение затронутых пользователей, которые получили этот запрос относительно условий финансовая отчетность организации.

Рассмотрим несколько примеров с ошибками:

При проведении инвентаризации основных средств перед годовой отчетностью и сличении фактических и учетных показателей компанией выявлены:

- недостача установки TH 20/8 D (компрессорная) стоимостью 144 тыс. руб. (96 тыс. руб. стоимость остаточная и 48 тыс. руб. сама амортизация);

- недостача, с виновным лицом, ноутбука DELL 7577 по цене 66 тыс. руб. (46 тыс. руб. стоимость остаточная и 20 тыс. руб. сама амортизация), а также обнаружены у принтера Xerox 54D, который стоит 45 тыс. руб., излишки.

В данном случае в бухгалтерском учете сделаны записи:

В бухучете бухгалтер зафиксированы записи:

1) в случае недостачи без виновных лиц:

91 94 96 000 Убыток от списания компрес-

сорной установки TH 20/8 D

Таблица 1

| без виновных лиц

Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции

Дебет Кредит

1 2 3 4

01 выбы- 01 144 000 Списана первоначальная

тие стоимость компрессорной установки ТН 20/8 D

02 01 выбытие 48 000 Списана амортизация компрессорной установки ТН 20/8 D

94 01 выбытие 96 000 Списана остаточная стоимость компрессорной установки ТН 20/8 D

2) в случае недостачи с виновными лицами:

Таблица 2.

• недостачи с виновными лицами

Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции

Дебет Кредит

1 2 3 4

01 выбытие 01 66 000 Списана первоначальная стоимость ноутбука DELL 7577

02 01 20 000 Списана амортизация ноутбука DELL 7577

94 01 выбытие 46 000 Списана остаточная стоимость ноутбука DELL 7577

94 36 000 46 000 Недостача отнесена на счет виновного лица

При удержании из заработной платы работника ущерба необходимо помнить, что нельзя списывать больше 20% ежемесячной заработной платы, что предусмотрено ст. 138 ТК РФ.

Пункт 36 приказа Минфина от 13.10.2013 г. №91н Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств, гласит, что именно по рыночной стоимости указываются неучтенные предметы в счетах основных средств, обнаруженные во время ревизии. Исходя из вышесказанного, принтер Xerox 54D должен быть принят следующей проводкой:

Д-т 08 К-т 91 — оприходован принтер Xerox 54D, обнаруженный в ходе инвентаризации;

Д-т 01 К-т 08 - принтер Xerox 54D введен в эксплуатацию.

При инвентаризации были выявлены ошибки в оценке радиостанции Motorola DP4400E, когда включали ее в учет, то есть расходы по установке радиостанции, которая уже эксплуатируется, не были включены в первоначальную стоимость. Установка, монтаж и запуск радиостанции производилась путем привлечения подрядной компании. Согласно подписанному в ноябре акту приемки-передачи работ, их размер составил 45 000 рублей (в том числе НДС 20% - 7 500 рублей). После чего была оплачена вся сумма в этом же месяце, а полученный НДС отнесен к вычету. Эксплуатироваться радиостанция Motorola DP4400E начала также с ноября месяца.

Во время проведения инвентаризации был обнаружен автомобиль, который имел не пригодный к восстановлению физический износ и при этом еще продолжал находится в балансе организации. Согласно учетным данным автомобиль отражен по счету «Основные средства - 01» в размере 50 000 рублей, а также по данному автомобилю начислена амортизация в сумме 36 000 рублей.

Как показала инвентаризация в организации, проходившая в ноябре прошлого года, купленный по цене стоимости 14 160 рублей (в том числе НДС 20% - 2 360 руб.) факс 1 ноября, был принят в эксплуатацию сразу после покупки, но в бухгалтерском учете учтен не был.

По результатам проведенной инвентаризации можно сделать следующие выводы:

1) в результате сличения учетных и фактических данных выявили:

- недостачу компрессорной установки TH 20/8 D покупной стоимости тыс. руб.;

- недостачу ноутбука DELL 7577 (виновное лицо) стоимостью 52 тыс. руб.;

- излишки принтера Xerox 54D рыночной стоимостью 45 тыс. руб.

2) были выявлены ошибки в оценке радиостанции Motorola DP4400E при принятии ее к учету, т.е. в первоначальной стоимости радиостанции, введенной в эксплуатацию, не учтены расходы по ее установке. Выяснилось, что в результате ошибки стоимость пускона-ладочных работ радиостанции была отнесена в состав общехозяйственных расходов - в бухгалтерском учете, и в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией - в налоговом. В налоговом и в бухгалтерском учете действуют правила, по которым, стоимость таких работ нужно было включить в первоначальную стоимость.

3) на балансе компании числится автомашина, которая долгое время не эксплуатируется по причине полного физического износа и невозможности восстановления.

4) приобретенный факс в бухгалтерии не был принят на учет и эксплуатировался с момента приобретения.

Вывод: расхождения в фактическом объеме имущества с данными бухгалтерского учета были выявлены в связи с небрежным отношением к имуществу организации материально-ответственных лиц, а именно руководителей служб, на которых эти основные средства были зарегистрированы, а также невнимательным и непрофессиональным отношение к работе бухгалтера.

Инвентаризация выявила ошибки при оценке радиостанции Motorola DP4400E на строительной площадке, когда это было принято во внимание. Для расчета амортизации в бухгалтерском и налоговом учете компания выбрала срок полезного использования 85 месяцев. Амортизация начисляется линейным способом. Коэффициент амортизации - 1,18% (1: 85 мес. Х 100%).

Ноябрьская инвентаризация в организации показала, что сумма принятия радиостанции в эксплуатацию была внесена в бухгалтерский учет в качестве коммерческих расходов, а в налог, в качестве связанных с реализацией и производством прочих расходов.

Данную ситуации бухгалтерские и налоговые нормы трактуют так, что стоимость предоставленных услуг подрядной организацией по установке, монтажу и запуску радиостанции нужно вносить в стоимость основных средств.

Исходя из вышесказанного, должны быть осуществлены следующие исправления:

1) учитывать стоимость предоставленных услуг подрядной организацией по установке, монтажу и запуску радиостанции в первоначальную стоимость радиостанции Motorola DP4400E по цене 37 500 рублей, полученную путем вычета НДС из основной суммы предоставленных услуг 45 000 рублей-7 500 рублей.

2) к сумме амортизации добавить 37 500 руб. Х 1,18%= 442,5 руб.;

3) изменить данные в налоговом учете для других затрат юридической направленности, которые участвуют в реализации или производстве;

4) провести исправления, образовавшиеся при запуске в эксплуатацию после вычитания входящего налога.

Давайте подробнее рассмотрим, как предлагаемые действия могут принести пользу бизнесу в таблице 3.

Таким образом, реализация предложенных действий повысит достоверность результатов инвентаризации, то есть, если инвентаризация составлена и проведена неправильно, это приведет к тому, что соответствующие пробелы не будут отражены в отчете об аудите, и это обязательно повлияет на решение заинтересованных пользователей, которые получили данное заключение о финансовом положении организации. Нужно учитывать, что лишь часть большого разнообразия ошибок, которые могут возникнуть при проведении инвентаризации. Более серьезные меры по налаживанию процесса инвентаризации уместно принимать лишь в крупных компаниях, так как они требуют внедрения новых технологий и дополнительного обучения персонала. В малых же компаниях возможно наладить процессы проведения инвентаризации путем работы над ошибками и передачи опыта сотрудниками с большим стажем новичкам, а также мотивация персонала к еще большей ответственности в отношении тех функций и рабочих процессов, за которые он ответственен.

Таблица 3

Обнаруженные проблемы при инвентаризации, пути их устранения и выгода для организации

При инвентаризации были выявлены ошибки в оценке радиостанции Motorola DP4400E при включении ее в учет

Проблемы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пути устранения

1) включить в первоначальную цену радиостанции Motorola DP4400E стоимость работ по монтажу, установке и запуску в размере 37 500 рублей (45 000 рублей - 7 500 рублей);

2) к сумме амортизации добавить 37 500 руб. Х 1,18%= 442,5 руб.;

3) изменить данные в налоговом учете для других затрат юридической направленности, которые участвуют в реализации или производстве;

4) провести исправления, образовавшиеся при запуске в эксплуатацию после вычитания входящего налога.

Выгода

Согласно п. 27 ПБУ 6/01 ошибка компании заключалась в том, что сумма принятия радиостанции в эксплуатацию была внесена в бухгалтерский учет в качестве коммерческих расходов, а в налог, в качестве связанных с реализацией и производством прочих расходов [6].

Вышеуказанная ошибка стала бы причиной неправильно сформированных финансовых результатов и бухгалтерской отчетности, следовательно, появились бы расхождения по суммам основных средств бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (искажение суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете). За неправильное отражение радиостанции на счетах бухгалтерского учета и в налоговой отчетности организацию могли бы оштрафовать на 10 000 руб. (в течение одного периода) и 30 000 руб. более одного периода. Основанием было бы грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (п. 1 ст. 120 НК РФ) [1]. Согласно ст. 15.11 КоАП искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности

X X О го А С.

X

го m

о

2 О M

о

о сч о сч

сч

о ш m

X

<

m о х

X

Числится автомашина ГАЗ -31029, которая долгое время не эксплуатируется по причине полного физического износа и невозможности восстановления

Ликвидация данной автомашины

Приобретенный в ноябре факс, в бухгалтерии не был принят на учет и эксплуатировался с момента приоб ретения

на 10% и более признается грубым нарушением правил бухгалтерского учета [2]. За это управляющему и главному бухгалтеру, мог бы грозить штраф в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда. В следствие всего этого могли бы быть неправильно рассчитаны налоги на имущество и на прибыль. Штраф за неполную уплату налогов составляет 20% неуплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ)[1].

Факс нужно поставить на учет и начислить амортизацию (ежеме-сяч-но надо списывать 319 рубля ((14 160 рублей -2 360 рублей) х 2,7027%))

Стоимость запасных частей и металлолома, полученного от ликвидации - 5 000 рублей. Расходы по ликвидации - 1 000 рублей, в том числе заработная плата (с отчислениями на социальное страхование) работников, занимавшихся разборкой автомашины - 650 рублей, общепроизводственные расходы - 350 рублей, после ликвидации не нужно платить транспортный налог.

Данная ситуация могла привести к тому, что начала бы приобретаться и списываться на себестоимость бумага для факса. Неучтенные затраты могут стать причиной переплаты организации по налоговым обязательствам. Бюджет не пострадает, но это может негативно сказаться на финансовом состоянии организации._

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fzrf.su/kodeks/nk-1/

2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122855.

4. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20081.

5. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»/ [Элек-

тронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_7152.

6. Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2001 N 2689) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31472/ 71350ef35fca8434a702b24b27e57b60e1162f1e/

7. Болоцких В.В. Инвентаризация как основной элемент метода бухгалтерского учета/ Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2018. С. 39-42.

8. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2019, № 22 (478). - 2019. - 64 с.

9. Голубева, С. Г. Организация внутреннего контроля на предприятии / С. Г. Голубева // Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование: материалы III международной научно-практической конференции: в 2 частях. Вологодский институт бизнеса; под редакцией д.э.н., проф. Ю. А. Дмитриева. - 2013. - С. 391-398.

10. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2018. http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/boo k/tiutin_dv_nalogovoe_pravo/© КонсультантПлюс, 19972020

Main problems arising when carrying out the inventory of

property and obligations and their resolution Kocharyan T.M., Morgunova R.V.

Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and

Nikolay Grigoryevich Stoletovs The inventory allows you to monitor the security of real estate, as well as timely identify and correct the identified discrepancies between accounting data and actual availability. Given the need to ensure the safety of these facilities, the current legislation approved the methodology and developed the main stages of the inventory. The article briefly outlines the tasks that set an inventory. This article discusses the problems that arise when conducting an inventory in the company. Problems arise when errors occur during the inventory of property and liabilities, which are solved by specific examples. In addition to the problems encountered during the inventory, common errors in the inventory documentation are also indicated. The examples given are suggestions for their corrections, which will further reduce the number of errors during the inventory in the company. Key words: inventory; Problems; examples, solution. References

1. The tax code of the Russian Federation (part one) dated 07/31/1998 N 146-ФЗ (as amended on 09/29/2019, as amended on 10/31/2019) / [Electronic resource]. Access Mode: https://fzrf.su/kodeks/nk-1/

2. "The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" dated December 30, 2001 N 195-ФЗ (as amended on December 27, 2019) (as amended and supplemented, entered into force on 02/01/2020) / [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/

3. Federal law dated 06.12.2011 No. 402-ФЗ "On accounting" /

[Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/ document / cons_doc_LAW_122855.

4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of

July 29, 1998 No. 34n "On approval of the Regulations on the accounting and financial reporting in the Russian Federation" [Electronic resource]. Access mode:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20081.

5. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 13.06.1995 No. 49 "On approval of the Methodological guidelines for the inventory of property and financial

obligations" / [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_7152.

6. Order of the Ministry of Finance of Russia dated March 30, 2001

N 26h (as amended on May 16, 2016) "On approval of the Accounting Regulation" Accounting for Fixed Assets "PBU 6/01" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on April 28, 2001 No. 2689) / [Electronic resource]. Access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31472/71 350ef35fca8434a702b24b27e57b60e1162f1 e/

7. Bolotsky VV Inventory as the main element of the accounting

method / Collection of scientific papers on the materials of the International scientific-practical conference of young scientists. 2018.S. 39-42.

8. Accounting in budgetary and non-profit organizations. 2019, No.

22 (478). - 2019 .-- 64 p.

9. Golubeva, S. G. Organization of internal control at the enterprise / S. G. Go-lubova // Lollipops readings. Business. The science. Education: materials of the III international scientific-practical conference: in 2 parts. Vologda Institute of Business; edited by prof. Yu.A. Dmitrieva. - 2013. - S. 391398.

10. Tyutin D.V. Tax law: lecture course // ATP ConsultantPlus. 2018.http:

//www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/tiutin_ dv_nalogovoe_pravo/ MT Consultant Plus, 1997-2020

X X

o

OD A C.

X

OD m

o

2 O ho o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.