Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК, ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК, ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1223
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / БЮДЖЕТ / КОНТРАКТ / ГОСУДАРСТВО / CONTROL / PUBLIC PROCUREMENT / STATE ORDER / BUDGET / CONTRACT / STATE GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паулов П.А., Радица М.Д.

Статья посвящена проблемам правового регулирования государственных и муниципальных закупок и путям их решения. Детально проанализированы правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе государственных закупок, а также теоретические взгляды на исследуемую проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PROBLEMS IN THE FIELD OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC PROCUREMENT, POSSIBLE WAYS TO SOLVE THEM

The article is devoted to the problems of legal regulation of state and municipal procurement and ways to solve them. The author analyzes in detail the legal norms regulating public relations that are formed in the process of public procurement, as well as theoretical views on the problem under study.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК, ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

7. Бондарь Н.С. Конституционализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики / Н.С. Бондарь, А.А. Джага-рян // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 5. - С. 9-23.

8. Венгеров Б. А. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. -М.: Омега-Л, 2017. - 607 с.

9. История прокуратуры России. Историко-правовой анализ: учеб. пособие / А.Г. Звягинцев [и др.]. - М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2012. - 223 с.

10. Капинус О. С. Настольная книга прокурора в 2 ч. Часть 1: практическое пособие / О.С. Капинус, С.Г. Кехлерова. - М.: Юрайт, 2020. - 481 с.

11. Королев Г.Н. Сохранится ли прокуратура России как единая система? / Г.Н. Королев // Законность. - 2014. - № 10. - С. 16-19.

12. Кошлевский В.Д. Место и роль прокуратуры в механизме российского государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.Д. Кошлевский. - Саратов, 2008. - 22 с.

13. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти: Проект Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214-7 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 28.04.2020).

14. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование: монография / В.Е. Чиркин. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. - 240 с.

Паулов П.А.

кандидат юридических наук, доцент Радица М.Д.

студент магистратуры Самарский государственный экономический

университет г. Самара, Россия

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК, ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена проблемам правового регулирования государственных и муниципальных закупок и путям их решения. Детально проанализированы правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе государственных закупок, а также теоретические взгляды на исследуемую проблему.

Ключевые слова: контроль, государственные закупки, государственный заказ, бюджет, контракт, государство.

Paulov P.A.

PhD in law, associate Professor Raditsa M.D.

master's degree student Samara state University of Economics Samara, Russia

MAIN PROBLEMS IN THE FIELD

OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC PROCUREMENT, POSSIBLE WAYS TO SOLVE THEM

Abstract: The article is devoted to the problems of legal regulation of state and municipal procurement and ways to solve them. The author analyzes in detail the legal norms regulating public relations that are formed in the process of public procurement, as well as theoretical views on the problem under study.

Key words: control, public procurement, state order, budget, contract, state government

Развитие технологий и экономики, новые научные открытия, преобразования в сфере производства и другие сопутствующие прогрессу человечества явления в совокупности влияют на общественные отношения, что неизбежно ведет к необходимости внесения различных уточнений и изменений в сфере правового регулирования. Однако, надобность в совершенствовании законодательства возникает и в государствах со стабильной правовой системой, что зачастую обусловлено наличием пробелов в нормативно-правовом регулировании тех или иных общественных отношений. Таковые упущения наблюдаются и в контрактной системе государственных закупок.

Одним из проблемных аспектов регулирования государственных закупок является установление обязательного участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, что закреплено в ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). При решении данной проблемы представляется наиболее правильным снижение предельных значений доходов с целью предоставления возможности участвовать в государственных закупках субъектам предпринимательства, чей месячный объем доходов едва ли составляет 10 миллионов рублей. Либо же использовать иной вариант

решения проблемы и исключить закрепление положений об обязательном участии СМиСП в государственных закупках в объеме 15% и 18%, которые нарушают конкурентную составляющую предпринимательской сферы. В противном случае, по-настоящему малые субъекты не имеют возможности заявить о себе, не получают льготных преференций и поддержки со стороны государства. Потому что им тяжело конкурировать с теми организациями, которые подпадают под требования СМиСП, но таковыми, по существу, уже не являются. Также, такие льготы могут приводить и к обратном эффекту, они могут провоцировать у организаций желание находиться на иждивении у государства продолжительное время и умышленно не повышать свои доходы [1]. Следующим затруднением государственных закупок является преобладание закупок у единственного поставщика. Так, согласно статистическим показателям, характеризующие результаты осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам 1-Ш кварталов 2018 года закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) составляют 54,04% от общего объема заключенных в отчетном периоде контрактов.

Получается, что больше половины всех государственных закупок осуществляются не на конкурентной основе. Это в свою очередь провоцирует появление таких дискредитирующих исследований, как «Закупки по ЧС» и «Закупки по актам правительства и президента», которые хоть и указывают на проблемные моменты, тем не менее, подрывают авторитет, имидж и доверие к действующим органам государственной власти России. Также, одной из проблем государственных закупок в настоящее время является соотношение цены и качества продукции. Перед заказчиком стоит задача максимально сэкономить бюджетные средства, в связи с чем, формируется излишний акцент на стоимости закупки. У заказчиков существует обязанность отдавать предпочтение самому низкому ценовому предложению. В результате чего нередко страдает качество. Отсутствуют подробные разъяснения, раскрывающие содержание понятия лучших условий и степени выгодности. Так, в п. 7 и п. 8 ст. 53 Закона № 44-ФЗ затрагиваются такие понятия как степень выгодности и лучшие условия исполнения контракта. Представляется, что должен быть установлен минимальный предел цены и критерии проверки рыночного соответствия такой цены, ниже которой не допускается заключение контракта. А также должны быть подробно указаны и перечислены все критерии определения лучших условий и степени выгодности. Также существуют проблемы, связан-

ные с порядком бюджетного финансирования. Так в соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Однако, с бюджетными ассигнованиями есть затруднения, влияющие на государственные закупки, например, денежные средства выделяются из федерального бюджета и при не реализации денежных средств к концу года должны быть возвращены в федеральное ведомство или наоборот в срочном порядке к концу года выделяются денежные средства, которые должны быть реализованы до конца года [2].

Неиспользованные остатки выделенных средств должны быть возвращены в бюджет или могут продолжать расходоваться в следующем году, но для получения такого разрешения на дальнейшее пользования ресурсами необходимо получить положительное решение от соответствующего государственного органа, что является весьма затруднительным. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость их полного освоения и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Такой строгий характер формальных требований лишает государственных заказчиков возможности гибкого распоряжения средствами, что неизбежно сказывается на государственных закупках. А это в свою очередь влечет к возникновению различных проблем, например, укладка асфальта зимой.

Следующей проблемой является отсутствие достаточного правового регулирования стадии проверки качества и принятия товара или услуги заказчиком, нет определения предельного срока, в течение которого заказчик обязан осмотреть и принять товар или выполненную услугу. Так, статья 531 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) оговаривает, что отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта должны регулироваться статьями 506-522 ГК РФ. Статья 513 ГК РФ, являясь бланкетной нормой, отсылает правовое регулирование к иным источникам, а именно, оговаривает, что по договору поставки, принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.

Однако ни в Законе № 223-Ф3, ни в Законе № 44-ФЗ нет императивного регламентирования предельного срока для принятия заказчи-

ком исполненного контракта, что в свою очередь позволяет недобросовестным заказчикам длительное время не принимать исполненные заказы, устанавливая в контрактах сроки приемки более 200 дней, что позволяет п.п. 1 п. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, а потом, не нарушая закон, оплачивать их в течение 30 дней (п. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Чрезмерно длительные сроки приемки заказчиками исполненного контракта не соответствует обычаям делового оборота, ведут к необоснованным затратам участников закупок, т.к. на них лежат риски и затраты на сохранение результатов исполненного государственного или муниципального заказа до составления акта приема-передач [3]. Такая ситуация нарушает права предпринимателей на своевременную оплату выполненных работ, предоставленных услуг.

Например, в период СССР активно действовали такие акты, как Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 № П-6, и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 № П-7, которыми устанавливался срок приемки - не позднее 10 дней.

Основной проблемой является отсутствие четкой и гармонично структурированной системы норм, которая была бы удобной для восприятия любым субъектом, обладающим намерением и возможностями участвовать в государственных закупках. Существующие законы являются сложными для восприятия неподготовленными лицами. Это подтверждает большое количество изменений, внесенных в законы, а именно 26 редакций Закона № 223-ФЗ и 58 редакций Закона № 44-ФЗ. Складывается впечатление, что основная цель законодательства не обеспечить эффективные государственные закупки, а установить множество бюрократических процедур, которые порой сильно тормозят процесс и отпугивают потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). А также отсутствие в Законе № 223-ФЗ положений, направленных на деофшоризацию российской экономики, в отличие от Закона № 44-ФЗ отсутствует запрет на заключение контрактов с иностранными организациями, такие противоречия говорят о несогласованности в структуре законодательства в указанной сфере [4].

Также, Закон № 223-ФЗ не содержит положений, касающихся конфликта интересов, что оставляет правовую лазейку и позволяет заключать контракты между дочерними предприятиями госкорпораций,

что неблагоприятно сказывается на эффективном использовании бюджетных средств. Необходимым действием, направленным на улучшение государственных закупок, представляется создание совершенно нового закона. Контрактная система государственных закупок должна подвергнуться кардинальным изменениям, стать единообразной для всех, гибкой и упрощенной.

Необходимо предоставить заказчикам возможность использовать все преимущества гражданского законодательства. Закон должен объединить в себе положения Закона № 44-ФЗ и Закон № 223-Ф3, а также вобрать в себя многочисленные подзаконные акты, большей частью, которых являются Постановления Правительства России. А также большой объем разъяснений и уточнений от Министерства финансов России, Казначейства России, Министерства экономического развития России и Федеральной антимонопольной службы России касательно определенных вопросов госзакупок, не говоря уже об отсутствии единой судебной практики.

Новый закон надлежит разработать группой профессионалов, экспертов и специалистов в области экономики и защиты конкуренции совместно с учетом сложившейся практики. Представляется, что такой закон должен быть основан на началах гражданского законодательства, для обеспечения и поддержания стабильно развивающегося общества. Необходимо устранить существующие трудности терминологического характера, которые зачастую затрудняют понимание и замедляют процессы взаимодействия между государством и предпринимателями. Должны быть надлежащим образом проработаны вопросы регулирования отдельных контрактов.

Серьезным шагом для устранения недостатков существующей контрактной системы и повышения результативности государственных закупок является создание отдельного специализированного органа. Сейчас же полномочия по правовому регулированию государственных закупок рассредоточены между Министерством финансов России, Федеральной антимонопольной службой России и Министерством экономического развития России [5]. Крайне важным и необходимым представляется это нововведение для решения большинства проблем государственных закупок. На первый взгляд можно возразить, что чиновничий аппарат и без того большой. Однако, первоначально можно рассматривать это как создание новых рабочих мест для населения. И тем не менее, в долгосрочной перспективе, создание отдельного органа позволит заложить фундамент новой эффективной системы государственных закупок и обеспечить ее дальнейшей развитие.

Возможно, как создание Федеральной службы по государственным (муниципальным) закупкам, подчиняющейся Министерству финансов России, а лучше создание отдельного министерства, например: «Министерство государственных (муниципальных) закупок России».

Создание специализированного ведомства, имеющего территориальные структуры на разных уровнях и предоставляющего услуги по закупкам (конкурс, заключение договора, контроль качества выполненных услуг), исключит массовую неграмотность сотрудников многочисленных бюджетных учреждений в этой сфере. Все сотрудники материально-технического обеспечения или бывшие завхозы принудительно стали образовываться в этой сфере на краткосрочных курсах, т.е. принудительно и стремительно стали экономистами, предпринимателями во многих сферах без специального полноценного образования [6]. Надо признать, что любая специфическая деятельность, нуждается в специальном образовании, что приводит к пониманию необходимости создания специфической профессии и разработки специальной дисциплины в рамках экономического и юридического образования в университетах, институтах.

Резюмируя вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что в сфере государственных закупок требуются значительные изменения.

Большое количество актов позволяют судить о том, что в настоящее время происходит бурное развитие правового регулирования государственных закупок. В тоже время, с учетом множества уже сделанных поправок в основные нормативные правовые акты, можно констатировать о зарождающейся необходимости в новом и более совершенном законе о государственных закупках.

Сложившаяся международная практика представляет собой богатый и полезный опыт правового регулирования государственных закупок. Однако, следует помнить о том, что при заимствовании иностранного опыта, всегда следует проводить тщательный анализ и учитывать специфику общественных отношений в России.

Список литературы

1. Мубаракшина Э.Р. Зарубежный опыт организации государственных закупок / Э.Р. Мубаракшина // Вестник науки и образования. - 2018. -№ 16-1 (52). - С. 245.

2. Кузьмина Т.В. Государственные закупки / Т.В. Кузьмина // Вестник науки и образования. - 2017. - № 10 (34). - С. 185.

3. Паулов П.А. Актуальные государственного регулирования в сфере закупок / П.А. Паулов, С.С. Понамаренко // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 8 (16). - С. 427-428.

4. Паулов П.А. Государственные заказы и закупки как организационный механизм управления целевыми программами / П.А. Паулов, С.С. Корякин // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». - 2018. - № 9 (25). - С. 227.

5. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федер. Закон от 13 июля 2011 года № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 30 (часть I). - Ст. 4571.

6. Ревина С.Н. Управление закупками и заказами [Электронный ресурс]: учеб. пособие / П.А. Паулов, Д.В. Борякин. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. - Режим доступа: URL: https://lms2.sseu.ru/pluginfile.php/320962/mod_resource/ сойепМ/Ревина%20УЗ^

Петухов С.В.

Магистрант Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

г. Москва, Россия Научный руководитель: Курилюк Ю.Е.,

к.ю.н., доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СТАТУСА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПОПРАВКАМИ К КОНСТИТУЦИИ

Аннотация: исследование посвящено отдельным аспектам правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации. Особое внимание обращено понятию конституционного контроля, его содержанию и целям. Автором проанализированы положения Закона от 14.03.2020 № 1-ФКЗ с точки зрения их влияния на Конституционный Суд Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституционный Суд, Конституция, конституционный контроль, правовой акт, государственный орган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.