Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верченко Ю.К.

В статье рассматриваются основные проблемы реструктуризации предприятий отечественного машиностроения. Выделены причины резкого ухудшения положения отрасли при переходе к рыночной экономике. Определены возможные стратегии системной реструктуризации машиностроения, которые обеспечили бы качественную модернизацию машиностроительной отрасли.This paper examines the main issues of restructuring of domestic machine-building enterprises. Obtained reasons for the sharp deterioration of the situation of the industry in the transition to a market economy. The possible restructuring of the system engineering strategies that would ensure qualitative modernization of the engineering industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

включенная в систему безопасности предприятия, состоит из трех блоков:

□ отбор кандидатов на материально ответственные должности;

□ оформление на материально ответственную должность;

□ проведение мероприятий по кадровой и коммерческой безопасности предприятия.

Методы обеспечения информационной защищенности и изучения лояльности работников, используемые службой внутренней безопасности организации, в отдельных случаях могут применяться и службой персонала. Они универсальны для обоих подразделений:

□ собеседование;

□ проверка истории трудовой деятельности;

□ наблюдение за процессами работы;

□ контроль за результатами деятельности сотрудников и т. д. Взаимодействие службы персонала и службы внутренней безопасности

- это залог создания комплексной системы защищенности фирмы от внутренних угроз. Если одно из подразделений поставит собственные амбиции выше интересов компании, то непременно наткнется на противодействие: в подобных случаях только полная информация и согласованные действия подскажут правильное решение.

Использованные источники:

1. Кузнецова Н.В., Синицына О.Н.К вопросу о стратегии управления персоналом организации// Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 6. С.224-229.

2. Кузнецова Н.В., Синицына О.Н. Бренд, брендинг, бренд-менеджмент: к вопросу о роли в деятельности современной организации // Экономика и политика. 2014. № 2 (3). С. 118-122.

УДК 338.45

Верченко Ю.К., к.э.н.

доцент

кафедра «Экономика и менеджмент» Донской государственный технический университет

Россия, г. Ростов-на-Дону ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы реструктуризации предприятий отечественного машиностроения. Выделены причины резкого ухудшения положения отрасли при переходе к рыночной экономике. Определены возможные стратегии системной реструктуризации машиностроения, которые обеспечили бы качественную модернизацию машиностроительной отрасли.

Ключевые слова: реструктуризация, машиностроение, стратегия, модернизация

Abstract: This paper examines the main issues of restructuring of domestic

machine-building enterprises. Obtained reasons for the sharp deterioration of the situation of the industry in the transition to a market economy. The possible restructuring of the system engineering strategies that would ensure qualitative modernization of the engineering industry.

Keywords: restructuring, engineering, strategy, modernization

В настоящее время ярким примером отсутствия системности в экономической политике государства является отечественное машиностроение.

Машиностроение занимает особое место в обеспечении устойчивости общественного воспроизводства. Государство не может быть устойчивым лидером в мировой экономике, если не имеет «машиностроительного ядра саморазвития» - машиностроительных и строительных отраслей, обладающих способностью, с одной стороны, воспроизводить самих себя, с другой - создавать орудия труда для других отраслей машиностроения, в том числе ВПК, для остальных отраслей народного хозяйства [2].

Доля машиностроительного производства в ВНП страны во времена СССР достигала 30-40%. На сегодняшний день эта доля составляет лишь 10%, в то время как аналогичный показатель в Японии достигает 50%, Германии - 48%, США - 40%, Франции - 38%.

Стремительное падение отечественного машиностроительного производства обусловлено отсутствием системного подхода в реформировании отрасли на макроуровне [1]. При разработке программы перевода машиностроительной отрасли на рыночную экономику была допущена грубая согласованность между целями проводимых реформ и ресурсными возможностями отрасли.

С начала экономических и политических реформ в России появилась новая стратегическая цель - в кратчайшие сроки развернуть плановую экономику к прогрессивным рыночным отношениям. Нужен был количественный результат, а про качество никто не думал.

Результат «нового экономического курса» лучше всего виден в машиностроении. Над отраслью был поставлен беспрецедентный в мировой практике эксперимент по конверсии промышленного потенциала. Нужно было создать производственную систему, ориентированную на потребности рынка. И даже существовал неудовлетворенный спрос населения страны на продукцию долгосрочного потребления.

Однако программа конверсии не смогла учесть адекватность темпов перестройки отрасли и реальную возможность переориентации машиностроительных предприятий на новый рынок сбыта и новую систему платежных отношений. Военные расходы в России с 1990 по 1995 гг. сократились в 33 раза (у стран НАТО в среднем в 2 раза). Мировой опыт показал, что оптимальный темп конверсии - снижение военных заказов на 56% в год, что позволяет адаптировать предприятия ВПК к новой организации производства и финансовым взаимоотношениям.

Машиностроение явно было не подготовлено к темпам проводимой реструктуризации.

Тем не менее, резкое падение производства в машиностроении не стало причиной его низкой конкурентоспособности. На наш взгляд, причиной резкого ухудшения положения отрасли стало отсутствие системного подхода при реформировании экономики:

- в рамках программы конверсии были задействованы производственные активы, ресурсы, кадровый и управленческий состав, не воспринимающие рынок;

- программа конверсии привела к резкому изменению специализации предприятий, что вызвало распад системы кооперации. Итогом стало разрушение промышленных взаимосвязей и резкий рост посреднических структур;

- либерализация внешнеэкономической деятельности по отношению к импорту привела к большому притоку дешевой продукции из зарубежных стран, которая стремительно уничтожила основу отечественной промышленности - внутренний спрос.

Таким образом, отсутствие системного подхода в реформировании машиностроения привело к усугублению проблем, которые существовали в отрасли, а также к утрате машиностроением присущих ему конкурентных преимуществ (в особенности, платежеспособного рынка сбыта в России).

На данный момент времени, необходимо реализовать комплекс мер, который обеспечил бы качественную реструктуризацию машиностроительной отрасли в системном подходе к рыночной экономике, учитывая во внимание мировое падение цен на сырье.

Рассмотрим возможные стратегии системной реструктуризации машиностроения.

Стратегия модернизации основных производственных фондов машиностроительных предприятий. Машиностроительная отрасль остро нуждается в модернизации для того, чтобы выпускать качественную продукцию, а также не потерять внутренний рынок сбыта. Машиностроение является системообразующим элементом промышленности, который обеспечивает все отрасли производственными фондами, на которых в дальнейшем осуществляется производство различной продукции.

Отрасли, которые имеют рынки сбыта с высокой покупательской способностью, в основном обновляют основные производственные фонды за счет приобретения оборудования, техники и технологии иностранного производства. Соответственно будет целесообразно рассмотреть особый порядок приобретения такого оборудования. В качестве примера можно рассмотреть послевоенную Японию, где было введено ограничение на приобретение иностранного оборудования и развивались отечественные предприятия, выпускающие аналогичную продукцию.

Стратегия создания системы эффективного производства. Со стороны государства необходима реальная поддержка импортозамещающего

производства и экспортоориентированного бизнеса, что позволит сократить расходы на экспорт и оставить денежные потоки внутри страны.

Стратегия эффективного законодательства. В стране должна быть создана эффективная методика банкротства, реализующая идею о том, что собственность должна быть в руках эффективного бизнеса. Например, можно использовать стратегию перегруппировки промышленных активов во Франции. Для предприятий, доказавших наличие работоспособного промышленного и кадрового потенциала, государство берет на себя роль временного управляющего.

Как следует из закона о банкротстве, оптимальным количеством организаций, действующих в отрасли, является то, которое определяется потребностями рынка. Так, если из 10 компаний в отрасли останется одно, возможно, его налоговые платежи будут больше, чем, если бы все предприятия работали на рынке. Необходим контроль государства.

Стратегия повышения конкурентоспособности отрасли через специализацию. Государство должно стимулировать реструктуризацию отрасли, основываясь на принципе специализации предприятий, т.к. специализация позволяет обеспечить ускоренное воспроизводство основных активов, перейти к поточному производству, существенно снизить накладные расходы и предоставить ряд других положительных следствий.

Стратегия саморазвития подотраслей машиностроения для достижения мультипликативного эффекта для предприятий других отраслей промышленности. Развитие машиностроения можно проводить с помощью государственной поддержки ее ведущих подотраслей, в динамике развития которых наблюдается рост конкурентоспособности. В рамках данной стратегии наиболее приоритетными являются авиационная промышленность, автомобилестроение, энергетическое машиностроение и производство современного вооружения. Размещение государственных заказов в данных отраслях машиностроения может привести к положительному мультипликативному эффекту.

Таким образом, рассмотренные стратегии частично учитывают все сложности проведения системной реструктуризации машиностроительной отрасли в экономике России. Очень важным представляется проведение со стороны государства политики протекционизма отечественному машиностроению. Государство создает определенные условия для осуществления деятельности хозяйствующих субъектов в соответствии с выстроенной им концепцией управления экономикой, а хозяйствующие субъекты адаптируют свою деятельность в соответствии с предложенными условиями.

Использованные источники:

1. Бармута К.А. Управление эффективным развитием промышленных предприятий в условиях освоения инноваций: дис.. д-ра экон. наук. Ростов-на-Дону, 2010.

2. Тихонов А.В. Основные направления реструктуризации предприятий

машиностроения//Проблемы экономики. 2016. №2 (72). С.82-84. 3. Barmuta, K., Borisova, A., Glyzina, M. (2015), Features of the modern system of management of development of enterprises. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(3S4), 91-96.

УДК 33.338

Грибова Э.А. студент 4 курса факультет Сервис и туризм Донской государственный технический университет

Россия, г. Ростов-на-Дону ПОЗИТИВНАЯ РЕПУТАЦИЯ СЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Аннотация: В статье показано, что репутация - это нематериальный актив сервисной компании, который формирует конкурентные преимущества. Понимая важность и зависимость от нее различных аспектов бизнеса, многие компании берут репутацию под контроль и начинают активные действия по улучшению уже сложившегося положения или созданию и поддержанию своего нового статуса.

Ключевые слова: репутация, имидж, корпоративная политика, миссия, коучинг, конкуренция.

Abstract: The article shows that the reputation - an intangible asset services company that creates a competitive advantage. Understanding the importance of and reliance on the various aspects of its business reputation, many companies take control and start active actions to improve the already existing provisions or the creation and maintenance of their new status.

Keywords: reputation, image, corporate policy, mission, coaching and competition.

Противодействие конкуренции и кризисам, поддержание взаимоотношений с партнерами и клиентами, - все эти задачи не решить без создания положительной репутации сервисной компании.

Репутация - это нематериальный актив, который складывается самостоятельно независимо от того, прилагают в организации усилия к ее построению или нет. Соответственно, она может давать как дополнительные плюсы бизнесу, так и работать во вред. Понимая важность и зависимость от нее различных аспектов бизнеса, в том числе финансового результата, многие компании берут репутацию под контроль и начинают активные действия по улучшению уже сложившегося положения или созданию и поддержанию своего нового статуса [1]. Это касается как производств или крупного ритейла, так и небольших локальных компаний.

Любая репутация подвергается изменениям и корректировкам. Для этого надо воздействовать на ее внутренние и внешние составляющие. К внешним элементам можем отнести:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.