Научная статья на тему 'Основные проблемы реформирования здравоохранения на постсоветском пространстве (на примере Казахстана)'

Основные проблемы реформирования здравоохранения на постсоветском пространстве (на примере Казахстана) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

По материалам публикации Свистуновой Е.Г., Каспаровой Э.А. // Экономика здравоохранения. – 2011. – № 5–6. – С. 12–14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы реформирования здравоохранения на постсоветском пространстве (на примере Казахстана)»

основные проблемы реформирования здравоохранения на постсоветском пространстве (на

примере Казахстана)

С января 2010 г. в Казахстане начала функционировать Единая национальная система здравоохранения, основанная на принципах свободного выбора пациентом врача и медицинской организации, формирования конкурентной среды и прозрачности процесса оказания медицинских услуг (Куралбек С.Е., 2010). Введение Единой национальной системы планируется в два этапа в течение 10 лет.

Для введения этой системы предусматривается решение ряда задач:

1. Проведение административной реформы здравоохранения.

На центральном и местном уровнях должно быть проведено разграничение функций по управлению гоcударственными организациями и закупке медицинских услуг. Для этого планируется создание единого плательщика в виде Комитета по оплате медицинских услуг и его территориальных органов в каждой области. Создаваемая система предполагает передачу 3% функций из местного уровня на центральный уровень, 97% функций по охране

здоровья граждан сохраняются в ведении местной власти, в том числе сеть ЛПУ по общесоматическим заболеваниям, а государство в лице Министерства выступит как единый покупатель медицинских услуг.

Субъектам здравоохранения предоставляется автономность в принятии управленческих решений путем преобразования государственных учреждений в казенные предприятия и предприятия на праве хозяйственного ведения. При осуществлении контрольных функций акцент от контрольно-надзорных мероприятий должен быть перенесен на систему мониторинга качества и результативности медицинской помощи, публикаций в средствах массовой информации отчетов и внедрения систем рейтинговой оценки.

2. Непрерывное повышение качества медицинских услуг.

Создание двухуровневой модели оценки качества: внешняя, проводимая государственным органом и независимой экспертизой, и внутренняя, проводимая непосредственно организацией здравоохранения. Существующее в настоящее время

доминирование внешнего государственного контроля будет постепенно замещаться независимой экспертизой, что направлено на снижение коррупции в органах контроля. Основным уровнем контроля должно стать внутреннее управление качеством. С этой целью в каждой организации здравоохранения необходимо создать службы внутреннего аудита для постоянного выявления проблем и поиска путей их решения.

Продолжение работы по совершенствованию медико-экономических протоколов, в том числе с привлечением международных экспертов.

Ключевым элементом повышения качества медицинских услуг должна стать аккредитация организаций здравоохра-нения как обязательное условие для участия в конкурсе на размещение государственного заказа на предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Предполагается введение моратория на плановые проверки аккредитованных организаций со стороны государственных органов.

Внедрение аккредитации, служб внутреннего аудита, независимой экспертизы направлено на прозрачность процесса оказания медицинских услуг, формирование конкурентной среды и свободного выбора пациентом врача и медицинской организации.

3. Совершенствование финансирования здравоохранения.

Для обеспечения адекватного финансирования национальной системы здравоохранения мероприятия по совершенствованию финансирования распределены на два этапа:

- 1-й этап (2010-2015 гг.) - создание единого плательщика ГОБМП в рамках стационарной и стационарозамещающей помощи при лечении заболеваний, за исключением психиатрических, инфекционных и туберкулезных;

- 2-й этап (2016-2020 гг.) - установление баланса солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина за индивидуальное и общественное здоровье.

На первом этапе с 1 января 2010 г. Единым плательщиком стало Министерство, при этом непосредственная оплата за услуги осуществляется от его имени территориальными органами Комитета по оплате медицинских услуг. Финансирование поставщиков медицинских услуг осуществляется на основании договора государственного заказа на предоставление услуг ГОБМП, заключаемого между территориальным органом Комитета и аккредитованной организацией здравоохранения. Основанием для платежа является отчет о проделанной работе и акт выполненных работ, которые формиру-

ются поставщиком и корректируются медицинским информационно-аналитическим центром на соответствие электронной базе данных. Оплата медицинских услуг осуществляется по результатам сплошного контроля их качества. При этом стоимость услуги определяется на основе медико-экономических протоколов, содержащих исчерпывающий перечень затрат, понесенных на оказание медицинских услуг в однородных случаях и учитывающих исходы лечения. Использование медико-экономических протоколов является не только способом оплаты за фактически понесенные затраты, но и стимулом дифференцированной оплаты труда медицинских работников с учетом вклада каждого специалиста в конкретном случае.

Помимо этого на первом этапе начнется работа по разработке механизмов установления баланса солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина за индивидуальное и общественное здоровье. В качестве основного источника планируется использовать накопительные медицинские счета, в которых будут аккумулироваться средства населения для последующей оплаты медицинских услуг. Преимуществом счетов станет отсутствие налогообложения размещенных средств, возможность передачи средств по наследству, а также постоянного и неограничен-

ного пополнения счетов как гражданином, так и его работодателем или государством. Для внедрения счетов будут определены минимальные размеры отчислений для всех категорий населения, создан финансовый институт, администрирующий счета, рассчитаны размеры комиссионных и инвестиционного дохода.

На втором этапе с 2016 г. планируется внедрение механизмов баланса солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина за индивидуальное и общественное здоровье. Населению предписывается ведение здорового образа жизни, уплата обязательных платежей за определенные виды медицинских услуг, аккумулирование их на накопительных медицинских счетах, выполнение медицинских рекомендаций, ответственность за своевременное прохождение периодических медицинских осмотров и др. Работодателю вменяется осуществление мер по безопасности и охране труда, уплата налогов и обязательных платежей на здравоохранение, выплата компенсаций, связанных с утратой здоровья. Государство берет на себя обязательства по разработке и реализации государственной политики в области охраны здоровья, обеспечение конституционных прав граждан на получение ГОБМП за счет

средств государственного бюджета, обеспечение социальной справедливости в доступности к качественным медицинским услугам.

Руководство здравоохранением Казахстана (Курмангалиева А.Н., 2010) рассчитывает, что итогом полного введения в действие Единой национальной системы здравоохранения станет:

- создание конкурентной среды между медицинскими организациями различных видов и форм собственности с внедрением принципа свободного выбора пациентом врача и медицинской организации;

- создание оптимальной модели финансирования ГОБМП, удовлетворяющей потребности населения и государства, ориентированной на конечный результат;

- внедрение современных принципов управления субъектами здравоохранения на основе развития электронной информационной системы и отраслевой статистики;

- обеспечение прав пациентов

на качественные и безопасные медицинские услуги за счет внедрения эффективных международных стандартов управления качеством медицинских услуг - аккредитации, внутреннего аудита с привлечением независимых экспертов;

- внедрение дифференцированной оплаты труда медицинских работников, ориентированной на конечный результат;

- повышение эффективности использования средств государственного бюджета и населения на здравоохранение, основанной в том числе на рационализации стационарного звена;

- формирование прозрачной антикоррупционной среды в области предоставления медицинских услуг, существенное снижение уровня неформальных платежей;

- внедрение стимулов для охраны человеком собственного здоровья и реализация принципа солидарной ответственности граждан за охрану здоровья.

По материалам публикации Свистуновой Е.Г., Каспаровой Э.А. // Экономика здравоохранения. - 2011. - № 5-6. - С. 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.