Список литературы:
1 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. -М.:ПедагогикаД985.-С.62.
2 Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. — М.: Терра-кн. клуб, 1998. — 382 с.
3 Бердяев, Н.А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев. Сост., предисл. и примеч. Л.В.Полякова. — М.: Има-пресс, 1990. - 285 с.
4 Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / Н.А. Бердяев. - М.: Искусство, 1994. - Т.1. - 542 с.
5 Лосев, А.Ф. Дерзание духа.- М., 1989. - С.364.
6 Равкин, З. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) / З. И. Равкин // Педагогика. -1995. - №5. - С. 55-58.
7 Соловьев, B.C. Нравственность и право./ В.С. Соловьев -Л.: Ленииздат. 1990. С.114-117.
8 Титова, Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: Автореферат диссертации доктора педагогических наук // СПБ: ГПУ, 1995. - 36 с.
Петроченко Е. Н.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж
Ключевые слова: правовое государство, реформы системы юридического образования, профильные юридические вузы, образовательные технологии, информатизация обучения, модель будущего специалиста - юриста, непрерывность образования, формирование профессиональной компетентности будущего юриста.
Key words: Law state, reforms of law schools, educational technologies, informatization of education, model of a future law specialist, continuity of education, formation of professional competence of a future lawyer.
Аннотация: В статье анализируются состояния, проблемы и перспективы развития профильных юридических вузов. Предлагаются пути реформирования высшего юридического образования. Представлены основные направления оптимизации реформ юридического образования.
Abstract: The paper analyzes the status, problems and prospects of development of relevant legal institution. Way of reforming higher law
education are suggested. The main directions of optimizing law education reforms are represented.
Для того, чтобы попытаться разобраться в проблемах, касаемых развития юридического образования в нашей стране, мы должны понимать что данный вопрос напрямую относится к государству в котором мы живем. А мы как известно живем в правовом государстве. Но настолько ли оно «правовое», все ли нормы права и законы в нем соблюдаются? Мы должны понимать, что развитие юридического образования невозможно без соблюдения определенных правил, правовых норм. Поэтому момент понимания понятия правового государства очень важен и мы обязаны его разобрать.
В последнее время очень много говориться о правовом государстве, о построении правого государства.
В последнее время очень много говориться о правовом государстве, о построении правого государства. Но, создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем основывается, какова его история, цель. Не каждый знает, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, т.е. сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Российское общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа.
Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества.
Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.
Итак, что же такое правовое государство и возможно ли в нем полноценное развитие юридического образования?
Термин «правовое государство» в 1813 г. впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1829 г. его соотечественник ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал государство как категорию непрерывно развивающегося учения учения о государстве.
Определений понятия «правовое государство» достаточно много. В современной научной литературе сформулировано немало дефиниций правового государства с различными акцентами в его сущной характеристике. Одни авторы считают доминирующим верховенство закона, другие - суверенитет народа, третьи - неотъемлемые естественные права человека.
В.Ф. Яковлев называет правовое государство, в котором «образ жизни общества и его граждан основан на верховенстве закона».[1]
В.С. Нерсесянц считает, что правовое государство - это «правовая форма организации и осуществления государственного суверенитета народа».
Современные подходы к пониманию правового государства можно свести к следующим основным принципам:
- верховенство закона;
- правовая защищенность человека;
- разделение властей.
Эти и другие принципы являются основополагающими идеями, определяющими модель правового государства. Заметим, что современные подходы к пониманию правового государства схожи с понимание мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и другие. Они подвергали критике беззаконие феодализма.
Таким образом, правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. Можно высказать, что определение правового государства более научно, точно. Итак, правовое государство и - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости для всех без исключения граждан.
Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство «меняет силу» в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других граждан.
После изучения нами понятия «правовое государство» можно приступить к разбору проблем развития юридического образования в нашей стране, а именно в правовом государстве. Наверное никто не
будет спорить, что мы живем именно в таком государстве, а в современном правовом государстве образование должно иметь четкую нормативно-правовую базу.
Законодательные требования соприкасаются с областью образования, и это обусловлено рядом причин:
1.Нормы образовательного законодательства должны быть надежными юридическими гарантиями реализации закрепленного в Конституции право каждого на образование.
2.Нормы образовательного законодательства регулируют ту сферу общественных отношений, в которую вовлечено все российское общество.[2]
З.Образование - это огромная отрасль российской экономики, имущественный комплекс, возникающая в сфере образования гражданских и трудовых отношений, которые невозможны без финансирования, т.к. это служит стимулом получения качественных образовательных услуг.
Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере образования в РФ, включает сотни правовых актов различной юр. силы. Наличие двух системообразующих законов - Закона РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» является не полностью систематизированным. Поскольку, некоторые нормативно-правовые акты были приняты еще в советское время и действуют до сих пор, характер законодательства об образовании регулирует не только образовательные отношения, но и гражданские, трудовые, административные и другие отношения. Для усовершенствования нормативно-правовой базы образования в России необходимо следовать следующим направлениям:
- законодательство в области образования должно соответствовать международно-правовым нормам РФ;
- не должно быть противоречий, которые возникают между нормативно-правовыми актами образовательного законодательства и нормативно-правовыми актами других отраслей законодательства (гражданскими, трудовыми и т.д.);
- разграничение полномочий между РФ, ее субъектами органами местного самоуправления;
- юридическая техника нормативно-правового регулирования в сфере образования должна совершенствоваться.
Нужно понимать, что проблемы юридического образования копились десятками лет. Например: высокий рост числа юридических вузов, особенно негосударственных и юридических факультетов в
непрофильных вузах. Многие юридические вузы не имея надлежащей интеллектуальной и профессиональной основы компенсируют это рекламой, различными «ноу-хау», заниженными требованиями и т.д.
Сегодня эти проблемы вызывают повышенное внимание и обеспокоенность со стороны государства, так например, высказывал свое негативное мнение Медведев Д.А. - Председатель Правительства РФ: «Нужно отдавать отчет, что обеспечение надлежащего уровня подготовки юридических кадров - это проблема конституционной безопасности общества и государства, а также отдельной личности». [3]
Так как конституционная безопасность - это состояние защиты интересов граждан, общества и государства, в основе которой стоит верховенство права, конституционные ценности.
Для решения данных проблем необходим комплекс нормативно-правового, организационного, технического, методического, управленченского характера. Это нужно для того, чтобы обеспечить изменения комплекса всей системы подготовки профессиональных специалистов в области юриспруденции.
Со стороны конституционных требований необходимо рассматривать вопрос о том, каким должен быть выпускник юридического вуза и в целом современный юрист.
Современный юрист - это проводник и защитник верховенства закона, для него защита прав и свобод человека и гражданина является профессиональной обязанностью и конституционным долгом.
А именно, современный юрист должен отражать направления формирования в процессе юридического образования и профессиональной личности. Поэтому, профессиональный рост юриста должен иметь конституционное право и принципы для дальнейшего применения их в жизни и дальнейшего развития себя, как профессиональной личности в области юриспруденции.
Юридическое образование - это важнейшая отрасль государственно-правового регулирования. От состояния юридического образования зависит дальнейшее развитие общества и страны.
Главным решением проблемы развития юридического образования в нашей стране является создание и использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Это нужно для направленности современного образовательного процесса на основе информационных технологий.
Мы согласны с мнением Кочкарова Р.М. и Айбазовой М.Ю., что «Учебный процесс в профильных юридических вузах должен строиться на основе использования информационных технологий,
связанных с разработкой системы непрерывной информационной подготовки студентов-юристов на основе требований, выдвигаемых Федеральными целевыми программами «Электронная Россия», «Создание единой информационно-образовательной среды», «Электронный документооборот» и др.
Главная цель реформы образовательного процесса - его переориентация с преимущественно информативного типа обучения на интерактивное, проблемное обучение, позволяющее передавать не готовые знания, а развивать активность самих обучающихся, выявлять и развивать познавательные и творческие способности каждого, воспитывать у студентов высокие личностные и профессиональные качества. При интерактивном обучении каждый студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. При использовании интерактивных методов преподаватель не дает готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы».[4]
Совершенствование юридического образования является повышение научной составляющей образовательного процесса, т.е. это связь учебной деятельности студентов профильных юридических вузов с научной работой.
Надо заметить, что развитие юридического образования зависти от уровня квалификации юридической структуры. Мы должны для себя определить совершено конкретно модель профессионала-юриста, его уровень подготовки. Этот уровень должен отвечать всем требованиям современного юриста. И поэтому необходимо, чтобы высшее образование способствовало становлению российской правовой культуры, а также данное образование было доступным, качественным и отвечало всем требованиям данной профессиональной деятельности юриста, воспитывало законодательного гражданина правового демократического государства.
Также одной из основных проблем юридического образования является наличие учебной практики, но чаще всего она отсутствует. Так как только в процессе учебной практики студентов юридического факультета происходит «реальное» знакомство с будущей профессией. Поскольку в учебную практику входят: решение возникающих юридических задач, система факультативных занятий, тренингов и т.д. Министр культуры Саратовской области, член Совета Учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов России доктор юридических наук Синюков В.Н. также отмечает
существование проблемы в развитии юридического образования в России. Он высказывает мнение о том, что модели повышения качества юридического образования исходят из общих алгоритмов совершенствования отечественной высшей школы и не всегда учитывают специфики юридического образования как важнейшего института воспроизводства отечественного правового сознания. Между тем, конкретная ситуация в правовой сфере состоит в том, что обществу и государству пока не удается решить главную задачу -создать современную правовую среду для экономической и социальной модернизации общественных отношений. Юридическое образование в России основанного на континентальной традиции, которой присущ академический фундаментализм. Его особенность -образовательная замкнутость и самоценность научного сознания, в частности юридического.[5]
Проблемы реформирования, развития высшего юридического образования обусловлены процессами внутреннего развития страны, подвергавшейся за последнее время интенсивному, но не всегда удачном воздействию, а также необходимости воспитания правового здоровья нации. От этого здоровья во многом зависит благополучие и дальнейшее развитие страны.
Вывод напрашивается следующий, что юридическое образование в России - это конституционно-правовая составляющая в системе юридического образования, которой не уделяется нужного внимания. Необходимо понимать, знать и помнить, что конституционная составляющая профессиональной подготовки юристов имеет более важное значение, чем обычные подходы к преподаванию.
Список литературы:
1. Бондарь С. Конституционная модель современного юриста: соответствует ли ей нынешняя система юридического образования // Общенациональный правовой журнал «Человек и закон» январь №1 г. Москва
2. Козырин А.Н. Современные контуры образовательного права // Высший Арбитражный суд РФ. Журнал для деловых людей «Закон». Апрель 2007. Г. Москва
3. Кочкаров Р.М. Юридическое образование в контексте реформ // Вестник Высшей школы «Альма матер» окт. 2013 № 10.г. Москва
4. Кочкаров Р.М., Айбазова М.Ю. Проблемы и перспективы развития профильного юридического образования // Научно-теоретический журнал Российской академии образования «Педагогика» №3. 2012. Г Чехов
5. Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права №7.Юридическое издательство «Норма», г. Москва 2009
Сухачева Ж.И., Воронин И.В.
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИТ-ДИСЦИПЛИН В ВУЗАХ
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж Колледж современных технологий, г. Москва
Ключевые слова: образование, наука, студент, пути решения, обучение, образовательное учреждение.
Keywords: education, science, student, solutions, training and educational institution.
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, сложившиеся в учебных заведениях высшего и среднего звена. Описываются ситуации, которые могут привести к плачевным ситуациям, когда студент выходит неподготовленным к производственной деятельности.
Abstract: This article addresses the problems existing in the institutions of higher and middle management. Describes situations that can lead to the unfortunate situation where a student goes unprepared for productive activities.
В современной России в информационный век возник острый вопрос в подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере преподавания ИТ-дисциплин для ВУЗов. В данной статье будет сделан краткий анализ возникших проблем, их причины, а также даны возможные их пути решения. На взгляд автора следующие проблемы мешают нормальному процессу обучения ИТ-специалистов-педагогов:
1) Не соответствие учебно-методических комплексов времени и развитию нашей страны, а также требования бизнеса. В большинстве ВУЗов преподают по устаревшим УМК в виду того, что специалисты не успевают и/или не хотят обновлять информацию в комплексах.
В наше время информационное развитие происходит намного быстрее, чем обновление учебно-методических комплексов, в связи со сложной процедурой утверждения, как в учебных заведениях, так и в Министерстве образования. Также следует отметить, что бизнес структура в связи с сложившейся экономической ситуацией, не очень активно сотрудничает с учебными заведениями, в отличие от Западных стран. Ярким примером тому служит «Силиконовая