Рустамов Ж.Э. исполняющий обязанности доцента кафедра "Информационные технологии " Самаркандский институт экономики и сервиса
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В данной научной статье рассматриваются проблемы, связанные с реализацией идеи развития профессиональных педагогических компетенций учителя в условиях инновационного сотрудничества. По мере развития системы образования в соответствии с требованиями XXI века важность повышения компетентности учителей приобретает первостепенное значение. В статье рассматриваются ключевые проблемы, препятствующие успешной реализации инициатив по профессиональному развитию и подходов к сотрудничеству в развитии инновационной педагогической практики.
Ключевые слова: Профессиональная готовность, компетентность, инновации в образовании, сотрудничества, наука, производства и образование.
Rustamov J.E. associate professor Department of Information Technologies Samarkand Institute of Economics and Service
MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS
Abstract. This scientific article examines the problems associated with the implementation of the idea of developing professional pedagogical competencies of a teacher in the conditions of innovative cooperation. As the education system evolves to meet the demands of the 21st century, the importance of improving the competence of teachers becomes paramount. This article examines key issues that impede the successful implementation of professional development initiatives and collaborative approaches to the development of innovative teaching practice.
Key words: Professional readiness, competence, innovation in education, cooperation, science, production and education.
Введение
Введение задает контекст исследования, подчеркивая важнейшую роль профессиональных педагогических компетенций в обеспечении эффективной практики преподавания. В нем представлена центральная идея
инновационного сотрудничества как средства повышения этих компетенций и обозначены основные задачи исследования.
Концепция профессиональных педагогических компетенций: В этом разделе представлен всеобъемлющий обзор профессиональных педагогических компетенций, подчеркивающий многогранность навыков и знаний, необходимых педагогам для успешной работы в современном образовательном пространстве. Подчеркивается роль непрерывного профессионального развития в развитии этих компетенций.
Анализ литературы по теме (Обзор литературы) В работах Д.Р. Шукурова и других изучались проблемы развития обучения в общеобразовательных учреждениях, разработки и реализации образовательных программ и учебников и другой учебно-методической литературы на основе предметного подхода. [1]
В научно - исследовательской работе Х.А. Умаров были определены возможности использования ЭВМ при проведении лабораторных работ, а также разработана методическая система проведения лабораторных работ с использованием ЭВМ, учебно-методическое обеспечение, программы для ЭВМ, а из них образовательные учреждения метод предложено использование в образовательном процессе [2].
Методология исследования: В процессе исследования используются такие методы, как учебно-научные ресурсы по национальной программе подготовки кадров, анализ концептуальных идей в ДТС, исследование взглядов, анализ и синтез, педагогическое наблюдение, ретроспективный анализ, интервью, моделирование, проведение опросов, мониторинг, интервью, тестирование, педагогический эксперимент-тестирование, аналитический обзор, математико-статистический анализ.
Анализ и результаты (Analysis and results) Инновационное сотрудничество подразумевает совместные подходы и партнерские отношения, направленные на внедрение новых и эффективных методик обучения. В этом разделе рассматривается концепция инновационного сотрудничества, подчеркивается его потенциал для создания динамичной и адаптивной среды обучения. Обсуждается взаимосвязь между инновационным сотрудничеством и развитием компетенций преподавателей.
Уровень развития общества, информационная перегрузка, структурная изменения в экономике, жизненный опыт в целом свидетельствуют о том, что для подготовки молодежи педагогам недостаточно просто вести занятия традиционными методами49. [4]
49 J.E. Rustamov Features and current status of the teaching of the subject "information technology in the field of services" in higher educational institutions, International Scientific Journal: Theoretical & Applied Science, p-ISSN: 2308-4944, Year: 2020 Issue: 01 Volume: 81, http://www.t-science.org/arxivDOI/2020/01-81/PDF/01-81-21.pdf, https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.01.81.21; Impact Factor: 6.63, 112-116 bet
Качество подготовки студентов педагогического направления к профессиональной педагогической деятельности зависит от многих факторов: качества учебной программы; качество научно-педагогического потенциала педагогических вузов, вовлеченных в образовательный процесс; качество студентов (включая качество абитуриентов); качество средств учебного процесса (материально-техническая, экспериментальная база; учебно- методическое обеспечение; используемые аудитории; предоставляемые знания и др.); качество образовательных технологий и так далее.
Развитие профессиональной педагогической подготовки будущих учителей требует подготовки учебных материалов, направленных на создание потенциальной возможности для целевого формирования профессиональной педагогической подготовки студентов, и требует использования организационных форм, методов и приемов, влияющих на максимально активное овладение всеми составляющими учебного процесса, развитие творческих способностей, самостоятельное получение новых знаний. Систематическая усовершенствование содержания подготовляемых учебных материалов должно осуществляется с использованием следующих методов: систематический анализ, моделирование, синтез, делегирование и прогнозирование фиксированных и переменных компонентов учебных материалов.
Такой подход позволяет профессиональную подготовку превратить в активную и целенаправленную деятельность, в этом процессе пере обрабатывается имеющейся и ново полученные информации, отделяются внешние случайные, второстепенные элементы от основных, отражается суть изучаемых ситуаций, выявляется логические связи между ними.
Как отмечал известный психолог-ученый К.К. Платонов, профессиональная подготовка специалиста - это субъективное состояние человека, то есть он считает себя способным и готовым к соответствующей профессиональной деятельности. [1]
Можно сказать, что профессиональное подготовка - это процесс усвоения, направленный на ускорение приобретения студентами знаний, навыков и компетенций, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ для того, чтобы они могли работать в определенной сфере деятельности.
Иногда понятие профессиональной подготовки определяют понятием профессиональной компетентности, которое в общем смысле представляет собой формирование профессиональной готовности, устойчивую направленность на выполнение рабочих задач. Профессиональная компетентность - это не только результат, но и цель профессионального обучения, которое осуществляется через определенную систематизацию содержания профессионально-педагогического образования и имеет четыре компонента.
Как сказал Аристотель: «Ум состоит не из только в знаниях, но и в умении применять знания на практике». Несмотря на то, что это идея появилась давно, она недавно активно используется в современной педагогике.... До недавнего времени уровень подготовки выпускника рассматривался как наличие определенных знаний, умений и навыков, а в новых условиях этот взгляд понимается как сформированность у студентов определенных общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Таким образом, профессионально-педагогическое образование студента рассматривается как целостный системный процесс только тогда, когда реализуется умение формировать целостный алгоритм выполнения нетиповой задачи с использованием элементов приобретенных на сегодняшний день знаний и умений для решения типовых задач педагогической деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что готовность - это способность формировать элементы знаний и умений, приобретенных в данный момент для решения типовых задач, в виде целостного алгоритма выполнения нетиповой задачи. [2, с. 3537]
Рассматривая компетентность учителя как фактор его готовности, мы определили ее как готовность и способность к профессионально -педагогической деятельности. Подобное определение позволяет интерпретировать понятии «профессиональная педагогическая готовность» и «профессиональная педагогическая компетентность» как синонимы.
Анализ исследований, проведенных зарубежными и отечественными исследователями по вопросам подготовки будущих учителей, позволяет сделать следующий вывод: «готовность - это способность специалиста находить оптимальные решения различных ситуаций, которые могут возникнуть в его профессиональной деятельности, и профессионально выполнять любые функциональные задачи». [3, с. 258]
Несмотря на то, что в рассмотренных научно -исследовательских работах вопрос развития профессиональной педагогической готовности будущих учителей на основе инновационных способов сотрудничества не раз рассматривался как научная проблема, упускается из виду необходимость научных исследований по отношении изучение вопроса разработки научно обоснованного системного подхода. Поэтому перед нами стоит задача создать особую модель, которая обеспечит формирование у будущих учителей профессиональной педагогической компетентности на основе инновационного сотрудничества.
Предвидя будущие тенденции, в этом разделе обсуждаются возможные направления развития профессионального развития и инновационного сотрудничества в образовании. Даются рекомендации для политиков, образовательных учреждений и педагогов, направленные на формирование культуры непрерывного совершенствования и сотрудничества.
Использованные источники:
1. Д.Р.Шукурова Профессиональная готовность будущего учителя Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов ISSN 1991 -3087 03.04.2015 http://jurnal.org/articles/2015/ped34.html
2. Kh.A.Umarov Analysis of approaches to the formation of professional readiness of students in Uzbekistan (on the example of future teachers) PSYCHOLOGY AND EDUCATION (2021) 58(1): pages 3535-3541
3. Kh.A.Umarov Incessancy of education and activities in the development of professional education THE AMERICAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCE AND EDUCATION INNOVATIONS pages 256-263 https ://doi.org/10.37547/tajssei/Volume02Issue07 -33
4. J.E. Rustamov Features and current status of the teaching of the subject "information technology in the field of services" in higher educational institutions, International Scientific Journal: Theoretical & Applied Science, p-ISSN: 23084944, Year: 2020 Issue: 01 Volume: 81, http://www.t-science.org/arxivDOI/2020/01-81/PDF/01-81-21.pdf,
https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.01.81.21; Impact Factor: 6.63, 112-116 bet
5. Ражабоев Ш. Ш. ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ //ББК 65.05 П 78. - С. 596.
6. Rajaboev Sh.Sh., Xusniddin Qizi, J. S.., & Zafar qizi, O. F.. (2024). Benefits of Social Networks in the Field of Services. Best Journal of Innovation in Science, Research and Development, 3(2), 84-88. Retrieved from https://www.bjisrd.com/index.php/bjisrd/article/view/1533
7. Rajaboev Sh.Sh., Qurbonov P.S. THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN MEDICINE // Экономика и социум. 2023. №11 (114)-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7the-role-of-information-and-communication-technologies-in-medicine (дата обращения: 25.02.2024).
8. Rajaboev Sh.Sh., Shodmonov T.S. POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF GLOBALIZATION // Теория и практика современной науки. 2023. №10 (100). URL: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/positive-and-negative-aspects-of-globalization (дата обращения: 25.02.2024).
9. Rajaboev Sh.Sh. USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE ACCOUNTING OF ENTERPRISES // Теория и практика современной науки. 2023. №10 (100). URL: https^/cyberleninka.ru/article/n/use-of-information-and-communication-technologies-in-the-accounting-of-enterprises (дата обращения: 25.02.2024).
10. Umidov D. U., Sh R. S. APPLICATION OF PROGRAMS USED IN THE FIELD OF ACCOUNTING IN STARTUPS //ББК 65.29: 74.48 я431 П711. -2023. - С. 31.