<<шушетим~^©и©мак>>#2*ш,2©1]9 / SOCIOLOGICAL sciences
203
УДК 37.37.01
Маказиева З. Д.
Старший преподаватель кафедры уголовного права и криминалистики
Чеченский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10851 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Makazieva Z. D.
Senior lecturer of the Department of criminal law and criminalistics
Chechen state University
THE MAIN PROBLEMS OF LEGAL SOCIALIZATION OF PERSONALITY
Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы правовой социализации личности и ее негативные аспекты. Автор отмечает, что чем быстрее усвоит эталоны должного поведения молодой человек, тем успешнее он будет взаимодействовать с другими членами в обществе. Чувство сопричастности к целому также выступает важным моментом в адаптированности индивида в социальной реальности. Негативная социальная идентификация личности у молодых людей может привести к социальной дезадаптации, пессимистическим настроениям, отсутствию видимых перспектив в обществе, преступному поведению.
Abstract
The article deals with the main problems of legal socialization of the individual and its negative aspects. The author notes that the faster the young man learns the standards of proper behavior, the more successful he will interact with other members in society. The sense of belonging to the whole is also an important point in the adaptation of the individual in social reality. Negative social identity of young people can lead to social disadaptation, pessimistic moods, lack of visible prospects in society, criminal behavior.
Ключевые слова: правовая социализация, личность, негативные аспекты, молодежь, нормы, социальный контроль.
Keywords: legal socialization, personality, negative aspects, youth, norms, social control.
Изучение проблем в правовой социализации молодых людей выступает предметом многих исследований. Девиантные явления, происходящие на современном этапе среди молодежи, позволяют отметить многочисленные нарушения социализации, в том числе и правовой. Исходя из вышесказанного, анализ причин негативной правовой социализации молодых людей представляет значительный интерес в социальной педагогике, социологии личности.
На современном этапе мы наблюдаем большое количество каналов социализации[3]. Сам термин «социализация» нам знаком со школьной скамьи. Он включает в себя процесс становления ребенка, индивида в социальном плане. То есть, усвоение им социальных ценностей, установок и ролей. Формирование личности в рамках онтогенеза проходит в разных условиях, как в семье, так и в общественных учреждениях. Чем быстрее усвоит эталоны должного поведения молодой человек, тем успешнее он будет взаимодействовать с другими членами в обществе. Подчеркнем, что чувство уверенности индивида в том, что он находится на «своем месте» очень ценно для самоощущения и его дальнейшего развития. Чем больше знает человек о своих правах и возможностях, тем комфортнее ему в социальной среде.
Постоянный процесс взаимодействия людей в результате социализирующей деятельности позволяет самоидентифицировать себя как полноправ-
ного члена общества. Чувство сопричастности к целому также выступает важным моментом в адапти-рованности индивида в социальной реальности. Человеку важно осознавать свою значимость как полноправного агента социализации уже для последующего поколения.
Знакомство и усвоение правового пространства, включающего в себя единство социльно-эко-номических, правовых стандартов и норм, позволяет быстрее достигнуть карьерного роста. Как известно, многие люди живут своими сущностными, экзистенциональными проблемами [4]. Исходными методологическими принципами анализа сущности, структуры механизма социализации служат социальные условия, общественные отношения, идеалы, взгляды, воспитание, поступки и уровень правовой культуры людей[5]. Отметим важные аспекты правовой социализации:
- средства массовой информации в современном мире выступают зачастую главными агентами социализации, как в правовой, так и в других сферах знаний. Существуют множество познавательных программ, которые раскрывают основы взаимодействия человека в правовом поле, знакомят его с информацией, которая касается и наказания в случае нарушения закона.
Как отмечает Э.С. Абдулаева «дихотомич-ность ментальных установок современных людей, заключается и в выработке универсальных символов, позволяющих выразить многообразие форм
204
SOCIOLOGICAL SCIENCES / <<ШЦШМУМ~^@УГМа1>#24те)),2(0]9
восприятия социальной реальности» [1]. Также автор замечает, что «многие составляют поверхностное суждение, не имеющее под собой логическое основание, «приправляя» его эмоциональной, артистичной подачей».
-родственники, семья, также продолжают выступать основными агентами социализации, в том числе и правовой.
-официальные вестники законов и консультации юристов выделим последними, так как многие люди в повседневной жизни чаще всего обращаются к первым двум агентам социализации и только в случае проблем с законодательством рассматривают юридическую литературу как помощь в ликбезе в правовой сфере.
Конечно, нельзя не вспомнить важный момент в усвоении правовой социализации, который связан с социальным контролем. Более того, успешная правовая социализация невозможна без социального контроля[6]. Существующие нормы должного поведения, контролируемые обществом, обеспечивают безопасное пространство для развития индивидов. Несмотря на плюрализм мнений, существующий в современных демократических государствах, отметим необходимость выстраивания правового пространства, отвечающего на вызовы современной цивилизации, модернизационных трансформаций традиционных обществ[2].
Касательно свободы прав на анархичное и контркультурное мнение, так сказать, выступая «против всех», некоторые «звезды» транслируют правовой нигилизм и деформируют представления о праве и законности в обществе. Какие цели они преследуют? Это уже другая тема для обсуждения.
Профессор В. И. Червонюк определяет правовой нигилизм как сформировавшееся в общественном сознании или психике человека устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, выражающееся в отрицании его социальной ценности и конструктивной роли в жизни общества^].
В заключении отметим, что негативная социальная идентификация личности у молодых людей может привести к социальной дезадаптации, пессимистическим настроениям, отсутствию видимых перспектив в обществе, преступному поведению. Причинами же десоциализации могут выступать разнообразные причины: от болезни, трагедии, длительный отпуск[9]. Также агентами десоциализа-ции могут выступать некоторые информативно -развлекательные программы, которые подчеркивают правовой нигилизм главных героев как норму жизни и образец поведения.
Фактором, способствующим нарушению правовой социализации также может выступать воспитание ребенка в «домашних условиях». Огражде-
ние его от жизни приводит или к идеализированному, или к отрицательному отношению к обществу, нормам и ценностям, которые в нем культивируются. Причем идеализация поведения человека и роли общества в его жизни, как правило, сопровождается «крушением» взглядов в более зрелом возрасте. Отсутствие реальных представлений о нормативном и ценностном пространстве, социальном контроле - есть прямое влияние нарушения социализации личности.
Необходимо усвоение социальных паттернов поведения для лучшей адаптации общества. Но самое главное, не забывать, что без усвоения нравственного ценностного императива социокультурной среды, в которой проживает человек, он «рискует стать хамелеоном», который будет подстраиваться под существующие нормы, не разделяя их, будет противостоять обществу и чувствовать себя одиноким.
Важным аспектом эффективной социализации выступает устранение негативных моментов в целях обеспечения благоприятных условий правовой социализации[6]. То есть игнорирование существующих трансляторов аддиктивного и делин-квентного поведения представляет собою опасность, так как будет угрожать стабильности социума в целом.
Список литературы
1.Абдулаева Э.С. Ментальные аспекты духовной культуры современного человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. № 7. Часть 1. - С.259-263.
2.Ляушева С.А., Абдулаева Э.С. Модернизаци-онные трансформации традиционной культуры // Социально-гуманитарные знания. - М., 2017. № 7. -С.10-13.
3.Соловьева Т. И. Социальные процессы как объект социального познания // Новая советская литература по общественным наукам. Философские науки. 1987, № 3. - С.43.
4. Соловьева Т.И. Правовая социализация личности.
http ://www. mstu.edu. ru/science/conferences/11 ntk/ma terials/section1/section1_3.html. (Дата обращения 11.11.2019)
5. Cуханов В.В. Правовое пространство и его формы: дис. на соиск.уч.ст. канд. юрид. наук. - М., 2005. - 176 c. http://www.dissercat.com/content/pravovoe-prostranstvo-i-ego-formy (Дата обращения 11.11.2019).
б.Червонюк В.И. Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления. https://law.wikiread-ing.ru/51028 (Дата обращения 10.11.2019).