Psychology
УДК 159.922.2 DOI 10.21661/r-118499
А.С. Ботникова, Л.В. Скитневская
Проблема социализации молодежи
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности социализации молодежи. Современная российская молодежь имеет несколько отличных интересов от предшествующих поколений, и в настоящее время задача государства и общества заключается в оказании помощи молодым людям в удовлетворении их потребностей и интересов в рамках общественно приемлемой формы. В зависимости от результатов социализацию молодого поколения можно рассматривать как успешную (позитивную), так и неуспешную (негативную) социализацию. Успешная (позитивная) социализация выступает как феномен, имеющий свои отличительные признаки.
I Ключевые слова: молодежь, социализация, успешная социализация, позитивная социализация, неуспешная социализация, негативная социализация.
А^. Botnikova, L.V. Skitnevskaya
The problem of the socialization of young people
Abstract
This article discusses the features of socialization of youth. Modern Russian youth has several great interests from previous generations and now the task of the state and society is to assist young people in addressing their needs and interests within the publicly acceptable form. Depending on the results of the socialization of the young generation it is possible to consider both successful (positive) and failure (negative) socialization. Successful (positive) socialization is a phenomenon, which has its own distinctive characteristics.
I Keywords: youth, socialization, successful socialization, positive socialization, unsuccessful socialization, negative socialization.
Одной из важнейших задач современного Российского общества является заинтересованность в направлении социализации своих граждан, а именно молодого поколения, которое представляет собой будущее нашей страны. Социализация молодежи выступает как важный процесс становления взаимоотношений личности и социума, самопознания и самореализации личности.
В настоящее время мы наблюдаем переоценку ценностей, изменение нравственных устоев. Наряду с традиционными формами внедряются новые ценностные ориентации, которые соответствуют новой социальной действительности, реалиям нашего современного мира. На сегодняшний момент механизм социализации молодежи заключается в усвоение культурно-исторического опыта, который копился предыдущими поколениями и в адаптации усвоенного опыта к современным требованиям нашего общества [9].
Вопросы взросления молодежи и ее включения в жизнь общества занимают значительно место в ис-
следованиях педагогики, психологии, социологии и других науках. Исследование процесса социализации показывает, что теория социализации относится на сегодняшний момент к значимым теориям становления личности [6]. В зарубежной и отечественной науке имеются концептуальные разработки процесса социализации.
По мнению И.С. Кона социализация - это совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Н.Дж. Смелзер - пишет, что социализация - это способы которыми люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие в дальнейшем их социальным ролям, имеет две цели: во-первых, способствовать интеграции, основываясь на социальные роли; во-вторых, обеспечение сохранения общества благодаря усвоению молодым поколением сложившихся в нем убеждений и образцов поведения.
Психология
С позиции Г.М. Андреевой, социализация - усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта в процессе жизни. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [2].
Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, продвижение его на новую ступень.
Процесс социализации включает в себя развитие и саморазвитие личности, в том числе адаптацию человека к жизни в обществе. Социализация выступает как необходимый этап в развитие человека, в его становление как личности. Процесс и результат социализации заключает в себе внутренний неразрешимый конфликт между человеком и обществом, то есть в успешной социализации и эффективной адаптации человека к обществу с одной стороны и с другой стороны в саморазвитии и активном взаимодействии с обществом. Этот противоречивый процесс включает в себя приспособление индивида к социально-экономическим условия, социальным нормам, усвоение социальных ролей и процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека [8].
Взаимодействия человека с обществом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.
Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность личности предполагается как всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Процесс социализации ни в коей мере не противостоит процессу
развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему [1].
Современная российская молодежь имеет интересы несколько отличные от предшествующих поколений молодежи и осуществляет свои варианты удовлетворения потребностей. Каждый молодой человек выбирает свою социальную идентичность и в настоящее время задача государства и общества заключается в оказании помощи молодым людям в удовлетворение потребностей и интересов в рамках общественно приемлемой формы.
Для молодежи основное социализирующее значение имеют не только духовное ценности, но в том числе и материальные процессы. Несомненно, до сих пор, для молодежи значимыми ценностями являются семья и образование, но наряду с этим материальные средства и деньги приобретают для молодых людей наибольшую ценность, в сравнение с прошлым. Все большую роль играет достижение успеха в жизни. Молодежь проявляется активность и желание в учебе и трудовой деятельности для достижения хорошего материального достатка и благополучия, для нее характерна мотивация на индивидуализацию, она направлена на себя и стремиться к самостоятельности. Поведенческие установки у молодежи связаны со стремлением к переменам, новым впечатлениям, у нее слабо выраженная ценность традиций, что ни в коем случае не говорит об отсутствии этих традиций.
В зависимости от результатов социализацию молодого поколения можно рассматривать как успешную (позитивную) и неуспешную (негативную). Успешная социализация включает в себя усвоение, одобряемые обществом, социальных ролей, неуспешная социализация или же аномальная социализация характеризуется усвоением тех социальных ролей, которые не одобряются обществом. Исходя из этого можно предположить некоторые критерии успешной, позитивной социализации молодежи: социальная адаптивность, активность, стремление к саморазвитию, ответственность, социально-экономическая автономность, мобильность и экономическая самостоятельность [4]. За последние два десятилетия ученые и исследователи уделяют внимание успешной (позитивной) социализации. Успешная (позитивная) социализация выступает, как феномен, имеющий свои отличительные признаки. В качестве примера можно привести модель пяти С (Five Cs Model of PYD), получившую эмпирическое подтверждение [10]. Позитивное развитие по этой модели характеризуется с помощью пяти терминов: компетентность (competence) (включается социальная, когнитивная, академическая и профессиональная); уверенность (confidence) - уровень самоуважения и воспринимаемой самоэффективности в отношении себя как личности, а не в отношении каких-либо отдельных характеристик; связь (connection) как наличие положительной связи с людьми и социальными институтами; характер (character) - уважение к социальным
96
Интерактивная наука | 4 (14) • 2017
Psychology
и культурным правилам и нормам, владение стандартами поведения, чувство морали и чувство целостности; забота (caring) - чувство симпатии и эмпатии по отношению к другим людям.
Неуспешная (негативная) социализация характеризуется нарушением индивидом традиций, правил и норм общества, но при удовлетворенности субъекта можно рассматривать, как криминальное направление процесса социализации индивида. И следует отметить, что основные механизмы освоения и принятия социальной роли идентичны процессу становления успешной (позитивной) социализации [7].
Различают две основные формы социализации: направленная - специальная система средств воздействия на индивида различными социальными институтами или организациями с целью формирования личности в соответствии с нормами и ценностями, принятыми в обществе, организации или какой-либо субкультуре; и ненаправленная -стихийное формирование социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в том или ином социальном окружении. Реальный процесс социализации - это сочетание направленной и ненаправленной социализации, исходящей от множества агентов и институтов социализации одновременно.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс 2004. - 365 с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 264 с.
3. Богачкина Н.А. Социальная психология. - М.: Эксмо, 2007. - 32 с.
4. Волкова Е.Н. Проблемы социализации современной молодежи в условиях трансформации общества: социальные риски и девиации / Е.Н. Волкова, В.А. Дмитриева, О.С. Михалюк // Петербургский педагогический журнал. - 2016. - №15. - С. 70-91.
5. Криворученко В.К. Социализация молодого поколения в условиях развития демократии и гражданского общества в современной России: политический аспект // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2008. - №3. - С. 7.
6. Пак Л.Г. Социализация студенческой молодежи в социокультурном контексте // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №4. - С. 163-169.
7. Селиванова З.К. Агенты и институты социализации старших подростков в современной России // Молодежь России: альтернативы выбора духовных и нравственных убеждений. - 2012. - С.224-243.
8. Снимщикова Э.В. Социализация и позитивные девиации личности // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №1. - С. 114-116.
9. Степанова Г.С. Проблемы социализации современной молодежи // Педагогика. - 2013. - №3. - С. 51-55.
10. Bowers E.P. et al. The five Cs model of positive youth development: A longitudinal analysis of confirmatory factor structure and measurement invariance // Journal of youth and adolescence. - 2010. - Vol. 39. - №7. - P. 720-735.