Д.Г. Камнев
ПОИСК ЭФФЕКТИВНОЙ
МОДЕЛИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ
МОЛОДЕЖИ С УЧЕТОМ
ВЛИЯНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
В статье анализируются модели политической социализации молодежи: «подчинения», «стихийности», «интереса». При анализе моделей социализации молодежи особое внимание было уделено роли информационных технологий в данных моделях; была выявлена определенная зависимость, место - положение информационных технологий в обществе, в рамках моделей социализации, определяется существующим в стране политическим режимом. Особое исследовательское внимание уделено модели «интереса», которая с учетом современных условий в настоящее время реализуется в России. В статье подробно представлены отличительные особенности каждой модели политической социализации, выявлены современные факторы и условия, влияющие на процесс политической социализации молодежи в России. В статье предложены трактовки терминов «социализация» и «политическая социализация», отмечены одновременно важность и сложность процессов по приобщению молодого поколения к нормам и ценностям современного общества.
Ключевые слова:
социализация, политическая социализация, институты социализации, информационные технологии, молодежь, модели политической социализации.
D. Kamnev
SEARCH AN EFFECTIVE MODEL OF POLITICAL SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE, TAKING INTO ACCOUNT THE IMPACT OF INFORMATION TECHNOLOGY
Abstract
The paper analyzes the model of political socialization of youth: subordination, spontaneity interest. Considering the model of youth socialization special attention was focused on the role of information technology in the representation of the model, was found a definite relationship places information technology from the existing political regime in the country. Particular attention is paid to research model «interest», which is based on the current conditions within the Russian Federation. The article details the features of each model of political socialization, identified modern factors and conditions influencing the process of political socialization of young people in Russia. The article suggests the interpretation of the terms «sociali-zation» and «political socialization», awarded at the same time the importance and complexity of processes in engaging the younger generation to the norms and values that exist in society.
Key words :
socialization, political socialization, socialization institutions, information technology, youth, models of political socialization.
Существование суверенных государств обеспечивается рядом объективных условий, причин и факторов, одним из важнейших процессов, который внутри государства и общества организует преемственность между поколениями, усвоение молодыми гражданами культурных, политических ценностей и норм, господствующих в данном обществе, является процесс социализации, и ее частный вид - политическая социализация. Данный процесс обеспечивает не только поддержку государства, государственного аппарата управления, но и при эффективной организации социализации граждан устойчивость политического режима, его преемственную трансформацию.
В начале 90-х гг. прошлого века Российская Федерация провозгласила себя независимым демократическим государством, страна взяла курс по обновлению политического режима, это сопровождалось кардинальной политической трансформацией, которая оказала свое негативное влияние на общественно-политические процессы внутри страны, где в первую очередь пострадала система государственного управления. Реформы, затронувшие все сферы жизни общества, оказали свое влияние и на государственные и общественные институты, так например, в одночасье стали не нужны институты социализации, а агенты влияния на граждан упразднились. Институты и агенты социализации в СССР приобщали граждан, молодое поколение к идеологическим и гражданским ценностям советского политического режима. Их упразднение имело под собой объективные причины, появление в молодой стране новых культурных и политических ценностей требовало дополнительной временной адаптации и организации современных каналов социализации граждан, при этом традиционные агенты социализации не могли мгновенно принять демократические ценности, их вес был переоценен в сложившихся условиях [1, с. 182-199].
В настоящее время перед высшей государственной властью по-прежнему стоит задача по организации эффективной модели социализации молодежи в условиях современной России, с учетом влияния новых факторов, где особое значение приобретают информационные технологии. Данная задача для политического истеблишмента всегда будет оставаться актуальной, т.к. от качества усвоения гражданами культурных, политических ценностей и норм зависит существование политической элиты страны и государства как такового.
Представители государственных структур при организации новых каналов социализации граждан, в особенности молодежи, должны учитывать реалии современного времени, условия информационного общества. Здесь на первый план выходят популярные в молодежной среде различные информационные инструменты и технологии, такие как, набирающий популярность с конца 20 в. телекоммуникационная сеть «Интернет», электронные СМИ, информационно-развлекательные электронные сервисы [9].
В статье рассматриваются теоретические модели социализации граждан, особое внимание уделено анализу модели социализации под условным названием «интереса», также выявлены факторы и условия, которые в настоящее время оказывают свое воздействие на процесс социализации молодежи. Особое исследовательское внимание уделено определению места и роли информационных технологий в анализируемых моделях. Объектом исследования в статье выступает процесс политической социализации молодежи, а предметом исследования является процесс политической социализации молодежи, происходящий в рамках рассматриваемых теоретических моделей, где особую исследовательскую важность и вместе с тем научную новизну статьи представляет модель «интереса», реализуемая в условиях современной России.
В статье под термином «молодежь» понимается ее классическое определение из социологии молодежи, сформулированное известным социологом, исследователем-ювенологом И.С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [3]. Относительно возрастных рамок молодежи отмечу, что в различных обществах они значительно разняться, в основном начиная от 14 лет и заканчивая максимальным возрастом в 36 лет. В России большинство исследователей и нормативно-правовые акты, в частности Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федера-
ции, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г., указывают на возраст молодежи с 14 до 30 лет, но в некоторых субъектах РФ наблюдается смещение возрастного ценза до 35 лет.
Прежде чем приступить к непосредственному анализу теоретических моделей социализации граждан, рассмотрим некоторые авторитетные в научном сообществе подходы к анализу процесса социализации и ее политической составляющей, т.к. на основе определений последней стало возможным создание теоретических моделей политической социализации.
В научной литературе под термином «социализация» понимают: «Процесс усвоения личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, в групповых и коллективных ценностях, нормах, статусного и ролевого поведения» [7, с. 149]. А политическая социализация - это тот конкретно-содержательный, постоянно трансформирующийся результат его развития, который выражен во всей системе политических действий и установок человека. Интегральный характер этого результата обусловливается непрерывным взаимодействием как объективных социально-психологических и общественно-исторических факторов, так и субъективно-психологических условий политического развития.
Ценностно-культурный набор, используемый в процессе политической социализации, формирует политическое развитие личности, социализацию можно определить как процесс активного усвоения человеком политических ценностей и норм, господствующих в обществе, и компоновка их в осознанную систему социально-политических установок, влияющие на позицию и поведение личности в обществе в целом и в политической системе государства.
Политическая социализация охватывает новые поколения граждан, включает их в политическую жизнь, тем самым обеспечивается преемственность в политическом развитии общества и позволяет достичь такого уровня согласия между представителями государственной власти и гражданином, который гарантирует стабильность существующего политического режима. Из этого следует, что важнейшей целью политической социализации является формирование законопослушных граждан на основе создания социальных и политических условий, при которых возникает чувство верховенства и обязательности выполнения государственных и
общественных законов. Механизмы и организация процесса политической социализации во многом определяются характером и сущностью политического режима, традициями общества [2, с. 17].
В ходе взаимодействия личности с политической системой проходит два параллельных процесса. С одной стороны, система самовоспроизводиться, организуется процесс обучения новых членов правилам общественной жизни. С другой стороны, требования политической системы укореняются в структуре личности гражданина. В результате политической социализации создается политическое сознание у индивида, формируются нормы адекватного политического поведения, возрастает степень гражданственности у человека.
Процесс социализации индивида увязан с его нахождением в определенном государстве со своей политической системой и режимом, конечно же, с ближайшим его окружением, обществом, где существуют устоявшиеся нормы и ценности, так и институции и агенты, которые распространяют и стремятся укоренить в сознание граждан те самые нормы и ценности. Для упрощения и систематизации исследовательского материала относительно способов и методов организации процесса политической социализации в различных политических системах были теоретически разработаны модели социализации, в которых нашли свое отражение наиболее характерные черты описывающие систему отношений институтов, агентов социализации с гражданами. По справедливому замечанию Р.Т. Мухаева: «Выбор той или иной модели политической социализации диктовался типом господствовавшей в обществе политической культуры. Она предписывала определенную модель отношений власти и личности» [4, с. 244].
В основе моделей политической социализации также лежат факторы, которые господствуют в том или ином обществе и значительно воздействуют на личность. Одним, пожалуй, из самых весомых факторов воздействия на индивида выступает его семья, посредством которой осуществляется передача культурных и политических ценностей, традиций от старшего поколения к молодому. Именно в семье организуется первая работа по передаче базовых политических ценностей путем примера и непосредственного обучения детей. В семье у ребенка формируется отношение к окружающему миру, закладываются в нем нравственные качества, хотя они не носят политического характера, но во многом
предопределяют реакцию индивида на различные политические явления. На семью в свою очередь также оказывают воздействия государство, экономика, общество, информационные технологии, прежде всего СМИ и т.п. Стоит признать авторитет влияния семьи в деле политической социализации индивида, но с учетом того, что за базовые факторы влияния следует все же принять взаимодействие чиновников и государственных структур с гражданами, где информационным технологиям отводится роль по обслуживанию тех или иных интересов акторов, которым принадлежит контроль и навыки использования подобных технологий.
В политической науке выделяют 3 базовые модели политической социализации молодежи: подчинения; стихийности; интереса.
Модель «подчинения» основывается на абсолютном господстве государства над обществом и над отдельной личностью. Способ организации взаимодействия между государственным аппаратом и индивидом выстроен вертикально, данная модель политической социализации присуща тоталитарным и авторитарным политическим режимам, свое распространение она получила в истории XX века. Идейной мыслью данных режимов выступает тезис о первичности государства и общественного интереса над отдельным человеком, личным интересом. В основе политической социализации лежит подчинение индивида государственной власти и полное усвоение им ценностей и требований, транслируемых по средствам разветвленной системы пропаганды правящей политической элиты. Государство в этом случае является определяющим фактором политической социализации, причем в последнее десятилетие такое положение государства стало обосновываться с позиций выстраивания более эффективного регулирования социальных отношений.
Модель «подчинения» лишает гражданина, какой либо политической субъектности, но между тем, государству вменяется всестороннее управление пассивными в политическом плане гражданами. Такая управленческая концепция обеспечивается огромным бюрократическим аппаратом государственных служащих, и минимизированным воздействием граждан на политическую систему страны. Подавление и контроль над личностью обеспечивается также за счет «административного мышления».
Модель функционирует за счет всеобъемлющего администрирования. Именно оно позволяет достигать жестко спланированного процесса
политической социализации; государство определяет уровень, методы, ресурсы и каналы социализации.
Администрирование подкрепляется политическими идеями, полноценной идеологией, сгенерированной представителями власти, которая присутствует во всех сферах государства и общества, в том числе и в системе государственного воспитания, образования детей и молодежи. Согласно с идеологией выстраивается процесс политической социализации в государстве. Модель «подчинения» является сверх идеологизированной и имеет в своей основе административный характер.
Классическим примером воплощения модели «подчинения» является опыт политической социализации молодежи в Советском Союзе. В стране, где с начала 20-х гг. XX века активно организовывались под эгидой советского государства институты и агенты политической социализации, ведущие роли были отведены СМИ, периодической печати и радио, системе всеобщего образования.
В данной модели социализации информационные технологии обслуживают интересы политической элиты, в государстве отсутствует или сведена к минимуму оппозиционная к официальной точке зрения информация. Более того в таких странах цензурируется сеть «Интернет» или полностью запрещена, заменена так называемым «Интранетом» -внутренней национальной сетью, созданной специально для нужд граждан определенного государства и не имеющая выхода за пределы границ страны. Ярким примером реализации в настоящее время данной модели социализации граждан является Северная Корея.
Следующая базовая модель носит название «стихийности», которая распространена в достаточно многих государствах мира. Она реализована в странах со слабо развитой политической системой, с нестабильной государственностью, с отсутствием действенного гражданского общества, с архаичными традициями политической культуры. Такими странами является большинство африканских государств, некоторые латиноамериканские и азиатские государства, в которых неустойчивы политические режимы, государственную власть и внутреннюю политику сопровождают многочисленные кризисы. Процесс политической социализации молодежи в таких условиях не кем специально не организуется и представлен в виде стихийных срочных действий политического характера, предпринимаемые по случаю важной необходимости различ-
ными субъектами политической сферы. Деятельность по социализации является спонтанно организованной, короткой по времени и обслуживает интересы отдельных властных групп, в ней отсутствует целенаправленность, долгосрочность реализации, что не позволяет организовать процесс постепенной передачи политических ценностей от одного поколения другому [8].
Модели «стихийности» также присуще отсутствие консолидированной системы политической социализации. Политическое воспитание в этой модели реализуется отдельными социальными общностями, в которые входит индивид в процессе своего жизненного пути. Слабые традиции государственности и прямое отстранение представителей власти от организации процесса политической социализации открывают приоритеты патриархальной культуре, семейно-общинного воспитания детей. Такое положение вещей приводит к множественной вариативности политической социализации, что в конечном итоге не способствует единству общества, вследствие того, что граждане могут усвоить различные политические ценности и традиции. Ключевым мотивирующим фактором политической социализации является не идеологическая составляющая и не традиции общества, а практический опыт и интересы социальных групп.
В представленной модели социализации информационные технологии, прежде всего телевидение и сеть «Интернет», как источники информации, обслуживают те группы интересов, которые на данный момент времени в стране располагают различными крупными политическими и финансовыми ресурсами, которые имеют контроль и навыки работы с подобными технологиями. В такой модели существует плюрализм мнений обеспеченный за счет конкурентной работы информационных технологий. Плюрализм мнений доходит до того, что на одном канале телевидения или сайте в сети Интернет могут быть представлены различные точки зрения, в абсолюте своем ангажированные с теми или иными группами интересов. Такой плюрализм информации не связан ни в коей мери с принципами представления в СМИ различных срезов мнений по одному и тому же вопросу, со свободой СМИ.
Модель «стихийности» - это своего рода ответ общества и нестабильной политической системы на объективный процесс политической
социализации, который с разными результатами проистекает в любом политическом режиме.
Теперь проанализируем модель политической социализации «интереса», в настоящее время данная модель с некоторыми оговорками реализуется в современной России и достаточно успешно функционирует в демократических развитых и развивающихся странах мира.
Эта модель создавалась на базе демократических взаимоотношений государства и общества, личности. Идейно третья модель принадлежит либеральной идеологии, где гражданин рассматривается как приоритетный субъект политики, а государство играет роль охранителя законов, порядка, интересов граждан. В Конституции Российской Федерации в ст. №3 пп.1 закреплена норма, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Закрепление данной нормы в Конституции РФ реализуется на практике в различных формах, одной из последних новаций в данной сфере, стало создание «Открытого правительства» во главе с куратором направления Министром Российской Федерации М.А. Абызовым [5].
Такое взаимоотношение между личностью и государством полностью пересматривает характер политической социализации граждан, в особенности подрастающего поколения. Интересы и потребности личности имеют больший приоритет по отношению к интересам государства, вследствие чего оно более не в состояние выполнять задачу по выстраиванию эффективного процесса политической социализации. Вся ответственность и полнота за проведение социализации ложиться на общество, которое в свою очередь воздействует не на волю по средствам административных директив и приказов, а на интересы граждан демократическими методами.
В современной российской специфике трудно не признать, что в стране существуют и функционируют представители гражданского общества, которые могут с условием соблюдения законодательства свободно отстаивать свои права и интересы, также представлять чаяния граждан делегировавших им свое право. В стране существует негосударственные, иностранные СМИ, которые также в определенной степени свободно, соблюдая этические принципы журналистики, могут обоснованно критиковать чиновников, открыто выражать свое мнение по самому широкому
спектру общественной жизни страны, тем самым оказывая влияние на сознание граждан России. Общественные организации, СМИ и развитые информационные технологии это современные факторы социализации, через которые граждане могут узнавать и приобщаться к транслируемым им политическим ценностям и нормам, социализироваться в обществе. Поэтому, как мне представляется правильным, государство не может полностью устраниться из процесса социализации граждан, государственные компетентные органы должны своими выверенными регулятивными мерами контролировать процесс социализации граждан, в котором весомое значения имеют СМИ и информационные технологии.
В таком обществе у государства отсутствуют монополия на использование информационных технологий, контроль над СМИ, поэтому в научной литературе и в непосредственной практике встает вопрос о роли современных СМИ и информационных технологиях в социализации молодого поколения. В обществах с демократическим политическим режимом провозглашены свободы человека и гражданина, СМИ гарантированна свобода, современные информационные технологии также свободны от прямой зависимости от государства, но в рамках обеспеченной свободы требуется четко соизмерять грань между разумностью и пошлостью. В зрелых демократиях вопросы этики в информационных технологиях, в телевидении и сети «Интернет», отданы во многом представителям организаций гражданского сектора, и дополнительно регулируются экономической рентабельностью, формируемой из интереса потребителей-граждан.
Модель «интереса» выстраивает более определенные отношения индивида с властью, где обществу отводиться главная роль. Важным фактором в обеспечении политического воспитания личности становиться общество, посредством которого осуществляется достижение собственных интересов. Это является главным принципом демократии, когда через решение большинства достигается реализация поддержанной задачи, решение которой благоприятно сказывается и на реализации собственного интереса [6]. В настоящее время в России новые законодательные инициативы и нормативно-правовые акты проходят процедуру общественного рецензирования, они на стадии проектов размещаются в сети «Интернет» на официальных порталах ведомств, которые вышли с инициативами принятия определенных законопроектов, нормативных
актов. Гражданин, имеющий доступ к сети «Интернет», может свободно зайти на официальный сайт ведомства и оставить свои комментарии, предложении по редакции того или иного законопроекта, также для такой активности граждан уже существуют и дополнительно развиваются специализированные электронные ресурсы в телекоммуникационной сети «Интернет». Непосредственная деятельность граждан в означенном направлении с использованием информационных технологий позволяет им ощутить свою сопричастность к национальному нормотворчеству, что в целом повышает гражданскую правовую культуру в обществе, а профессиональные разработчики нормативно-правовых актов лишний раз получают гражданскую экспертизу и ценные советы, основанные на житейской практике.
Организация деятельности модели «интереса» сложнее, чем модели «подчинения». В современной общественно-научной литературе существует многообразие в трактовках модели «интереса». Встречается аргументация против государства; пропаганда плюрализма интересов, как объективное состояние свободного общества и суждения о представление интересов человека в качестве основного механизма политического регулирования и движущей силы политического процесса. Но отметим, что теоретические построения ученых едины в одном, что в них заложены принципы возвышения индивидуальности личности, эксклюзивности индивидуальных качеств. Самая общая интеграция важнейших интересов граждан и их дальнейшее агрегирование происходит в общественных организациях, которые с той или иной степенью активности осуществляют свою деятельность в обществе. Представители некоммерческого сектора, различные общественные объединения, детские и молодежные организации обеспечивают процесс политической социализации индивидов в модели «интереса», а информационные технологии являются доминирующими факторами в процессе социализации, которые информационным фоном дополняют деятельность институтов социализации и сам процесс.
Модель «интереса» представляет собой вовлечение путем развития интереса граждан в систему принципов и ценностей, существующих в обществе. Главными механизмами политической социализации здесь выступают убеждения, авторитетность, доказательность, укоренение определенных символов, традиций данного народа, а исполнителем этих
механизмов являются общественные структуры. Решающим фактом в социализации граждан является общество, а стержнем содержательной стороны процесса социализации оказываются общественные интересы и традиции, соотносящиеся с интересами объекта социализации - гражданами. Это не означает, что государство полностью отстраняется от процесса политической социализации молодых граждан. Оно участвует в нем через систему образования, через законодательство, через общую атмосферу жизни, особенно в экономике и социальной сфере. Но при этом, общество обладает большим приоритетом в организации и в ресурсном обеспечении процесса политической социализации молодежи.
Модель «интереса» широко применяется в демократических странах Запада, где законодательство четко регламентирует степень полномочий государственной власти и возможности представителей гражданского общества. Прерогативы исполнительной власти прописаны в основных законах стран и правовых документах, и полномочия последних серьезно ограничены. Результатом этого является значительная степень активности множества неправительственных организаций, которые независимо от власти, но под контролем в рамках законодательства действуют на местном и национальном уровне. Большое количество общественных организаций, прежде всего, обеспечивается их популярностью у граждан из-за того, что они обладают реальными возможностями влияния на исполнительную и законодательную власть, выдвигают свои программы и проекты, затрагивающие различные сферы общественной жизни, осуществляют свое воздействие на социум и в том числе на политическую социализацию граждан. Многие структуры гражданского общества, в частности молодежные организации, имеют все необходимые ресурсы для влияния на поведение и сознание молодежи в общественных и политических вопросах. Опыт подобных организаций в Российской Федерации также имеет место, но влияние общественных организаций на сознание граждан и молодежи оставляет желать большего, граждане не особо стремятся участвовать в деятельности некоммерческих организаций в силу ряда причин, где основной является низкая степень доверия граждан к подобным структурам.
Представленные теоретические модели, в особенности модель «интереса» являются во многом идеальными, в каждой стране они получают свою национально-государственную особенность, не исключение в
этом и российская модель «интереса». Модели социализации молодежи и граждан в большей степени дают нам понимание общих важных особенностей организации процесса социализации в определенной стране, обладая данными и подробностями, мы вправе вносить их в представленные модели, тем самым превращая универсальную теоретическую модель в специфически национальную, ориентированную на улучшение эффективности процесса социализации.
В каждой модели существуют определеннее механизмы взаимодействия между индивидом с обществом, с представителями власти, в каждой модели по-особенному выстроен процесс политической социализации, но в каждой с учетом специфики современного мира особая роль отведена информационным технологиям. Информационные технологии в современном информационном обществе являются ключевыми компонентами, на базе которых происходит дальнейшее усложнение и развития современного мира и общества, а Российская Федерация является неотъемлемой частью современного мира, наша страна неотъемлемая часть мирового информационного общества. В современном обществе по средствам информационных технологий происходит процесс не только информирования граждан, но также и важнейший процесс для сохранения преемственности поколений, такой как социализация граждан. От того кто владеет в государстве и обществе информационными технологиями, от степени умелого управления этими технологиями зависит качество и степень социализации граждан.
Литература
1. Бучкова А.И. Политическая социализация молодежи в условиях модернизации политической системы России (факторы и агенты) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. №2.
2. Григорьева А.А. Философские основы социализации личности // Философия образования. 2012. №2.
3. Молодежь. Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Молодежь (дата обращения 07.02.2014).
4. Мухаев Р.Т. Политология. М., 2001.
5. Министр Российской Федерации. Открытое правительство. URL: http://xn--80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn--p1ai/ministr_rf/ (дата обращения 07.02.2014).
6. Петухов В.В. Поколение «нулевых»: социальные настроения, идеологические установки и политическое участие // Полис. 2012. №4.
7. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. 2003. №3.
8. Хакимова Т.Р., Валеева А.Б. Политическая социализация молодежи в период трансформации российского общества. М.: Амфора, 2002.
9. Шумилов А.В. Влияние электоральной активности молодежи в интернете на электоральные процессы 2011/2012 // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. №12-1.
References
1. Buchkova A.I. Politicheskaya sotsializatsiya molodezhi v usloviyakh modernizatsii politicheskoi sistemy Rossii (faktory i agenty). Vestnik Mosk-ovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya. 2012. №2.
2. Grigor'eva A.A. Filosofskie osnovy sotsializatsii lichnosti. Filosofiya obrazovaniya. 2012. №2.
3. Molodezh'. Vikipediya. Svobodnaya entsiklopediya. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Molodezh' (data obrashcheniya 07.02.2014).
4. Mukhaev R.T. Politologiya. M., 2001.
5. Ministr Rossiiskoi Federatsii. Otkrytoe pravitel'stvo. URL: http://xn--80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn--p1ai/ministr_rf/ (data obrashcheniya 07.02.2014).
6. Petukhov V.V. Pokolenie «nulevykh»: sotsial'nye nastroeniya, ideologicheskie ustanovki i politicheskoe uchastie. Polis. 2012. №4.
7. Rubchevskii K.V. Sotsializatsiya lichnosti: interiorizatsiya i sot-sial'naya adaptatsiya. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2003. №3.
8. Khakimova T.R., Valeeva A.B. Politicheskaya sotsializatsiya molodezhi v period transformatsii rossiiskogo obshchestva. M.: Amfora, 2002.
9. Shumilov A.V. Vliyanie elektoral'noi aktivnosti molodezhi v internete na elektoral'nye protsessy 2011/2012. Istoricheskie, filosofskie, poli-ticheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012. №12-1.