Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / УСТОЙЧИВОСТЬ / БЮДЖЕТ / СУБЪЕКТ / ДОРОЖНАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махашева П.Р.

В статье рассмотрены актуальные проблемы, препятствующие эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами, повышению устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF INCREASE OF STABILITY OF BUDGETS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with urgent problems impeding the effective and responsible management of regional and municipal finances and increase of stability of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Анализируя и обобщая вышеизложенное, отметим, что каждое предприятие должно самостоятельно решать вопрос о выборе путей повышения эффективности менеджмента в зависимости от специфики деятельности и особенностей уже сложившейся системы управления. Так как любому руководителю важно осознавать, что наибольшая эффективность управленческой деятельности будет достигнута в том случае, если использовать различные методы в комплексе, ориентируясь при этом на цели и стратегии развития предприятия.

Использованные источники:

1.Махмутинова В.А. Взаимосвязь всех экономических факторов, 2010 год.

2.Юсупов В.А. Государственное регулирование основных направлений управления производством. — М.: Юнити, 2015 год.

3.Максаденко О.В. Система реформирования налоговых поступлений: бюджетная система. — М.: Юнити, 2014 год.

4.Журавин В.А. Управление производством: методы и способы, 2015г 5.Зубайраев Х.С. Роль имущественных платежей физических лиц в налоговом потенциале: Учебник. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2014.

6. Александров И. М. Основные направления совершенствования управления производством:— М.: ИТК «Дашков и Ко», 2015.

УДК 376

Махашева П.Р.

студент 2 курса института экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» Научный руководитель: И.Ш. Арсакаев старший преподаватель кафедры "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит " ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет" ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ

БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: в статье рассмотрены актуальные проблемы, препятствующие эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами, повышению устойчивости бюджетов субъектов Россиискои Федерации.

Ключевые слова: проблемы, устойчивость, бюджет, субъект, дорожная карта.

Mahasheva P. R.

2nd year student, institute of economics and finance of the "Chechen state University" Scientific supervisor: I. Sh. Arsakaev Senior lecturer of department "Accounting, analysis and audit"

of the "Chechen state University" THE MAIN PROBLEMS OF INCREASE OF STABILITY OF BUDGETS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: the article deals with urgent problems impeding the effective and responsible management of regional and municipal finances and increase of stability of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation.

Key words: challenges, sustainability, budget, subject, road map. Успешное решение задачи модернизации экономики страны, о необходимости которой часто говорится, в том числе и на высшем уровне, невозможно без повышения эффективности государственного управления, что, в свою очередь, требует качественно новых подходов к управлению бюджетной системой РФ. Разумный баланс интересов федерального центра, субъектов РФ, муниципальных образований является приоритетной задачей реформирования управления бюджетной системы РФ в контексте повышения ее социально-экономической эффективности.

Разумный баланс интересов федерального центра, субъектов РФ, а также муниципальных образований является приоритетной задачей реформирования управления бюджетной системы РФ в контексте повышения ее социально-экономической эффективности. В настоящее время в Россиискои Федерации проведена большая работа по выстраиванию системы межбюджетных отношении, основанной на принципах бюджетного федерализма. И тем не менее, сложившиеся межбюджетные отношения по-прежнему не отвечают этим принципам в полной мере, что делает невозможным полноценную реализацию экономических интересов регионов и муниципалитетов. Федеральный центр продолжает аккумулировать основную массу доходов, а затем перераспределяет их между нижестоящими бюджетами. Наиболее ярко сложившуюся ситуацию иллюстрирует структура основных показателем консолидированного бюджета РФ без учета межбюджетных трансфертов в консолидированных бюджетах субъектов РФ. [1, С. 14-15]

Таблица 1. Структура основных показателей" консолидированного бюджета РФ с

учетом межбюджетных трансфертов 2012 - 2016 гг., %

Показатель 014 015 016

Федеральный бюджет

Расходы 7,6 6,6 8,9

Доходы 8,6 9,4 9,3

Консолидированные бюджеты РФ без учета межбюджетных трансфертов

Расходы 3,2 4,5 1,4

Доходы 7,5 8,6 3,8

Источник: составлено автором

Анализ данных таблицы 1 показывает, что при первичном и вторичном распределении доходов бюджетной системы России основная часть доходов аккумулируются в федеральном бюджете. По оценке экспертов, общии объем потребности в средствах, необходимых для реализации маиских указов, в 2013 году составил 2,3 триллиона рублеи, в 2014 году - 2,6 триллиона, а в 2015 году он на уровне 2,9 триллиона.

Таблица 1. Структура исполнения расходов местных бюджетов в 2015 году

Виды расходов Городские округа Муниципальные районы Городские и сельские поселения Всего

Сумма Удельный вес в сумме но данному виду расходов, % Сумма Удельный вес в сумме но данному виду расходов, о/ /о Сумма Удельный вес в сумме по данному виду расходов, о/ /0

Управление 133,7 7.7% 107.3 7.4% 80,2 21.9% 321,2

Образование 848,5 48.6% 824,0 56.7% 5,3 1.4% 1 677,8

ЖКХ 261,2 ¡5,0% 110.0 7.5% 133,1 36.4% 504.2

Здравоохранение 18,8 1.1% 12,8 0,9% 0,3 0.1% 31,9

Физическая культура и спорт 32,8 1.9% 21.4 1.5% 9.8 2,7% 64,0

Культура, кинематография, СМИ 63,6 3.6% 66.1 4,6% 56,9 15.6% 186,7

Социальная политика 133,6 7.7% 107,3 7.4% 80,2 21.9% 321,2

Другие расходы 252,5 14.4% 203.9 ¡4% 0,1 0% 456,5 3 563,4

Все1 о 1 744,7 1 452,8 365,9

Источник: Росстат

Исходя из данных, видно, что по состоянию на 1 января 2015 года произошло уменьшение кредиторском задолженности на 10,8% с 15,7 млрд. рублей (по состоянию на 1 января 2014 года) до 14,0 млрд. рублей. При этом, несмотря на помощь из федерального бюджета, общий объем недостающих средств оценивается регионами в 2015 году в 1,2 триллиона рублей. [2, С. 214] Кроме того, излишняя концентрация финансовых ресурсов в распоряжении федерального правительства значительно увеличивает стоимость неправильных управленческих решений. Сосредоточив в своем распоряжении практически все источники налоговых доходов, правительство России приняло на себя, соответственно, почти все риски и ответственность. В условиях значительной территории, имеющихся диспропорций в социально-экономическом развитии регионов страны, подобная правительственная политика представляется, по меньшей мере, спорной. Для того, чтобы пополнить доходную часть бюджета многие страны прибегают к увеличению налоговых нагрузок. Однако это не всегда влияет положительно на пополнение бюджета финансовыми средствами. Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что без существенной корректировки межбюджетных взаимоотношений, а также подходов к распределению налоговых доходов между уровнями власти, ни одна из задач модернизации успешно решена быть не может.

В качестве альтернативы существующей в настоящее время трехуровневой системы « федеральный центр - субъект федерации -муниципалитет» специалистами предлагается переход на качественно новую модель, в которой главными участниками бюджетного процесса становятся федеральный центр и муниципальные образования. На сбалансированность консолидированных бюджетов регионов негативно влияет сохранение значительном дифференциации по уровню социально-экономического развития (сегодня две трети собранных на территориях регионов доходов формируются в десяти субъектах Федерации) и отсутствие постоянных источников доходов [3, С.167]. В целях создания условии" для самостоятельного развития регионов, Комитетом по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации совместно со Счетной палатой РФ и при информационном поддержке Министерства финансов был разработан план мероприятии" (дорожная карта) по совершенствованию межбюджетных отношений.Реализация данного плана предусматривала активное участие Правительства РФ и Счетной палаты, трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношении.

Таким образом, дорожная карта включает ряд системных мер по созданию более сбалансированной" и устойчивой системы межбюджетных отношений.Прежде всего, необходимо точно оценить образовавшийся за последние годы недостаток средств региональных и местных бюджетов для финансового обеспечения закрепленных за субъектами и муниципальными

образованиями полномочии.Для этого следует провести анализ новых полномочии, возложенных за последние десять лет на субъекты РФ, и переданных для их финансового обеспечения постоянных источников доходов.

Использованные источники:

1.Соловьева С.В. Дорожная карта и её преимущества — 2015 год.

2.Игоренко А.Р. Бюджетные субъекты РФ — 2015 год.

3.Шукшинский С.Х. Устойчивость бюджетной системы — 2014 год.

УДК 332.1

Мацкевич Н.Р. студент

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

Россия, г. Уфа

ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ, КАК КАТАЛИЗАТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ Аннотация: В статье приводится понятие кластера в классическом понимании, инновационного кластера и регионального инновационного кластера. Приведена классификация кластеров по степени развития. Приводятся основные преимущества и проблемы кластеризации региональной экономики.

Ключевые слова: инновационный кластер, классификация кластеров, кластерные инициативы, программы поддержки кластера, стратегии развития инновационной деятельности.

Matskevich N.R. the student of Ufa State Aviation Technical University

Russia, Ufa

INNOVATION CLUSTERS, AS CATALYST FOR INNOVATION DEVELOPMENT OF REGIONS OF RUSSIA

Abstract: This paper presents the concept of a cluster in the classic sense, innovation cluster and regional innovation cluster. The classification of the clusters according to the degree of development. The basic advantages and problems of clustering of the regional economy.

Keywords: innovation cluster, classification of clusters, cluster initiatives, cluster support program, the strategy of development of innovative activity.

В современных экономических реалиях, приоритетным направлением современной региональной политики в России становится развитие инфраструктуры инновационной деятельности регионов, для повышения которой необходимы эффективные механизмы, которые быстро

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.