Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
коррупция / прокуратура / антикоррупционная деятельность / антикоррупционная экспертиза / антикоррупционный мониторинг / corruption / prosecutor's office / anti-corruption activities / anti-corruption expertise / anti-corruption monitoring

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубых Д.А.

В статье рассмотрены проблемы антикоррупционной деятельности прокуратуры и предложены решения этих проблем путем совершенствования законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голубых Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PROBLEMS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES

The article examines the problems of anti-corruption activities of the prosecutor's office and suggests solutions to these problems by improving legislation.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 34

Голубых Д.А.

студент

Челябинский государственный университет (г. Челябинск, Россия)

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО

НАДЗОРА ПО АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы антикоррупционной деятельности прокуратуры и предложены решения этих проблем путем совершенствования законодательства.

Ключевые слова: коррупция, прокуратура, антикоррупционная деятельность, антикоррупционная экспертиза, антикоррупционный мониторинг.

Коррупция является основным и динамично растущим сектором российской преступности, который «должен быть немедленно сведен к нулю», на что направлены антикоррупционные усилия. В России на данный момент существует острая проблема коррупции в системе государственных и местных органов власти. Эта проблема широко распространена в СМИ и является предметом публичных дебатов. Уровень коррупции варьируется в разные периоды в разных странах мира и Россия не исключение, так как данная проблема носит широкомасштабность.

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики. Преступления коррупционной направленности наносят российскому бюджету материальный ущерб. Кроме того, следствие этого является подрыв авторитета государственной власти. Соответственное такое положение способствует ослаблению суверенитета государства.

Сегодня российское законодательство содержит не только специальный закон. Федеральный закон от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии

коррупции» [3] определяет основные принципы борьбы с коррупцией и позиции по ее предотвращению. Кроме того, в России существует целая система реализации направлений деятельности, которая определяет основные принципы противодействия коррупции и ее проявлениям.

На основании положений ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992.

№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2] одной из вышеупомянутой системы является Прокуратура Российской Федерации, представляющая собой единую централизованную систему органов федерального уровня, осуществляющую надзор за соблюдением и исполнением законодательства, действующего на территории Российской Федерации.

На современном этапе борьбы с коррупцией доминирующее положение отводится надзорному органу, как Прокуратура Российской Федерации.

Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона о противодействии коррупции», иных федеральных законов и утвержденного Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции [5].

В соответствии с поставленными задачами за органами прокуратуры закреплена деятельность на основе законодательства и в пределах ведомственных компетенций. Несмотря на важную роль органов прокуратуры по антикоррупционной направленности, в связи с целым арсеналом комплексов, разработанных по направлению антикоррупционной деятельности, большому количеству разработанных методических рекомендаций, необходимо органы прокуратуры наделить дополнительными полномочиями в части вопросов противодействия коррупции.

В 2009 году принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ.

«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [1], одним из основных направлений которого является антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. Основными задачами органов прокуратуры, в ходе проведения

антикоррупционной экспертизы являются выявление и прогнозирование потенциальных рисков, которые связаны с применением нормативно-правовых актов в будущем. Антикоррупционная экспертиза несет в себе некоторые проблемы.

Одной из существенных является ограничение перечня нормативно-правовых актов, в отношении которых может быть проведена антикоррупционная экспертиза. Целесообразным видится закрепление в законе об антикоррупционной экспертизе увеличение упомянутого перечня.

К примеру, при проведении проверки доходов государственных и муниципальных служащих, перечень полномочий прокуратуры довольно сужен. Они не могут проводить проверку имущественных реестров и банковских счетов служащих, которые свидетельствуют об определенном материальном положении. Для осуществления данной деятельности, прокуратура вынуждена вступать в сотрудничество с Федеральной налоговой службой, что приводит к затягиванию процесса проверки и может повлечь сокрытие реальных доходов и имущества проверяемых служащих (путем договоров дарения, купли-продажи, перевода денежных средств на счета иных лиц, в отношении которых не производится проверка и т.д.).

Данное положение дел, порождает необходимость модернизации Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [4]. А именно, следует расширить перечень субъектов, в отношении которых может быть проведена проверка (к примеру: члены семья проверяемого государственного или муниципального служащего), а также наделении органов прокуратуры полномочиями проверки банковских счетов и имущественного реестра проверяемых субъектов [7].

Следующей проблемой является реализация такого нового направления в сфере антикоррупционной деятельности как проведение антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры.

Антикоррупционная экспертиза как вид экспертизы является новым не только для экспертной деятельности Российской Федерации, но и для органов прокуратуры, которые ее проводят. В тоже время, ее роль и значение активно возрастает в последние годы.

Другой проблемой является антикоррупционный мониторинг, который проводится органами прокуратуры, во-первых, редко, во-вторых, не на всей территории субъектов РФ (менее, чем в 1/3). Такая избирательность недопустима [6, с. 246-248].

Изучение правовой основы антикоррупционного мониторинга позволяет прийти к следующим выводам:

- Антикоррупционный мониторинг применяется органами прокуратуры не так часто, а именно менее чем в одной трети субъектах Российской Федерации, что служит подтверждением определенной избирательности применения данного инструмента антикоррупционной политики, что само по себе не допустимо,

- На уровне регионов не сформирован единый подход в организации, проведении и правовом регулировании антикоррупционного мониторинга. Это обусловлено тем, что данная процедура регулируется различными по правовой силе правовыми актами.

Таким образом, система антикоррупционного мониторинга нуждается в совершенствовании и модернизации. Поэтому видится создание правового акта, который будет регламентировать вопросы антикоррупционного мониторинга.

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что основная проблема в осуществлении прокурорского надзора в сфере антикоррупционной деятельности заключается в том, что современное законодательство в сфере борьбы с коррупцией нуждается в совершенствовании, поскольку не приносит желаемого результата.

На законодательном уровне внедрен заведомо не правильный подход, в отношении антикоррупционной деятельности, при котором все силы направлены на устранение последствий коррупции, без учета причин и условий, которые ее

порождают. Данное положение дел ведет к тому, что антикоррупционная деятельность прокуратуры приобретает бессмысленный и неэффективный характер, поскольку первично необходимо сделать акцент на устранение условий и причин, которые способствуют возникновению коррупции.

В законодательной области, следует расширить само понятие «коррупции», с учетом тех новых видов и форм данного явления. Также необходимо расширить полномочия прокуратуры в сфере антикоррупционной деятельности, с учетом изменений, внесенных в понятие «коррупции».

Если же данные меры не будут реализованы, говорить об эффективности антикоррупционной деятельности прокуратуры будет сложно, поскольку она будет снижена значительным образом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 29. - Ст. 3609;

2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47. - Ст. 4472;

3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 19.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228;

4. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ (ред. от 15.09.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 50 (ч. 4). - Ст. 6953;

5. Об управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции: Положение (утв. Генпрокуратурой России 17.12.2018) (ред. от 24.08.2021) // СПС «Консультант-плюс»;

6. Жданов И.Д. Актуальные проблемы участия прокуратуры в противодействии коррупционным правонарушениям / И.Д. Жданов // Молодой ученый. - 2017. - № 15. - С. 246248;

7. Зырянов С.Г. Актуальные вопросы разработки и применения современных практик реализации государственной политики в области противодействия коррупции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 ноября 2016 года / Челябинский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (отв. ред.: С.Г. Зырянов). Часть 1. - Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2017.- C. 301-302;

8. Коган А.И. Антикоррупционная экспертиза / А.И. Коган // Наука, образование и культура. - 2017. - № 6 (21). - С.184-185;

9. Стандзонь Л.В. Некоторые проблемы осуществления полномочий прокуратуры в сфере противодействия коррупции / Л.В. Стандзоль // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2018. - № 2. - С. 67-68

Golubykh D.A.

Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia)

MAIN PROBLEMS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES

Abstract: the article examines the problems of anti-corruption activities of the prosecutor's office and suggests solutions to these problems by improving legislation.

Keywords: corruption, prosecutor's office, anti-corruption activities, anti-corruption expertise, anti-corruption monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.