Научная статья на тему 'Основные проблемы на пути продвижения российских услуг'

Основные проблемы на пути продвижения российских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратюков Сергей Владимирович

Рассматриваются актуальные проблемы, связанные с продвижением и реализацией услуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы на пути продвижения российских услуг»

все торговые предприятия, находящиеся в поле этих изменений, микросреда может привести к гибели одного или нескольких субъектов. В такой момент могут остаться «на поверхности» те магазины, которые обладают лучшими адаптивными свойствами (как, например, предложение качественного обслуживания). Надо отметить, что данная ситуация является движущей силой в деятельности субъектов розничной торговли и, значит, ускоряет темпы эволюции.

Несомненно, отечественные розничные предприятия за период рыночных преобразований приобрели определенный адаптационный опыт, поэтому более устойчивые из них регулярно на научной основе изучают среду существования, оперативно реагируют на ее воздействия, находя оптимальные решения; другие чувствуют внешние изменения чисто интуитивно, хотя при этом, располагают фактами и очень часто оказываются готовыми к непредвиденным ситуациям; третьи же не стремятся изучить проблемы адаптации и, несомненно, терпят поражение; для четвертых, воздействие среды в определенный адаптационный период является толчком к изменению стратегических планов.

Литература

1. Королева С.И. Торговля в условиях экономических реформ России. Автореферат д.э.н. - М., 1999. - 194 с.

С. В. КОНДРАТЮКОВ

Омская академии МВД России УДК 338.465.2

Если на современных российских товарных рынках в результате плачевного состояния отечественных товаропроизводителей спрос населения может быть удовлетворен в основном импортными изделиями как более конкурентоспособными, то на рынках услуг, в подавляющем большинстве, действует отечественный предприниматель, с присущими ему недостатками и болезнями переходного периода.

Как отмечается в литературе [6]: «За годы реформ так и не созданы условия для добросовестной конкуренции, определяющей эффективность рыночной экономики. Недостатки антимонопольного регулирования наиболее проявляются в сфере ценообразования через систематическое завышение цен легальными и нелегальными монопольными образованиями. Имеет место актуальная проблема государственного контроля за безопасностью и качеством товаров и услуг».

Кроме того, тарифы на услуги формируются под сильным влиянием социально-политической конъюнктуры и субъективных устремлений заинтересованных структур. При этом большинством предприятий сервиса игнорируются экономически обоснованные методики калькуляции издержек, которые заменяются практикой применения спекулятивно-высоких договорных расценок на предоставляемые услуги, ориентированных на клиентов с высокими доходами.

Велика доля в тарифах и трансакционных издержек, связанных с контролем со стороны криминала современного предпринимательства и коррупцией в государственном секторе (наличие «крыш» у хозяйствующих субъектов, существование барьеров в получении лицензий и разрешений). Так, «слабое развитие рынка бытовых услуг не

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент - СПб: Питер Ком, 1999. - 896 с.

3. Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, 1995.

4. Назарова Е.В. Сфера торговли в период становления рыночной экономики Автореферат. - М., 2000. -26 с.

5. Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1995.

- 168 с.

6. Орлов Я.Л. Первые шаги// Коммерческий вестник.

- 1995. №1-2.

7. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 160 с.

8. Словарь иностранных слов. - 7-е изд., перераб. -М.: Русский язык, 1980. - 624 с.

9. Смолянкина М.В., Ленский C.B. Эволюционные процессы в бизнесе / Маркетинг. - 2000. - №4. - С. 3-15.

10. Стаханов В Н., Шеховцев Р. П. Торговая логистика: Учебное пособие. - М., 2000.

11. Торговля в рыночной экономике. Юбилейный сборник научных трудов ред. Л.П. Покотылюк. - Киев, 1991.

КИСЛИЦЫНА Татьяна Федоровна, преподаватель.

дает возможности легальному бизнесу полностью занять существующие ниши, нередко рынок без борьбы отдается на откуп теневому сектору» [7].

Несмотря на это, контуры российской экономики определяются теперь ориентацией на рыночные регуляторы, доминированием негосударственного сектора над государственным, и в результате ряда объективных причин - преобладанием сферы услуг над товарным производством. «Увеличение доли услуг означает не уменьшение производства, а лишь концентрацию усилий в этой области. Сервис более приближен к потребителю, чем продукт. Это происходит потому, что услуга проявляется в момент ее совершения, в то время как производство изолировано от потребителя» [5].

По оценке [10]: «Сфера услуг занимает значительное место в экономике развитых стран:

- на сферу услуг приходится более 2/3 валового внутреннего продукта;

- доля работающего населения этих стран, занятого в сфере услуг, превышает 30% и имеет тенденцию к дальнейшему росту».

В США на сферу услуг приходится до 55% ВВП, в ней занято 79% населения, не участвующего в сельском хозяйстве [9].

Переход от централизованной экономики к рыночной, объективно обусловил необходимость обособления отдельных услуг в самостоятельные структуры, стали формироваться специфические рынки (транспортных, туристических, медицинских, охранных и других услуг).

А с 1993 года, в соответствии с принятой системой национальных счетов, в валовой внутренний продукт теперь включается и конечная стоимость произведенных

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА ПУТИ ПРОДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ УСЛУГ_

РАССМАТРИВАЮТСЯ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОДВИЖЕНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ.

услуг За 1990-1998 годы общая доля сферы услуг в ВВП России увеличилась с 32,6% до 52,7% [4].

Учитывая важность цивилизованного развития данного сектора экономики, направленного на удовлетворение повседневных потребностей широкого круга населения, следует определить те негативные факторы, препятствующие формированию конкурентных рынков услуг.

На наш взгляд, основным тормозом поступательного развития сервиса продолжает оставаться существование предприятий-монополистов. Это такие действующие естественные и искусственные образования, как: МПС -на рынке транспортных услуг, ГТС - на рынке услуг связи, вневедомственная охрана - на рынке охранных услуг и ряд других.

В этом плане не работает в полном объеме российское антимонопольное законодательство, призванное защищать конкуренцию. Так, «государство должно признать, что если и существует «секрет» рыночной экономики, то он состоит не в частной собственности, а в конкуренции. Конкуренция - это то, что заставляет рыночную экономику работать» [3].

Декларируя «правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции», основной антимонопольный закон России [1], имеет в тексте ряд «мягких» и неоднозначных определений: «Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим». В более позднем документе [2] так формулируется недобросовестная конкуренция: «Действия... организаций, противоречащие...обычаям делового оборота». Наличие в текстах базовых антимонопольных законов таких формулировок способствует уходу от ответственности фактических предприятий-монополистов.

На практике объективный расчет доли предприятия на рынке, в виде отношения его доли продаж к общему объему реализованных услуг всеми фирмами в отрасли, представляется достаточно проблематичной задачей, стоящей перед антимонопольными органами. А при действующей системе арбитража доказательство исключительного положения монополистов, как правило имеющих серьезную поддержку во всех ветвях власти, становится в принципе невозможным.

Не ликвидировав предприятия, обладающие исключительной рыночной властью, мы не сможем сформировать экономически обоснованные тарифы при требуемом уровне качества услуг. Для реализации згой важной для потребителей задачи необходимо наличие конкуренции между производителями услуг, когда основой построения тарифов станет метод ценообразования на основе рыночных цен, складывающихся из взаимодействия классических законов спроса и предложения.

Следующей проблемой является отсутствие государственной стандартизации широкого спектра услуг. В результате чего потребитель обречен на сервис низкого качества. Достаточно привести примеры оказания услуг многочисленными туристическими фирмами, отправляющими за рубеж российских граждан без соответствующих страховок и гарантий, функционирования сферы автосервиса, где работы выполняются в основном лицами низкой квалификации на примитивном техническом и технологическом уровне. А системы медицинского, бытового и жилищно-коммунального обслуживания населения вообщё не выходят из зоны критики. Важность обозначенной проблемы напрямую связана с уровнем жизни российских граждан, состоянием их здоровья и безопасностью.

Настало время дополнить общероссийский классификатор услуг (ОК 002-93) их новыми видами, провести

работу по стандартизации широко востребованных и социально-значимых услуг страховых, охранных, жилищно-коммунальных и бытовых (в последнее время проведена работа по стандартизации социальных и ритуальных услуг).

В этом вопросе необходимо тесное взаимодействие с потребителями. Как отмечается в литературе [10]: «Без потребителя разговор о качестве не имеет смысла. Качество есть мера соответствия потребительских свойств товара потребностям конкретных лиц». В сфере услуг проблемы качества сложнее и многограннее, чем в товарном производстве. Основной причиной такого положения является субъективность в оценке качества сервиса со стороны каждого человека. Невозможность применения к услугам основных положений квалиметрии товарного производства, когда сравнение качественных характеристик новой продукции производится на примере базового, эталонного изделия, диктует необходимость использования иных подходов. Например, выделение по каждому виду услуг специфических, качественных параметров, доминирующих по важности у потребителей, и разработка методики их количественного расчета. По нашему мнению, при разработке и корректировке стандартов на услуги следует осуществлять мониторинг спроса потребителей на постоянной основе, вести специальные опросные анкеты потенциальных и реальных клиентов по каждому виду услуг, с применением системы критериев качества. «Качество - это эффект у потребителя. Только измерив параметры, количественно взвесив их и получив суммарную оценку, можно приступить к анализу качества продукции и полного эффекта у потребителя» [11]. На такой основе можно построить эффективную систему управления качеством на общегосударственном уровне.

Другой проблемой на пути эффективного продвижения услуг автор считает отсутствие какой-либо системы в изучении поведения потребителей. В лучшем случае, некоторыми фирмами сегодня используется практика предоставления льгот и скидок на услуги постоянным клиентам и определенному в законодательстве кругу лиц

Для построения конкурентных рынков необходимо проведение на регулярной основе анализа спроса на уже предоставляемые и новые услуги, построение «дерева» удовлетворенности потребителей с целью проверки существующих и формирования более конкурентоспособных ценовых и качественных параметров как самих услуг, так и предприятий, их оказывающих.

При такой организации сервиса с ориентацией на рыночные регуляторы и механизмы образования цен и качественных характеристик мы сможем обеспечить как максимальную удовлетворенность потребителей, так и экономически обоснованное получение прибыли производителями. В результате возможно появление равновесной, устойчивой и безопасной системы обслуживания населения с управляющей обратной связью.

Литература

1. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года, с изм. и доп. № 948-1.

2. Закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 года. № 117-ФЗ.

3. Абалкин Л. Смена тысячелетий и социальные альтернативы // Вопросы экономики. 2000. № 12. с. 56-60.

4. Бреев Б. Д.. Галецкий В. Ф. Развитие сферы услуг и экономический рост // Российский экономический журнал.

2000. № 10. с. 56 - 60.

5. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / Под. ред. О. П. Глудкина. - М.: Горячая линия - Телеком,

2001.-600 е.: ил.

6. Государственная антимонопольная политика // Российский экономический журнал. 2000. № 3. с. 28-33.

7. Дадашев А. Эффективность поддержки малого предпринимательства II Вопросы экономики. 2002. N3 7. с. 127-139.

8. Качество - средство борьбы за место под солнцем // Стандарты и качество. 2003. № 1. с. 5-7.

9. Леви М., Вейтц Б. Основы розничной торговли. СПб.: Питер, 1999. - 448 с.

Г. А. ДРЕМИНА

Омский государственный институт сервиса

УДК 338(47): 380.11

Проведение экономических реформ в России привело к изменению места и усилению роли сферы платных услуг в жизнедеятельности населения. На сегодняшний день этот сектор экономики, представленный совокупностью самостоятельно хозяйствующих субъектов различных форм собственности и предлагающий широкий спектр услуг, активно участвует в регулировании занятости населения.

Малое предпринимательство в настоящее время -неотъемлемый элемент современной рыночной системы экономики страны. Становление и развитие предпринимательства в современной России, характеризуется высокими показателями динамики, и особенно в сфере услуг. Данному сектору экономики присущи многообразие видов деятельности, ориентация на конкретного потребителя и региональный рынок, высокая социальная значимость. В сфере услуг существуют объективные предпосылки для малого предпринимательства и реализации индивидуальной предпринимательской активности. При этом относительно невысокая фондоемкость и материалоемкость процессов оказания услуг позволяют начинать бизнес при малых объемах начального капитала.

Рассмотрим состояние потребительского рынка платных услуг в Омской области. Объем платных услуг, оказанных населению Омской области в 2001 году, составил 8214,8 млн.руб. и увеличился по сравнению с 2000 годом на 12,4%. По показателю платных услуг населению в расчете на одного жителя Омская область занимала в 2001 году 31 место по России и 5 место по Сибирскому федеральному округу (в 2000 году - 37 и 7, соответственно), т.е. наблюдается заметное улучшение. Объем платных услуг в расчете на одного жителя в городе Омске в 2000 г. был равен 733 руб., а в 2001 г. наблюдается его заметное увеличение - 1145 руб. на одного жителя. Объем платных услуг в расчете на одного жителя по районам области в 2001 г. также увеличился по сравнению с 2000 г. на 43,4%.

В объеме платных услуг в 2001 г. преобладают услуги пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и бытовые услуги (в 2000г. - 54,1% объема всех услуг, в 2001г. - 58,4%). Наиболее высокими темпами росли туристско-эксплуатационные услуги, услуги пассажирского транспорта, физической культуры и спорта, связи и системы образования.

Наибольший объем платных услуг (76,9% общего объема платных услуг) формировался организациями. Доля объема услуг, оказанных населению физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью

10. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг - М.: Юрайт-М., 2001. - 224 с.

11. Минин Б. А. Качество. Как его анализировать? -М.: Финансы и статистика, 1989. - 96 е.: ил.

КОНДРАТЮКОВ Сергей Владимирович, преподаватель Омской академии МВД России.

без образования юридического лица, в объеме оказанных населению услуг была более существенна по правовым (96,7%), бытовым (52,8%) и медицинским услугам (43,8%). Общая доля субъектов малого предпринимательства составляла в 2000г. - 34%, к 2001г. данная величина сократилась до 28%.

На потребительском рынке платных услуг населению функционировало в 2001г. 3099 организаций. Объем платных услуг, оказанных организациями, составил 6317,9 млн. руб.

Из таблицы 1 видно, что доля малых предприятий по числу организаций составляет 19,3%. Организациями малого предпринимательства оказано 5,8% объема платных услуг всех организаций. Деятельность организаций малого предпринимательства получила более значительное развитие в сфере предоставления туристско-экскурсионных услуг ( 72,3% объема услуг по виду, оказанных организациями), услуг по пошиву одежды ( 59,7%) и услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов (58,5%). Оказание платных услуг населению в 2001 г осуществлялось также в неформальном секторе экономики - некорпорированными организациями. Указанными организациями предоставлено - 2,8% объема платных услуг всех организаций. Некорпорированные организации оказывали следующие виды услуг:

-услуги гостиниц;

- культуры;

- медицинские услуги;

- услуги по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов;

-химчистка и крашение одежды;

- услуги проката;

- парикмахерские;

- ремонт автомобилей;

- ремонт и строительство жилья.

Одним иэ крупных секторов сферы услуг являются бытовые услуги. Объем бытовых услуг, оказанных населению области в 2001 г., составлял 1166,8 млн.руб. В расчете на одного жителя объем бытовых услуг равнялся 546 рублям. Преобладали услуги по ремонту и пошиву одежды, пошиву и вязанию трикотажных изделий (22,4% бытовых услуг), ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств (21,6%), ремонту и строительству жилья (9,5%).

Наибольший объем бытовых услуг (84,2% общего объема бытовых услуг) оказан населению хозяйствующими субъектами негосударственного сектора, в том числе физическими лицами, занимающимися предприни-

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ_

РАССМОТРЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРОАНАЛИЗИРОВАНА ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. СДЕЛАНЫ ВЫВОДЫ О НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОТРАСЛЯМ УСЛУГ В РАЗРЕЗЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И ОБЪЕМНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. ВЫДЕЛЕНЫ ПРОБЛЕМЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.