УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10449
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ВЬЕТНАМА И РОССИИ
ЗОАН Суан Хунг, профессор Полицейской народной академии — Министерство общественной безопасности Вьетнама, доктор юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе Вьетнама и России, анализируются проблемы преобразования документации, полученной в ходе оперативно-розыскной деятельности, в доказательства во Вьетнаме.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, результаты оперативно-розыскной деятельности, Вьетнам, Россия.
Annotation. This article discusses the main problems of using the results of operational investigative activities in the criminal process of Vietnam and Russia, and also analyzes the problems of transforming the documentation of operational investigative activities into evidence in Vietnam.
Keywords: operational-search activity, results of operational-search activity, Vietnam, Russia.
Рецензент: Чан Тхе Хыонг, начальник кафедры Криминальной полиции — Полицейской народной академии — Министерство общественной безопасности Вьетнама, доктор юридических наук
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность рассматривается как один из способов собирания доказательств в уголовном процессе Вьетнама и России. Однако при рассмотрении положений уголовно-процессуального права обоих стран можно сказать, что процесс использования результатов оперативно-розыскной деятельности уполномоченных органов Вьетнама и России имеет существительные проблемы.
Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе России
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности регулируется ст. 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК России): «в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом». При этом чтобы названные результаты отвечали требованиям, предъявляемым к доказательствам, они должны быть собраны в порядке, установленном УПК России, и только в этом случае они будут обладать свойством допустимости.
Кроме того, в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 (в ред. от 3 марта 2015 г.)
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» сформулировано следующее: «результаты оперативно-розыгскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом) могут быть использованы в качестве доказательств по делам, только когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством».
Однако результаты оперативно-розыскной деятельности, согласно п. 36.1 ст. 5 УПК России, рассматриваются как «сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности...».
Очевидно, что законодатель России занял «двойственную» позицию: с одной стороны, результаты оперативно-розыскной деятельности возникают вне уголовно-процессуальной формы, следовательно, вообще не могут использоваться в доказывании, поскольку оно состоит в собирании, проверке и оценке именно доказательств.
С другой стороны, результаты оперативно-розыскной деятельности использоваться в доказывании все же могут при выполнения условия, содержащегося в ст. 89 УПК России. Но каким способом может быть достигнуто такое состояние результатов оперативно-розыскной деятельности, при котором они будут удовлетворять требованиям, предъявляемым УПК России к доказательствам, закон не определяет.
Кроме того, в теории уголовно-процессуального права России преобладающей является позиция ученых, согласно которой результаты оперативно-розыскной деятельности не могут непосредственно использоваться в доказывании по уголовному делу. В сущности, такая позиция отражена и в уголовно-процессуальном законе, а именно:
1) статья 85 УПК России определяет доказывание как собирание, проверку и оценку доказательств;
2) часть 2 ст. 74 УПК России не включила в перечень доказательств результаты оперативно-розыскной деятельности.
Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе Вьетнама
Оперативно-розыскная деятельность играет важную роль в процессе расследования уголовного дела и рассматривается в некоторых нормативно-правовых актах Вьетнама, таких, как: Конституция, Уголовный кодекс и УПК, Закон «О полиции» от 28 ноября 2014 г. № 73/2014/ РЫ13, Закон «О предотвращении и расследовании преступления в сфере торговли людьми» от 29 марта 2011 г. № 66/2011/ОЫ12, Закон «О предотвращении и расследовании преступлений в сфере наркотиков» от 9 декабря 2000 г. №23/ 2000/РЫ10, распоряжения и постановления постоянной комиссии Национального Собрания Вьетнама, приказы и решения Председателя Вьетнама и других актах Министерства общественной безопасности Вьетнама (далее — МОБ Вьетнама), имеющих закрытый характер.
В отличие от уголовно-процессуального права России, уголовно-процессуальное право Вьетнама использует не термин «результат оперативно-розыскной деятельности», а понятие «документация оперативно-розыскной деятельности». Однако по сути указанные понятия во многом схожи, поскольку документация оперативно-розыскной деятельности содержит именно результаты данной деятельности.
Термин «документация оперативно-розыскной деятельности» используется и в трудах вьетнамских ученых, однако закон Вьетнама не содержит нормативного определения данного понятия, в связи с чем в теоретическом аспекте по вопросу его содержания существуют отличные точки зрения.
По нашему мнению, под документацией оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном праве Вьетнама подразумеваются собранные путем названной деятельности документы, схемы и другие материалы, которые отражают действие (бездействие) подозреваемого. Для получения соответствующей документации уполномоченными органами могут проводиться различные оперативно-розыскные мероприятия.
Кроме того, если в УПК России конкретно рассматривается положение об использовании в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности, то в УПК Вьетнама это отсутствует. Документация оперативно-розыскной деятельности может быть использована только в службе МОБ Вьетнама для выявления, предот-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
вращения и расследования преступлений. Сама по себе такая документация не имеет юридического значения в процессе доказывания преступления. Для того чтобы документация оперативно-розыскной деятельности могла быть использована в качестве основания для доказывания в уголовном процессе, ее необходимо преобразовывать в доказательство.
Преобразование документации оперативно-розыскной деятельности в доказательства — это изменение ее формы, которая содержит сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности.
Следовательно, форма может изменяться, а содержание — нет. Преобразование документации оперативно-розыскной деятельности в доказательства не должно менять или искажать ее содержание. Кроме того, преобразование документации оперативно-розыскной деятельности в доказательства должно пройти этап ее проверки, т.е. проверки на достоверность и относи-мость.
Однако, хотя в теории уголовно-процессуального права Вьетнама документация оперативно-розыскной деятельности и процесс ее преобразования рассматривается процессуалистами, в УПК Вьетнама данные категории отсутствуют.
Отсутствие правовых норм, регулирующих данную деятельность, может повлечь за собой сложности для уполномоченных органов при собирании документации и в процессе их преобразования.
Рассмотрев данную ситуацию, полагаем, что следует дополнить УПК Вьетнама новой статьей в следующей редакции:
«Документация оперативно-розыскной деятельности может использоваться в доказывании по уголовному делу лишь после ее проверки путем процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом».
В УПК Вьетнама 2015 г. было внесено дополнение — «специальные следственные действия», порядок производства которых отражен в главе 16.
Согласно ст. 223 УПК Вьетнама после возбуждения уголовного дела, в процессе предварительного расследования, уполномоченные лица вправе применить специальные следственные действия:
1) тайную звукозапись, видеозапись;
2) тайное прослушивание телефонных переговоров;
3) тайное собирание электронных данных.
Однако такие специальные меры могут применяться не во всех случаях, а только лишь при совершении:
1) преступлений против безопасности государства, преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, коррупции и отмывания денег;
2) других особо тяжких преступлений, совершенных организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) (ст. 224 УПК Вьетнама).
В отличие от документации оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном праве Вьетнама результаты, полученные при производстве «специального предварительного следствия», могут прямо использоваться в процессе доказывания, т.е. такие результаты являются официальными доказательствами.
Статья 227 УПК Вьетнама предусматривает использование результатов, собранных при проведении специальных предварительных следствий. Такие результаты, как информация и материалы, могут служить лишь поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; а также для подготовки и осуществления следственных и судебных действий.
Библиографический список
1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. (с послед. изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс»
3. Bo luat To tung hinh su nuoc Cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam, so: 101/2015/QH13 ngay 27.11.2015.
4. Bo luat hinh su nuoc Cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam, so: 100/2015/QH13 ngay 27.11.2015.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019