Культурная политика и культурная среда
4. Zinov'ev A. V., Zinov'ev A. A. Tajna Tory [The Mystery Torah]. Vladimir, 2000.
5. Zinov'ev A. V. Tajnopis' kirillicy [Cryptography Cyrillic]. Vladimir, Pokrova Publ. [Cover Publ.], 1998.
6. Konstituciya Rossijskoj Federacii [Constitution of the Russian Federation]. Moscow, Os-89 Publ., 1999. 48 p.
7. Koncepciya dolgosrochnogo sociaPno-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020]. Moscow, 2008.
8. Cultural policy: a preliminary study. Paris: UNESCO, 1969.
9. Plan osnovnyx meropriyatij po podgotovke i provedeniyu v 2014 godu v Rossijskoj Federacii Goda kul'tury (Proekt) [Outline plan for the preparation and holding of the 2014 Year of Culture of the Russian Federation (the Project)]. Moscow, 2013. 22 p.
10. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrya 2012 goda [Message from the President of the Federal Assembly of the Russian Federation of December 12, 2012]. Available at: www.rg.ru (accessed 12.12.2012).
11. Proekt FederaVnogo zakona «O kuVture v Rossijskoj Federacii». — 26 oktyabrya 2011 goda [Draft Federal Law «On Culture in the Russian Federation»»]. Available at: www.rg.ru (accessed 26.10.2011).
12. Soldatov V. M. O duxovno-integral'nom ponimanii kul'tury i kul'turnoj politiki sovremennoj Rossii [About the spiritual and integral understanding of culture and the cultural politics of modern Russia]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2012, № 1 (45), pp. 19—24.
13. Soldatov V. M. O duxovno-nravstvennom osmyslenii sovremennyx problem kul'tury i kul'turnoj politiki Rossii [About the spiritual and moral understanding of contemporary issues of culture and cultural policy in Russia]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2012, № 3 (47), pp. 40—46.
УДК 304.4
В. А. Тихонова, Д. А. С т о р у б л е в ц е в а
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье подчёркивается, что необходимо внедрение модели культурной политики. Она позволила бы использовать внутренние резервы регионов в сочетании с федеральными общегосударственными целями по воспитанию патриотизма, формированию благоприятной культурной среды для раскрытия духовного потенциала личности.
Ключевые слова: культурная политика, культурная среда, регионы, духовные ценности, национальная идея, культурный диалог, личность, патриотизм, гражданственность.
ТИХОНОВА ВАЛЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социально-философских наук Московского государственного университета культуры и искусств, Почётный работник высшего профессионального образования РФ
TIKHONOVA VALERIIA ALEKSANDROVNA — Full Doctor of Philosophy, Professor, Head of Department of social and philosophical sciences, Moscow State University of Culture and Arts, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation
СТОРУБЛЕВЦЕВА ДАРЬЯ АНАТОЛЬЕВНА — кандидат философских наук, доцент кафедры социально-философских наук Московского государственного университета культуры и искусств 41
Ф
Ф
1У СНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
STORUBLEVTSEVA DAR'IA ANATOL'EVNA — Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of social and philosophical sciences, Moscow State University of Culture and Arts
[email protected] [email protected]
© Тихонова В. А., Сторублевцева Д. А., 2014
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
V. A. Tikhonova, D. A. Storublevt seva
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
BASIC PROBLEMS AND TASKS OF REGIONAL POLICY IN PLANNING OF CULTURAL ENVIRONMENT
The need of implantation of the regional cultural policy model is underlined in the article. It would allow to use interior region reserves in combination with federal national aims of patriotism education, forming favorable cultural environment for explosion of spiritual potential of a personality.
Keywords: cultural policy, cultural environment, regions, spiritual values, national idea, cultural dialogue, personality, patriotism, citizenship.
Федеральная культурная политика подразумевает совокупность принципов и норм по развитию, сохранению и распространению культуры. Основные позиции культурной политики нашего государства закреплены в Конституции РФ (ст. 44) и являются фундаментом для выстраивания всех уровней культурной политики России. Федеральное законодательство гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, защищает права интеллектуальной собственности; обеспечивает права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В связи с этим при формировании и регулировании культурных отношений необходимо учитывать все области культурной деятельности: художественное творчество, народную культуру, охрану памятников истории, также значение имеют образовательная дея тель ность и эс те ти че ское вос пи та-ние. Все эти аспекты необходимо учитывать в государственных программах экономического, экологического, социального и национального развития.
Формирование государственных программ должно происходить с учётом науч-
ных исследований в сфере изучения культу ры, с учё том ме ж ду народ ного опы та, что позволит создать эффективную программу модернизации общества в соответствии с требованиями современных культурных вы зо вов. Все про грам мы раз ви тия и форми-ро ва ния культурной сре ды долж ны под вер-гаться независимой экспертизе специалиста ми в облас ти культу ры, что бы учи ты вать все аспек ты ком плекс ного социально-экономического развития страны.
Стратегия формирования культуры во многом определяется направлением экономического развития региона. Формирование культурной идентичности может быть результативным в условиях устойчивого экономического развития и благоприятного политического климата с учётом экономической специализации региона. Поэтому в программе деятельности регионального руководства должно быть чётко обозначено как од но из при ори тет ных на прав ле ний про ек ти рова ние культурной сре ды с обязательным декларированием и реализацией равных возможностей доступа к культурных ценностям.
Современная ситуация в России характеризуется значительными преобразованиями в культурной сфере, при этом существенно расширяется пространство общественного диалога, хотя это отнюдь не всегда сопровождается действительным прира-
Культурная политика и культурная среда
Ф
щением под лин ных культурных цен ностей. Современное информационное общество, объединённое пространством Интернета, позволяет при формировании культурной политики более активно использовать диа лог фе дерального цен тра с ре гио на ми, а так же меж ре гиональное культур ное обще ние.
Невозможность решения многих региональных про блем обуслов лена ши роко прак ти кую щим ся до сих пор прин ци пом волевого централизованного подхода. В данный период назрела необходимость сочетания внеш них фе дераль ных ас пек тов управления с использованием внутренних региональных управленческих резервов. В связи с этим первостепенной задачей является необходимость новой управленческой модели, которая позволяла бы использовать внутренние региональные ре зервы с фе дераль-ными принципами.
Заказчиком культурного проектирования могут выступать не только государственные органы и общественные региональные группы, но и отдельные лич ности, способные создавать целостные проекты, актуальные для конкретного культурного пространства. Привлечение внимания последних должно стать одним из способов реа ли за ции про ек тов раз ви тия культур ной среды регионов.
Для формирования эффективной реализации проектов необходимо чёткое понимание сущности самого понятия «культурная среда», которое должно включать в себя не только культур ные ар те фак ты, но и ши ро-кий спектр связей и отношений внутри общества. Культура поведения, общения, быта, экологическая культура — все это должно быть включено в систему образования и воспитания, должно быть базовой основой культуры личности, её нравственным императивом. Именно поэтому реализация этих задач требует объединения усилий многих специа ли стов — пе да гогов, пси хо логов, культурологов, экономистов, правоведов.
Проектирование культурной среды так-
же требует привлечения значительных финансовых средств, пополнение которых может более эф фек тив но осу ще ст в лять ся через функционирование общественных фондов, советов, инициативных групп, которые возь мут на се бя кон троль но-экс перт ные функ ции, что может при влечь вни ма ние к развитию культурной среды бизнеса. Однако успех этой деятельности может быть гарантирован, если она будет осуществляться профессиональны ми кадрами, которые могли бы объеди нить усилия региональных бизнес-структур и общественных организаций. В связи с этим значительный позитивный эффект будет получен при условии целевого направления регионами для под-го тов ки кад ров в вузах культу ры, ко торые уже готовят специалистов в сфере проектирования культурного среды.
Культура является важным ресурсом не только социально-экономического развития страны, но и формирует мировоззренческий потенциал, который играет огромную роль в фор ми ро ва нии образа Роди ны, Отчизны, позиционировании государства как на дёж ного оп ло та, под держи ваю щего гражданина. Данный аспект в нашей стране в последние десятилетия не пытались серьёзно использовать на практике, но со-вре мен ные реа лии до ка зы ва ют, что ни какие преобразования в экономической, политической и экономической сферах не осуществимы без культурного идеала. Все важные исторические события связаны с определённой культурной идеей: независимости, свободы личности, социального или политического равноправия и т.д.
Те задачи, которые ставит перед собой современное политическое руководство страны, возможно решить, только создав ёмкую, чёт кую и понят ную на циональную идею, без которой нереально организовать ни развитие общества, ни культурный диалог, не только международный, но и региональный внутри страны. Национальная идея должна выражать не абстрактную русскость, не «кровь» и не конфессиональные особенно-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
сти, как это было у славянофилов, а реальную программу действий, практическую задачу.
Национальная идея не должна выражаться в абстрактных идеях, а содержать чётко обозначенные культурные задачи, наиболее актуальные для того или иного региона. Например, лозунги: «У нас нет беспризорных детей», «Чужих детей не бывает», «Поддержим продукцию предприятий своего региона», «Чужого горя не бывает», «Красивому городу — красивые люди», «Чистый город — правильный выбор», «Природа любит чистоту», «Городу нужны твои рекорды» и т.д.
Для этого необходимо выработать стратегию культурной политики, которая должна строить ся на конкретных прин ципах развития стабильно развивающегося общества и принципиально изменить централизованный подход, подразумевавший концентрирование основных инновационных идей в од ном цен тре.
В современных условиях наиболее продуктивные результаты показывает использование регионального подхода для решения задач культурной политики. Активными ком понентами федеральной культурной политики должны стать региональный анализ культур ной об ста новки, вы яв ле ние ини-циа тив на мес тах — вся кой са модея тель-но сти в лю бых фор мах твор че ст ва, будь то народное искусство или местные художественные промыслы, которыми когда-то славилась Россия.
На циональная и региональная иден тич-ность традиционно опирается на огромный культурно-исторический пласт. Изучение истории родного края, сохранение памятников старины должны лежать в основе ре-гио нальной культур ной по ли ти ки. В ре гио-нальном анализе предполагается наличие све дений об осо бенностях на циональной компоненты, демографической картины, производственной специализации территориального субъекта, наличии характерных культурных ценностей, которые нуждаются
в охране и сохранении, состоянии духовной сре ды дан ного региона.
Достаточно остро во многих регионах России стоит про бле ма кри зиса на циональ-ной иден тич но сти и тра ди цион ной сис темы ценностей, что необходимо учитывать при фор мировании культурной политики по реализации программ проектирования культур ной сре ды. Воз рож де ние на цио-нальной и историко-культурной идентичности долж но способст вовать эффективному конст руи рова нию ком форт ной сре ды для налаживания культурного диалога, воспитания молодого поколения и популяризации ду хов ных цен но стей.
Поднятие прести жа русской культуры во многом связано с сохранением чистоты русского языка, с обязательным его изучением, особенно в национальных регионах. К сожалению, в настоящее время из-за увлечения иде ей вос пи та ния на циональной иден-тич но сти в ря де регионов наблю дает ся нарушение баланса между федеральными и региональными культурными ценностями, что ве дёт к сни же нию чув ст ва со при част но-сти с обще на цио нальной культу рой, цен но-стно-базовой для которой является русская культура.
Следует учитывать, что национальная по-лити ка не долж на вес ти к на циональной замкнутости, провинциализму и ксенофобии. В современных условиях, когда наблюдаются значительные миграционные про-цес сы, это осо бен но важ но: ува же ние к языку, культуре, национальным традициям, религиозным верованиям должны неизменно соблюдаться, и это должны отслеживать ре гиональные вла сти, но при этом генеральной линией политики региональных властей дол жен быть упор на ин тег ри рующую роль русской культуры как культуры государственно-образующего народа.
Решить вышеозначенные проблемы возможно только при значительном внимании к патриотическому воспитанию. Сегодня на передний план выдвигается значение воспитания гражданственности личности, от
Ф
Культурная политика и культурная среда
Ф
её духовно-нравственных приоритетов за-ви сит век тор раз ви тия об ще ст ва, его способ ность пре одо левать не гатив ные тен ден-ции, обеспечивать поступательное развитие страны и регионов.
Особенным показателем нравственности общества, его культурного уровня является отношение общества к своей истории. А. С. Пушкин в полемике с хулителями российской истории замечал, что история народа как Библия для христианина, что уважение к прошлому — это то, что отделяет образованность от дикости. С началом социальных преобразований 80—90-х годов ХХ века появилась плеяда ниспровергателей исторической памяти, искажающих реальные фак ты дос ти же ний прошлых лет, что па губ но ска зы вает ся на культур ной пре ем-ственности поколений. Подобное снижение ува же ния к ис тори че скому опы ту не га-тивно сказывается и на современной моло-дё жи, сни жая уро вень об щей гра мот но сти и патриотических настроений. В то время как зачастую в нашей стране, если речь заходит о прошлом, часть подрастающего поколения не испытывает к прошлому своей стра ны осо бого ува же ния и сим патии, то в той же Америке школьников неустанно учат ува жению, люб ви и гор до сти к сво ей ис тории, к национальной символике, таким образом, вся государственная идеология США направлена на формирование патриотических чувств.
Важной составляющей российской федеральной политики в области культуры должно стать образование молодёжи на основе народ ных тра ди ций. Од на ко пат рио тизм проявляется не только в знании, уважении истории и культуры, но и в социальной активности, которая отражает зрелую гражданскую позицию, го товность своим трудом служить своей стране. Подлинный патриотизм характеризуется творческим отношением к современной действительности, стремлением лич ности за нять дос той ное место в общест ве, стать не объектом, а субъектом социально-культурных изменений.
Сле дует ис ходить из того, что нор мально функционирующее государство не может не иметь в своей идеологии патриотической со став ляю щей. Идея пат рио тиз ма яв ляет-ся одним из важнейших средств сплочения всех социальных слоёв общества. Патриотизм неотделим от знания истории своей стра ны и ува жения к ней и по ко ле ни ям людей, ко торые её тво ри ли. По этому для региональных властей при разработке культур ной по ли ти ки особен но важ но уде лять внимание изучению, популяризации и сохранению исторических памятников, личному вкладу выдающихся представителей того или ино го регио на. Ис тория ка ж до го региона имеет множество примеров подвижнического труда его граждан, который следует отражать в региональных культурных проектах.
Патриотическое сознание является одним из фак торов, укреп ляю щих много-на циональную российскую государ ствен-ность. Безусловно, с шовинизмом и национализмом патриотизм не имеет ничего об ще го, и что бы из бе жать по доб ных край-но стей, сле дует уде лять вни ма ние организации мероприятий по культурному обмену, проведению фестивалей русской и национальных культур, обеспечивать гастролирование региональных творческих коллективов, развивать возможности тури-сти ческого по тен циа ла региона.
Важнейшими организациями, сохраняющими культурный потенциал в регионах, яв-ля ют ся, пре ж де все го, библио теки, а так же театры, культурные центры, дома творчества. Их всесторон няя под держ ка со стороны ме ст ной вла сти яв ляет ся важ ным ас пек том при социально-культурном проектировании сре ды. Осо бен но сле дует отме тить значение библиотек для сельской местности, так как они являются универсальными культурными центра ми, испол няющими не только ин-тегративную, но и коммуникативную роли в функционировании местной культурной среды. В связи с этим в регионах со значительным числом сельских поселений в куль-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
турнои стратегии следует полагать первостепенными мероприятия, направленные на поддержку и развитие сельских библиотек как культурных центров, через которые и будет формироваться новая культурная среда.
В современном культурном пространстве наблюдается слияние коммерческих и культурных проектов. С одной стороны, свободная конкуренция способствует снижению затрат на организацию культурного досуга, а с другой — есть опасность общего снижения культурного уровня предоставляемых услуг. В погоне за сверхприбылью появляются и реализуются проекты, отражающие запросы массового потребителя в получении наслаждения от примитивных зрелищ.
Использование коммерческих и маркетинговых подходов позволяет развивать интерес молодёжи к видам деятельности, благоприятно воздействующим на формирование личности, однако аудитория, на которую рассчитаны эти мероприятия, предполагает высокую обеспеченность его участников. При этом с теми лее затратами, которые идут на spa-, фитнес-клубы и пр., молено расширить аудиторию участников, создавая спортивные и игровые площадки, ста дио ны, тан це вальные и музы каль ные клубы, краеведческие и научно-технические секции, ориентированные на широкую массу населения. Власти, не неся никаких до-пол ни тельных рас ходов, могли бы активнее привлекать капитал для реализации культурных проектов в интересах всего населения.
Важ но, что бы ре гиональные сред ст ва мас со вой ин фор ма ции так же бы ли за дей ст-во ва ны в об щих про ек тах по фор ми рова нию социокультурной среды, отралсали деятельность властей и культурные запросы граждан. Назрела необходимость организации
структур по управлению процессами фор-ми рова ния культур ной сре ды, в ко торой долж ны быть представ ле ны власть, биз нес и СМИ. Учитывая, что современная культурная среда мозаична, не представляет целостности, подобная централизация позволила бы объединить в целостную систему её разроз нен ные эле мен ты, тем са мым обес пе-чив ус той чи вость культур ной сре ды к не га-тивным воздействиям, её благоприятному влиянию на раскрытие духовного потенциала лич ности.
Подобные структу ры призваны препят ст-вовать влиянию контркультуры на сознание населения, в особенности молодёлси. Полагаем, что сложную современную ситуацию в культу ре и ис кус ст ве может из ме нить только синхронность усилий федеральной и региональной культурной политики, причём региональные вла сти долж ны за ни мать осознанную активную позицию при решении государственных задач.
Культурная сре да иг рает важ ную роль в жизнедеятельности людей, особенно в период экономических и общественных реформ, которые сейчас переживает наша стра на, ибо лю бые из ме не ния об ще ст вен ной системы неизбежно влекут за собой и изменения в представлениях о культуре и культурной среде.
Культур ная сре да — это сре да оби та ния че ловека сре ди соз данных им же искусственных объектов, но в то же время человек способен сам моделировать собственную культурную среду, которая будет определять его бы тие как ин ди ви да. Моде ли ро ва-ние су ще ст вую щей дейст ви тель но сти с учётом общечеловеческих ценностей, накопленного многими поколениями опыта — это процесс гармониза ции про странства, на-прав лен ный на соз да ние бла гопри ят ных условий для существования человека.
Ф