Научная статья на тему 'Основные проблемы и тенденции социально-экономического развития моногородов России'

Основные проблемы и тенденции социально-экономического развития моногородов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
784
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОДА / ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MONOCITIES / CITY DONORS / ANTI-CRISIS MEASURES / SUSTAINED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Елена Анатольевна, Ильченко Ангелина Николаевна

В статье рассматриваются факторы, влияющие на устойчивое социально-экономическое развитие моногородов, причины кризисных ситуаций, особенности бизнеса градообразующих предприятий, возможности их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS AND TENDENCIES OF RUSSIAN MONOCITIES SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

The article considers factors that influence the sustained socio-economic development of monocities, the reasons of crises, the features of city donors businesses, the means of their development.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы и тенденции социально-экономического развития моногородов России»

Экономические науки

Economic sciences

УДК 336.70

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ РОССИИ

Е.А. Абрамова, А.Н. Ильченко

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассматриваются факторы, влияющие на устойчивое социально-экономическое развитие моногородов, причины кризисных ситуаций, особенности бизнеса градообразующих предприятий, возможности их развития.

Ключевые слова: моногорода, градообразующие предприятия, антикризисные мероприятия, устойчивое социально-экономическое развитие.

Проблема функционирования и социально-экономического развития моногородов приобрела стратегическое значение не только для отдельных регионов, но и для экономики России в целом. Россию вполне можно назвать не только «страной городов», но и «страной моногородов» [5]. В таких населенных пунктах - городах и поселках городского типа - проживает, по разным оценкам, каждый четвертый-пятый россиянин.

Моногородом называют город на базе градообразующего предприятия. Неустойчивость экономической ситуации на этих предприятиях ведет к нестабильности всех социально-экономических процессов в городе и затрагивает большие массы людей. Следовательно, оценка городского развития, а в особенности экономики моногородов, приобретает в настоящее время все большее значение. Ранее эти процессы регулировались государственным планированием и государственной поддержкой. В современных условиях стихийная рыночная ситуация негативно сказывается на жизни таких образований. Кардинальные перемены, проис-

шедшие в последние годы, были столь многоплановы и динамичны, что необходимо научное осмысление новых условий и вероятных перспектив развития городов.

Монопрофильные города на протяжении десятилетий являются основой российской экономики. Исторически сложилось, что в России моногорода создавались по плану развития отрасли или группы отраслей директивно, в ряде случаев без учета вопросов территориального разделения труда и природно-климатических условий. Моногорода - наследие советской модели экономики, причем данный тип социально-экономических структур сыграл большую роль в развитии промышленности, освоении территорий СССР, позволил реализовать определенные общественно значимые функции экономики страны.

В настоящее время в Российской Федерации из 1097 городов 460 относится к моногородам, а из 1864 поселков городского типа монопрофильных - не менее 1200 (64,4 %) [1]. В таких населенных пунктах проживает свыше 16 млн. человек, т. е. 24% всего городского населения

страны. В монопрофильных городах до кризиса создавалось 40% ВВП российской экономики, вклад градообразующих предприятий в региональные и местные бюджеты часто превышал 50% [2].

География размещения моногородов обширна. Моногорода расположены на

всей территории страны, но наибольшее их количество находится в Уральском федеральном округе (более 61 % от числа всех городов, где проживает около 33% всего населения округа (табл.1).

Таблица 1

Размещение моногородов в Российской Федерации [4]

РФ ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО

Доля моногородов в общей численности городов, % 42,52 36,36 45,52 31,11 43,15 61,74 48,46 40,91

Доля населения, проживающего в моногородах, в общей численности населения региона, % 14,9 12,3 16,5 8,6 15,9 32,9 14,6 11,2

География моногородов характеризуется привязкой к типам экономического развития территорий: агломерационному, сырьевому, промышленному. По структурным особенностям они подразделяются на: моногорода-спутники крупных по-лифункциональных городов, моногорода с одним градообразующим предприятием, моногорода с несколькими градообразующими предприятиями.

В агломерационном поясе сосредоточены предприятия химической промышленности и металлургии. Моногорода агломерационного пояса развития - это преимущественно города-спутники в зонах крупных агломераций. Такие города обладают преимуществами социального развития, связанными с относительной близостью полифункциональных населенных пунктов. Монопрофильность городов компенсируется близостью к крупным центрам.

В сырьевом поясе развития, занимающем северные и восточные территории Российской Федерации, расположена большая часть моногородов, специализация которых связана с первичной обработкой сырья (предприятия нефте- и газодобычи).

Традиционной территорией размещения моногородов является промышленный пояс развития, включающий, в первую очередь, регионы Урала, юга Сибири и др. В этом поясе расположены наименее благополучные в социальном отношении моногорода металлургии и машиностроения, часто имеющие в качестве градообразующего всего одно крупное предприятие и одновременно удаленные от полифункциональных городских центров.

Отдельной подгруппой, относящейся к промышленному поясу развития, можно выделить старопромышленные регионы. В основном это регионы Центрального Федерального округа. Ярким представителем старопромышленного региона является Ивановская область. Основной отраслью экономики области была и остается промышленность. Экономика Ивановской области в течение полутора веков складывалась как моноиндустри-альная, ориентированная преимущественно на производство хлопчатобумажных тканей. В связи с этим в регионе образовалось 12 моногородов промышленного направления.

Несмотря на массовый характер распространения городских монопоселе-

ний в Российской Федерации, не существует единых содержательных критериев выделения моногородов. В законодательных актах РФ встречаются термины «город с монопроизводственной структурой», «монопромышленный город», но общего определения подобных поселений нет.

Монопрофильность определяется как доминирование какой либо отрасли промышленности в экономике города. Понятие монопрофильности в научной литературе, как правило, приметается к городам, в которых одно или несколько крупных градообразующих предприятий относятся к одной отрасли промышленности. С этими же предприятиями связаны основная занятость, состояние инженерных сетей и доходы местных бюджетов.

Количественными критериями выступают следующие показатели: на предприятиях доминирующей отрасли либо производится более 50% объема продукции всех предприятий города, либо работает более 25% занятых. Существует дополнительный критерий отнесения населенных пунктов к категории монопрофиль-ных: доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологическо-го процесса, расположенных в населенном пункте составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий. Также к монопрофильным относят поселения, имеющие статус сельских населенных пунктов лесопромышленной специализации, а также часть поселений непромышленной специализации, основными функциями которых является обслуживание железнодорожного транспорта, исправительных учреждений, воинских частей, а также города-наукограды.

Следовательно, моногорода можно разделить на следующие категории: промышленные города (с одним крупным

предприятием или с несколькими предприятиями одной отрасли) и непромышленные города (направленные на выполнение одной специфической функции).

Экономический кризис 2008-2009г.г. обнажил тесную взаимосвязь показателей уровня благосостояния населения моногородов и степени монополизации производства.

Монопрофильность означает, что основная часть трудоспособного населения города работает на одном предприятии или в одной отрасли, что приводит к возникновению социальной напряженности в условиях постоянного спада объёмов производства. Таким образом, чем больше функций у города, тем устойчивее его положение. Монофункциональные города наиболее уязвимы в своем социально-экономическом развитии, особенно в условиях современной нестабильной макроэкономической ситуации [2].

Социально-экономическая среда моногородов формируется непосредственно градообразующими предприятиями, уровень развития и качественные характеристики ее оказывают значительное влияние на уровень жизни населения. В свою очередь, развитие инженерной, экономической, социальной инфраструктуры, политика региональных властей, инвестиционная привлекательность территории и другие факторы формируют среду функционирования градообразующего предприятия, внешние условия, оказывающие существенное воздействие на бизнес. Таким образом, стратегия развития моногородов, да и региона в целом главным образом зависит от деятельности градообразующих предприятий.

Градообразующее предприятие - это производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, поселка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы.

Г радообразующие промышленные предприятия моногородов, в модернизацию и обновление производства которых средства не вкладывались с самого начала реформ 90-х годов, исчерпали или почти исчерпали свой ресурс еще до наступления мирового финансового кризиса - технологии устарели, основные фонды износились физически и устарели морально. Некоторые обанкротились, но большинство держалось «на плаву».

Мировой финансовый кризис поразил все сферы жизнедеятельности и многократно обострил имеющиеся проблемы монопрофильных населенных мест, градообразующие предприятия которых резко сократили объем производства (его спад последовал за сокращением «портфеля» заказов на выпускаемую продукцию, падением цен на нее, недоступностью кредитных ресурсов) или были вынуждены полностью остановить свою работу. Жители большинства моногородов оказались в самом незащищенном экономически и социально положении. Социальные последствия кризиса - рост уровня официально зарегистрированной и скрытой безработицы, резкое снижение уровня и качества жизни, отток экономически активного населения, нарастание социальной напряженности. Ситуация с занятостью в небольших моногородах и монопоселках осложнена в значительной степени весьма ограниченным количеством и диапазоном выбора мест приложения труда. Обострились основные проблемы монопрофильных городов, вызванные разрывом созданных ранее устойчивых производственных связей с поставщиками и потребителями, спадом производства, не-конкурентоспособностью основной продукции, высокой долей непрофильных активов в собственности предприятий, тесной связью инфраструктуры города с работой предприятия [3].

Степень воздействия кризиса на реальный сектор экономики моногородов определяется, прежде всего, отраслевой принадлежностью предприятий, расположенных на его территории. Наибольшее

число градообразующих предприятий, оказывающих решающее влияние на формирование условий жизни в монопрофильных населенных пунктах, относится к лесной промышленности, машиностроению, пищевой и топливной отраслям. На долю этих отраслей приходится 64% общего числа градообразующих предприятий или отраслевых комплексов монопрофильных населенных пунктов. Наибольшее число занятых приходится на предприятия топливной промышленности, машиностроения, цветной металлургии и химической промышленности. Эти отрасли обеспечивают занятость 81% работников, трудящихся на градообразующих предприятиях моногородов (табл. 2).

В настоящее время спад производства на градообразующих предприятиях связан с проблемой экспорта сырья, колебанием цен на топливо и сырье, усилением конкуренции и открытости рынков. Подобная ситуация наблюдалась в российских моногородах текстильной промышленности в 90-х годах.

Проблема ужесточения конкуренции актуальна для многих монопрофильных городов, так как градообразующие предприятия удалены от рынков сбыта, имеют высокие затраты, связанные с транспортировкой, с содержанием находящихся на их балансе объектов социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, выполнением других социальных функций. Данные предприятия имеют высокую себестоимость продукции, низкую конкурентоспособность, а так же существенный физический и моральный износ основных средств. Предприятия работают на технологиях 35-45 летней давности, модернизация которых не проводилась последние 20 лет [4].

Модернизация оборудования, технологий, расширение рынков сбыта требует больших инвестиционных вложений. Выделенные государством субсидии идут исключительно на покрытие убытков. Государство осуществляет постоянный мониторинг рассматриваемых предприятий, оценивает их экономическую устойчи-

вость и при необходимости оказывает по- предприятий в 2009 г. было выделено 300

мощь. На поддержку градообразующих млрд. руб. [4].

Таблица 2

Структура градообразующих производств моногородов по отраслевому признаку [4]

Наименование отрасли Доля городов, имеющих предприятия данной отрасли, % Доля занятых на градообразующих предприятиях отрасли в общей численности занятых на предприятиях отрасли,%

Лесная промышленность 21,0 6,0

Машиностроение и металлообработка 18,0 26,0

Пищевая 14,0 2,0

Топливная 11,0 27,0

Легкая 7,0 з,о

Цветная металлургия 7,0 15,0

Черная металлургия 6,0 1,0

Строительные материалы 5,0 2,0

Химическая 5,0 13,0

Электроэнергетика 4,0 4,0

Стекольная и фарфоровая промышленность 2,0 1,0

Итого 100,0 100,0

В настоящее время большинство предприятий в моногородах имеют неэффективного собственника или управляются неэффективно. Во многих случаях собственники не заинтересованы в модернизации и развитии предприятий. Они не вкладывают денег в эти направления даже в период экономического роста. Происходит варварская эксплуатация ресурсов. Характерной чертой экономики градообразующих предприятий является их экстенсивное развитие, привлечение кредитных ресурсов для расширения бизнеса, относительно высокие показатели рентабельности для кризисного периода, что, однако, не обеспечило необходимого запаса финансовой устойчивости предприятий, привело к низким показателям автономии, обеспеченности собственными оборотными средствами и текущей ликвидности. Учитывая особую значимость рассматриваемых организаций для экономики России, государство может и должно быть эффективным контролером деятельности градообразующих предпри-

ятий в силу их экономической и социальной значимости. Мировой финансовый кризис и кризис российской экономики в значительной степени обострили проблемы моногородов и их градообразующих организаций.

Главная задача в отношении большинства предприятий заключается в том, чтобы сохранить производство, повысить уровень эффективности менеджмента компаний. Для этого важно более детально проанализировать деятельность предприятий, их значение для российской экономики, выделив имеющие возможности восстановления платежеспособности, финансовой устойчивости и потенциал дальнейшего развития; и финансово неблагополучные, в отношении которых целесообразно применить соответствующие процедуры банкротства с целью замены собственника на более эффективного, реструктуризации производства и других действий в соответствии с законом о банкротстве и обеспечения, в конечном итоге, эффективного функционирования бизнес-

единицы либо ликвидации предприятия с выведением из реестра юридических лиц. Только после рассмотрения всех особенностей отрасли, региона и предприятия должны приметаться соответствующие методы государственного регулирования: финансовая поддержка; государственные гарантии, субсидирование, реструктуризация налоговой задолженности, размещение государственного заказа, а так же проведение процедур банкротства.

Устойчивое социально-экономическое развитие моногородов России зависит от многих факторов. Необходимо найти точки роста как в условиях кризиса, так и в посткризисном развитии экономики города. Для этого необходимо провести:

анализ реального финансово-экономического состояния и оценку возможностей, потенциала предприятий для восстановления и развития;

- развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест, предотвращение стихийной миграции, повышение занятости и самозанятости населения;

создание полифункциональной экономики города, преодоление его моно-профильности, развитие его перерабатывающих производств;

- развитие социальной и инженерной инфраструктуры города, где могут быть задействованы широкие слои населения. (В США в период Великой депрессии общественные работы приметались для строительства дорог, мостов, лесозащиты, мелиорации и т. п., что позволило решить проблему занятости во время кризиса).

Одной из важнейших задач при работе с градообразующими организациями является разработка мер по повышению их устойчивости к факторам кризиса, включая финансовую устойчивость, проведение мероприятий по предупреждению наиболее опасных последствий кризисов, а также антикризисная реструктуризация для сохранения бизнеса и эффективного использования имущественного комплекса.

* статья подготовлена по материалам исследований, поддержанных грантом Российского Фонда Фундаментальных исследований (09-06-97508).

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Е.А., Печенина И.В. Социально-экономическое положение монопрофильных городов Ивановской области: анализ, перспективы развития // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - Иваново, №4, 2009, с. 6-12.

2. Ильченко А.Н., Абрамова Е.А. Кризис малых моногородов России: возможности антикризисного саморазвития // Вестник университета. - Москва, №1,2010, с. 177-181.

3. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / под ред. Е.Т. Гайдар,- М.: Проспект, 2010.

4. Крюкова О.Г., Арсенова Е.В. Влияние мирового финансового кризиса на экономику моногородов // Эффективное антикризисное управление. - Москва, №1,2010, с.80.

5. Маслова А.Н. Влияние мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов России // Материалы Международной научно-практической конференции «Государственное регулирование и устойчивое развитие муниципальных образований», 2009, с. 140-148.

THE MAIN PROBLEMS AND TENDENCIES OF RUSSIAN MONOCITIES SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

E. Abramova, A. Ilchenko

The article considers factors that influence the sustained socio-economic development of monocities, the reasons of crises, the features of city donors businesses, the means of their development.

Keywords: monocities, city donors, anti-crisis measures, sustained socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.