УДК 622.3:658 А.А. Лемяскин
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ НА ОСНОВЕ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Представлены тенденции развития моногородов. Сформулированы варианты развития моногородов на основе градообразующих угледобывающих предприятий. Выявлены основные проблемы, присущие каждому варианту развития.
Ключевые слова: моногород, градообразующее угледобывающее предприятие, варианты развития, проблемы развития.
'Т~Шеред началом структурной пере-
-I А. стройки угольная промышленность России, в силу своей специфики формировавшаяся на территориях угольных бассейнов и месторождений, представляла собой многоотраслевой комплекс, в состав которого входили угледобывающие предприятия, шахтное строительство, угольное машиностроение, сельскохозяйственные предприятия (подсобные хозяйства), жилищнокоммунальное хозяйство и др. Территориальные образования отрасли исторически сложились в виде моногородов и целых районов, где угледобывающие предприятия являлись градообразующими.
Моногородом считается населенный пункт, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) численность занятых на предпри-
ятии или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-
технологического процесса, должна составлять более 25 % экономически активного населения;
2) на долю одного или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производст-
венно-технологического процесса,
должно приходиться более 50 % объема промышленного производства в населенном пункте.
Градообразующий фактор существенно осложняет процесс реструктуризации угольной промышленности, в особенности связанный с ликвидацией особо убыточных предприятий и высвобождением значительной части трудовых ресурсов в связи с ограниченными возможностями трудоустройства высвобождаемых работников на предприятиях других отраслей.
Реструктуризация угольной отрасли привела к существенным изменениям производственно-экономического потенциала углепромышленных территорий и к необходимости коренной трансформации их социально-
экономического уклада.
В одних случаях это способствует развитию социально-экономического потенциала территории и на этой основе повышению эффективной занятости населения при росте его благосостояния, в других — при отсутствии достаточного потенциала социально-экономического развития на базе угольной отрасли, приводит к затуханию жизнедеятельности
территории или поддержанию ее путем диверсификации экономики в направлении альтернативных видов хозяйственной деятельности.
В период 1994—2004 гг. резко сокращалась база местных бюджетов шахтерских городов и поселков, периодически обострялись социальные проблемы: были нарушены нормальные условия функционирования предприятий коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и культуры; росла безработица; падал уровень жизни населения.
В настоящее время добыча угля ведется на 91 шахте и 137 разрезах, расположенных в 25 субъектах, 16 угольных бассейнах и в 85 муниципальных образованиях России.
На 16 территориях угольный сектор не имеет долгосрочных перспектив развития и организации угольной отрасли с большой долей вероятности будут ликвидированы.
На 32 углепромышленных территориях, которые в основном расположены в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в Ростовской области и Республике Коми, в соответствии с «Энергетической стратегией России на
период до 2020 года», сохранится эффективное угольное производство.
Министерством регионального развития был сформирован перечень моногородов России, в который вошли 335 населенных пунктов, из них 235 моногорода с численностью населения свыше 10 тысяч человек.
Правительство утвердило и опубликовало в декабре прошлого года перечень из 27 особо нуждающихся моногородов, где в 2010 г. будут действовать программы господдержки. Финансовая поддержка для моногородов от государства составит 10 млрд руб. бюджетных субсидий напрямую и еще 10 млрд руб. в виде трехлетних кредитов.
Три моногорода из этого списка ориентированы на угледобычу — г. Гуково Ростовской области, г. Прокопьевск и г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. На эти города в 2008 году приходилось около 33,8 млн т добычи угля, что составляло 10,4 % от общего объема по отрасли. Общая численность населения составляет 362 тыс. чел., на них также приходится чуть более 17 % численности промышленно-производственного персонала угледобывающей отрасли (таблица).
Объем добычи, численность ППП на градообразующих предприятиях и численность населения по особо нуждающимся моногородам за 2009 г
№ Территориальное Объем добычи Численность ППП Численность населения
п/п расположение моногорода млн т в % к общему объему добычи тыс. чел. в % к общей численности по отрасли тыс. чел. в % общей численности населения страны
1 г. Гуково (Ростовская обл.) 3,6 1,1 6,7 4,2 39,9 0,03
2 г. Прокопьевск (Кемеровская обл.) 23,2 7,1 17,0 10,6 214,4 0,15
3 г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская обл.) 7,0 2,2 4,0 2,5 107,7 0,08
Всего 33,8 10,4 27,7 17,3 362 0,26
При формировании и реализации механизмов долгосрочного регулирования последствий реструктуризации на углепромышленных территориях следует стремиться к наполнению доходной части бюджета этих территорий за счет повышения эффективности использования природных, трудовых и денежных ресурсов в угольной и смежных отраслях экономики, при одновременном социально ориентированном изменении структуры целевых бюджетных затрат и методов воздействия органов местного самоуправления на деятельность хозяйствующих субъектов, организаций социальной инфраструктуры, различных групп и категорий населения.
Для целей стратегического планирования по дальнейшему социаль-но-экономическому развитию моногородов на базе градообразующих угледобывающих предприятий необходимо сформулировать следующие варианты сценариев развития:
• на основе дальнейшего функционирования градообразующих угледобывающих предприятий за счет отработки имеющихся запасов и освоения новых либо частичной диверсификацией производства;
• на основе развития смежных и не угольных отраслей, уже представленных в данном населенном пункте при сохранении угледобывающей;
• на основе полной диверсификации экономики моногорода с ликвидацией угледобывающих предприятий, в т.ч. за счет развития малого и среднего бизнеса.
Каждый из сформулированных вариантов развития моногородов обладает рядом проблем, которые необходимо решить при его реализации. Часть проблем может присутствовать в нескольких вариантах развития, но при этом эти
проблемы для разных вариантов развития будут иметь свой характер.
Так в случае сохранения градообразующих угледобывающих предприятий, основными проблемами дальнейшего развития могут явиться следующие:
• занятость высвободившихся работников в связи с возможной оптимизацией расходов предприятия;
• финансирование объектов социальной сферы, стоящих на балансе предприятия;
• негативная экологическая обстановка, связанная с функционированием угледобывающих предприятий;
В случае развития смежных и не угольных отраслей в населенном пункте при сохранении угледобывающих предприятий:
• диверсификация экономики города;
• проблема развития малого и среднего бизнеса;
• занятость высвободившихся работников в связи с оптимизацией расходов предприятия;
• финансирование объектов социальной сферы, стоящих на балансе предприятия;
• негативная экологическая обстановка.
При ликвидации угледобывающих предприятий основными проблемами будут:
• диверсификация экономики города;
• проблема развития малого и среднего бизнеса;
• занятость высвободившихся работников в связи с ликвидацией предприятия;
• проблема возможного переселения жителей данного моногорода;
• негативная экологическая обстановка;
• экологические последствия при ликвидации угледобывающих предприятий;
• топливообеспечение населенного пункта.
Характерной особенностью практически для всех сценариев развития является необходимость модернизации их экономики и преодоление дефицита местных бюджетов. Но данная модернизация должна проходить при росте качества жизни населения, что должно сопровождаться:
• постоянным ростом реальных доходов населения;
• переориентацией расходов местного бюджета на развитие социальной инфраструктуры;
• стимулированием развития малого и среднего бизнеса на территориях муниципальных образований;
• постоянным улучшением экологической обстановки;
• развитием природоохранной деятельности, связанной с ликвидацией негативных последствий углепромышленного производства в прошлые периоды и предотвращающие их появление в перспективе.
1. Рожков А. А. Механизмы регулирования социально-экономических последствий реструктуризации угольной отрасли / Под общ. ред. А.И. Татаркина — Екатеринбург: Уральское отделение РАН, Институт экономики, 2004.—288 с.
Анализ мирового опыта показывает, что обеспечение экономического роста в современных условиях требует создания соответствующих условий и механизмов, стимулирующих инновационную деятельность и внедрение ее результатов в хозяйственную практику. К наиболее популярным мероприятиям в этом направлении относится:
а) создание специальных экономических зон (СЭЗ),
б) организация технопарков, предназначенных для создания и развития новых прогрессивных технологий,
в) развитие досуга и туризма.
Варианты дальнейшего развития моногородов на базе градообразующих угледобывающих предприятий должны базироваться на средне- и долгосрочных социально-экономических прогнозах и стратегических планах развития, инновационных стратегиях поддержания активной социальноэкономической жизнедеятельности затронутых реструктуризацией территорий сообразно их природному и хозяйственному потенциалу.
------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.
3. Письменная Е. Закат моногородов / Газета «Ведомости» №243 (2513), 23 декабря 2009. и;гл=1
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -------------------------------------
Лемяскин А.А. — аспирант кафедры «Экономика природопользования», Московский государственный горный университет,
Moscow State Mining University, Russia, [email protected]
A