© Б.И. Гаврилов, A.B. Полуторный, A.A. Рожков, 2012
УДК 622.33:338.45
Б.И. Гаврилов, A.B. Полуторный, A.A. Рожков
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ УГЛЕПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Проведена диагностика углепромышленных территорий. Приводятся результаты описания социально-экономической системы моногородов и сформированы методические подходы к экономическому обоснованию стратегии развития моногородов углепромышленных территорий.
Ключевые слова: реструктуризация, углепромышленные территории, моногорода, стратегия развития.
В последнее время в связи с финансово-экономическим кризисом резко возросло внимание к проблемам углепромышленных территорий.
Реструктуризация угольной отрасли, сопровождавшаяся, прежде всего, ликвидацией особо убыточных, нерентабельных и неперспективных угольных и других связанных с ними организаций, привела к существенным изменениям производственно-экономического потенциала углепромышленных территорий и к необходимости коренной трансформации социально-экономического уклада этих территорий.
Перед началом структурной перестройки угольная промышленность России, в силу своей специфики формировавшаяся на территориях угольных бассейнов и месторождений, представляла собой многоотраслевой комплекс, в состав которого входили угледобывающие предприятия, шахтное строительство, угольное машиностроение, сельскохозяйственные предприятия (подсобные хозяйства), жилищно-коммунальное хозяйство и др.
Территориальные образования отрасли исторически сложились в виде
городов, поселков и целых районов, где угледобывающие и перерабатывающие предприятия являлись градообразующими.
На этих предприятиях было занято не менее 30 % от общего числа работающих на всех предприятиях города (поселка). Кроме того, предприятия отрасли имели на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие также не менее 30 % населения этих городов и поселков.
В результате сформировались не только отдельные города, поселки и районы, но и целые градообразующие угольные регионы со сложившимся монопрофессиональным типом занятости населения.
К началу реструктуризации непосредственно с угледобычей в Российской Федерации были тесно связаны 64 города, 76 поселков городского типа и сотни мелких населенных пунктов, расположенных вблизи угольных предприятий.
В работах «ИНКРУ» была проведена диагностика 28 углепромышленных регионов и входящих в них 78 углепромышленных территорий (на момент
начала реструктуризации угольной отрасли — на 01.01.94), в результате чего были определены три основных типа углепромышленных территорий:
• углепромышленные территории на базе градообразующих угольных предприятий (доля работников градообразующего предприятия, либо группы предприятий, функционирующих в рамках единого производственно-технологического процесса, в общей численности занятых в данном населенном пункте составляет более 25 %; на долю этих предприятий приходится более 50 % общего объема промышленного производства в данном населенном пункте);
• углепромышленные территории на базе угольной и других отраслей промышленности (наличие угольных предприятий с незначительной долей занятых; наличие крупных предприятий других отраслей промышленности);
• углепромышленные территории на базе угольной отрасли и смежных с ней отраслей промышленности (наличие предприятий, потребляющих угольную продукцию; значимая доля занятых в угольном секторе; значимая доля угольных предприятий в формировании доходной части бюджета).
Учитывая это, актуальными являются: проблема структурной перестройки углепромышленных территорий; выработка стратегии их структурной трансформации; определение этапов структурных преобразований и выбор объектов государственного регулирования на период структурных сдвигов.
Характерной особенностью для всех групп углепромышленных территорий является необходимость модернизации их экономики и преодоление хронического дефицита местных бюджетов.
Для того, чтобы социально-экономические процессы на углепромышленных территориях были управляе-
мы, особенно при ограниченных возможностях развития их социально-экономической жизнедеятельности, необходимо разработать механизмы регулирования долговременных последствий реструктуризации в пострест-руктуризационный период. Они должны базироваться на средне- и долгосрочных социально-экономических прогнозах и стратегических планах развития, инновационных стратегиях поддержания активной социально-экономической жизнедеятельности затронутых реструктуризацией территорий сообразно их природному и хозяйственному потенциалу.
При разработке стратегии развития всех типов территорий следует учитывать, что углепромышленные территории в силу объективных причин чаще всего имеют невысокий инвестиционный потенциал. Поэтому при любых сценариях стратегического развития наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят такие факторы, как инфраструктурная освоенность территории и человеческий и инновационный капиталы, на которые, в отличие от ресурсного, следует делать основной акцент.
Можно сформулировать следующие гипотетические варианты сценариев структурных преобразований и преодоления долговременных социально-экономических последствий реструктуризации угольной отрасли на территориальном уровне:
• развитие местной экономики на основе сохранения углепромышленной специализации за счет отработки имеющихся конкурентоспособных запасов полезного ископаемого и освоения новых месторождений;
• развитие местной экономики на основе сохранения углепромышленного производства и ее частичной диверсификации;
Методика определения параметров реструктуризации градообразующего угольного бизнеса моногорода
1. О цен га финансово-экономического состояния градообразующего угольного бизнеса на текущий момент (2009 г,)
1 1
2. Анализ динамик» финансово-экономического состояния угольного бизнеса за ретроспективный период {19й4-2008гг.>
1 г
3. Прогноз конъюнктуры рынка продукции градообразующею предприятии моногорода на ближнюю (2010г.). среднесрочную (до 2012г.) и дальнюю (до 2020г.) перспективы
1
Построение зкономико-математуческой имитационной модели градообразующего предприятия моногорода
1
5. Исследование на модели потенциала роста производительности труда, снижения себестоимости и роста эффективности производства градообразующего предприятия моногород а при различны* альтернативах его реструктуризации
1 г
(5. Формирование вероятных сценариев изменения ситуации на градообразующем предприятии и оценка последствий их влияния на соцнэльно-эхономичесжое положение моногорода
1
7. Оценка объема финансовых ресурсов на реструктуризацию градообразующего бизнеса и определение вероятных источников их покрытия
1 1
8. Разработка программы реструктуризации градообразующего бизнеса моногорода на среднесрочную перспективу (мероприятия)
Рис. 1. Методические подходы к формированию стратегической программы развития градообразующего бизнеса моногородов
• развитие местной экономики на основе имеющегося ресурсного производственно-промышленного потенциала не угольной специализации;
• развитие местной экономики на основе ее полной диверсификации за счет развития предпринимательства и создания производств на основе нанотехнологий;
• развитие местной экономики, ориентированной исключительно на малый бизнес и оказание социальных услуг населению.
Выбору и обоснованию стратегии развития моногородов углепромышленных территорий различных типов должна предшествовать диагностика социально-экономического и экологического состояния углепромышленной территории.
Под социально-экономической и экологической диагностикой территории понимается совокупность методов изучения экономического, социального и экологического состояния территории, включающих в себя анализ, оценку уровня развития и постановку диагноза о состоянии всех её сфер.
Полученная на стадии диагностики информация позволяет выделить основные проблемы территории, их развитие в прошлом и будущем; внешние связи и принципиальную разрешимость.
Основным методом анализа в данном случае является метод сценариев, выступающий средством первичного упорядочения проблемы, получения и сбора информации, в том числе о возможных и вероятных направлениях будущих работ по проблеме с привлечением высококвалифицированных специалистов-экспертов.
Следующим этапом является описание социально-экономической системы моногородов, в процессе которого определяются элементы, компоненты и границы системы, ее внешняя среда. Проводится структурирование системы (спецификация подсистем, выявление процессов и их спецификации) и анализ данной структуры.
Далее выявляются имеющиеся в распоряжении рассматриваемой социально-экономической системы ресурсы. Наиболее полной в методическом плане является оценка ресурсного потенциала. В его структуре выделяются:
• природные ресурсы (полезные ископаемые, литогенные, климатические, водные, почвенные, растительные ресурсы, животный мир и т.д.);
• материальные ресурсы: производственные (средства производства), запасы материальных благ;
• трудовые ресурсы (население);
• финансовые ресурсы (совокупность денежных средств);
• информационные ресурсы.
На основании проведенного исследования выявляются ресурсные
1. Рожков A.A. Механизмы регулирования социально-экономических последствий реструктуризации угольной отрасли / Под общ. ред. А.И. Татаркина. - Екатеринбург: Уральское отделение РАН, Институт экономики, 2004. - 288 с.
2. Социально-экономическое обоснование структурных преобразований в горнопромышленных районах / Под общ. ред. А.И. Татаркина. - Екатеринбург-М.: Уральское отделение РАН, Институт экономики, 2000. - 249 с.
ограничения моногородов с точки зрения потенциальной возможности дополнительного создания новых экономических объектов либо расширения функционирующих.
Формирование стратегических целей всех уровней происходит с применением методов сценариев и экспертных оценок. При помощи метода «дерево целей» строится иерархия подцелей достижения генеральной цели системы. В зависимости от поставленных целей из всей совокупности анализируемых показателей выбираются индикаторные показатели, оценка которых играет важнейшую роль для разработки стратегической программы развития моногородов.
Методические подходы к формированию стратегической программы развития градообразующего бизнеса моногородов представлена на рис. 1.
Оценка эффективности реализации разработанной стратегической программы развития градообразующего бизнеса моногородов и будет представлять собой диагностическое обоснование выбранной стратегии развития.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.
4. Рекомендации по разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований». — Кемерово: Департамент экономического развития Администрации Кемеровской области, 2004. — 30 с.
5. Методические рекомендации по разработке и реализации стратегических планов развития углепромышленных муниципальных образований. Проект. — М.: Фонд «Реформ-уголь», 2003. — 136 с. Е2Е
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Рожков Анатолий Алексеевич — доктор экономических наук, профессор, Полуторный Алексей Викторович — кандидат технических наук, доцент, Гаврилов Борис Игоревич — аспирант,
Московский государственный горный университет, [email protected].