Научная статья на тему 'Основные проблемы и тенденции развития жкх на муниципальном уровне'

Основные проблемы и тенденции развития жкх на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
881
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИС ЖКХ / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖКХ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЖКХ / CRISIS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / PROBLEMS AND PROSPECTS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES REFORMING / EFFICIENCY OF MANAGEMENT SYSTEM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимчук Оксана Григорьевна

Рассматриваются отличительные черты и проблемы одной из самых социально значимых отраслей российской экономики жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Обобщаются основные трудности в процессе его реформирования и тенденции развития ЖКХ на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL PROBLEMS AND DEVELOPMENT TENDENCIES OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AT THE MUNICIPAL LEVEL

The author examines distinguishing features and problems of one of the most socially important branches of Russian economics housing and communal services (HCS). She generalizes basic difficulties in the process of its reforming and development tendencies of housing and communal services at the municipal level.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы и тенденции развития жкх на муниципальном уровне»

Экономическая прибыль с учетом инфляции и риска инвестора позволяет исключить переоценку эффективности проекта.

Риск и инфляция при расчете ECP учитываются в формуле

ECP = £Pp • (1 -p)+DIt + SKt -

i =1

-É (ICt +Минф + Дриск ), =1

где Д1инф- компенсация потерь от инфляции средств,

вложенных инвестором;

Д1риск- компенсация риска инвестора.

- срок окупаемости без учета дисконтированных денежных потоков;

ECp =YPP • (1 - Pu ) + Dil + SKt = ICt,

i=i

- рентабельность проекта рассчитывается посредством сопоставления экономической прибыли (ECP) с инвестициями в проект, в каждом периоде развития проекта (краткосрочном, среднесрочном, долгосрочном):

ECP -100

R =-

J

где р - рентабельность]-го периода (%);

ЕСР] - полный экономический результат]-го периода

( = 1, 2.....п);

1С] - инвестиции]-го периода.

В свою очередь, показатели рентабельности инвестиционного проекта могут быть следующие:

1. Общая рентабельность инвестиционного проекта рассчитывается как отношение экономической прибыли к сумме всех инвестиций, вкладываемых в проект всеми - инвесторами и собственниками проекта.

2. Показатели рентабельности каждого инвестора рассчитываются как отношение экономической прибыли каждого из них, получаемой от проекта в соответствии с договором, к вложенным им инвестициям.

ЕСР., -100 =-

1С»

где Рд - рентабельность ]-го периода (%) 1-го инвестора;

ЕСРр- экономическая прибыль ]-го периода 0 = 1,

2,..., n), получаемая t-м инвестором;

ICJt - инвестиции j-го периода t-го инвестора.

3. Рентабельность собственников проекта (компании, внедряющей проект). Рассчитывается как отношение экономической прибыли, получаемой ими от реализации инвестиционного проекта в соответствии с договором, к вложенным ими инвестициям. ECP. 1GG

D _ _._

^ = C '

где Rje _ рентабельность j-го периода (%) с -го инвестора;

ECPje - экономическая прибыль j-го периода (j =

1,2,., n), получаемая с-м инвестором;

ICjc - инвестиции j-го периода с-го инвестора.

Предлагаемое развитие методических подходов оценки инвестиционных проектов в условиях современного социально-экономического развития России, направленных на внедрение новых форм и способов организации перевозок, транспортного строительства, технического обслуживания и ремонта подвижного состава через систему сбалансированных показателей позволяет комплексно оценить экономическую эффективность инвестиционных проектов, а также заключить, что их применение сможет помочь решить проблему недооценки многих объектов инвестирования и занижения их прибыльности.

Библиографический список

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена Правительством РФ №877-Р от 17.06.2008.

2. Подпрограмма "Железнодорожный транспорт" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", разработанной на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 232-р http://fcp.vpk.ru/ext/144/content.htm

3. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте. Приложение к указанию МПС России от 31 августа 1998 г. Москва, МПС, 1998. 124 с.

4. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов. Утверждены Министерством экономики, Министерством финансов, Государственным комитетом по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 г. № ВК 477. Москва, 1999. 235 с.

5. Artel P. Financial Management for Non - Specialists. -Pretence Hall - Financial Time Harlow, 2003.

ББК У9(2)441.2

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖКХ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ О.Г.Тимчук1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются отличительные черты и проблемы одной из самых социально значимых отраслей российской экономики - жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Обобщаются основные трудности в процессе его реформирования и тенденции развития ЖКХ на муниципальном уровне.

1Тимчук Оксана Григорьевна, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 89016405451. Timchuk Oksana Grigorjevna, an assistant of the Chair of Finance and Credit, tel.: 89016405451.

Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: кризис ЖКХ; проблемы и перспективы реформирования ЖКХ; эффективность системы управления ЖКХ; инвестиционная привлекательность ЖКХ.

FUNDAMENTAL PROBLEMS AND DEVELOPMENT TENDENCIES OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AT

THE MUNICIPAL LEVEL

O.G.Timchuk

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author examines distinguishing features and problems of one of the most socially important branches of Russian economics - housing and communal services (HCS). She generalizes basic difficulties in the process of its reforming and development tendencies of housing and communal services at the municipal level. 4 sources.

Key words: crisis of housing and communal services; problems and prospects of housing and communal services reforming; efficiency of management system of housing and communal services; investment attractiveness of housing and communal services.

Переход к рынку обострил проблемы эффективности функционирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Процесс приватизации жилья и регулирующие его нормативные документы изменили структуру собственников жилья, что привело к изменению системы экономических взаимодействий в отрасли и повысило ответственность за жилищно-коммунальное хозяйство муниципальных органов власти. ЖКХ в том виде, в котором оно представлено в настоящее время, выполняет две основные функции. Во-первых, доставшееся от прежней политической и экономической системы оказание помощи малоимущим слоям населения (социальная функция), а во-вторых, реализация жилищно-коммунальных услуг населению (экономическая функция). Существующее положение усугубляется высоким уровнем монополизации в системе ЖКХ, бесконтрольной тарифной политикой, неэффективной системой управления.

ЖКХ - это многофункциональный комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы. Производственная структура ЖКХ в настоящее время интегрирует более 30 видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод. ЖКХ представляет собой наиболее значимую часть национальной экономики, основой его развития является рост населенных пунктов и потребности населения в услугах жилищно-коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство имеет ряд особенностей, которые отличают его от других отраслей. К специфическим чертам отрасли ЖКХ следует отнести:

- локальный характер деятельности, т.е. потребителями продукции (услуг) являются, прежде всего, население и местные предприятия промышленности, транспорта и др.

- процессы производства и потребления продукции (услуг) неразрывно связаны с другими отраслями, эта продукция не может накапливаться для последующей реализации;

- предприятия ЖКХ должны быть готовы отпустить столько продукции и реализовать столько услуг, сколько их требуется в каждый конкретный момент времени;

- нецелесообразность предоставления коммунальной продукции сверх оптимального предела, определяемого численностью населения, размерами территории и особенностями ее планировки, своеобразием климатических условий, степенью развития градообразующей и градообслуживающей сфер;

- наличие резерва мощностей коммунальных предприятий, связанных с их ориентацией на максимальный уровень потребления услуг;

- независимость численности основного эксплуатационного персонала от объема производимой коммунальной продукции, что связано с выполнением работ по обслуживанию машин и оборудования, а также количеством дежурного персонала;

- отличная от других отраслей структура основных фондов, при которой удельный вес пассивной части в 2 раза выше, чем на промышленных предприятиях;

- особенная структура затрат на производство коммунальных услуг, при которой основными затратами являются расходы на энергоносители;

- многоотраслевой (более 30 отраслей) характер;

- высокая доля муниципальной собственности на земельные участки, водные и лесные ресурсы, жилой и нежилой фонд;

- конечным потребителем услуг являются домохозяйства, коммерческие и некоммерческие организации, органы власти.

Реформирование ЖКХ в России продолжается почти 15 лет. Однако следует отметить, что в настоящее время отрасль находится скорее в состоянии острого кризиса, чем успешного реформирования.

ЖКХ является одной из самых социально значимых, наиболее крупных и в то же время проблемных отраслей российской экономики. Количество предприятий и организаций ЖКХ превышает 52 тыс., что обеспечивает занятость около 4,2 млн. человек. Оборот отрасли в 2006 году достиг 1,3 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с 2005 г. на 200 млрд. рублей. Однако при такой динамике развития более двух тре-

тей организаций ЖКХ находятся на грани банкротства. На начало 2007 года кредиторская задолженность российских предприятий ЖКХ превысила 320 млрд. рублей, а дебиторская - 280 млрд. рублей.

Объем дотаций в отрасль также постоянно растет. Если в 1996 году он составлял около 4% ВВП, то по итогам 2007 года эта цифра достигла 12%. При этом инвестиции в основной капитал за десять лет сократились более чем в 2,2 раза. По данным Мининфор-мсвязи России , в среднем по России изношенность коммунальных сетей составляет около 50%, а в некоторых субъектах и муниципальных образованиях - 8090%. При предоставлении жилищно-коммунальных услуг в среднем по России теряется около трети ресурсов, а по отдельным видам ресурсов, например, по водообеспечению, потери достигают 90%.

Для того чтобы преодолеть кризис отрасли, дальнейшее развитие жилищно-коммунального комплекса, по мнению автора, должно осуществляться с применением современных методов и механизмов управления, непременно учитывающих местную (региональную, муниципальную) специфику.

Эффективный менеджмент на муниципальном рынке коммунальных услуг включает в себя следующие механизмы:

- организацию дифференцированных тарифов, учитывающих местные условия (причем стратегия ценообразования предприятий ЖКХ в рамках муниципалитета должна учитывать влияние таких факторов, как градостроительные особенности населенных пунктов, уровень благоустройства жилищного фонда, мощность предприятий жилищно-коммунальных услуг);

- создание условий по обеспечению конкуренции на основе конкурса оказания услуг на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг;

- использование в качестве инструмента экономического механизма управления предприятий-монополистов в сфере ЖКХ двуставочного тарифа, который, с одной стороны, способен сглаживать колебания доходов предприятия за счет сокращения потребностей в средствах, а с другой - отвечать интересам потребителя, который оплачивал бы услуги по мере их потребления.

Низкая эффективность системы управления ЖКХ в муниципальных образованиях выражается в:

- усилении административных рычагов управления;

- локальной монополизации всей сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг многоотраслевыми предприятиями;

- отсутствии или низкой эффективности договорных отношений;

- бюрократической сложности процедуры установления ставок по оплате населением жилищно-коммунальных услуг;

- неэффективной тарифной политике. Действующее законодательство не обеспечивает

системного решения проблем управления ЖКХ и не соответствует рыночным правилам поведения хозяйствующих субъектов, населения и работников ЖКХ. В этих условиях задача местных органов власти заклю-

чается в разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности ЖКХ муниципального образования:

1. Создание правовой среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности.

2. Организация конкурсов инвестиционных проектов и отбор наиболее эффективных вариантов.

3. Контроль процесса реализации инвестиционных проектов.

4. Содействие практической реализации эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и др.).

5. Создание информационной базы об экономическом потенциале муниципального образования, состоянии ЖКХ и его предприятий.

При рассмотренном подходе система управления ЖКХ на уровне муниципального образования представляется как трехзвенная система:

- собственники жилищного фонда и других объектов недвижимости;

- организации по управлению муниципальным жилищным фондом;

- подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Приоритетными задачами реформирования ЖКХ являются:

- экономическая (уменьшение расходов муниципального бюджета);

- социальная (повышение качества содержания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг);

- структурные (рыночные преобразования в ЖКХ муниципальных образований, эффективное управление жилищным фондом).

Среди решаемых в ходе реформирования ЖКХ задач одними из главных должны стать социальная защита населения при реализации реформы и создание условий для обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ в перспективе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мнения экспертов относительно перспектив реформы жилищно-коммунального хозяйства в России расходятся, но их можно свести к следующим основным положениям:

1. Формирование конкурентной среды рано или поздно обеспечит высокое качество услуг с умеренными ценами.

2. Рынки жилья и ЖКХ должны быть дополнены демократическим общественным контролем, прежде всего, в лице органов местного самоуправления.

3. Необходимо сохранить самостоятельность местного самоуправления и дать ему возможность формировать свои доходы, включая установление собственных налогов и сборов.

Стабильное и достаточное финансирование предоставляемых жилищно-коммунальных услуг может быть достигнуто путем обеспечения в бюджетной системе, а также у самих предприятий ЖКХ достаточного объема финансовых ресурсов. Основными мерами по

обеспечению такого уровня финансирования являются:

- переход на полную оплату потребителями, в том числе населением, жилищно-коммунальных услуг с учетом роста потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий гражданам, а также роста потребности в дотировании бюджетной сферы;

- упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;

- упорядочение механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, создание эффективного механизма целевого использования инвестиционных составляющих тарифа на цели модернизации.

Библиографический список

1. Кузьменко В.В., Таран С.А. Оптимизация соотношения форм собственности жилья как направление реформы ЖКХ

/ Вузовская наука - Северо-кавказскому региону // Мат-лы VII Регион. научн.-техн. конф. Экономические науки. Т. 3. Ставрополь, 2003. С. 24-25.

2. Сугаипов М.Ю. Особенности жилищно-коммунального хозяйства как отрасли народного хозяйства // Организационно-экономические проблемы современного предпринимательства: сб. научн. ст. профессорско-преподавательского состава и аспирантов / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2007. С. 200-202.

3. Таран С.А. Повышение эффективности реформирования ЖКХ путем информатизации: Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». №2. Ставрополь: СевКав-ГТУ, 2005. С. 123-127.

4. Ямтиева Л.В. Организационно-экономический механизм реформирования жилищно-коммунального хозяйства в крупном городе: дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2000. 182 с.

УДК 338.48+008

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ КУЛЬТУРЫ (ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ)

Л.Т.Ткачук1, Г.К.Короткова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются основные подходы к формированию системы экономических категорий культурной деятельности в трудах отечественных и зарубежных специалистов. Табл. 1. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: сфера культуры; экономика культуры; культурные блага; «культуриндустрия»; «цивилизация досуга»; теории «человеческого капитала», «мериторных благ», «общественных расходов».

THE FORMATION OF THE SYSTEM OF SCIENTIFIC KNOWLEDGES IN THE SPHERE OF ECONOMICS OF CULTURE (RUSSIAN AND FOREIGN APPROACHES) L.T.Tkachuk., G.K.Korotkova

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The authors consider the basic approaches to form the system of economical categories of cultural activity in the works of Russian and foreign specialists. 1 table. 7 sources.

Key words: sphere of culture; economics of culture; cultural goods; "cultural industry"; "leisure civilization"; theories of "human capital", "noncommercial goods", "social costs".

Долгое время культура рассматривалась как сфера, затратная с экономической точки зрения. Доминировала концепция о «самоценности культуры» как некой совокупности накопленного общественного богатства, культурного наследия и творческих достижений, которые ценны сами по себе. В России данная концепция стала доминировать уже в постсоветский период. Советская доктрина рассматривала культуру как часть государственной идеологической системы, направленной на формирование «гармонически развитой личности». Соответственно, организации культуры поддерживались государством как источники идеологической пропаганды.

Финансовая основа культуры формировалась, главным образом, за счет бюджетных средств или устойчивой финансовой поддержки со стороны ведомств-патронов. Организации культуры имели дело с «высоким» и «вечным», занимались тем, что сохраняли культуру «для будущих поколений» и приобщали к искусству все больше и больше людей. Традиционно считалось, что менеджмент культурных организаций -нечто принципиально отличное от менеджмента бизнес-организаций, а потому главное - защитить высокую культуру от жесткой реальности рынка, чтобы не допустить снижения художественного качества.

1Ткачук Людмила Тимофеевна, кандидат экономических наук, доцент, докторант, тел.: 89149011616, e-mail: TLT60@ mail.ru Tkachuk Lyudmila Timofeevna, a candidate of economical sciences, an associate professor, a competitor for a doctor's degree, tel.: 89149011616, e-mail: TLT60@ mail.ru

2 Короткова Галина Константиновна, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 89149506873. Korotkova Galina Konstantinovna, an assistant of the Chair of Finances and Credit, tel.: 89149506873.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.