Научная статья на тему 'Основные проблемы и пути совершенствования налогообложения малого предпринимательства'

Основные проблемы и пути совершенствования налогообложения малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2719
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенкова Е.А.

В статье раскрываются проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в разрезе используемых ими режимов налогообложения: упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход. Предлагаются также направления решения данных проблем, результатом которых должны стать активизация деятельности субъектов малого предпринимательства, повышение ее эффективности, что будет способствовать решению целого ряда социально-экономических задач регионов и муниципалитетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы и пути совершенствования налогообложения малого предпринимательства»

Налоги и налогообложение

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Е.А. ВЛАСЕИКОВА,

кандидат экономических наук, ведущий специалист аппарата Комитета Совета Федерации по бюджету

Задачи совершенствования налоговой системы Российской Федерации настоятельно требуют ее построения на основе принципов экономической эффективности, социальной справедливости, стабильности, административной простоты и минимальности затрат по сбору налогов. От результативности совершенствования налогового механизма во многом зависят темпы экономического роста и решение социальных проблем в обществе. Таким образом, налоговая система играет важную роль в развитии предпринимательской деятельности и, в частности, малого бизнеса.

За последние годы малое предпринимательство зарекомендовало себя как одна из самых динамично развивающихся и жизнеспособных сфер экономики, которая вносит существенный вклад в стабилизацию социально-экономического состояния общества. Однако в настоящее время в налогообложении субъектов малого предпринимательства имеется значительное количество проблем, решение которых крайне актуально в современных условиях.

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 06.07.2007 г. и одобренным Советом Федерации 11.07.2007 г., к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований,

иностранных юридических и физических лиц в уставном (складочном) капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25 %, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать: а) 100 — 250 человек включительно для средних предприятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общая система налогообложения и два специальных режима:

1) единый налог на вмененный доход;

2) упрощенная система налогообложения.

Применение общей и упрощенной системы

налогообложения ограничивается действием «единого налога» на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного перечня видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. При этом специальные налоговые режимы отличаются друг от друга: если при упрощенной системе налогообложения сумма единого налога зависит от ре-

зультатов деятельности налогоплательщика, то при едином налоге на вмененный доход — нет. Единый налог на вмененный доход предназначен, скорее, для микробизнеса, который в наименьшей степени поддается налоговому контролю и учету.

С принятием Федерального закона от 31.07.1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и впоследствии заменившей его главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» части второй Налогового кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 104-ФЗ, произошли изменения в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Поступление единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по федеральным

округам Российской Федерации в 2003 — 2005 гг. представлено в табл. 1 [2].

Распределение налогов на совокупный доход по уровням бюджета в 2003 — 2005 гг. представлено в табл. 2 [2].

Согласно данным, полученным из регионов, наибольшую роль в поступлении сумм единого налога на вмененный доход на территории РФ играет розничная торговля (78 %). Определенную роль в структуре поступлений единого налога на вмененный доход играет также такие виды деятельности, как общественное питание, оказание автотранспортных услуг, розничная торговля ГСМ и бытовые услуги. Доля остальных видов деятельности в структуре поступлений единого налога на вмененный доход в настоящее время крайне незначительна. Данные о структуре поступлений налога по основным видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход приведены на рис. 1.

Таблица 1

Поступление единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Федеральные округа Поступление единого налога по упрощенной системе налогообложения Поступление единого налога на вмененный доход

На 1 января 2006 г. тыс. руб. 2005 г. в % к 2004 г. 1 Справочно: 2004 г. к 2003 г. На 1 января 2006 г. тыс. руб. 2005 г. в % к 2004 г. 1 Справочно: 2004 г. к 2003 г.

РФ 38 830 088 121,3 148,9 42 554 554 135,1 154,7

Центральный 11 597 003 122,7 163,9 10 310 341 139,1 144,8

Северо-Западный 5 147 355 114,6 114,7 4 992 686 144,9 203,8

Южный 4 255 655 126,6 158,6 4 804 733 129,5 148,8

Приволжский 6 527 516 126,2 160,7 8 678 494 137,8 140,5

Уральский 3 889 631 106,1 134,0 4 367 899 128,3 217,9

Сибирский 5 025 174 127,2 153,4 6 347 019 130,8 147,5

Дальневосточный 2 387 754 122,7 159,9 3 053 382 126,8 136,5

1 С учетом региональных ИПЦ.

Таблица 2

Распределение налогов на совокупный доход по уровням бюджета

Налог Год Уровни бюджета

Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъекта РФ В том числе:

Бюджет субъекта РФ Местные бюджеты

Налоги на совокупный доход, в том числе: 2005 0,0 100,0 44,8 55,2

2004 0,0 100,0 43,9 56,1

2003 40,3 59,7 18,7 41,1

ЕН при упрощенной системе 2005 0,0 100,0 79,2 20,8

2004 0,0 100,0 47,8 52,2

2003 34,7 65,3 25,6 39,6

ЕНВД 2005 0,0 100,0 15,4 84,6

2004 0,0 100,0 40,1 59,9

2003 41,0 59,0 13,5 45,4

Источник: рассчитано по данным Министерства финансов РФ и ФНС РФ.

Рис. 1. Структура поступлений от единого налога на вмененный доход по основным видам деятельности на территории РФ

Учитывая то, что единый налог на вмененный доход является относительно новым для налоговой системы Российской Федерации, он не лишен определенных недостатков, поэтому налоговыми органами совместно с представителями законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации проводится определенная работа по совершенствованию налогового законодательства по единому налогу на вмененный доход.

Основными проблемами взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в настоящее время являются следующие:

1. Полномочия по введению налога, определению видов деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД, и коэффициента К2 (корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров, режим работы, величину доходов и иные особенности), переданы на местный уровень. Это приводит к тому, что депутаты органов местного самоуправления зачастую принимают решения, основанные на личной заинтересованности (в частности, в снижении налогов любыми способами).

При этом, по данным отчета по результатам общероссийского исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах

России», с 1 января 2006 г., после того, как ЕНВД передали в ведение муниципалитетов, налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства возросла (табл. 3).

Таблица 3

Динамика роста налоговой нагрузки в 2006 г.

Ответы респондентов %

Увеличилась значительно 13

Увеличилась 38

Осталась такой же 31

Уменьшилась 7

Уменьшилась значительно 1

Затруднились ответить 10

Как видно, относительное большинство опрошенных (36 %) считает, что муниципалитеты в вопросах ЕНВД, находящихся в их компетенции, руководствуются соображениями наполнения бюджета. Только каждый десятый респондент (12 %) отмечает, что, по его мнению, действия муниципалитетов в данном направлении адекватны и экономически обоснованы.

2. Применение в обязательном порядке единого налога на вмененный доход для плательщиков, значительно различающихся по размерам своей деятельности, приводит к нарушению принципов справедливости налогообложения. Вмененный доход, рассчитанный по простым формулам на основе каких-либо выбранных натуральных показателей, может сильно отличаться от дохода,

реально получаемого хозяйствующими субъектами различных размеров. Так, относительно большие предприятия, реализующие экономию от масштабов производства, в такой ситуации имеют низкие эффективные ставки обложения, а действительно малые предприятия испытывают налоговый гнет. Применение данного налога ведет к дискриминации как начинающих предпринимателей, так и уже сформировавшегося, приносящего доходы бизнеса.

Стимулирующая роль налога часто обосновывается тем, что он представляет собой фиксированные в течение года платежи, не зависящие от объема произведенной продукции. Однако, поскольку основная часть натуральных показателей (единица площади, численность работающих и другие), используемых в регионах для расчета вмененного дохода, относится к факторам производства, стимулирующая роль вмененного налога возможна только в краткосрочной перспективе и при условии, что такой налог не выше объема налогов, уплачиваемых по обычной системе налогообложения. В долгосрочной перспективе, напротив, налог на факторы производства, особенно завышенный, дестимулирует развитие бизнеса, ведет к свертыванию инвестиционной активности субъектов предпринимательства.

3. Система налогообложения вмененного дохода в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Реальным упрощением можно назвать только замену расчета нескольких налогов одним.

4. Несоответствие законов субъектов Федерации главе 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» части второй Налогового кодекса Российской Федерации приводит к возникновению конфликтных ситуаций между налогоплательщиками и налоговыми органами.

5. Бессмысленное применение дорогостоящей контрольно-кассовой техники налогоплательщиками налога на вмененный доход, т. к. они не отчитываются перед фискальными органами по текущему денежному потоку.

6. Отсутствие у налогоплательщика права на вычет из исчисленной суммы единого налога за отчетный период сумм уплаченных страховых пенсионных взносов за тот же период в случае, если налогоплательщик фактически осуществляет свою деятельность на территории, подведомственной другой инспекции ФНС.

Например, субъекту малого предпринимательства, зарегистрированному в г. Москве, принадлежат три розничных торговых точки, одна из которых находится в г. Москве, две другие — в г. Домодедово Московской области. Это предприятие обязано уплачивать налог в разные инспекции ФНС РФ. Так, в г. Москве по первой торговой точке налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения, по двум другим — налог на вмененный доход, который ежеквартально уплачивает в инспекцию ФНС по г. Домодедово. Проблема заключается в том, что предприятие не имеет права уменьшить исчисленный единый налог на вмененный доход на сумму страховых пенсионных взносов, т. к. уплачивает их в инспекцию ФНС по г. Москве, т. е. по месту регистрации налогоплательщика, а не по месту осуществления фактической деятельности.

7. Практическое отсутствие механизма налогообложения иностранных граждан, не имеющих постоянного места жительства в России и прибывших с целью осуществления предпринимательской деятельности (особенно в сферах розничной торговли и строительстве).

8. Отсутствие обязанности платить налог на добавленную стоимость может привести к потере покупателей — плательщиков этого налога.

9. Отсутствие законодательно установленного порядка возврата налогоплательщиков на общепринятую систему налогообложения при несоблюдении критериев, установленных законодательством.

10. Запрещение применять упрощенную систему налогообложения организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах» (принят 21.07.2005 г., № 101-ФЗ) указано, что это направлено на исключение возможностей использования упрощенной системы налогообложения для

минимизации налогообложения, однако данная мотивация не представляется существенной.

11. При расчете коэффициента К2 учитывается отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном месяце налогового периода. С одной стороны, непонятно, как это должно осуществляться практически, т. к. коэффициент К2 устанавливается на местном уровне представительными органами, и ясно, что они не будут корректировать коэффициент с учетом вышеизложенного для каждого конкретного субъекта предпринимательства с учетом фактического количества отработанных им дней. В ряде субъектов налогоплательщики самостоятельно устанавливают это отношение, но это значительно затрудняет налоговое администрирование и создает возможности для злоупотреблений в отношении уменьшения фактического количества дней осуществления предпринимательской деятельности.

12. Наконец, введение в действие единого налога на вмененный доход ликвидировало возможность применения упрощенной системы налогообложения для широкого круга субъектов малого предпринимательства. На сегодняшний день единый налог на вмененный доход является обязательным: самостоятельный переход налогоплательщика, осуществляющего определенный вид деятельности, на другую систему, не допускается. Наряду с этим размер единого налога является неоспоримым. Налогоплательщик, не согласный с размерами вменяемого дохода и единого налога, не имеет возможности отказаться от его уплаты, доказав, что фактические размеры его дохода и налогов, подсчитанные по иной системе налогообложения, меньше, чем рассчитанные по вмененному методу.

К сожалению, в настоящее время в большинстве регионов территориальные управления ФНС России не имеют полной картины состояния дел с поступлением единого налога в разрезе различных видов деятельности. В большинстве управлений ФНС России работа по оценке эффективности определения размеров базовой доходности и корректирующих коэффициентов сводится к выборочной оценке размеров налоговых обязательств налогоплательщиков до и после установления единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не учитывая при этом те экономические процессы, которые привели к данному изменению, и что последовало за этим

(изменение организационно-правовых форм налогоплательщиков, направлений, форм и масштабов деятельности и т. п.).

Практически не получили своего использования методы экспертной оценки величины дохода налогоплательщиков от деятельности, подпадающей под единый налог на вмененный доход, а также методы обследования финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, методы экономико-математического моделирования финансового результата налогоплательщиков. Однако чтобы налоговое бремя было посильным для субъектов малого предпринимательства, чтобы они стремились вести свой бизнес в легальной экономике, а не в «тени», а местные власти имели стимулы создавать благоприятные условия для развития бизнеса на своей территории, необходимо совершенствовать механизмы взимания единого налога.

Не менее острые проблемы существуют и в практике применения упрощенной системы налогообложения. Глава 26.2 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения», введенная Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ, с 1 января 2003 г. заменила Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» от 29.12.1995 № 222-ФЗ Федеральным законом № 101-ФЗ от 21 июля 2005 г. В Налоговый кодекс РФ была введена статья 346.25.1, устанавливающая возможность применения индивидуальными предпринимателями, не использующими труд наемных работников, упрощенной системы на основе патента. Такое право предоставляется индивидуальным предпринимателям, осуществляющим один из перечисленных в п. 2 ст. 346.25.1 видов деятельности.

Новая система налогообложения на основе патента принципиально отличается от ранее действовавшей и построена на принципе вмененного дохода, т. е. не зависит от конечных результатов деятельности налогоплательщика, и в этом смысле близка к системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Стоимость патента увязывается с потенциально возможным к получению годовым доходом индивидуального предпринимателя, который определяется расчетным путем. В то же время, действие общих норм, предусмотренных ст. 346.11 — 346.25 НК РФ, распространяется и на применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, но с учетом особенностей этой группы индивидуальных предпринимателей.

Изначально предполагалось, что упрощенная система обеспечит два основных преимущества: упрощение учетной работы и упрощение процедуры исчисления налогов. Первое преимущество должно было быть реализовано посредством сокращения учетной документации и основных форм отчетности, поскольку вместо блока бухгалтерских документов, применяемых для определения финансового состояния предприятия и исчисления налогов, ведется только Книга учета доходов и расходов по специальной форме, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2005 г. № 167н (в редакции от 27.11.2006 г. № 152н). Второе преимущество должно было быть реализовано за счет значительного сокращения количества исчисляемых налогов.

Однако ряд положений гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» вызывает некоторые трудности в ее применении и нуждается в совершенствовании. На сегодняшний день к недостаткам применения упрощенной системы налогообложения, вызывающим трудности в ее использовании, можно отнести следующие:

1. Отсутствие обязанности платить налог на добавленную стоимость, как и при применении единого налога на вмененный доход, может привести к потере покупателей — плательщиков этого налога. При реализации товаров (работ, услуг) покупателю налогоплательщик не имеет право выделять в счетах-фактурах суммы НДС, а покупатели соответственно не могут предъявить эти суммы налога к возмещению. Поэтому, чтобы не потерять конкурентоспособность, плательщику единого налога приходится снижать стоимость товаров на сумму налога на добавленную стоимость. Таким образом, чтобы принять правильное решение, переходить предприятию на специальный режим налогообложения в виде упрощенной системы или нет, необходимо проанализировать множество факторов, касающихся конкретной компании. Очевидно, что особенно выгодно применять упрощенную систему небольшим фирмам, работающим с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, при розничной торговле). Ведь, как показывает практика, многие компании уходят от упрощенной системы только потому, что крупные заказчики, плательщики НДС, отказываются с ними работать.

2. Вероятность утраты права работать по упрощенной системе налогообложения. В этом

случае предприятие должно будет доплатить суммы налогов, подлежащих оплате при использовании иного режима налогообложения (налог на прибыль).

3. При потере права применять данный режим налогообложения налогоплательщик будет обязан восстановить данные бухгалтерского учета за весь период применения упрощенного режима налогообложения и досдать налоговую и бухгалтерскую отчетность.

4. Перечень затрат, которые учитывают при расчете единого налога, является закрытым. Поэтому налогоплательщики (если они выбирают объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») не смогут отразить многие затраты. Например, представительские расходы, потери от брака, издержки на услуги банка и др.

5. При переходе предприятия на упрощенную систему налогообложения предприятие уведомляет налоговые органы с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения. В то же время при переходе с упрощенного на иной режим налогообложения — с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

6. Перед переходом на упрощенную систему налогообложения нужно восстановить налог на добавленную стоимость по оприходованным, но не списанным ценностям.

7. У предприятия нет права открывать филиалы и представительства, заниматься реализацией некоторых видов товаров и отдельными видами деятельности.

8. Отсутствие у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя возможности возврата полностью или частично стоимости уплаченного патента в случае неосуществления деятельности в определенные периоды времени, т. к. в течение «оплаченного» года стоимость патента не пересчитывается и возврату не подлежит.

Развитию малого предпринимательства в настоящее время в Российской Федерации уделяется большое значение. Однако действующие в настоящее время специальные режимы налогообложения не решают многих проблем налогообложения субъектов малого предпринимательства. В этой

связи предлагается внести в НК РФ следующие изменения и дополнения:

1) установить предельный уровень численности работников для определения субъекта малого и среднего предпринимательства в зависимости от отрасли, к которой относится данное предприятие, так, например, для категории средних предприятий численность может устанавливаться в следующих размерах: в промышленности — 300 чел., в строительстве — 300 чел., на транспорте — 300 чел., в сельском хозяйстве — 180 чел., в научно-технической сфере — 120 чел., в оптовой торговле — 80 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 60 чел., в жилищно-коммунальном хозяйстве — 150 чел., в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 60 чел. [4];

2) предусмотреть возможность применения особого порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства налогом на добавленную стоимость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению специалистов Министерства финансов РФ, действие специальных налоговых режимов в настоящее время не только не приводит к снижению издержек субъектов малого предпринимательства на исполнение налогового законодательства, но создает возможности для уклонения от налогообложения. При этом следует отметить, что использование аналогичных специальных налоговых режимов, предполагающих значительное снижение налоговой нагрузки и переход на налогообложение вмененного дохода доказало свою неэффективность практически во всех странах СНГ, в которых такие режимы были введены [5].

Необходимо отметить, что по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), в 2005 г. от налогоплательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, бюджеты получили доход на 35 % больше, чем в 2004 г. (табл. 1), а в 2004 г. — в 1,5 раза больше по сравнению с 2003 г. Это говорит о том, что в настоящее время использование данного режима является достаточно эффективным, так как позволяет повысить объемы поступлений в бюджеты и упростить налоговое администрирование. В целях совершенствования применения специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход предлагается:

1. Предоставить налогоплательщику добровольное право перехода на уплату единого налога, а также возврата к иным системам налогообложения.

2. Освободить налогоплательщиков — плательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности использования дорогостоящей контрольно-кассовой техники. Так, глава МЭРТ Г. Греф выступал за освобождение плательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) и ликвидацию системы ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной), из-за которой стоимость кассовых машин возросла в 3 — 4 раза, так как считает, что малый бизнес, который работает в системе налога на вмененный доход, может не использовать в своей работе кассовые аппараты. Ведь они не отчитываются перед фискальными органами по текущему денежному потоку. Сейчас эти вопросы находятся в стадии обсуждения.

3. Разработать методику определения Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ коэффициента К2 с целью нивелирования существенных различий в параметрах его расчета и значениях по субъектам.

4. Рассмотреть возможности использования коэффициента К2 либо введения коэффициента К3 в целях стимулирования повышения заработной платы наемных работников и ее легализации. Коэффициент К3 (понижающий) будут применять налогоплательщики, которые устанавливают своим наемным работникам заработную плату на уровне равном или выше прожиточного минимума в регионе [6].

5. Разрешить применение единого налога на вмененный доход, в случае если предпринимательская деятельность, подпадающая под действие главы 26.3 НК РФ, осуществляется в рамках договора простого товарищества, для чего требуется внести изменения в п. 2.1 ст. 346.26 гл. 26.3 Налогового кодекса РФ.

В целях совершенствования упрощенной системы налогообложения целесообразно реализовать следующие предложения:

• предоставить право некоммерческим организациям, государственным и муниципальным предприятиям применять данную систему налогообложения;

• предусмотреть увеличение предельных размеров, ограничивающих возможность применения упрощенной системы налогообложения: для доходов налогоплательщика — с 20 млн руб. до 30 млн руб.; для остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов — со 100 млн руб. до 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);

• в соответствии с предыдущим предложением предусмотреть увеличение предельного раз-

мера доходов от реализации продукции, дающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, с 15 млн руб. до 22 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ) [4]; • проводить ежегодно индексацию указанных выше сумм с учетом инфляционной составляющей.

В настоящее время принят Федеральный закон «О внесении изменений в главы 21, 261, 262 и 263 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» № 85-ФЗ от 17.05.2007 г., который направлен на устранение недостатков в применении на практике отдельных положений специальных налоговых режимов, установленных Налоговым кодексом РФ для налогообложения организаций малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем многие проблемы остаются нерешенными.

Следует также отметить, что при предоставлении субъектам малого бизнеса возможности использовать льготные режимы налогообложения необходим жесткий контроль со стороны государства за уплатой налогов и правомерностью применения специальных налоговых режимов, а также применение административных и экономических санкций за выявленные нарушения налогового законодательства.

Вместе с тем, при применении таких санкций было бы разумным предусмотреть в соответствующих нормативных актах определенные послабления с учетом контингента работников, имея в виду работающих пенсионеров, глухонемых, частично нетрудоспособных лиц и другие аспекты деятельности предприятия малого бизнеса, что обусловлено ролью малого предпринимательства в экономике и способностью субъектов малого бизнеса решать многие социально-экономические проблемы общества.

Что касается обнаружения ненамеренного сокрытия в уплате налогов, экономико-правовое понятие о котором должно быть четко сформулировано в законодательстве без возможности различных трактовок, то субъекты малого бизнеса могут подвергаться штрафу только в судебном порядке в размере сокрытой суммы и некоторого штрафа от неуплаченной суммы. Такая методика наказания в случае неумышленного сокрытия в уплате налогов применяется во Франции.

В то же время, чтобы исключить возможность налогового пресса со стороны региональных властей , следует внести ряд дополнительных изменений в законодательство. В частности, должны быть определены ограничения, в пределах которых налого-

вые платежи для тех или иных видов деятельности могут быть повышены по сравнению, например, с предшествующим периодом. Таким образом, региональные власти смогут учитывать местные условия, но лишатся возможности усиливать налоговую нагрузку.

Одним из направлений совершенствования налогообложения малого бизнеса является налоговое администрирование. Использование оптимальных его механизмов будет способствовать сужению возможностей для уклонения от налогообложения недобросовестных субъектов малого предпринимательства путем:

• установления жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкого усиления мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение;

• усиления контроля за движением наличных денежных средств в легальном секторе и перекрытия каналов их оттока в теневой сектор через торговлю, оказание услуг за наличный расчет, что требует обеспечения регулярных проверок соблюдения правил торговли и оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания населения;

• повышения эффективности работы по обеспечению полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц, в том числе в сфере координации работы с федеральными и краевыми структурами по привлечению к налогообложению иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации;

• обеспечения взаимодействия структурных подразделений администрации города, федеральных структур и территориальных органов власти, руководителей предприятий, организаций, торговых комплексов и рынков города для достижения наиболее полного взыскания единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

• осуществления ежемесячного мониторинга по крупным налогоплательщикам;

• проведения целенаправленной работы с организациями-недоимщиками по погашению накопленной задолженности по начисленным налогам, пеням и штрафам, в том числе через осуществление реструктуризации задолженности юридических лиц по платежам в бюджеты всех уровней;

• списания безнадежной к взысканию недоимки, проведения процедур банкротства и исключения из единого государственного реестра налогоплательщиков ликвидированных организаций;

• контроля за целевым использованием земли, а также за пользованием земельными участками без правоустанавливающих документов;

• контроля за вводом в эксплуатацию жилья и других строений, помещений и сооружений. С целью организационного совершенствования специальных режимов налогообложения малого бизнеса необходимо разработать процедуры взаимодействия органов власти субъектов РФ (департаментов и отделов поддержки малого предпринимательства) и Федеральной налоговой службы. Сотрудничество данных структур может осуществляться по следующим направлениям:

1) предупреждение противоправной деятельности организаций—субъектов малого предпринимательства и физических лиц — индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;

2) предупреждение и выявление нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации и законодательства о финансовой несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также предупреждение и выявление правонарушений в области производства и оборота подакцизных товаров;

3) содействие формированию целостной и позитивной среды развития предпринимательства на территории субъекта, обеспечению баланса прав и законных интересов государства и предпринимательского сообщества, формированию положительного имиджа предпринимательства, положительного имиджа государственной налоговой политики и профессиональной служебной деятельности налоговых органов.

Для планирования и проведения мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации на территории субъекта, предотвращения нарушений налогового законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов предпринимателей при осуществлении государственной налоговой политики и налогового контроля на территории субъекта может быть со-

здана совместная комиссия по совершенствованию организационного и методического обеспечения проведения государственной налоговой политики в сфере малого предпринимательства, состоящая из представителей законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ. Основные задачи комиссии следующие:

• организационное и методическое обеспечение совершенствования проведения государственной налоговой политики в сфере малого предпринимательства на территории субъекта;

• разработка предложений, направленных на повышение собираемости налогов и других обязательных платежей с юридических лиц — субъектов малого предпринимательства и физических лиц — индивидуальных предпринимателей, на соблюдение финансовой и налоговой дисциплины;

• содействие организации действенного мониторинга состояния обязательных платежей физических лиц — индивидуальных предпринимателей в бюджеты Российской Федерации и субъекта, а также рассмотрение состояния задолженности по конкретным налогоплательщикам;

• анализ результатов реализации мероприятий, направленных на повышение собираемости налогов, обеспечение проведения текущих платежей и расчетов, обобщение и распространение среди субъектов малого предпринимательства опыта по решению перечисленных проблем;

• подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства с учетом особенностей производственно-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Говоря о проблемах налогообложения субъектов малого бизнеса, стоит поднять также вопросы взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Эта проблема не существовала бы при наличии большого количества квалифицированных специалистов по налогообложению и проявлении доброй воли со стороны налоговых органов. При этом у предпринимателей имеется очень много нареканий к сотрудникам налоговой службы, касающихся не только их формализма, некомпетентности и нежелания сотрудничать, но и низкой культуры общения. Безусловно, психологический момент негативного отношения предпринимателей к работникам налоговых органов не может не сказаться на уровне собираемости налогов.

В заключение можно сделать вывод, что действующая система налогообложения малого бизнеса не в полной мере создает условия для его развития, а декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства не всегда реализуются. Вместе с тем, введенные специальные режимы создают предпосылки для использования их преимуществ хозяйствующими субъектами, по своей сути не являющимися малыми.

И, в любом случае, налогообложение малого предпринимательства должно быть как можно более простым для понимания — в целях обеспечения более точного и полного его соблюдения, тем более что пользователями налогового законодательства в части субъектов малого предпринимательства являются не квалифицированные специалисты в области налогов, а владельцы малых предприятий и индивидуальные предприниматели.

Современное законодательство необходимо направить в сторону налогоплательщика, сделать законы более доступными, упростить тем самым не только работу предпринимателей, но и налоговых органов. Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушения закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданны и эффективны.

Необходимо отметить и то, что дальнейшее развитие системы специальных налоговых режимов и ее эффективное функционирование зависит не только от администрирования и законодательной базы, но и от добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания законодательных актов, трудоемкости подготовки необходимой отчетной документации и деклараций, новые формы которых вводятся почти каждый отчетный период.

Кардинальное изменение ситуации возможно при поступательном движении к оптимизации налогообложения, усилении контрольных функций государства с параллельным обеспечением гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из «тени» значительные финансовые потоки, что, в конечном итоге, увеличит налоговые

поступления от субъектов малого предпринимательства.

Налоги, уплачиваемые субъектами малого предпринимательства, — это часть дохода государства, который необходим для выполнения им своих функций. Поэтому только взвешенная политика государства, сочетающая интересы формирования доходов бюджета за счет налогообложения малого бизнеса и интересы самого малого бизнеса, — залог формирования оптимальной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Предлагаемые меры по поддержке, укреплению и развитию малого бизнеса при помощи налоговых механизмов являются весьма актуальными в настоящее время и будут способствовать развитию малого бизнеса и, таким образом, подъему всей экономики государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая.

2. Динамика поступлений, распределение по уровням бюджетной системы и роль налогов на совокупный доход (единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) в муниципальных бюджетах в 2004 — 2005 гг. Ежегодный информационно-аналитический доклад. Подготовлен О. М. Шестоперовым, А. Г. Литваком и А. М. Шестоперовым. — Москва, 2006. (www. nisse. га).

3. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России. Отчет по результатам общероссийского исследования. Подготовлен Общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса (ОПОРА России) и Всероссийским центром изучения общественного мнения. — Москва, 2006. (www. nisse. га).

4. Основные приоритеты в области совершенствования налогового законодательства (с точки зрения субъектов Российской Федерации). Материалы Комитета Совета Федерации по бюджету. — М., 2006.

5. Проект Основных направлений налоговой политики на 2008 — 2010 годы.

6. Юнусов Н. Н. Корректирующие коэффициенты как инструмент легализации зарплаты //Налоговая политика и практика. 2007. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.