Частно-правовые (цивилистические) науки
DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_121
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ «ПРАВОСУДИЕ» THE MAIN PROBLEMS OF THE STATE AUTOMATED SYSTEM «PRAVOSUDIYE» ИВЛИЕВ Павел Валентинович,
кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса
Академии ФСИН России.
390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.
E-mail: ivliev_pv@mail.ru;
ПОТЕХИНА Ксения Александровна,
студент 3 курса Института подготовки государственных и муниципальных служащих
Академии ФСИН России.
390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.
E-mail: kseniapotekhina03@yandex.ru;
IVLIEV Pavel Valentinovich,
PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;
POTEKHINA Kseniya Aleksandrovna,
3rd year student of the Institute of Training of State and Municipal Employees Academies of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail:kseniapotekhina03@yandex.ru
Краткая аннотация: данная статья посвящена исследованию проблем, связанных с использованием Государственной Автоматизированной Системы «Правосудие» при осуществлении судебного производства в Российской Федерации. Программа позволила улучшить качество судебных решений и снизить коррупцию в судебной системе, но при этом при её дальнейшем использовании обнаружились недостатки, серьёзно повлиявшие на её эксплуатацию.
Abstract. This article is devoted to the study of problems related to the use of the State Automated System «Pravosudiye» in the implementation of judicial proceedings in the Russian Federation. The program made it possible to improve the quality of court decisions and reduce corruption in the judicial system, but at the same time, with its further use, shortcomings were discovered that seriously affected its operation.
Ключевыеслова: электронное правосудие, сервисы электронного правосудия, ГАС «Правосудие», суды общей юрисдикции, поддержка пользователей.
Keywords: electronic justice, electronic justice services, Sta te Automa ted System «Pravosudiye», courts of general jurisdiction, user support.
Для цитирования: Ивлиев П.В., Потехина К.А. Основные проблемы Государственной Автоматизированной Системы «Правосудие» // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 121-122. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_121.
For citation: Ivliev P. V., Potekhina K.A. The main problems of the State Automated System "Pravosudiye"// Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 121-122. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_121.
Статья поступила в редакцию: 09.05.2023
Введение. Сегодня благодаря продвижению цифровизации платформ государственных ресурсов каждый имеет возможность при помощи своих технических средств ознакомиться с информацией на сайтах различных ведомств и воспользоваться предоставляемыми ими услугами через специальные платформы. Исключением не являются и судебные органы, так суды общей юрисдикции уже долгое время располагают таким веб-ресурсом как Государственная Автоматизированная Система (далее - ГАС)«Правосудие».Его создание позволило улучшить качество судебных решений и снизить коррупцию в судебной системе, но при этом при его дальнейшем использовании обнаружились недостатки.
Цель исследования. Рассмотреть основные проблемы системы ГАС «Правосудие» и выявить пути их решения.
Методы. Проанализированы работа ГАС «Правосудие», а также совокупности различных информационных ресурсов судебных органов России и мнения практикующих специалистов и сотрудников.
На данный момент времени электронное правосудие, которое «включает в себя информационные сайты судов, платформы, информацию о статусе судебного дела в онлайн-режиме, системы видеоконференций и др.»[1] уже не новое явление, но все ещё не до конца завершённое с точки зрения его суммарной сформированности. Впервые у граждан появилась возможность подать документы в суды общей юрисдикции, а затем также и получить от них в электронном виде юридически значимые документыс помощью ГАС «Правосудие» 1 января 2017 года с вступлением в законную силу Федерального Закона от 23.06.2016 г. №220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти». За те годы, что система существует было внесено множество дополнений и разработок, из которых затем она постоянно совершенствовалась. При этом сегодня всё ещё существует ряд нерешённых проблем, требующих акцентирования.
Проблема первая - это недостаточное внимание защищённости сайтов в первую очередь именно региональных судов общей юрисдикции. Так, большинство сайтов, принадлежащих районным судам субъектов России используют незащищённый http-протокол, который означает, что данные на сайте передаются без шифрования и не имеют защиты от действий третьих лиц (http-является устаревшим протоколом передачи данных, не так давно им пользовалось большинство веб-ресурсов). Почему сегодня не используется https (протокол передача данных по которому происходит в зашифрованном виде) непонятно. В свою очередь шифрование необходимо для того, чтобы третьи лица не могли получить доступ к передаваемым в сети конфиденциальным данным. Тем более, что в последнее время мы всё больше сталкиваемся с тем, что сайты государственных органов власти подвергаются «кибератакам». Несмотря на то, что в основном сайты судов служат только для ознакомления с информацией, у многих людей это затем формирует недоверие к пользованию государственными ресурсами. А как мы знаем из известного
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 6(222)
афоризма «театр начинается с вешалки», а большая часть граждан переходит на ГАС «Правосудие» как раз предварительно открыв вебстраницу определённого суда с прикреплённой там ссылкой на платформу.
Проблема вторая - связана она непосредственно с тем, что внос сведений в электронном виде не отменяет их регистрации и хранения в традиционном формате, т. е. на бумажном носителе. С одной стороны, лицам, участвующим в судопроизводстве стало легче и удобнее отправить и получить необходимые сведения и документы. С другой стороны, повысилась нагрузка у аппарата суда. За один день через секретаря проходит сотня корреспонденции (жалобы, заявления, обращения, ответы на запросы и прочее), не вся из которой составлена юридически грамотно. В связи с чем необходимым становится связаться с обратившимися гражданам, для того, чтобы зачастую просто разобраться в том, с чем они обратились и что имели ввиду.
Проблема третья - недостаток качественных кадров для обеспечения цифрового благополучия судебных ресурсов в регионах и их большая текучесть, особенно в тех, что значительно удалены от крупных городов. В основном тут причина в большом объёме и сложности работы, маленьком уровне заработной платы по сравнению с коммерческими организациями. Так, работая в ФГБУ ИАЦ ГАС «Правосудие» (ФГБУ ИАЦ Судебного департамента), созданном по распоряжению Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 681-р во исполнение поручения Президента РФ от 15 декабря 2010 г. № Пр-3645 и решения Президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ от 14 апреля 2011 и который заведует сегодня поддержкой пользователей, работающих в Государственной Автоматизированной Системе «Правосудие» в своей профессиональной деятельности специалист сталкивается с постоянными командировками для решения неполадок, в случае, когда их невозможно решить дистанционным способом, заполняет множество бумаг и ещё и занимается удалённой поддержкой пользователей. Как отмечают люди, работавшие там, очень часто трудности, с которыми сталкивались обращавшиеся можно было решить при наличии в аппарате суда системного администратора, чьи обязанности зачастую перекладывались на администраторов либо на других сотрудников, не имеющих никакого технического образования.
Проблема четвертая - состоит в том, что при создании ГАС «Правосудие», участвовали разные разработчики, которых нанимали в том числе по договорам подряда (IT-разработки как раз подпадают под действие §1 гл. 37 ГК) [2]. Все они использовали разные языки программирования, что привело к тому что даже опытному специалисту сложно устранить возникшие ошибки из-за изначальной несовместимости компонентов программы.
В связи со всем этим в 2021 году было анонсировано создание суперсервиса «Правосудие онлайн», который должен был базироваться на использовании портала Госуслуг. Во-первых, была поставлена цель сделать его более оптимизированным подпользователей по сравнению с ГАС «Правосудие».Многие ранее критиковали последний за его неудобный интерфейс и нестабильную работу, из чего открывалась пятая проблема. Во-вторых, сделать сервис более приспособленным для российского софта, так как опять же ГАС «Правосудие» не был изначально приспособлен под отечественные информационно-технические разработки - это шестая проблема. В настоящее время она (проблема) является наиболее актуальной, в связи с ограничением в доступе российских пользователей к зарубежному программному обеспечению (далее - ПО).Самой распространённой в России была и пока остаётся продукция MicrosoftOffice, хотя ещё в 2020 году в средствах массовой информации писали о переводе федеральных судов общей юрисдикции на офисное ПО «Мой офис», но идея по сути осталась так до конца и не реализована, во всяком случае пока [3].При этом следует отметить, что конечный ввод в эксплуатацию нового ресурса был назначен на 2024 год, но частично он уже начал использоваться гораздо раньше. В 2020 году сервер использовали для отправки смс-уведомлений [4],а уже с 3 апреля 2023 новостные источники сообщили, что жители Республики Татарстан получили возможность записаться на судебные участки мировых судей через данный сервис[5]. Уже в 2024 ожидается полное завершение над работой «Правосудия онлайн» и возможность его использования всеми субъектами РФ в полном масштабе.
Заключение. Подводя итог всему вышесказанному можно сказать о большом количестве погрешностей выявленных после внедрения ГАС «Правосудия» и об обоснованности создания нового сервера, при создании которого уже должны быть учтены недостатки предыдущего. Как раз суперсервис «Правосудие онлайн» призван решить часть проблем, связанных с технической стороной вопроса, остальные должны уже решаться иными способами воздействия. Так, проблему отсутствия кадров возможно решить в первую очередь подготовкой специалистов с их последующим направлением на места дальнейшей профессиональной деятельности. Возросший же объём корреспонденции и нагрузки, следовательно, рационально бы было бы решить разделением электронных и личных обращений граждан между несколькими сотрудниками, каждый из которых бы рассматривал и работал только со своим видом почтовых направлений.
Библиогра фия:
1. Приженникова А.Н., Коляда Г.Ю. Цифровизация правосудия: теоретические и практические аспекты // Образование и право. 2020. №2. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-pravosudiya-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 29.04.2023).
2. Вольфсон В.Л. О договоре подряда на так называемые IT-разработки. - [Электронный ресурс]. - URL: https://zakon.ru/Ыog/2021/1/11/o_dogovore_podryada_na_tak_naz_it-razrabotki(дата обращения: 29.04.2023).
3. Суды России переходят с MicrosoftOffice на российское офисное ПО- [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cnews.ru/news/top/2020-10-12_sudy_rossii_perevodyat_s_microsoft (дата обращения: 29.04.2023).
4. Потапов Д.В., Потапова Л.В. Внедрение информационных технологий в современное судопроизводство // TheScientificHeritage. 2021. №64-4. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-informatsionnyh-tehnologiy-v-sovremennoe-sudoproizvodstvo (дата обращения: 30.04.2023).
5. С 3 апреля татарстанцы могут записаться на судебные участки мировых судей через Госуслуги - [Электронный ресурс]. - URL: https://pravosudieonline.ru/s-3-aprelya-tatarstanczy-mogut-zapisatsya-na-sudebnye-uchastki-mirovyh-sudej-cherez-gosuslugi/ (дата обращения: 29.04.2023).
References:
1. Prizhennikova A.N., Kolyada G.Y. Digitalization of justice: theoretical and practical aspects // Education and Law. 2020. No. 2. - [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-pravosudiya-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty (accessed 29.04.2023).
2. Wolfson V.L. About the contract for the so-called IT-developments. - [Electronic resource]. - URL: https://zakon.ru/blog/2021/1/11/o_dogovore_podryada_na_tak_naz_it-razrabotki (accessed 04/29/2023).
3. Russian courts are switching from Microsoft Office to Russian office software - [Electronic resource]. - URL: https://www.cnews.ru/news/top/2020-10-12_sudy_rossii_perevodyat_s_microsoft (accessed 29.04.2023).
4. Potapov D.V., Potapova L.V. Introduction of information technologies in modern legal proceedings // The Scientific Heritage. 2021. No. 64-4. - [Electronic resource]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/nA/nedrenie-informatsionnyh-tehnologiy-v-sovremennoe-sudoproizvodstvo (accessed 30.04.2023).
5. From April 3, Tatarstan citizens can enroll in judicial precincts of magistrates through Public Services - [Electronic resource]. - URL: https://pravosudieonline.ru/s-3-aprelya-tatarstanczy-mogut-zapisatsya-na-sudebnye-uchastki-mirovyh-sudej-cherez-gosuslugi / (accessed 29.04.2023).