DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_49 УДК 342.3
К ВОПРОСУ ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЕ ОТПРАВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ON THE ISSUE OF THE ELECTRONIC SYSTEM OF ADMINISTRATION OF JUSTICE
IN THE RUSSIAN FEDERATION
УСМАНОВА Резида Минияровна,
доктор юридических наук, доцент, декан юридического факультета Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий». 453103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49. E-mail: rezidausmanova@yandex.ru;
БОЙКО Наталья Николаевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий». 453103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49. E-mail: amulet-str@yandex.ru;
ТИМОФЕЕВА Раиса Ивановна,
кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского
права и процесса Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий». 453103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49. E-mail: raivt@yandex.ru;
USMANOVA Rezida Miniyarovna,
Doctor of sciences in law, associate professor, dean of the faculty of law of the Sterlitamak branch of the FGBOU VPO "Ufa University of Science and Technology". 453103, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, Lenin Ave. 49. E-mail: rezidausmanova@yandex.ru;
BOYKO Natalia Nikolaevna,
Candidate of sciences in jurisprudence, associate Professor, associate professor of the department of constitutional and municipal law of the Sterlitamak branch of the FGBOU VPO "Ufa University of Science and Technology". 453103, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 49, Lenin Ave. E-mail: amulet-str@yandex.ru;
TIMOFEEVA Raisa Ivanovna,
Candidate of sciences in jurisprudence, head of the Department of Civil Law and Procedure of the Sterlitamak branch of the FGBOU VPO "Ufa University of Science and Technology". 453103, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 49, Lenin Ave. E-mail: raivt@yandex.ru
Краткая аннотация. В статье затронуты вопросы реализации электронной системы отправления правосудия в Российской Федерации. Авторы отмечают, что внедрение цифровых технологий, существенно изменило саму судебную систему России, а именно изменило судебное делопроизводство как таковое. Именно тенденции современных реформ, позволили повысить эффективность судопроизводства, упростить его и преобразовать в более доступный формат. Система электронного судопроизводства дает возможность создать баланс между потребностью граждан и объемом качественно предоставляемых услуг со стороны государственных органов.
Abstract. The article deals with the implementation of the electronic system of administration of justice in the Russian Federation. The authors point out that the introduction of digital technology has significantly changed the judicial system of Russia, namely, it has changed the court proceedings as such. The trends of the modern reforms made it possible to enhance the efficiency of court proceedings, to simplify them and transform them into a more accessible format. The system of electronic court procedure makes it possible to create a balance between the needs of citizens and the volume of quality services provided by state bodies.
Ключевые слова. Суд, правосудие, электронное правосудие, органы власти, информатизация судебной деятельности, электронный документооборот, информационные технологии.
Keywords. Court, justice, e-justice, authorities, informatization of judicial activity, electronic document management, information technology.
Для цитирования: Усманова Р.М., Бойко Н.Н., Тимофеева Р.И. К вопросу об электронной системе отправления правосудия в Российской Федерации //Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 49-52. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_49.
For citation: Usmanova R.M., Boyko N.N., Timofeeva R.I. On the issue of the electronic system of administration of justice in the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 49-52. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_49.
Статья поступила в редакцию: 25.11.2022
Само по себе осознание необходимости информатизации судебной системы и внедрение информационных технологий пришло к концу XX века. Отправной точкой в начале большого пути по информатизации деятельности органов государственной власти, в том числе и органов судебной системы стало принятие программы «Электронная Россия», в 2002 году. Программа регламентировала переход государственных и муниципальных органов власти на предоставление услуг для граждан в электронном формате. Программа показала, что электронное правительство и система электронного правосудия должны находиться в тесном взаимодействии и сотрудничестве [8, с. 140].
Электронная система отправления правосудия включает в себя непосредственно деятельность судебного органа, а также деятельность иных участников судебного разбирательства, которые наделены рядом процессуальных прав и обязанностей. При этом первостепенной задачей электронного правосудия стоит ускорение темпов рассмотрения дел в суде, без потери качественного результата, а также простота и
доступность при обмене информацией между судом и участниками судебного процесса [10, с. 271].
В.А. Пономаренко дает определение электронному правосудию, под которым следует понимать такой судебно-юрисдикционный порядок рассмотрения гражданских дел, который всецело (включая совершение всех необходимых процессуальных действий) опосредуется электронной формой выражения (закрепления) процессуальной информации и взаимодействия участников гражданского судопроизводства.
И.И. Черных полагает, что самым предпочтительным является тот подход, который подразумевает систему решения споров посредством электронной системы, которая содержит в себе ряд элементов: руководство судебной практикой и судебными процессами, доступ к судебным данным, оборот судебной документации, поиск правовых документов, судебные извещения, а также внутренние судебный процедуры.
Как и множество других понятий, «электронное правосудие» имеет узкое и широкое значение. Широкое значение может говорить нам о том, что подразумевается автоматизированная информационная система - сервис, который предоставляет средства для публикации судебных актов, ведения «электронного дела» и доступа сторон к материалам рассмотрения «электронного дела». В совокупности это способствуют улучшению качества взаимодействия судебного органа с участниками судебного процесса, а также заинтересованными лицами [1, с. 57-58].
Если же рассматривать, электронное правосудие в узком смысле, то можно заметить тот факт, что действия судебного органа и других участников закреплены и регламентированы на законодательном уровне (примером такого нововведения выступает видеоконференц-связь).
Таким образом, можно отметить, что электронное правосудие является таким способом осуществления судопроизводства, когда судопроизводство осуществляется в соответствии с конкретными процессуальными нормативными актами. Функционирование системы происходит за счет специальных информационно-коммуникационных технологий, применяющихся при создании, использовании и хранении всех процессуальных баз документов и не только, использованных в процессе в электронном виде, и обмене информацией между всеми субъектами гражданского, уголовного, административного и др. процессов [2, с. 61].
Электронное правосудие отражает современные тренды в развитии права нашей страны, является элементом, который связывает гражданское правосудие и цифровые технологии воедино, представляет особую форму, способствующую осуществлению государственных функций, которые отражают современную структуру его развития.
Сущностные характеристики информатизации:
1) информационные технологии выступают основным инструментом при осуществлении процессуальных действий, как со стороны судебного органа, так и участвующих при рассмотрении дела сторон. При этом использование информационных технологий в деятельности суда, наравне с гражданским процессом регламентируется и в цифровом пространстве;
2) внедрение электронного документооборота. Данная система позволяет участником судебных процессов направлять в суд документы, а суд, в свою очередь, может направить свою документацию при необходимости. Основным здесь является электронная форма документа, являющаяся полноценным эквивалентом документа на бумаге. В настоящее время в электронном праве физическая форма документов уже переходит в цифровой формат;
3) введение такой электронной системы управления судебными делами, которая бы предоставила возможность полностью контролировать ее, а также позволила бы обеспечить полный и открытый доступ к данным, за исключением тех, которые не являются конфиденциальными;
4) открытая система опубликования процессуальных документов суда;
5) ведение аудиопротоколов независимо от категории рассматриваемого дела;
6) повсеместное использование видеконференц-связи, которое позволит минимизировать вызов сторон, личное присутствие которых не всегда является обязательным при рассмотрении того или иного спора [3];
7) необходимость предоставить оборудование, которое в полной мере даст возможность исследовать доказательства, представленные в электронном виде прямо во время судебного заседания в зале суда [5, с. 52].
Информатизация судебной деятельности позволила обеспечить информационный доступ для всех граждан нашей страны, будь то простые обыватели, или специалисты из сферы юриспруденции. Благодаря информатизации мы имеем доступ к электронным порталам любой судебной инстанции. Широко применяется обмен информации в цифровом пространстве в рамках межведомственного взаимодействия, нельзя сказать что это происходит во всех сферах, но данный момент можно с уверенностью говорить, что этот процесс запущен.
Важно понимать, что система электронного правосудия не передает каких-либо возможных полномочий для пользователей сети Интернет. Электронное правосудие лишь предоставило новые возможности для реализации своих прав для физических и юридических лиц, открыло такие понятия как «электронные заявления», позволило отслеживать за ходом рассматриваемого дела, и позволило в реальном времени проводить оплату по судебным издержкам. Таким образом, в совокупности данные изменения позволили повысить доверие граждан к судебной системе и открыли новые возможности для всех сторон, принимающих участие в рассматриваемом деле, благодаря современным цифровым технологиям.
Несмотря на это, информатизация судебной системы не означает, что отныне дистанционный вид рассмотрения судебных дел вытеснит судебный процесс с живым участием сторон в процессе. Нельзя не согласиться с мнением А.Г. Кузьминым, что «следует не исключать активность по внедрению новых цифровых технологий, но и не следует отказываться полностью от традиционных подходов, так как еще сохраняется разная степень цифровизации в учреждениях» [4, с. 123].
На сегодняшний день, информатизация судопроизводства - это лишь переход от физического - бумажного оборота процессуальных и не процессуальных документов к их цифровому - электронному исполнению, которое в свою очередь способствует межведомственному взаимо-
действию во всех сферах сотрудничества.
Электронное правосудие подразумевает: 1) доступность судебной информации; 2) участие в режиме онлайн - реального времени; 3) цифровой доступ к банку судебных решений; 4) легитимность судебных актов на международном уровне; 5) электронный поток информации; 6) движение судебного документооборота в дистанционном формате; 7) консультации в онлайн режиме; 8) цифровая образованность лиц обратившихся за решением своей проблемы.
Электронное правосудие позволило сформировать и хранить электронные банки судебных решений, а также позволило расположить их в сети Интернет для общего доступа из любой точки мира и нашей страны [7, с. 5].
Можно сделать вывод, что информатизация судебной деятельности упростила судопроизводство на всех стадиях рассмотрения дел, от подачи искового заявления в суд в электронном виде, до направления электронного заявления о выдаче судебного решения из архива суда. Развитие современных информационных технологий, в том числе и в функционировании судебной системы Российской Федерации, является важным аспектом в создании успешного механизма отправления правосудия в нашей стране.
Среди основных актов регламентирующих данный процесс, можно выделить федеральные программные документы, которые возможно разделить на следующие группы:
- Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
- «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»;
- Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество»;
- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее ДСЭР РФ) на период до 2020 года». Данная программа была актуальной на одном из последних этапов развития электронного судопроизводства;
- «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025
года»;
- «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации».
В рамках кампании по компьютеризации деятельности федеральных судов и Министерства юстиции была разработана уникальная система - ГАС «Правосудие», которая позволила перевести весь цикл делопроизводства суда в цифровой формат, начиная с приема заявления в суде, до вынесения решения по делу и приобщения его к делу и сдачей его в архив. Система ГАС «Правосудие» позволила ускорить срок рассмотрения процессуальных и не процессуальных документов, а также в некоторых случаях и вовсе позволила «скрыть» сроки подачи документов, который теперь не зависит от режима работы судебной инстанции.
Программа ГАС «Правосудие» была разработана в начале 2000-ых годов; была обозначена разработчиками как территориально-распределенная автоматизированная информационная система, которая предназначена для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и судебной власти, обеспечивает технологическую и информационную поддержку судебных процессов на принципах соблюдения необходимого баланса между потребностями граждан, государства и общества в свободном обмене информационными данными и необходимого ограничения на распространение информационных данных [6].
Основными задачами при функционировании данной системы должны были стать:
- обоснованность и законность процессуальных документов суда, их надлежащее оформление;
- уменьшение срока рассмотрения дел в связи с использованием современных систем, в которые также входила видеоконференц-
связь;
- сокращение сроков подготовки к судебным разбирательствам, благодаря тому, что требовалось меньше времени на передачу информации в рамках межведомственного взаимодействия по запросам суда и получение по ним информации для рассмотрения дела по существу;
- оперативное получение и оформление истребованных материалов судом при подготовке к судебному разбирательству и его непосредственное слушание;
- обеспечение единого доступа к сведениям о структуре правонарушений, благодаря обобщению больших объемов данных о судебном делопроизводстве конкретных судов Российской Федерации;
- внедрение правоохранительной системы и органов государственного управления в информационное пространство страны и взаимодействие в его рамках с иными ведомствами.
ГАС «Правосудие» составила сложную многоуровневую систему, включающую в себя различные функциональные инструменты в виде технологических подсистем, которые составляют одно целое.
В качестве примером можно привести некоторые из них:
«Банк судебных решений» - подсистема, автоматизированного сбора процессуальных документов судов, которые посредством помощника судьи публиковались на официальном портале суда, после предварительной процедуры обезличивания персональных данных.
«Документооборот и обращения граждан» - подсистема, которая обеспечивает равный доступ всех граждан к делопроизводству и документообороту суда, с ведением хронологии процессуальных действий с конкретными документами и персональными обращениями граждан.
Интернет-портал ГАС «Правосудие» - предоставляет равный доступ гражданам, юридическим лицам, а также иным органам государственной власти к сведениям о судебной деятельности, в целях получения информации о движении по делу; о председательствующем судье; времени и месте назначенного судебного заседания и иных сведениях, необходимых для правильного и своевременного рассмотрения дела.
«Судебное делопроизводство и статистика» - это подсистема, которая ввела автоматизированный учет судебного делопроизводства, содержащий в себе электронный архив процессуальных документов - решений, определений и др., позволила оперативно определять нагрузку аппарата суда и обобщать категории рассматриваемых дел, позволила формировать статистические и аналитические отчеты за необходимый отчетный период времени, фактически подсистема стала живым архивом процессуальных действий от начала рассмотрения дела до его завершения.
Благодаря Федеральному закону от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» [9] был предоставлен открытый доступ к судебной власти, путем создания интернет-сайтов городских, районных судов и судебных участков мировых судей, осуществляется их постоянное информационное обновление, публикуются нововведения законодательства, производится новостной мониторинг.
Сайты судов содержат в себе сведения о составе аппарата судов, контактные данные судей, помощников и секретарей судебного заседания, секретарей суда, консультантов суда, в рамках осуществления ими служебных обязанностей. Новостные ленты представлены на главной странице сайтов и отражают наиболее важные события в деятельности судов. Программное обеспечение данных сайтов полностью соответствует современному уровню, представлены версии для слабовидящих граждан, кроме того версии сайтов адаптированы для мобильных и портативных устройств.
Выгрузка обезличенных судебных актов дает гражданам возможность ознакомиться с процессуальными документами, за исключением актов, содержащих государственную тайну или конфиденциальную информацию о личной жизни или коммерческой тайне. На обращения граждан в электронном виде оперативно направляются разъяснения суда по существу.
Именно создание собственных интернет сайтов помогло достичь более беспристрастного освещения деятельности судебных органов, а также позволило сформировать положительное отношение к судебной системе в обществе.
Как видим, в РФ построена развитая система электронного правосудия. В заключении подчеркнем, что главным преимуществом при использовании информационных технологий в судебной деятельности на сегодняшний день является снижение материальных издержек и сокращение временных отрезков в судопроизводстве, что позволяет избежать лишней волокиты, помогает повысить качество судебных актов и осуществить контроль за действиями лиц, которые имеют доступ к судебному делопроизводству.
Библиогра фия:
1. Аносов А.В. Информационно-правовые вопросы формирования электронного правосудия в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 179
с.
2. Антонов Я.В. Правовые характеристики электронного правосудия как проекта электронной демократии в контексте международной практики и влияние электронного правосудия на обеспечение независимости и беспристрастности органов судебной власти II Управленческое консультирование. 2015. № 6 (78). С. 61.
3. Коровкина У. Вся правда об электронных документах в судах. [Электронный ресурс] II Режим доступа или URL: http:IIwww.synerdocs.ruI9050716.aspx?from=RSSI (дата обращения: 10.12.2021).
4. Кузьмин А.Г. Цифровизация государственно-правового пространства осуществления судебной власти: кибернетика и правосудная деятельность II Аграрное и земельное право. 2022. № 4(208). С. 120-124. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_120.
5. Курячая М.М. Электронное правосудие как необходимый элемент электронной демократии в современной России II Конституционное и муниципальное право. 2013. № 7. С. 52-54.
6. Развитие и совершенствование технологий в деятельности российских судов. Интервью с генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александром Владимировичем Гусевым [Электронный ресурс] II Режим доступа: http:llwww.prison.org/content/razvitie-isovershenstvovanie-informacionnyh-tehnologiy-v-deyatelnosti-rossiyskih-sudov (дата обращения: 22.11.2021).
7. Романенкова С.В. Понятие электронного правосудия, его генезис и внедрение в правоприменительную практику зарубежных стран II Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 4. С. 26-31.
8. Тарасов Н.А. Проблемы реализации проекта «Электронное правительство» в России II Альманах современной науки и образования. 2012. № 3 (58). C.
140-142.
9. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» // СПС Консультант плюс.
10. Филиппов Е.А. Особенности использования интернет-технологий в государственном управлении Российской Федерации II Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 5. С. 270-273.
References:
1. Anosov A.V. Informatsionno-pravovye voprosy formirovaniia elektronnogo pravosudiia v Rossiiskoi Federatsii: dis. ... kand. iurid. nauk. M., 2016. 179 p.
2. Antonov IA.V. Pravovye kharakteristiki elektronnogo pravosudiia kak proekta elektronnoi demokratii v kontekste mezhdunarodnoi praktiki i vliianie elektronnogo pravosudiia na obespechenie nezavisimosti i bespristrastnosti organov sudebnoi vlasti // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2015. no 6 (78). S. 61.
3. Korovkina U. Vsia pravda ob elektronnykh dokumentakh v sudakh. [Elektronnyi resurs] // Rezhim dostupa ili URL: http://www.synerdocs.ru/9050716.aspx?from=RSS/ (data obrashcheniia: 10.12.2021).
4. Kuzmin A.G. Digitalization of the state-legal space for the exercise of judicial power: cybernetics and judicial activity // Agrarian and Land Law. 2022. No. 4(208). pp. 120-124. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_120.
5. Kuriachaia M.M. Elektronnoe pravosudie kak neobkhodimyi element elektronnoi demokratii v sovremennoi Rossii // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2013. no
7. S. 52-54.
6. Razvitie i sovershenstvovanie tekhnologii v deiatel'nosti rossiiskikh sudov. Interv'iu s general'nym direktorom Sudebnogo departamenta pri Verkhovnom Sude Rossiiskoi Federatsii Aleksandrom Vladimirovichem Gusevym [Elektronnyi resurs] // Rezhim dostupa: http://www.prison.org/content/razvitie-isovershenstvovanie-informacionnyh-tehnologiy-v-deyatelnosti-rossiyskih-sudov (data obrashcheniia: 22.11.2021).
7. Romanenkova S.V. Poniatie elektronnogo pravosudiia, ego genezis i vnedrenie v pravoprimenitel'nuiu praktiku zarubezhnykh stran // Arbitrazhnyi i grazhdanskii protsess. 2013. no 4. S. 26-31.
8. Tarasov N.A. Problemy realizatsii proekta «Elektronnoe pravitel'stvo» v Rossii II Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniia. 2012. no 3 (58). C. 140-142.
9. Federal'nyi zakon ot 22.12.2008 no 262-FZ «Ob obespechenii dostupa k informatsii o deiatel'nosti sudov v RF» II SPS Konsul'tant plius.
10. Filippov E.A. Osobennosti ispol'zovaniia internet-tekhnologii v gosudarstvennom upravlenii Rossiiskoi Federatsii // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. 2011. no 5. S. 270-273.