Научная статья на тему 'Основные проблемы франчайзинга в современной России'

Основные проблемы франчайзинга в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНЧАЙЗИ / КОНКУРЕНЦИЯ / МОНОПОЛИЯ / ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обухова А.А.

Рассмотрена сущность и особенности осуществления франчайзинга в современном бизнесе. Выявлены основные экономические и правовые проблемы функционирования и развития данного вида деятельности в РФ. Определен ряд мер по повышению эффективности и безопасности отношений между участниками договора франчайзинга и развитию их бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы франчайзинга в современной России»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФРАНЧАЙЗИНГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Обухова А.А.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Рассмотрена сущность и особенности осуществления франчайзинга в современном бизнесе. Выявлены основные экономические и правовые проблемы функционирования и развития данного вида деятельности в РФ. Определен ряд мер по повышению эффективности и безопасности отношений между участниками договора франчайзинга и развитию их бизнеса.

Ключевые слова франчайзинг, франчайзер, франчайзи, конкуренция, монополия, проблемы взаимодействия, независимость, стратегия развития.

Развитие российского предпринимательства в условиях транснационализации и глобализации мировой экономики породило интенсивное развитие интегрированных форм организации отечественного бизнеса. Этот процесс предполагает широкое использование различных видов объединений, видов и форм совместной деятельности. В настоящее время для отечественного бизнеса, большой интерес представляет инновационная форма интеграции, как франчайзинг, наиболее интенсивно развивающийся в современной России.

Исследователями рынка отмечено, что франчайзинг позволяет франчайзеру максимально охватить труднодоступные территории и сферы бизнеса через фирмы фрачайзи, знакомые с локальным рынком и его конъюнктурой, а также оптимизировать общие затраты на логистику, маркетинговые коммуникации, персонал, открытие новых офисов [7]. В работах многих отечественных авторов рассмотрены преимущества франчайзинга для франчайзера, франчайзи, потребителей [5, 11, 13], а также подробно рассмотрены система их экономических и правовых взаимоотношений [4, 9, 12]. Современные экономисты обращают внимание на то, что в современных рыночных условиях для отечественного бизнеса приобретение франшизы и присоединение к крупной торговой сети кажется вполне оправданным и разумным решением. С покупкой франшизы отпадает необходимость в поиске поставщиков, выборе оформления магазина, выборе формы ведения учета, и т.д. Франчайзер предоставляет франчайзи поддержку и обучение на всех этапах работы, а также пошаговое руководство управления бизнесом. Он получает более низкие цены на сырье и оборудование, по сравнению с на-

* Магистрант кафедры Мировой экономики и менеджмента.

чалом собственного бизнеса. Также одним из главных преимуществ франшизы является раскрученный бренд, а следовательно и спрос на продукцию / услуги. Все эти преимущества заставляют российских бизнесменов делать ставку именно на франшизу, а не на создание независимого собственного бизнеса.

Однако в последнее время достаточно остро актуализировалась проблема, связанная монополизацией российского рынка франчайзерами транснациональными корпорациями, постепенно вытесняющими с рынка еще не окрепшие отечественные предприятия и поглощающие самых бизнес успешных российских производителей [5]. Очевидно, что такая тенденция характерна не только для нашей страны. Не смотря на национальные и международные законодательные ограничения, современный международный рынок достаточно сильно монополизирован [13]. В различных его отраслях существуют наиболее влиятельные группы производителей, аккумулирующие значительную часть известных и раскрученных во всем мире брендов. Так, например в автопроме корпорации «Volkswagen» помимо завода «Porsche» принадлежат автомобильные бренды «Audi», «Seat», «Skoda», «Bentley», «Bugatti», «Lamborghini», «Scania», 20 % акций «Suzuki». Японской корпорации «Toyota Motor» принадлежат такие автомобильные бренды: «Lexus», «Scion», «Daihatsu», «Subarus грузовики «Hino», а автомобильный альянс «Renault-Nissan» владеет известными марками «Renault», «Dacia», «Nissan», «Infiniti», «Samsung» [1]. Одному из лидеров рынка потребительских товаров американской транснациональной корпорации Procter & Gamble принадлежит огромное количество торговых марок, в числе которых широко известные «Tide», «Ariel», «Braun», «Duracell», «Pampers», «Pringles», «Gillette», «Head & Shoulders» и т.д. более двадцати из которых имеют оборот более 1 млрд. долларов США. Затраты на рекламу в этой корпорации составляют более 8 млрд. долларов США в год. Поэтому, вполне очевидно, что например такому небольшому, но перспективному российскому концерну «Калина», владельцу известных российских товарных знаков «Черный жемчуг», «Чистая линия», «Дракоша», «Бархатный ручки», «Сто рецептов красоты» и т.д. не возможно было выдержать конкуренцию на одном рынке с таким и прочими гигантами. Результат - консолидация к 2012 году 100 % акций концерна «Калина» международному гиганту «Unilever» [14]. По тем же самым причинам знаменитые бренды российского пищепрома постепенно перешли в собственность крупным зарубежным компаниям («А. Кор-кунов» - Mars Incorporated, пиво «Ярпиво», «Балтика» - Carlsberg Group, печенье «Юбилейное» - Groupe Danone, конфеты «Россия - щедрая душа», «Савинов», «Бон-Пари» - Nestle S.A., сок «Добрый» - The Coca-Cola Company и т.д.) [3].

Похожим образом обстоят дела в торговой сфере, одной из ведущих отраслей современной российской экономики, первой отреагировавшей на

открытие рынка ростом оборота и числа, участвующих в ней предприятий. В российской торговле в отличие от производственной сферы стабильно на протяжении последних 20 лет сохраняется очень заметный рост. Однако в последние годы отечественная торговля становится все более концентрированной, маленькие магазинчики чаще всего образуют сети, они стекаются преимущественно в торговые центры, либо стараются располагаться в наиболее проходимых местах, вблизи станций метро и т.д. Такая тенденция связана с развитием сетевого ритейла. Сетевой ритейл - сеть одноформатных (реже разноформатных) магазинов объединенных одним владельцем, единой системой логистики, закупки, единой товарной политикой. В современных условиях одиночное торговое предприятие уже совершенно не конкурентоспособно, тоже касается и заведений общепита, а так же различных организаций, предоставляющих услуги. Возьмем одну из отраслей розничной торговли, например рынок товаров для дома, по мнению разных исследователей, достиг в настоящее время 8-10 млрд. долл. [8]. Точных оценить сложно, так как почти половина рынка находится в «тени» - пока еще достаточно большая часть таких товаров продается на строительных рынках, мелкооптовых базах, и подсчитать их совокупную выручку невозможно. Но сетевой ритейл в этой области растет на 20-30 % в год, постепенно вытесняя «теневиков» [2]. Сейчас в России работает уже более 150 розничных операторов в этом сегменте. Крупнейшие из них - «Максидом», «Старик Хотта-быч», «Стройдело» и др. Отечественных лидеров данного рынка в последнее время активно теснят крупные иностранные компании: с 2003 года в России работает OBI, с 2004-го - Leroy Merlin, а с 2006-го Castorama и Home Center. Учитывая то, что закупочная цена товара сильно зависит от объема, сетевым ритейлерам более выгодно закупать товар, нежели одиночке, следовательно, у сетей есть возможность получать дополнительную прибыль, а так же снижать цены, если это необходимо, например, при наличии конкурента - одиночки, вблизи торговой точки сети. К преимуществам сетевого ритейла относятся так-же узнаваемость бренда, и следовательно большее доверие покупателей. Так что постепенно зарубежные компании завоевывают и этот достаточно активно развивающийся в России рынок.

Помимо обозначенной глобальной экономической проблемы, отечественный бизнес в настоящее время достаточно сильно обременен различного вида правовыми нарушениями, связанными с несовершенством российского законодательства, регулирующего деятельность, связанную с франчайзингом. Так, одной из главных проблем современного российского рынка франшиз является появление на рынке псевдофраншиз. Мошенники и недобросовестные компании, к сожалению, добрались и до этой сферы бизнеса. При столкновении с наглым и явным мошенничеством обычному специалисту зачастую достаточно бдительности и проведения анализа покупаемой франшизы для того чтобы понять что это мошенничество, но когда речь идет о

псевдофраншизах дела обстоят несколько хуже. Суть в том, что некоторые недобросовестные франчайзеры, при выходе на рынок сбыта стремятся заработать еще и на продаже франшизы, и под видом франшизы предлагают недоработанный или иными словами «сырой» продукт [10]. Эти франшизы не соответствуют понятию «франшиза» в истинном смысле этого слова и не имеют никакого опыта в практической реализации. И благодаря несовершенному российскому законодательству (касательно франчайзинга) они находят множество законных способов ухода от ответственности.

Помимо этого в последнее время достаточно распространенным явлением современного отечественного франчайзинга является умышленное введение франчайзи в заблуждение, сокрытие недостатков и преувеличение достоинств. И это действительно большая проблема, для того что бы убедиться в этом достаточно ознакомиться с каталогами франшиз на специальных сайтах и сравнить в презентационных планах две цифры - сумму инвестиций и срок окупаемости. В большинстве случаев суммы эти неправдоподобно занижены. Совершенно очевидно, что на данный момент никто не контролирует достоверность этих сведений и, к сожалению, а нашей стране нет такого закона, который обязывал бы франчайзеров предоставлять правдивую информацию о франшизе.

Так же одним из популярных, и пожалуй, самых неэтичных способов использования франчайзи является так называемый способ «захвата». Его суть заключается в том, что для развития своего бизнеса на новых территориях франчайзер сначала использует франчайзи как партнера по договору франчайзинга. На основании договора франчайчи обязуется вкладывать средства в приобретение технологий, регламентов, раскрутку бренда, развитие производственных площадей, приобритение специального оборудования, развитие персонала, формирование и развитие торговой сети в заданных координатах, формирование клиентской базы и т.д. А затем в случае успеха франчайзи на рынке франчайзер осуществляет ряд стандартных мер сначала по снижению стоимости бизнеса франчайзи, а затем поглощает или реструктурирует его, вытесняя последнего со своей же территории [6].

Таким образом, можно сделать вывод, о том что глобальное развитие франчайзинга не всегда связано только с повышением эффективности бизнеса. Не смотря на ряд явных преимуществ данный вид интеграции связан с проблемами экономического и юридического характера. Особенно явно данные проблемы проявляются в бизнес сфере таких стран как Россия, где экономическая и юридическая системы находятся в стадии формирования и не всегда синхронного развития. Поэтому вполне цивилизованный франчайзинг в нашей стране часто является далеко не самым безопасным видом бизнеса. В собственном бизнесе предприниматель сам принимает решения и сам несет за них ответственность, при покупке франшизы ему приходится нести ответственность и за решения которые принимает франчайзер. Не

следует так же забывать, что рынок диктует правила игры и основной целью в такой игре для любой компании является максимизация прибыли, поэтому если на пути к достижению этой цели встанет даже собственный франчай-зи, крупной компании франчайзера не составит труда устранить его с рынка. Ну а франчайзи не следует забывать, что франчайзер тоже своего рода конкурент, поэтому быть готовым к любым поворотам событий. Поэтому, если выбором предпринимателя является франшиза то соблюдение некоторых мер поможет избежать возможных проблем в будущем или же сгладить их последствия. В первую очередь отечественным предпринимателям стоит серьезнее относиться к анализу предлагаемого бизнес плана и изучения договора на приобретение франшизы. К этому стоит подойти серьезно и взвешенно, возможно с привлечением сертифицированных специалистов (экономистов, юристов, аналитиков), в том числе по договору аутсорсинга [4]. Экономия на глубоком профессиональном анализе всех юридических и экономических аспектов франшизы может быть фатальна для предпринимателя, поэтому на нем не стоит экономить. При этом специалисты настоятельно рекомендуют [12] установление личных коммуникаций с обладателями франшизы, желательно с несколькими, это позволит развеять мифы о сроке окупаемости, объеме инвестиций, а также возможно уберечь франчайзи от нарушения договора или недобросовестного партнерства со стороны франчайзера. В любом случае, даже при двустороннем соблюдении всех договорных обязательств и реализации планов развития бизнеса и его окупаемости, гарантом эффективного и безопасного франчайзинга для всех участников сделки может явиться только стабильная национальная экономическая система, ориентированная на развитие отечественного предпринимательства при наличии адекватной юридической базы, регулирующей, как данный вид деятельности, так и деятельность монополий.

Список литературы:

1. Бубнов Ю.В., Кизим А.А., Старкова Н.О. анализ мирового рынка легковых автомобилей // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. -№ 88. - С. 680-691.

2. Гришин Н. Бытовая революция // Секрет фирмы. - 2008. - № 12. -С. 19-23.

3. Кизим А.А., Старкова Н.О., Дырий А.П. Брендинг как приоритетное направление развития маркетинговой деятельности российских предприятий пищевой промышленности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 6 (49). -С. 50-55.

4. Кизим А.А., Старкова Н.О., Михайлюк О.В. Аутсорсинг информационно-интеллектуальных процессов современного предприятия // Вестник

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). -2011. - № 35. - С. 147-154.

5. Кизим А.А., Козырь Н.С., Пятков В.С.: Интернационализация бизнеса: транснациональные корпорации, эволюция подходов // Наука и экономика. - 2011. - № 1-5. - С. 8-13.

6. Козырь Н.С. Реструктуризация бизнеса и оценка его стоимости // Наука и экономика. - 2010. - № 2. - С. 95-99.

7. Костарева А.М., Старкова Н.О. Особенности применения вирусного маркетинга в развитии рыночной деятельности современных предприятий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 04 (088). - С. 642-652.

8. Малькова И.В. Франчайзинг в системе отношений современной рыночной экономики // Государственное управление. Электронный вестник. -

2006. - № 9. - С. 4.

9. Малькова И.В. Франчайзинговые соглашения и их роль в обеспечении конкурентоспособности участников // Современная конкуренция. -

2007. - № 4. - С. 80-90.

10. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. -М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 375 с.

11. Старкова Н.О. Формирование внутрифирменной системы управления интеллектуальными активами: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 - Краснодар, 2001. - 202 с.

12. Старкова Н.О. Функционально-содержательная характеристика подсистемы управления интеллектуальными активами фирмы // Экономика: теория и практика. - 2003. - № 5. - С. 33-38.

13. Старкова Н.О. Перспектива интеграции России с ЕС // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2010. -№ 32. - С. 63-71.

14. Старкова Н.О., Кизим А.А. Управление маркетингом промышленных предприятий // Экономика устойчивого развития. - 2012. - № 9. -С. 183-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.