Научная статья на тему 'Основные приоритеты в промышленном производстве Ставропольского края в годы четвертой пятилетки 1946-1950 гг'

Основные приоритеты в промышленном производстве Ставропольского края в годы четвертой пятилетки 1946-1950 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
492
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЕЛАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕКОНВЕРСИЯ / ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ / ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ / ПЯТИЛЕТКА / КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА / ТРУДОВОЙ ГЕРОИЗМ / HEAVY INDUSTRY / LIGHT INDUSTRY / RECONVERSION / ELECTRIFICATION / POST-WAR YEARS / FIVE-YEAR PLAN / PERSONNEL PROBLEM / LABOR HEROISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Подрезова Татьяна Александровна

В статье анализируются основные задачи, стоящие перед промышленностью Ставропольского края к началу послевоенного периода, трудности, связанные с их выполнением и итоги, достигнутые к концу четвертой пятилетки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Подрезова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main priorities in the industrial production of the Stavropol territory in the years of the fourth five - year plan 1946-1950

Тhe main tasks facing the industry of the Stavropol territory by the beginning of the post-war period, the difficulties associated with their implementation and the results achieved by the end of the fourth five-year plan.

Текст научной работы на тему «Основные приоритеты в промышленном производстве Ставропольского края в годы четвертой пятилетки 1946-1950 гг»

Т.А. ПОДРЕЗОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры историко-филологических дисциплин ГОУ ВО СГПИ филиал в г. Железноводске*

Основные приоритеты в промышленном производстве Ставропольского края в годы четвертой пятилетки 1946-1950 гг.

После завершения Великой Отечественной войны 18 марта 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. В соответствии с принятым документом, в первую очередь, необходимо было восстановить и обеспечить прирост показателей тяжёлой промышленности, железнодорожного транспорта как основы подъёма всего народного хозяйства и экономической независимости страны; дальнейшего технического прогресса как условия быстрого наращивания производственных показателей и повышения производительности труда; укрепления обороноспособности страны в условиях нарастающей «холодной войны».

Для развития промышленности Ставропольского края в послевоенный период необходимо было решить три взаимосвязанные задачи: перестроить ее на мирный лад, продолжить дальнейшее возрождение разрушенного в годы войны и начать строительство, диктуемое новыми перспективами.

Итак, задачи были поставлены, но при их выполнении возникло много трудностей. Снова, как в восстановительный период последних военных лет, сказывалось нарушение хозяйственных связей, перебои со снабжением электроэнергией, сырьём, кадровая проблема.

В крае в начале послевоенного периода, также как и до войны, находилась в основном промышленность среднего машиностроения, производящая продукцию для сельского хозяйства и строительной индустрии. В четвёртой пятилетке намечалось расширить и реконструировать заводы «Крас-

* Подрезова Татьяна Александровна, e-mail: sgpizh@yandex.ru

ный металлист» в Ставрополе, мотороремонтный в Пятигорске, арматурный имени Ленина в Георгиевске; построить новый авторемонтый завод в Невинномысске, кирпично-черепичный - в Георгиевске.

Планировалось полное восстановление действующих шахт треста «Ставропольуголь» и доведение их мощности до 285 тыс. тонн, т.е. превышение уровня 1940 г. на 25 тыс. тонн. В течение четвёртой пятилетки в угольную промышленность края предполагалось вложить около 4-х млн. рублей1.

Так же намечалось значительное увеличение производства строительных материалов более чем в два раза, по сравнению с 1940 г., расширение пищевой и лёгкой промышленности края, в частности реконструкция Невинномысской шерстомойной фабрики, Пятигорского хладокомбината, Ми-нераловодского стекольного завода и др.2. Необходимо было провести механизацию предприятий всех уровней подчинения: союзного, краевого, местного. Без этого невозможно было говорить о дальнейшем увеличении валовых показателей. Не менее важными были вопросы транспортного обслуживания предприятий, качества готовой продукции и обеспечения их квалифицированными кадрами.

Одной из серьёзных задач четвёртой пятилетки на Ставрополье было завершение строительства Невинномысского канала и начало сооружения Кубань - Егорлыкской водной системы3. На Невинномысском канале планировалось сооружение Свистухинской ГЭС, а также нескольких сельских электростанций.

Составной частью перестройки послевоенной промышленности являлась реконверсия, т.е. перевод большинства предприятий на выпуск гражданской продукции, что было обеспечено решением Государственного Комитета Обороны от 26 мая 1945 г.4.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны к реконверсии приступили предприятия Ставропольского края. Пятигорский мотороремонтный завод после восстановления стал выпускать станки, чтобы пополнить оборудование МТС.

1 Ставропольская правда. 14 июля 1946 г., № 140.

2 Край наш Ставрополье. Очерки истории. Ставрополь, 1999, с. 361.

3 Очерки истории Ставропольской организации КПСС. Ставрополь, 1970, с. 436.

4 Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам (1917-1957 гг.). Т. 2. 1929-1945 гг.: Сб. документов. М., 1957, с. 861.

Пятигорский ремонтно-механический завод производил детали к тракторам и комбайнам. Завод «Красный металлист» стал выпускать деревообрабатывающие станки, а также товары широкого потребления: гвозди, мясорубки, инструменты для огорода и др.

Необходимо отметить, что процесс реконверсии сопровождался большими трудностями. Он проводился в сжатые сроки, во многих случаях был связан с существенными изменениями в технологическом процессе, требовал переоснащения станков и оборудования, обучения и переподготовки производственно-технического персонала.

Ускоренное развитие в послевоенный период должно было получить производство товаров широкого потребления, резко сократившееся в годы войны. Перед промышленностью стояла важная задача - накормить, одеть и обуть граждан полуразоренной, но спасшей мир от фашизма страны.

По Ставропольскому краю показатели по производству товаров широкого потребления были низкими. Перед местным руководством стояли сложные задачи по выводу этих отраслей из глубокого кризиса, т.к. по всем видам продукции ещё не был достигнут довоенный уровень. Учитывая государственную политику того периода по наращиванию темпов производства отраслей группы «Б», предполагалось, что наиболее быстрыми темпами будет развиваться пищевая промышленность, занимающая большой удельный вес в крае. Особое внимание было уделено расширению ассортимента и повышению качества продуктов. В начале четвёртой пятилетки выделялись следующие ассигнования: на развитие маслобойной промышленности - 21 млн. рублей, в мукомольную промышленность - 20 млн. рублей, почти в 3 раза больше той суммы капиталовложений, которая отпускалась за две предшествовавшие пятилетки. В Ставрополе намечалось строительство крупнейшего мясокомбината стоимостью в 24 млн. руб., в Невинномысске предполагалось построить и ввести в эксплуатацию маслозавод по переработке подсолнечника мощностью 7500 тонн масла в год. Показатели общего объёма выпускаемой Крайпищепромом продукции должны были составить к 1950 г. 59,8 млн. рублей, почти на 10 млн. больше, чем до войны1.

1 Ставропольская правда. - 1946. - 14 июля. № 140.

В годы первой послевоенной пятилетки в центр внимания местных партийных организаций ставились задачи возрождения и строительства важнейших объектов, в частности, в первую очередь Кубань - Егорлыкская оросительная система - Невинномысский канал и его основные сооружения. Благодаря усилиям многотысячного коллектива строителей, горожан других специальностей, помогавшим им на массовых воскресниках и даже колхозникам, 1 июня 1948 г. состоялось его торжественное открытие. Это было поистине историческое событие. Кубанская вода обводнила ранее страдавшие от безводья сёла, станицы, и хутора с населением свыше 100 тыс. человек.

В августе 1948 г. запустили в эксплуатацию первую очередь Свистухинской ГЭС общей мощностью в 15 тыс. квт.

В связи с успешным окончанием строительства и пуском первой очереди Кубань - Егорлыкской оросительной системы (Невинномысского канала) 247 лучших рабочих строителей и инженерно-технических работников стройки были награждены орденами и медалями СССР1.

В 1949 г. впервые был перевыполнен план производства строительных материалов, причём их было произведено больше, чем в 1948 г.: кирпича на 30%, черепицы на 32%, извести на 28%. Годовой план выпуска валовой продукции промышленные предприятия выполнили на 105%, хотя, это составило лишь 91,3% к 1940 г2.

С неплохими результатами подходила к концу пятилетки основная отрасль промышленности Ставрополья - среднее машиностроение. Ставропольский завод «Красный металлист», преодолев трудности реконверсии, выпускал 11 типов станков. Среди них были универсальные для лесной промышленности, производящие 150 различных операций, которые до войны завод не изготавливал3. Большое место занимали запасные части к сельскохозяйственным машинам, тракторам, комбайнам. Изготавливались и товары широкого потребления - кухонные плиты, сковородки, лопаты. По сравнению с довоенным временем в 3 раза возросла электровооруженность, в 2 раза - пароснабжение завода.

1 Очерки истории Ставропольской организации КПСС. Ставрополь, 1970, с. 440.

2 Елистратов В. Итоги вдохновенного труда // Блокнот агитатора, 1951, № 7, с. 31.

3 Возрождение. Ставрополь, 1948, с. 76.

Проводилась большая работа по экономии материалов,

топлива и электроэнергии. Задание по снижению себе-

1

стоимости продукции перевыполнялось почти вдвое .

На черкесском заводе «Молот» расширилось производство тракторных запчастей, реставрация тракторных моторов.

Пятигорский мотороремонтный завод, имевший до войны многолетний опыт станкостроения, в 1946 г. возобновил их выпуск, а в конце четвёртой пятилетки почти в каждой МТС края можно было встретить станки марки «ТБ-2», выпускаемые им.

По мере восстановления и развития промышленности, в крае систематически увеличивалось и количество промыш-ленно-производственных рабочих. В 1950 г. их среднегодовая численность возросла по сравнению с 1945 г. на 73,4%, но это составляло только 92% к уровню 1940 г.2 К сожалению, к концу первой послевоенной пятилетки в решении кадрового вопроса оставалось много нерешённых проблем.

Задерживалась выплата заработной платы на 2-3 месяца и на ряде предприятий Ставропольского края. Например, по этой причине на шахтах треста «Ставропольуголь» 20% всех рабочих в 1946 г. не выполняли своих сменных заданий3.

После войны оплата труда рабочих заводов снизилась в связи с сокращением трудовой недели и прекращением сверхурочных работ.

Итак, на завершающем этапе первой послевоенной пятилетки в экономическом развитии Ставропольского края была выполнена главная задача: промышленность, пострадавшая от войны и немецко-фашистской оккупации, была восстановлена и к 1950 г. производство по основным её видам опережало довоенные показатели. Но этот уровень ещё не обеспечивал удовлетворение неотложных нужд населения во многих товарах, он был недостаточным, чтобы увеличивать вклад края в приращение экономического потенциала страны.

1 Промышленность Ставропольского края в архивных документах. Ставрополь, 2007, с. 29.

2 Народное хозяйство Ставропольского края. Стат. сборник. Краснодар, 1959, с. 14.

3 Ставропольская правда. 13 марта 1946 г., № 53.

Подрезова Т.А. Основные приоритеты в промышленном производстве Ставропольского края в годы четвертой пятилетки 1946-1950 гг. В статье анализируются основные задачи, стоящие перед промышленностью Ставропольского края к началу послевоенного периода, трудности, связанные с их выполнением и итоги, достигнутые к концу четвертой пятилетки.

Ключевые слова: тяжелая промышленность, легкая промышленность, реконверсия, электрификация, послевоенные годы, пятилетка, кадровая проблема, трудовой героизм.

Podrezova T.A. The main priorities in the industrial production of the Stavropol territory in the years of the fourth five - year plan 1946-1950. The main tasks facing the industry of the Stavropol territory by the beginning of the post-war period, the difficulties associated with their implementation and the results achieved by the end of the fourth five-year plan.

Keywords: heavy industry, light industry, reconversion, electrification, post-war years, five-year plan, personnel problem, labor heroism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.