Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/101PDMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Бударина А.О., Дрыгина М.В. Основные принципы развития межкультурной компетенции школьников на основе мобильных технологий // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/101PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Budarina A.O., Drygina M.V. (2019). Main principles for conditining intercultural competence of students on the basis of mobile technologies. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/101PDMN219.pdf (in Russian)
УДК 372.881.1
Бударина Анна Олеговна
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», Калининград, Россия
Институт образования Директор
Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Дрыгина Мария Викторовна
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», Калининград, Россия
Институт образования Аспирант третьего года обучения E-mail: [email protected]
Основные принципы развития межкультурной компетенции школьников на основе мобильных технологий
Аннотация. В статье исследуются основные принципы развития межкультурной компетенции школьников при использовании мобильных технологий. Решение проблемы обоснования и описания исследуемых принципов неразрывно связано с выбором тех принципов, которые наиболее оптимально отвечают закономерностям процесса развития межкультурной компетенции школьников. Мобильное обучение как особая форма организации обучения с использованием мобильных технологий сочетает в себе возможности урочной и внеурочной учебной деятельности, индивидуального, группового и коллективного обучения в соответствии с современным этапом технологического развития. Основными характеристиками мобильного обучения являются: постоянство, доступность, непосредственность, обобщенность и интерактивность представления учебных материалов. Мобильные технологии, используемые в процессе развития межкультурной компетенции школьников, разрабатываются на основе использования карманных мобильных устройств, таких как сотовые телефоны, персональные цифровые помощники, смартфоны, планшеты. При разработке дидактических принципов учитывались как преимущества мобильных технологий (гибкость и удобство в использовании и проч.), так и недостатки (ограниченная презентация графики, зависимость от доступа к интернету и проч.). Авторами выявлены следующие принципы: принцип адаптации, принцип психологической обоснованности, принцип организационной эргономичности, принцип гибкости, принцип контролируемости, принцип интерактивности, принцип прозрачности и принцип асинхронности. Обосновано, какие противоречия разрешает каждый из выбранных принципов, какие основные требования к
https://mir-nauki.com
искомым принципам можно выделить, каким правилам необходимо следовать преподавателю в процессе организации учебной деятельности школьников. Дидактические позиции перевода закономерностей на уровень принципов в аспекте развития межкультурной компетенции школьников позволяют преподавателю предоставить вариативность обучения, аккумулировать коммуникативную функцию, умело использовать возможности современных технологий в условиях мобильного обучения. Выявленные принципы реализуется в виде системы задач, которые последовательно ставятся, разрешаются, и составляют основу динамики процесса развития межкультурной коммуникации школьников. Функциональные возможности исследуемых принципов при использовании мобильных технологий позволяют обучающимся рефлексивно относиться к возникающим проблемам и противоречиям в условиях межкультурного общения.
Ключевые слова: межкультурная компетенция; мобильное обучение; правила; закономерности и требования дидактических принципов; принцип адаптации; принцип психологической обоснованности; принцип организационной эргономичности; принцип гибкости; принцип контролируемости; принцип интерактивности; принцип прозрачности; принцип асинхронности
Разработка концепции развития межкультурной компетенции школьников на основе мобильных технологий требует не только выявления закономерностей исследуемого процесса, описания основных концепций, но также и определение нормативных положений, которые характеризуют распространённую стратегию решения поставленных педагогических задач, нацеленных на подготовку школьников к коммуникации в аспекте межкультурной деятельности. В педагогике под «педагогическим принципом» понимаются нормативные положения, которые раскрываются на уровне правил, обязательностей и последовательности педагогических действий, направленных для достижения конкретной педагогической цели [11, с. 540]. В данной статье в качестве базового определения и понимания принципа рассматривается общепринятое определение категории «педагогический принцип» под которым понимают знание о том, как должен вести себя преподаватель в процессе подготовки к межкультурной коммуникации, как сформировать межкультурную компетенцию у школьников [2]. Знания о нормативных положениях являются системообразующим фактором педагогического образовательного процесса, так как они описывают направленность действий обучающего, то есть на операциональную сторону, на профессиональную позицию во время организации и осуществления процесса обучения. Такие знания являются требованиями и правилами, с помощью которых обучающий осознаёт свою профессиональную позицию.
Разработка концептуальных и методологических основ развития межкультурной компетенции школьников на основе использования технологий мобильного обучения в постоянно изменяющихся условиях информационного общества и общества знания, создает определенные противоречия и проблемы, связанные с объективными интеграционными процессами, что подтверждается рядом современных исследований [16; 17; 18; 19; 20]. Решение данных проблем связано с расширением контекста концептуального анализа существующей парадигмы технологий мобильного обучения и методологическом уточнением основ такого анализа. Данному процессу будет способствовать выявление общих черт характера происходящих интеграционных изменений. Методологический анализ разработанных в исследовании принципов, их особенностей, функций и содержания на различных уровнях
Введение
Материалы и методы
развития межкультурной компетенции школьников позволяет исследовать принципы в процессе проектирования, достижения и поддержки качества реализации модели развития межкультурной компетенции школьников, условий и результатов образовательного процесса. Экспериментальная работа в рамках данного исследования представляла собой комплекс практических и технологических разработок, направленных на решение задач исследования: индивидуализации образовательного процесса и развития межкультурной компетенции школьников на основе технологий мобильного обучения. Выполненная работа подтверждена результатами математических и статистических расчетов, выполненных с учетом требований, предъявляемых к проведению педагогического эксперимента.
Результаты
Во время рассмотрения российских и иностранных трактовок межкультурной компетенции было выбрано на наиболее точное определение, которая дала Г.В. Елизарова, по мнению которой межкультурная компетенция - это компетенция, основу которой составляют знания, отношения, умения и способность к межкультурному общению, а также создание общего значения для участников общения для достижения позитивного результата общения. Межкультурную компетенцию нельзя сопоставлять с коммуникативной компетенцией носителей языка, так как она является характерной чертой для медиатора культур, то есть языковой личности, изучающей иностранный язык и способной воспринимать особенности не только родной культуры, но и иностранной и осуществить медиативную деятельность, при этом сохранив культурную идентичность личности. В ходе исследовательской работы для развития межкультурной компетенции школьников на основе мобильных технологий были выявлены следующие принципы: принцип адаптации, принцип психологической обоснованности, принцип организационной эргономичности, принцип гибкости, принцип контролируемости, принцип интерактивности, принцип прозрачности и принцип асинхронности. Перейдём к детальному рассмотрению каждого из этих принципов.
Принцип адаптации сопоставляется с принципом индивидуализации обучения. Сущность его заключается в продвижении каждого обучающегося к целям обучения с помощью:
1. вариативности использованного материала по уровню сложности, объёму, скорости осознания и характеру помощи со стороны преподавателя;
2. возможности возвращения к ранее пройденному из-за неудачного ответа;
3. разнообразной системы контроля с возможностью диагностики ошибок и оценивания результатов;
4. возможности дифференциальной тренировки для каждого обучающегося в соответствии с его результатами.
Закономерности, отражаемые исследуемым принципом, связаны с приспособлением процесса обучения к личности обучающегося. Особое внимание уделяется при этом познавательным особенностям конкретного обучающегося в процессе обучения, а именно развития межкультурной компетенции обучающихся. Более того, происходит быстрая адаптация для удовлетворения всё время увеличивающихся потребностей обучающихся во время обучения. Обучающиеся могут находить и изучать то, что им необходимо в удобном темпе, месте и времени. В таком случае обучающиеся могут работать не только самостоятельно, но и с другими обучающимися и обучаемым в разных режимах. Во время мобильного обучения все необходимые учебные материалы представляются мгновенно и экономичным способом в мультимедийном формате [8, с. 70-75]. В условиях мобильного
обучения происходит адаптация образовательного процесса к условиям места проживания и жизнедеятельности и физиологическим особенностям личности обучающегося. В следствии чего обучающиеся могут в любом месте и в любое время общаться с представителями других культур, подбирая тем самым удобного для себя собеседника, в следствии чего, смогут развивать уровень межкультурной компетенции.
Противоречиями, которые влияют на становление медиатора культур, являются имеющийся и необходимый уровень сформированности межкультурной компетенции обучающихся для их эффективного взаимодействия межкультурной среде.
Требования исследуемого принципа связаны с вариативностью и индивидуализацией современного образования, с выстраиванием различных образовательных траекторий. Это один из основных путей гуманитаризации содержания и процесса изложения. В данный момент существует огромное разнообразие дидактических мобильных игр для мобильного обучения. Особое внимание стоит уделить организации учебной деятельности при мобильном обучении, организации активного обучения в частности. Организация учебной деятельности при использовании мобильных технологий позволяет отследить местоположение обучающегося и оценить его или её потребности в конкретной ситуации. В результате можно наиболее подходящим образом осуществить представление изучаемого материала, тем самым, корректируя и стимулируя учебные установки обучающегося. На успешность организации учебной деятельности при использовании мобильных технологий влияют стоимость мобильных приложений и мобильных устройств, надежность беспроводной инфраструктуры, а также на сколько удобно обучающемуся пользоваться современными мобильными технологиями [20, с. 420-430]. Мобильное обучение помогает обучающимся строить образовательный процесс без участия других субъектов образовательного процесса. Во время процесса обучения обучающиеся используют дидактические игры, которые помогают пользователю выполнять учебные задания с помощью определённой последовательности действий. Более того, адаптация, которая управляется преподавателем, может привести к повышению эффективности коммуникации. Преподаватель может адаптировать необходимый учебный материал под потребности каждого обучающегося, что достигается с помощью сбора информации во время использования обучающимися мобильных приложений [7, с. 56-59]. Дидактическая мобильная игра создаёт диалог, задает вопросы, а обучающийся отвечает. Это помогает адаптировать форму и содержание коммуникации, тем самым, привлекая внимание к определенным материалам, вызывающим интерес у обучающихся и соответствующим целям обучения.
Правила рассматриваемого принципа нацеливают обучающего на создание условий, которые будут нацелены на усвоение обучающимися универсальных знаний (социально-личностных, общекультурных, общенаучных) и общелингвистических знаний (коммуникативных, лингвистических, социолингвистических и прагматических компетенций) в мобильной среде обучения, а также на интеграцию индивидуально-личностных образований универсальной языковой личности и универсальной компетенции [9]. Более того, принцип адаптации используется для улучшения возможностей восприятия универсальной картины мира, мира культур и межкультурного взаимодействия с представителями других культур, тем самым развивая межкультурную компетенцию.
Принцип психологической обоснованности указывает на связь педагогической технологии обучения с психологией, тем самым, выделяя психологические особенности и практические подходы, которые необходимы для эффективного функционирования мобильного обучения.
Закономерности, отражаемые данным принципом, включают в себя принципы моральной мотивации; актуализации личностного потенциала обучающегося в учебной и
социальной деятельности; опоры на субъектный опыт обучающегося; смены социальных ролей; индивидуальной подход к обучению; соединение индивидуальных и коллективных форм обучения; педагогического влияния и методы воспитания (индивидуально- и социально-ориентированные) [17, с. 265-273]. В условиях мобильного обучения этот принцип приобретает определённое значение из-за самостоятельной работы обучающегося с использованием мобильных технологий в процессе обучения. Более того, учащийся может выбирать себе собеседника с общими интересами и целями, что будет положительно влиять на уровень развития межкультурной компетенции.
Аккумуляция межкультурной компетенции способствует разрешению противоречий между имеющимся и необходимым уровнем сформированности межкультурной компетенции в условиях мобильного обучения, тем самым, функционально определяя возможности существования в условиях противоречивой социальной ситуации, и позволяя устранить и предвидеть возможные конфликты в условиях межкультурной коммуникации.
Противоречиями, которые влияют на развитие межкультурной компетенции в процессе межкультурного обучения, являются приспособление процесса обучения к потребностям каждого обучающегося, учёт психологии каждого учащегося для улучшения познавательной и межкультурной активности.
Требования исследуемого принципа связаны со знанием индивидуально-психологических, общественно-психологических и мировоззренческих характеристик личности обучающегося; с учетом возрастных особенностей обучающегося, который сам является участником межкультурного общения, а также учётом психологического состояния обучающегося в процессе обучения (удовлетворенность обучающегося своей учебной деятельностью, его или её самореализацией, статусно-ролевые позиции среди одноклассников).
Правила исследуемого принципа направляют обучающегося на объединение мобильных технологий с психологией и определяющее психологическое обоснование, и практические выходы для эффективного функционирования дидактической системы.
Принцип организационной эргономичности заключается в обеспечении безопасности, и направлен на учет антропометрических, психофизических и психологических особенностей обучающихся.
Данный принцип оптимально отвечает закономерностям осуществления процесса обучения. Принцип организационной эргономичности, разрабатываемый специально для школы, должен обладать сетевой поддержкой, а также включать административный блок управления, который разрешает параллельно запускать его на нескольких устройствах или местах, фиксируя результаты и занося их в базу данных, чтобы наблюдать за статистикой и результативностью учебной и межкультурной деятельности обучающихся.
Принцип организационной эргономичности призван разрешить противоречия организации образовательного процесса, а также пространства и условий образовательного процесса. Выдвигаются антропометрические требования, а также требования к самим современным технологиям: какие они должны быть, какие условия для разработки и использования необходимо учитывать, для кого они разрабатываются, для чего они разрабатываются.
Требования исследуемого принципа связаны с вариативностью и индивидуализацией современного образования, выстраиванием различных образовательных траекторий, которые одновременно обеспечивают гуманитаризацию и технологизацию процесса обучения. Особенности мобильного образования обуславливают необходимость учитывать антропометрические, психофизические и психологические свойства обучающихся для обеспечения более результативного обучения, а, в частности, для развития межкультурной
https://mir-nauki.com
компетенции. Антропометрические требования сводятся к учету размеров мобильных технологий, используемых для развития межкультурной компетенции, а также при проектировании и развитии мобильных технологий [18]. Психофизические требования предназначены для установления особенностей обучающихся, учитывая особенности функционирования органов чувств. Психологические требования предназначены для определения соответствия объектов психическим особенностям обучающегося [4]. Более того, так как мы живём в век технологических разработок, то происходит постоянное развитие теоретического и практического управления безопасностью технических систем, в то время как ранее речь шла о предъявлении экстраординарных требований к качеству технологического оборудования и системе организации мобильного обучения.
Правила исследуемого принципа ориентируют преподавателя на учет антропометрических, психофизических и психологических свойств обучающегося при организации мобильного обучения, на интеграцию индивидуально-личностного образования языковой личности, универсальной компетенции и межкультурной компетенции, а также на расширение возможностей восприятия универсального мира и мира культур для общения с представителями других культур, что в свою очередь облегчает процесс развития межкультурной компетенции.
Принцип гибкости основан на оперативное и непрерывное обновление содержания обучения, обновление содержания учебных дисциплин, в частности, по иностранному языку, и дидактических материалов к ним. Реализация этого принципа облегчается в условиях мобильного обучения и является естественной при использовании современных технологий [1, с. 386]. При постоянном увеличении количества мобильных приложений можно выбрать наиболее подходящие для процесса обучения для каждого обучающегося и подобрать наиболее подходящие для изучения каждой темы. Более того, при использовании мобильных приложений учащиеся могут продолжать общение с представителями других культур в независимости от времени или места общения, тем самым развивая межкультурную компетенцию.
Закономерности, отражаемые данным принципом, заключаются в возможности для преподавателя приспосабливать учебный план к индивидуальным потребностям обучающегося, что необходимо для активного процесса обучения, а в частности развития межкультурной компетенции. Стоит сказать, что учебный материал можно назвать гибким только тогда, когда он обладает хорошей структурой, организован и последователен. Именно принцип гибкости считается ведущим на всех уровнях использования учебного материала при использовании современных информационных технологий, а, в особенности, при использовании мобильных технологий: на этапе разработки дидактических мобильных игр; при выстраивании прикладных обучающих программ; при организации учебного процесса на основе сочетания разнообразных способов и средств, используемых в процессе обучения [16, с. 27]. Гибкость обучения достигается в рамках деятельности учебных, а в особенности ресурсных центров мобильного обучения, где представлено огромное количество различных учебных материалов: традиционная форма (книги, фронтальное обучение) и мобильные технологии [3, с. 83]. Таким образом, мобильные технологии являются полезным средством для структуризации и организации материала на основе принципа гибкости.
Разрабатываемый принцип используется для разрешения ниже приведённых противоречий: между требованиями к выпускникам школ, которые могут являться участниками межкультурного общения, то есть уже обладая необходимым уровнем межкультурной компетенции, и существующим уровнем знаний современных школьников: между имеющимся и необходимым уровнем оснащённости школьников мобильными
устройствами; между необходимым и имеющимся уровнем междисциплинарной интеграции в преподавание мобильных технологий.
Решение имеющихся противоречий возможно при учёте индивидуализации содержания обучения, но при этом необходимо учитывать исходную диагностику знаний. Процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы по результатам возможно было индивидуализировать структуру каждого мобильного приложения под потребности каждого обучающегося и обратить внимание на каждый компонент межкультурной компетенции. Для индивидуализации содержания обучения необходимо сделать анализ потребностей обучающегося и обучаемого. Для этого можно использовать комплексный критерий для построения образовательного процесса, в основу которого будет положена базовая подготовленность и индивидуализированные цели обучения для каждого обучающегося. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп усвоения знаний каждым обучающимся [14; 15, с. 525]. Методическая часть мобильного обучения строится на индивидуализации технологии обучения для каждого обучающегося. Среди требований, предъявляемых к процессу обучения, должны присутствовать индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения поставленных целей обучения, а в частности развития межкультурной компетенции обучающихся.
Правила исследуемого принципа ориентируют преподавателя на создание условий для индивидуализации содержания обучения , при которой необходима исходная диагностика знаний; процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы по его результатам можно было легко построить индивидуализированную программу под каждого обучающегося; для индивидуализации содержания обучения необходимо провести анализ потребностей обучения с точки зрения обучающегося; для достижения данной цели можно пользоваться комплексным критерием для его построения, который будет включать базовую подготовленность и индивидуализированные цели обучения для каждого обучающегося [19, c. 5824-5829]; необходимо учитывать индивидуальный темп усвоения каждого обучающегося; если рассматривать методическую часть мобильного обучения, то она должна обеспечивать индивидуализацию технологии обучения, при этом учитывая индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения. Если же рассматривать методическую часть обучения, относящуюся к развитию межкультурной компетенции, то она должна обеспечивать индивидуализацию процесса обучения и развития знаний о культуре, обычаях и традициях страны изучаемого языка.
Принцип контролируемости, основанный на наличии некоторого компонента в системе, который обеспечивает качественную оценку результатов реализации технологии в условиях обучения на всех её этапах при возможности оперативно корректировать образовательный процесс [9].
Закономерности, отражаемые данным принципом, включают: систематичность, последовательность и комплексность в обучении, что предполагает наличие устойчивой системы знаний в той или иной дисциплине. Такой подход позволяет связывать новые знания с уже усвоенными, обеспечивает систематический контроль за организацией и результатами обучения. Таким образом, можно облегчить развитие умений межкультурной компетенции при использовании мобильных дидактических игр в условиях мобильного обучения. Под межкультурными умениями мы понимаем определенную совокупность вербального и невербального поведения в ситуации межкультурной коммуникации. Следует отметить, что в этом случае поведение определяется знаниями и эмоциями.
Разрабатываемый принцип развития межкультурной компетенции школьников на основе мобильных технологий призван разрешить противоречия между существующим и необходимым уровнями контроля развития умений межкультурной компетенции на разных
этапах в условиях мобильного обучения. В данном случае можно выставить требования к каждому заданию или тестированию на любом этапе, что будет способствовать увеличению сознательности со стороны обучающихся и облегчению работы преподавателя.
Учет существующих закономерностей и разрешение существующих противоречий является возможным при применении следующих требований к исследуемому принципу при использовании мобильных технологий:
1. организация управляемой и контролируемой самостоятельной работы обучающихся на протяжении всех лет обучения, создание климата, благоприятного для обучения и воспитания школьников.
2. Совершенствование форм, методов контроля и оценки знаний, умений, навыков обучающихся, организация управления и контролируемости самостоятельной работы обучающихся на всех этапах обучения при предъявлении разнообразных видов заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
3. Выстраивание процесса подготовки обучающихся в логике конгруэнтности будущих выпускников школы важным качествам медиатора культур.
Вышеизложенные требования указывают преподавателю, как строить процесс обучения в аспекте развития межкультурной компетенции школьников на основе мобильных технологий. Правила исследуемого принципа ориентируют обучаемого вовремя выявлять угрозы, которые повлияют на эффективность обучения на основе мобильных технологий, и принять необходимые меры для уменьшения их влияния на учебный процесс. Реализация процесса обучения на основе мобильных технологий должна иметь специальную систему, которая будет контролировать и регулировать процесс обучения. Для исполнения нужно выделить промежуточные цели, выполнение или невыполнение которых будет означать результаты выполнения программы. При этом должен происходить периодический контроль и производится изменения программы при возникновении непредвиденной ситуации.
Принцип интерактивности, основанный на взаимодействии, воздействии, влияния друг на друга, неразрывно связан с технологиями мобильного обучения. Мобильное обучение невозможно без использования этого принципа. Более того, он стал основным принципом не только мобильного обучения, но и компьютерного и дистанционного обучения. При его использовании возможно разнообразить процесс обучения с помощью книг, занятий и фильмов при использовании компьютеров, телефонов, планшетов и других средств современного технологического развития.
Данный принцип оптимально отвечает закономерностям процесса обучения, то есть эвристической стороне обучения. Эвристичность неразрывно связана с фундаментальными характеристиками процесса обучения, так как он отвечает за взаимодействие и взаимовлияние как участников образовательного процесса, так и современных средств обучения. Более того, принцип интерактивности является одним из главных критериев качества обучающих программ. Постоянное развитие новых методов обучения при использовании современных информационных технологий, то есть гипертехнологий, искусственного интеллекта, мультимедиа и других, даёт возможность реализовать принцип интерактивности во всех новых формах.
Реализация принципа интерактивного обучения в условиях мобильного обучения зависит от использования тематики, осуществляемой через использование современных мобильных средств обучения. Это позволяет распространять обучающие материалы и делает возможным синхронное обучение через мобильные приложения, конференц-связь и другие возможности современных технологий [12, с. 26-30]. Это обеспечивает взаимодействие между
https://mir-nauki.com
обучающимися и обучаемыми для наилучших результатов по развитию межкультурной компетенции.
Рассматриваемый выше принцип способствует разрешению противоречий в понимании требований к интерактивности при наличии оперативной обратной связи. Интерактивность рассматривается как процесс коммуникации, где каждое сообщение связано с предыдущими сообщениями. Осознание обучающимися успешности или не успешности проявления себя в межкультурной коммуникации является индикатором интерактивности обучения иностранному языку. Принцип интерактивности проявляется в соответствующих методических приемах и средствах обучения (интерактивные лингвистические игры или мультимедийные программы и учебные курсы) [13, с. 270-273]. Так, с помощью дидактических мобильных игр возможно изучать грамматику, лексику или смотреть фильмы. Например, функция Wordlens даёт возможность пересылать текст, а также аудио и видео материалы с мобильного телефона преподавателя на мобильные телефоны обучающихся. В то время как система Learning Management System даёт возможность преподавателю отслеживать, сделали обучающиеся задания или нет, сколько времени они потратили на выполнение заданий и результат их работы, [5, с. 51-55]. Мобильные технологии позволяют обучающемуся самому отслеживать прогресс выполнения заданий.
Правила исследуемого принципа ориентируют обучающего на обеспечение эффективной работы с обучающимся, которая обеспечивается на основе интерактивности дидактических мобильных игр, используемых во время мобильного обучения, а также адаптации мобильных устройств в процесс обучения и обеспечение выполнения запланированной программы обучения для развития межкультурной компетенции школьников при использовании мобильных устройств.
Принцип прозрачности основан на взаимосвязи и сотрудничестве, так как есть возможность устанавливать контакт с обучающимися при использовании локальных и глобальных сообществ через социальные платформы. Тем самым, развитие межкультурной компетенции становится намного легче.
Закономерности, отражаемые исследуемым принципом, объясняются: вариабельностью, или вариативностью как свойством любых систем, выражающимися в возможности организации учебного процесса для улучшения качества управления учебным процессом. Вариативность может быть представлена широким многообразием дидактических мобильных игр, используемых для развития межкультурной компетенции обучающихся. Принцип прозрачности способствует разрешению противоречий между имеющимся и необходимым уровнем развития межкультурной компетенции школьников для их эффективного взаимодействия с представителями других культур.
Требования исследуемого принципа связаны с вариативностью и индивидуализацией современного образования на основе использования мобильных технологий взамен традиционного процесса обучения, что является основным путём гуманитаризации не только содержания, но и самого процесса обучения. Вышеизложенные особенности развития межкультурной компетенции при использовании мобильных технологий обуславливают необходимость вырабатывать у обучающихся интегральные характеристики субъекта универсального мира, что связано с постоянно увеличивающимся взаимодействием с представителями других культур. Прозрачность - это естественный побочный продукт взаимосвязи, мобильности и сотрудничества [6]. В то время как планирование, отражение, производительность и мышление имеют как мобильный, так и цифровой характер, они могут немедленно взаимодействовать в локальных и глобальных сообществах через социальные сети, тем самым развивая межкультурную компетенцию.
Правила исследуемого принципа ориентируют преподавателя на обеспечение эффективной работы с обучающимся, контроль соблюдения плана адаптации мобильных устройств в процесс обучения, на обеспечение выполнения запланированной программы обучения и обеспечение обучающегося всем необходимым для быстрого привыкания к мобильному обучению для развития межкультурной компетенции.
Принцип асинхронности наиболее оптимально отвечает закономерностям процесса организации образовательной среды в образовательных учреждениях, делая её наиболее доступной, то есть даёт возможность использовать её в любом месте, в любое время, удобное для обучающегося. Более того, асинхронность мобильного обучения создаёт условия самовключения обучающегося в процесс обучения, что приводит к самоконтролю со стороны обучающегося.
Разрабатываемый принцип призван разрешить противоречия между имеющимися и необходимыми условиями организация процесса обучения, а также необходимым уровнем развития межкультурной компетенции и требованиям стандарта обучения на основе учёта образовательного стандарта; требованиям, предъявляемым к выпускникам школ; учёта тенденций диалога культур и диалогового-полилогового сознания; между имеющимися знаниями и умениями в межкультурной языковой среде, что, тем самым, выводит образовательный процесс из школы и позволяет переносить его как в любое место, так и в любое время для удобства процесса обучения [3, с. 256]. На основании этого у обучающихся появляется опыт, более персонализированный в отличие от традиционной системы обучения: в нужный момент времени, в удобном месте и для конкретного обучающегося.
Учет закономерностей и разрешение противоречий возможно при соблюдении нижеперечисленных требований к исследуемому принципу:
1. Внимание к универсальным и специфическим, общим и частным аспектам ситуации межкультурной компетенции, межкультурного общения, овладению навыками использования мобильных технологий и осуществления помощи школьникам в овладении умениями межкультурной компетенции средствами мобильного обучения.
2. Выстраивание процесса подготовки обучающихся в логике развития межкультурной компетенции в рамках мобильного обучения, делая это доступным в любом месте, в любое время, удобное для обучающегося.
Вышеизложенные требования призывают преподавателя развивать межкультурную компетенцию на основе мобильных технологий, а также способствуют освоению обучающимися универсальной картины мира, а точнее, конкретных аспектов картины мира, а также освоению универсальных и специфических аспектов бытия культуры и культуры мира для развития целостного восприятия посредством мобильных технологий.
Обсуждение
В результате предпринятого обоснования адекватных принципов подготовки обучающихся к деятельности в процессе развития межкультурной компетенции на основе мобильных технологий можно сделать следующие выводы. Для обеспечения развития у школьников межкультурной компетенции необходимо в организации процесса обучения становление способностей: к формированию умений самоорганизации школьника для овладения межкультурной деятельностью и использования межкультурных умений в универсальной коммуникативной среде; к рефлексии и творческой самореализации опыта на основе актуализации противоречий и конфликтов личностного и межкультурного становления
и процессов управления их разрешением в условиях формирования качеств универсальной языковой личности, умений самоорганизации и универсальной компетентности.
Основными задачами рассмотренных принципов являются: ориентация на гуманистические ценности; выбор образовательного пути для каждого обучающегося конкретно; формирование у обучающихся умений сохранения и воспроизведения культуры, а именно, исполнение социального долга; толерантного отношения к другой культуре и к представителям других культур; развитие творческого потенциала обучающихся. В условиях педагогического процесса происходит интеграция личности обучающихся, способности интегрироваться с носителями иной культуры и в целом обеспечивать взаимодействие всех субъектов ситуации коммуникативной деятельности в универсальной образовательной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапов В.С., Василенко В.И., Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: учебно-методическое пособие / Под ред. А.А. Деркача. - М., 2005. - 386 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. С. 83.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 256 с.
4. Джусубалиева Д.М. Состояние основных тенденций развития профессиональной подготовки студентов // Формирование информационной культуры студентов в системе профессиональной подготовки специалистов. - Алматы, 1 - 2016 - 68 с.
5. Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Педагогические условия формирования социально активной личности студента // Акмеология. - 2012. - № 3 (43). - С. 51-55.
6. Капитанская А.Н. Особенности образования взрослых // Вопросы интернет-образования. - М., 2005. - № 30.
7. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. Ч.1. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. - 56-59 с.
8. Меркулов А.М. Обучение при помощи мобильных устройств - новая парадигма электронного обучения // Молодой ученый. - 2012. - №3. - С. 70-75.
9. Мошкалов А.К. Принципы дистанционного обучения http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Pedagogica/1_106157.doc.htm.
10. Педагогические технологии дистанционного обучения. Под. редакцией Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
11. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для вузов / И.П. Подласый. - Москва: Издательство Юрайт, 2009. - 540 с. - (Серия: Бакалавр. Прикладной курс).
12. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. - 2002. - №36. - С. 26-30.
13. Шестоперова Л.А. Видеопрезентация как один из видов дистанционного обучения в рамках курса «Английский язык для профессиональных целей» //
https://mir-nauki.com
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Современные теории и методики обучения иностранным языкам. М.: Экзамен, 2004. С. 270-273.
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие для преп. и студ. 3-е изд. М.: Филоматис, 2007.
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Филоматис: Издательство «Омега-Л», 2010. 525 с.
Kramsch C.J., The privilege of the intercultural speaker // Byram M., Fleming M. (eds.) Language learning in perspective: approaches through drama and ethnography. - New York: Cambridge University Press,1998 [p. 27].
Lyster, R. Negotiation of Form, Recast, and Explicit Correction in Relation to Error Types and learner Repair in Immersion Classrooms // Language Learning. - 2001. -Vol.51. - P. 265-273.
Staupe Arvid; Kolás Line. Mobile Tutoring - distributed interactive learning arena with synchronous video and audio. I: Society for Information Technology & Teacher Education International Conference Annual. Association for the Advancement of Computing in Education, 2007.
Ozdamli F., Soykan E., Yildiz E. (2012). Are CEIT students ready for mobile learning, Procedia - Social and Behavioral Sciences Volume 2, Issue 2, Pages 5824-5829, Innovation and Creativity in Education Science Direct.
Victor E. (2013). Adoption of mobile learning among 3G-enabled handheld users using extended technology acceptance model. World Journal on Educational Technology. 5(3), 420-430. Vol 5 No 3.
https://mir-nauki.com
Budarina Anna Olegovna
Immanuel Kant Baltic federal university, Kaliningrad, Russia
Institute of education E-mail: [email protected]
Drygina Mariya Viktorovna
Immanuel Kant Baltic federal university, Kaliningrad, Russia
Institute of education E-mail: [email protected]
Main principles for conditining intercultural competence of students on the basis of mobile technologies
Abstract. The study examines the main principles for conditioning intercultural competence of students using mobile technologies. The solution of the problem of substantiation and description of the studied principles is inextricably linked with the choice of those principles that best meet the laws of the process of conditioning the intercultural competence of students. Mobile learning as a special form of learning using mobile technologies combines the possibilities of classroom and extracurricular educational activities, individual, group and collective learning in accordance with the modern stage of technological development. The main characteristics of mobile learning are: consistency, accessibility, immediacy, generality and interactivity of the presentation of educational materials. Mobile technologies used in the process of conditioning the intercultural competence of students are developed based on the use of handheld mobile devices, such as cell phones, personal digital assistants (PDAs), smart phones, and tablets. In developing the didactic principles, both the advantages of mobile technologies (flexibility and usability, etc.) and disadvantages (limited presentation of graphics, dependence on access to the Internet, etc.) were taken into account. The following principles are revealed: the principle of adaptation, the principle of psychological validity, the principle of organizational usability, the principle of flexibility, the principle of controllability, the principle of interactivity, the principle of transparency, and the principle of asynchrony. The study substantiates what contradictions each of the chosen principles resolves, what basic requirements for the sought principles can be distinguished, what rules the teacher should follow in the process of organizing the educational activities. The didactic positions of the transfer of laws to the level of principles in the aspect of conditioning the intercultural competence allow the teacher to provide variability of learning, accumulate a communicative function, skillfully use the capabilities of modern technologies in the context of mobile learning. The revealed principles are implemented in the form of a system of tasks that are consistently set, resolved, and form the basis of the dynamics of the development of the intercultural communication of students. The functional capabilities of the principles under study when using mobile technologies allow students to reflect on emerging issues and contradictions in the context of intercultural communication.
Keywords: intercultural competence; mobile learning; rules and requirements of didactic principles of conditioning intercultural competence; principle of adaptation; principle of psychological validity; principle of organizational usability; principle of flexibility; principle of controllability; principle of interactivity; principle of transparency; principle of asynchrony
1G1PDMN219