Научно-технические разработки
УДК 614.8:377/378
В.В. Климец (Приволжский ПСО)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА СПАСАТЕЛЕЙ
V.V. Klimets
BASIC PRINCIPLES OF RESCUERS SELECTION
В статье изложены основные принципы и этапы отбора спасателей в Приволжским
поиско-спасательном отряде
Article contains basic principles and stages of rescue workers selection in Privolzhsky
search-and-rescue detachment
За более чем 30-летнюю деятельность в должности начальника спасательного формирования для меня явно обозначились два основных положительных момента, касающихся кадрового вопроса: первый — это то, что всегда была и сохраняется большая очередь желающих стать спасателем, а второй — в подавляющем большинстве спасателями работают до фанатизма преданные данной профессии люди. Казалось бы, что второе логически исходит от первого, т.к. из большего всегда можно выбрать лучшее. Не без гордости за родное ведомство можно отметить, что по различным оценкам, в том числе зарубежных специалистов, российские спасатели заслуженно считаются одними из лучших в мире. Значит с отбором и подготовкой у нас всё нормально? Ответ, наверняка, должен быть положительным; однако, удовлетворенно констатировав это, успокаиваться, не стоит.
Во-первых, нет предела совершенству, во-вторых, время бежит столь стремительно, что только успевай подстраиваться под постоянно изменяющиеся требования, а в-третьих, популярная ранее фраза «кадры решают всё» не потеряла своей актуальности и ныне. Поэтому работа по совершенствованию отбора кадров должна вестись постоянно. Конечно, существуют утвержденные квалификационные требования, разработаны методические рекомендации по подбору кандидатов на те или иные должности и соблюдать их нужно, но не слепо — особенно это относится к спасателям.
В настоящее время в России идет целенаправленная работа по созданию аварийно-спасательных формирований не только в административных центрах субъектов РФ, но и во многих крупных и других городах и даже районных центрах. Приняв решение о создании аварийно-спасательного формирования, изыскав необходимые средства на его оснащение и укомплектовав штат, нельзя считать, что создан новый отряд, готовый идти в огонь и в воду. Профессия спасателя сейчас «на слуху»; для многих непосвященных их работа — сплошная романтика, героическая борьба с разбушевавшейся стихией и другими ЧС, специальные машины, экипировка и оснащение,
кроме того — стабильная зарплата, социальная защищенность и удобный график работы. Вот и стремятся многие молодые люди окунуться в эту заманчивую романтику, особенно не вникая, что за рамками красивых газетных репортажей остается нелегкий и малопривлекательный труд.
Столкнувшись с реальностью, окунувшись в повседневные трудности, испытав колоссальные психологические и физические нагрузки, на себе почувствовав близость смертельного риска, многие уходят. И дело даже не в средствах, затраченных на их обучение, подготовку и аттестацию, а в том, что один такой несостоявшийся спасатель при ликвидации ЧС может не выполнить свою основную задачу и в одночасье подорвет веру в спасателей, погубит уже сложившуюся высокую репутацию МЧС. Глубоко ошибочно мнение некоторых руководителей органов управления по делам ГОЧС — если человек выразил желание работать спасателем, показал хорошую физическую подготовку и здоров, то из него можно легко вырастить спасателя при создании определенных условий и стимулов, начиная от высокой зарплаты и кончая наградами. Эти стимулы, конечно, нужны и важны, но они не всегда могут заложить в человеке готовность рисковать своей жизнью ради спасения чужой. Спасатель — это не просто профессия. Скверный человек может быть хорошим токарем или даже ученым, но хороший спасатель не имеет права не быть хорошим человеком. В его характере равно необходимы доброта и упорство, мужество и сила, преданность и уживчивость, а также желание прийти на помощь незнакомым людям. К сожалению, нет критериев отбора на человечность и приходится полагаться только на опыт — лучше чужой, поэтому поделюсь нашим.
Приволжскому ПСО, как и, наверняка, любому другому АСФ, пришлось пережить немало сложностей из-за принятых, подготовленных, но несостояв-шихся, как спасателей работников. Например, приходит симпатичный молодой парень — высшее образование, уволился из вооруженных сил, физически развит великолепно, не курит, спиртное презирает, на вид скромный, общительный и эрудированный
— практически идеал. Побеседовали, взяли на работу. Всю спасательскую науку схватывает на лету, занимается в урочное и неурочное время, добросовестно исполняет все задания и поручения, растет на глазах. Но через год-полтора вокруг него образуется некий вакуум, мало кто хочет работать с ним в одной смене, быть партнерами. Оказывается — души у парня нет, есть просто исполнение порученного дела, хотя и грамотное, качественное, быстрое. Весь мир для него черно-белый, без цветов и оттенков, а движение от точки до точки только по прямой, без вариантов и обходов. Естественно, это рано или поздно проявляется и в отношениях к пострадавшим. Прямолинейность в общении с коллегами тоже отталкивает, потому что у всех есть маленькие слабости и недостатки, которые нужно уметь прощать и из которых, в общем-то, и складываются индивидуальности. И для руководства отряда такой «очень правильный» спасатель создает немало сложностей — психологический климат в отряде начинает хромать, никто не хочет работать с ним в паре, а уволить просто не за что.
Бывают и другие варианты. Например, кандидат в спасатели не может сдать нормативы по физ-подготовке: подтягивается полтора раза, бегает так, что пешком быстрее пройдешь, проплыл 100 м и на том спасибо, что не утонул — формально в спасатели не пригоден. Но голова у парня светлейшая, руки золотые, характер ангельский, коммуникабельный до предела. Как такого упускать? Закроешь глаза на инструкции, думаешь — натаскаем, накачаем мышцы, научим бегать, плавать, ведь молодой ещё. И действительно, кого-то удаётся подтянуть, не до ведущего спортсмена, конечно, но оценки по физподготовке уже положительные, а вот кто-то ну никак не хочет поддаваться. Год, два на такого тратишь, а у него не только мышцы не накачались, но и голова тупеть начала, да и характер от постоянного напряжения уже не ангельским становится. И Бог бы с ним, пусть головой работает, да климат в смене создает, но ведь страшно за такого спасателя — не только пострадавшего не найдет, но и сам сгинуть может.
Обобщая наработанный опыт, можно предложить следующий порядок отбора спасателей, который ныне применяется в нашем отряде. Как и во многих, если не во всех ПСФ, в Приволжском ПСО ведется учет желающих поступить на работу, причем фиксируются не все подряд, а только прошедшие «документально-визуальный» отбор. Это значит, что даже в резерв не попадают люди предпенсионного возраста, без среднего образования, инвалиды, явные «летуны», любители спиртного и т.п. При наличии вакансий первоначально изучаются данные на кандидатов, уже учтенных в базе данных. Предпочтение мы отдаем кандидатам, активно занимающимся или занимавшимся в секциях альпинизма, спелеологии и спортивного туризма. Во-первых, эти люди по собственной воле выбрали экстремальные виды и не понаслышке знают, что такое риск. Во-вторых, пребывание в небольших коллективах длительное время, причем, сопряженное с преодолением серьезных
препятствий и физическими нагрузками, является отличной школой психологической совместимости. Именно в таких условиях закаляется характер, воспитывается взаимопомощь и взаимовыручка. В-третьих, альпинизм, спелеология и спортивный туризм дают очень хорошие навыки работы с веревкой, какие никогда не получить, занимаясь в спортивных залах. Спортивный туризм — это техника сплава по горным рекам, наведение переправ, преодоление сложного рельефа, организация жизнедеятельности в любых условиях, ориентирование и выживание в экстремальных ситуациях. И, в-четвертых, тот самый «огонек» в глазах и преданность профессии во многом пришли из туристско-альпинистских контрольноспасательных служб, на базе которых и были созданы ПСС МЧС России, путем отбора наиболее опытных туристов и альпинистов.
Второй этап отбора — медицинский. И не так всё просто здесь, как кажется. Военкоматы бьют тревогу, что здоровье призывной молодежи значительно ухудшается. Нам это тоже заметно. На вид здоровый кандидат в спасатели вдруг не проходит медицинскую комиссию — это уже не редкость. Причем преобладающий диагноз — ишемическая болезнь сердца, гипертония, язва. Спасатели нашего отряда издавна сотрудничают с республиканским врачебно-физкультурным диспансером, медицинский отбор там поставлен на весьма высоком профессиональном уровне. Когда в обычной поликлинике врач, уставший от приема постоянно идущих к нему больных пациентов, вдруг осматривает пришедшего относительно здорового спасателя, то он волей-неволей закроет глаза на отдельные сбои в его здоровье и не станет «копать» глубоко. И совсем другое отношение, когда спасатель проходит комиссию у врача, имеющего дело со здоровыми спортсменами
— снисхождения не будет. И ещё одна довольно часто и неожиданно возникающая проблема. Не секрет, что часть молодых людей «косят» от армии различными методами, включая «приобретение» себе болезней или травм, в том числе черепно-мозговых и позвоночных. Когда долгожданный военный билет в кармане, эти «болезни» забываются, но на бумаге-то остаются. Бежит прошедший предварительный отбор, такой радостный «без пяти минут спасатель» в поликлинику или психоневрологический диспансер за справкой, а там ушат холодной воды ему на голову, конечно образно, — «стой, парень, ты на учете у нас, нельзя тебе ни в армию, ни в спасатели». И мечты так и останутся неисполнимыми мечтами, хотя все данные, чтобы стать хорошим спасателем, у него есть. Обидно!
Когда кандидаты в спасатели пройдут медицинский фильтр, то следующим серьезным и важным этапом будет психологическое тестирование. Пренебрегать им не стоит. Хорошие психологи дают весьма раскрытую характеристику абсолютно незнакомых им людей. Одно но — дипломированных психологов сейчас очень много, а надо найти такого специалиста, который бы не просто выполнял формальное
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
тестирование и выдавал обтекаемые характеристики, а подходил к оценке ответственно и творчески. Для этого психолог должен знать особенности работы спасателя не в общих чертах, а детально, мог представлять повседневные условия его жизни и быта. Желательно многолетнее сотрудничество с одним специалистом, чтобы он мог с течением времени наблюдать свои предыдущие диагнозы и вносить соответствующие коррективы в свои методики. Приволжский ПСО такого специалиста нашел. Отряд сотрудничает с кафедрой психологии Башкирского государственного педагогического университета, руководит которой бывший альпинист, скалолаз и общественный спасатель. Его рекомендации проверены временем и сомнений не вызывают. Конечно, было бы значительно лучше, если в каждом спасательном формировании трудился бы свой психолог.
Список кандидатов после предыдущих этапов отбора должен значительно сократиться и после пси-
хологического тестирования — возможно, останутся три-пять человек. Дальнейший отбор уже можно назвать субъективным — анализ имеющихся у кандидата специальностей, образование, спортивная подготовка. Но это всё наживное — если спасатель «придется ко двору», то и специальности нужные появятся и образование заочно можно получить и, при желании и упорных тренировках мастером спорта стать. И прежде чем принять окончательное решение, стоит ещё раз просмотреть и освежить все отзывы и рекомендации о кандидатах с предыдущих мест работы, от товарищей по секции или просто общих знакомых или соседей. Требовать письменные характеристики запрещено трудовым законодательством, но кто будет против обычных бесед? Таким образом, вполне объективно о кандидате можно составить представление как о человеке, личности. Нелишне будет поинтересоваться и у своих работающих спасателей их мнением о будущих коллегах — всё же им вместе работать.