Научная статья на тему 'Основные принципы построения взаимодействия между субъектами управления в туристской отрасли'

Основные принципы построения взаимодействия между субъектами управления в туристской отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3126
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / COMMUNICATION / EFFECTIVE INTERACTION / DECISION-MAKING / TOURISM INDUSTRY / SUBJECTS OF MANAGING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тхагапсов Ахмед Валерьевич

Современные экономические условия требуют от государства и бизнеса активизировать деятельность, направленную на повышение эффективности функционирования экономики. Одним из главных направлений в этой связи становится государственно-частное партнерство. В статье рассматривается исторический аспект построения систем управления в туристской отрасли, описываются модели взаимодействия между субъектами управления в этой сфере, автор предпринял попытку сформировать механизм выстраивания отношений на основе партнерства в сфере туризма. В статье отражено взаимодействие государства и туристских ассоциаций как представителей туристского бизнеса. Раскрываются основные задачи и основания для создания ассоциаций туристских предприятий. Произведен анализ управления туризмом в Кабардино-Балкарской Республике, приведены успешные примеры взаимодействия субъектов, участников процесса управления туризмом и указаны основные проблемы отрасли в Республике, а также проведено исследование ассоциаций туристского рынка региона. Отражены результаты экспертной оценки, касающейся взаимодействия и сотрудничества поставщиков и потребителей услуг. Определена роль государственно-частных партнерств в туризме как возможности совместной разработки правового регулирования отрасли, способствуя ее устойчивому развитию. Данный факт является немаловажным, учитывая высокую социальную нагрузку, которую несет туризм, создавая новые рабочие места и стимулируя экономический рост. Выявлены основные недостатки государственного управления туризма в России, такие как неопределенность условий и механизмов государственно-частного партнерства в сфере туризм; неразработанность принципов развития государственно-частного партнерства и организационных основ информационного обеспечения управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN METHODS OF INTERACTION ACTIVITIES BETWEEN THE MANAGEMENT SUBJECTS IN TOURISM INDUSTRY

The modern economic conditions want the state and business to improve the effective economy function activities. So, one of the main directions became the state-private partnership. The article is regarding the historical aspect of the managing system in the tourism industry, showing the connection models between the managing subjects in this sphere. The author tried to form a model of relationships, based on the partnership in the tourism sphere. The article tells us about the state and tourists associations as the tourist business representative interaction; it reveals the fundamental tasks and basis for tourist associations creating. The article contents the analysis of the tourism management in Kabardino-Balkar Republic, shows the successful interaction subjects examples, mentions the main tourism industry problems in republic, as well as tells us about this region tourist market association inquiry. It reflects the expert evaluation results, connected with the service supplier and customer interaction and cooperation. Also in the article is determined the state-private partnership role in the tourism as an opportunity of the joint developing of the legal regulation in tourism industry, on contributing to its sustainable development. This fact is important due to high social tourism status, on creating the new working places and stimulating the economic growth. In the article is mentioned the main imperfections of the state tourism management in Russia, like: the vague conditions and mechanisms of the state-private partnership in tourism sphere; lack of principles elaboration of the state-private partnership; lack of information security management decisions organizational foundations.

Текст научной работы на тему «Основные принципы построения взаимодействия между субъектами управления в туристской отрасли»

УДК 379.85

DOI: 10.12737/6692

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ В ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ

Тхагапсов Ахмед Валерьевич, аспирант кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, [email protected]

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Современные экономические условия требуют от государства и бизнеса активизировать деятельность, направленную на повышение эффективности

функционирования экономики. Одним из главных направлений в этой связи становится государственно-частное партнерство. В статье рассматривается исторический аспект построения систем управления в туристской отрасли, описываются модели взаимодействия между субъектами управления в этой сфере, автор предпринял попытку сформировать механизм выстраивания отношений на основе партнерства в сфере туризма. В статье отражено взаимодействие государства и туристских ассоциаций как представителей туристского бизнеса. Раскрываются основные задачи и основания для создания ассоциаций туристских предприятий. Произведен анализ управления туризмом в Кабардино-Балкарской Республике, приведены успешные примеры взаимодействия субъектов, участников процесса управления туризмом и указаны основные проблемы отрасли в Республике, а также проведено исследование ассоциаций туристского рынка региона. Отражены результаты экспертной оценки, касающейся взаимодействия и сотрудничества поставщиков и потребителей услуг. Определена роль государственночастных партнерств в туризме как возможности совместной разработки правового регулирования отрасли, способствуя ее устойчивому развитию. Данный факт является немаловажным, учитывая высокую социальную нагрузку, которую несет туризм, создавая новые рабочие места и стимулируя экономический рост. Выявлены основные недостатки государственного управления туризма в России, такие как неопределенность условий и механизмов государственно-частного партнерства в сфере туризм; неразработанность принципов развития государственно-частного партнерства и организационных основ информационного обеспечения управленческих решений.

Ключевые слова: коммуникация, эффективное взаимодействие, принятие решений, туристская отрасль, субъекты управления

Анализ исторических воплощений видов систем управления в туристской отрасли позволил сформулировать три модели взаимодействий субъектов, организующих оказание туристских услуг:

1) односторонне направленная система, характеризующаяся воздействием одного из субъектов туристской отрасли, в частности, государства, на других;

2) двусторонне направленная асимметричная система, характеризующаяся взаимодействием двух факторов, в частности, государства и бизнес-организаций, для

достижения общих целей с учетом интересов друг друга при отсутствии согласования интересов со стороны третьего (потребителей);

3) двусторонне направленная симметричная система, характеризующаяся

взаимодействием потребителей услуг, органов власти, субъектов туристской деятельности в процессе достижения общих целей с учетом интересов друг друга.

Каждой системе управления свойственна система коммуникаций и принятия управленческих решений: централизованной системе управления - централизованное принятие решений и односторонняя коммуникация; частично-децентрализованной системе управления - принятие решений на двух уровнях - государством и бизнесорганизациями и двусторонне направленная ассиметричная коммуникация;

децентрализованной системе управления - принятие решений на основе партнерства и симметричная коммуникация.

Взаимодействие на основе социального партнерства, двусторонней симметричной коммуникации предполагает понимание значимости и необходимого доминирования компенсационных связей в силу взаимозависимости субъектов. На практике же мы можем наблюдать разнонаправленность действий и стихийность управления, результатом чего становятся банкротства предприятий, их неспособность противостоять кризисным явлениям и форс-мажорным ситуациям, что влечет за собой незащищенность потребителей услуг и нарушения законодательства в отношении защиты их прав [1].

В современных условиях, учитывая недостаточную развитость национального туристского рынка, целенаправленное вмешательство государства в систему управления в туристской отрасли является необходимым рычагом повышения результативности ее функционирования. Другим важным условием роста эффективности управления выступает повышение роли потребителей услуг туристской отрасли. Многосубъектность управления отраслью может быть обеспечена только через механизм социального партнерства, благодаря которому учитываются интересы всех участников.

Однако в настоящее время законодательно прописано взаимодействие между туристскими компаниями и представителями власти только на консультативном уровне. Автор считает, что необходимо разработать и нормативно закрепить механизм взаимодействия всех субъектов управления, поскольку недостаточное внимание к интересам и ожиданиям потребителей услуг приводит к диспропорциям в развитии отрасли. Именно основанная на социальном партнерстве система управления позволит реализовать субъект-субъектную связь между всеми факторами, выражающую зависимость индивидов друг от друга в силу разных оснований: они либо осуществляют

деятельность, направленную на реализацию общей цели, хотя при этом выполняют разные функции, либо обмениваются результатами деятельности.

Построение отношений между всеми субъектами управления в туристской отрасли на основе принципов партнерства является необходимым условием реализации социальной направленности системы управления, гармоничного и стабильного развития отрасли в силу того, что риски присутствуют на всех стадиях оказания туристских услуг и охватывают все субъекты туристской отрасли, что находит отражение в разнообразии видов рисковых случаев [3].

Управление в туризме характеризуется двухуровневостью, соединением в единую систему двух различных уровней управления - управленческого воздействия со стороны управляющих субъектов и самоуправления - на уровне туристских организаций и потребителей услуг.

Примером общественных организаций, выстраивающих отношения на основе партнерства, являются объединения представителей туристского комплекса. Туристские компании в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих интересов создают объединения (ассоциации) в порядке, установленном законодательством (в соответствии с ФЗ № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»). Основными задачами таких ассоциаций являются:

—координация и согласование деятельности участников рынка;

—обобщение практики применения нормативных актов по регулированию туристской деятельности;

—внесение предложений в законодательные органы по вопросам развития туризма в виде различных проектов;

—проведение методических конференций, семинаров по проблемам туризма и туристской деятельности;

—разработка и обсуждение предложений по вопросам повышения качества обслуживания туристов [5].

Основания для создания ассоциаций туристских предприятий могут быть различными:

—по инициативе государственного сектора, когда государственным структурам требуется консультативная группа представителей коммерческого сектора туристской отрасли;

—в рамках реализации проектов, когда необходимо совместное участие в проектах (например, в туристских ярмарках);

—по инициативе отдельных частных предприятий [2].

Примером крупнейшей межправительственной структуры в сфере туризма является Ростуризм, осуществляющий активную деятельность в рамках Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО). Всемирная туристская организация -специализированное учреждение Организации Объединенных наций, является ведущей международной организацией в сфере туризма и путешествий. В состав ЮНВТО входят 154 страны и около 390 присоединившихся членов, представляющих национальные правительства, туристские ассоциации и компании частного сектора, включая авиакомпании, гостиничные группы и туроператоров. Членство Российской Федерации в Исполнительном совете ЮНВТО способствует укреплению имиджа России как страны, привлекательной для туризма [1].

Ассоциации являются активным фактором взаимодействия государства и представителей туристского бизнеса, наделенным широким перечнем возможностей (закрепленных как в законодательстве - Гражданском кодексе и ряде федеральных законов, так и в Уставах объединений), включая право разработки предложений по развитию отрасли в законодательных органах. Поскольку указанные субъекты управления имеют ряд общих интересов, можно предположить, что в рамках сотрудничества и совместной разработки программ развития туристского сектора субъекты туристской деятельности имеют возможность выразить обобщенную единую позицию. Однако внесение изменений в законопроект будет зависеть исключительно от органов власти.

Несмотря на широкий круг вопросов, которые находятся в центре внимания туристских союзов, существующие в современном российском туризме объединения оказывают весьма незначительное влияние на функционирование отрасли, вследствие чего эффект их влияния на деятельность своих членов является незначительным.

В этом контексте важной представляется готовность государства к сотрудничеству с представителями бизнеса, отношение к ним не только как к источнику пополнения бюджетов и долевого финансирования целевых программ, но и как к партнеру [4].

Для выявления оценки результативности, недостатков и преимуществ существующей системы управления туризмом в Кабардино-Балкарском регионе субъектами, являющимися производителями туристских услуг, автором было проведено эмпирическое исследование методом экспертного интервью. При проведении

исследования были опрошены руководители 20 компаний, работающих в туристской отрасли Кабардино-Балкарии, члены Российского союза туроператоров.

Данные, полученные автором, продемонстрировали уверенность экспертов в том, что на современном туристском рынке сложилась ситуация, благоприятная для формирования и развития активного взаимодействия и сотрудничества поставщиков и потребителей услуг в рамках реализации продукта и самоуправления в отрасли. Анализ ответов руководителей туриндустрии позволил определить, что эффективность такого взаимодействия высоко оценивается абсолютным большинством из них. На региональном рынке созданы условия для взаимодействия производителей и потребителей услуг, наметилась явная тенденция к переходу от ценностей утилитарного к ценностям гуманистического менеджмента, реализация которой предполагает организацию взаимодействия субъектов управления в отрасли на основе социального партнерства.

Экспертные оценки выявили, что к сотрудничеству с органами власти производители туристских услуг относятся весьма скептически, отметив факт отсутствия поддержки своей деятельности с их стороны. Опыт взаимодействия с органами государственной власти, по мнению двух третей экспертов, ограничивается преимущественно выставочной деятельностью и участием в тендерах на предоставление туристских услуг, что явно недостаточно для осуществления системы управления, основанной на партнерстве. В этой связи эксперты отмечают: «Развивается преимущественно оздоровительный и горный туризм, значительно слабее - деловой и внутренний. К сожалению, стимулирования со стороны властей на практике не наблюдается». Это свидетельствует о том, что непонимание значения взаимодействия двух подсистем управления (государственного управления и деятельности менеджеров отрасли) характерно не только для чиновников, но и для ряда представителей туристского бизнеса, что свидетельствует о деформации в российской системе управления. Однако в настоящее время именно государство стимулирует самоорганизацию субъектов туристского бизнеса путем принятия поправок в действующее законодательство [6].

Отрадно, что примеры успешного и эффективного взаимодействия субъектов, вовлеченных в процесс управления отраслью, имеются, в частности, в регионе. Еще в 2003 году в целях оптимизации деятельности различных организаций, бизнес-структур и государственных органов, выполняющих функции по организации въездного и внутреннего туризма, в Кабардино-Балкарии был создан Координационный совет по туризму. В состав совета вошли представители Комитета по внешним связям Администрации города Нальчик, Управления по физкультуре, спорту и туризму

Кабардино-Балкарии, муниципального учреждения «Туризм Приэльбрусья»,

международный холдинг «Синдика», а также руководители различных туристских агентств и других организаций сферы гостеприимства. Создание и последующее функционирование данного совета соответствует выделенному нами виду системы управления - частично-децентрализованной.

Среди основных проблем субъекты управления туризмом выделили следующие: отсутствие действенных каналов и рычагов взаимодействия производителей туристских услуг с органами власти; «пробелы» в действующем законодательстве; нехватка профессиональных кадров для работы в отрасли; низкая эффективность государственной поддержки внутреннего и въездного туризма. Недостаточная готовность органов власти решать указанные проблемы, на наш взгляд, сыграла первостепенную роль в реализации наметившегося в последние годы перехода от частично-децентрализованной системы управления к децентрализованной, с формированием саморегулируемых структур, акцента на внутреннее самоуправление. Проявлением этого является формирование профессиональных сообществ туроператоров, турагентств - союзов и ассоциаций.

На российском туристском рынке таковыми являются РСТ (Российский союз туриндустрии) и АТОР (Ассоциация туроператоров России). Российский Союз туриндустрии - крупнейшее отраслевое объединение федерального уровня, в которое входят туроператоры, турагентства, гостиницы; санаторно-курортные, транспортные, страховые, консалтинговые учреждения, IT-компании, учебные заведения, СМИ, общественные и иные организации в сфере туризма. Сегодня в Союз входят более 650 организаций из России, стран ближнего и дальнего зарубежья [3].

Однако, несмотря на функционирование целого ряда ассоциаций и союзов, опрошенные нами субъекты управления туристским бизнесом региона отмечают, что работа объединений оказывается малоэффективной. Это обусловлено тем, что деятельность различных туристских ассоциаций в действительности не может повлиять на реализуемую национальную туристскую политику, равно как и самостоятельно решить существующие в отрасли проблемы. В связи с этим можно сделать вывод о необходимости государственного регулирования отрасли и недостаточной готовности субъектов туристской деятельности к полному саморегулированию, характерному для децентрализованной системы управления.

По поводу развития самоуправления в отрасли также прозвучали довольно сдержанные оценки со стороны экспертов, которые при этом отмечают: «На практике члены Ассоциации могут только анализировать события на туристском рынке, но не

повлиять на них (например, вопрос о необходимости страхования каждой путевки (на случай банкротства) так в Государственную Думу и не прошел, хотя об этом говорят все ассоциации туризма)». Все это подтверждает вывод о том, что весьма острой является проблема отсутствия действенных рычагов взаимодействия производителей туристских услуг с органами власти.

В настоящее время управление туризмом в Кабардино-Балкарии не отличается системностью в организации и реализации программ развития. Большинство мероприятий имеют точечный характер, охватывая узкий круг вопросов. Партнерство между субъектами бизнеса и региональными органами власти представлено слабо -преимущественно в рамках выставочной деятельности. Развитие въездного и внутреннего туризма также не характеризуется комплексностью - осуществляются разрозненные действия субъектами управления, реализующими тот или иной проект в целях получения прибыли (например, горнолыжные комплексы), а также действия органов власти, направленные на реализацию других проектов (например, пешеходная тропа в Нальчике). Значительный эффект могло бы иметь объединение усилий при реализации того или иного проекта. Например, в целях развития въездного и внутреннего туризма можно объединить усилия по развитию горнолыжного комплекса, но инвестировав средства в развитие общественного транспорта для увеличения доступности данного вида отдыха для более широкого круга населения (в частности, для студентов). Сегодня для более успешного социально-экономического развития региона привлекателен въездной туризм.

Организация управления в туристской отрасли на основе принципов партнерства, на взгляд автора, приведет к увеличению доходов регионального и местных бюджетов [5].

Литература

1. Дуран, Т.В. Теория социального управления: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011. - 191 с.

2. Евдокимов, К.А. Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. - Тула, 2005.

3. Саак, А.Э., Пшеничных, Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2007.

4. Кривошеева, Т.М., Маркова, С.А. Практика применения программного метода управления в сфере туризма: материалы международной научно-практической конференции «Управление современным инновационным обществом в посткризисный

период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты)». - В 5-ти ч. - Ч. 3. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2011.

5. Кривошеева, Т.М., Харитонова, Т.В. Разработка маркетинговых стратегий развития городских поселений в России. Технологии управления социальноэкономическим развитием региона: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - В 3-х ч. - Ч. III. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009.

6. Харитонова, Т.В., Кривошеева, Т.М. Маркетинговые стратегии развития территорий (на примере городов): сб. науч. трудов VII Всероссийской научнопрактической конференции «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса». - М.: МГУС, 2006.

THE MAIN METHODS OF INTERACTION ACTIVITIES BETWEEN THE MANAGEMENT SUBJECTS IN TOURISM INDUSTRY

Thagapsov Ahmed Valerievich., post graduate student of Business Technology tourism and hospitality, [email protected]

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

The modern economic conditions want the state and business to improve the effective economy function activities. So, one of the main directions became the state-private partnership. The article is regarding the historical aspect of the managing system in the tourism industry, showing the connection models between the managing subjects in this sphere. The author tried to form a model of relationships, based on the partnership in the tourism sphere. The article tells us about the state and tourists associations as the tourist business representative interaction; it reveals the fundamental tasks and basis for tourist associations creating. The article contents the analysis of the tourism management in Kabardino-Balkar Republic, shows the successful interaction subjects examples, mentions the main tourism industry problems in republic, as well as tells us about this region tourist market association inquiry. It reflects the expert evaluation results, connected with the service supplier and customer interaction and cooperation. Also in the article is determined the state-private partnership role in the tourism as an opportunity of the joint developing of the legal regulation in tourism industry, on contributing to its sustainable development. This fact is important due to high social tourism status, on creating the new working places and stimulating the economic growth. In the article is mentioned the main imperfections of the state tourism management in Russia, like: the vague conditions and mechanisms of the state-private partnership in tourism sphere; lack of principles elaboration of the state-private partnership; lack of information security management decisions organizational foundations.

Keywords: communication, effective interaction, decision-making, tourism industry, the subjects of managing

Reference:

1. Duran, T.V. Teoriya sotsial'nogo upravleniya: ucheb. posobie. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo universiteta, 2011. - 191 s.

2. Evdokimov, K.A. Sotsial'nyiy institut turizma v usloviyah preobrazovaniya sovremennogo rossiyskogo obschestva: dis. ... kand. sotsiol. nauk: 22.00.04. - Tula, 2005.

3. Saak, A.E., Pshenichnyih, YU.A. Menedjment v sotsial'no-kul'turnom servise i turizme: ucheb. posobie. - SPb.: Piter, 2007.

4. Krivosheeva, T.M., Markova, S.A. Praktika primeneniya programmnogo metoda upravleniya v sfere turizma: materialyi mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Upravlenie sovremennyim innovatsionnyim obschestvom v postkrizisnyiy period (ekonomicheskie, sotsial'nyie, filosofskie, pravovyie aspektyi)». - V 5-ti ch. - CH. 3. - Saratov: Izd-vo «KUBiK», 2011.

5. Krivosheeva, T.M., Haritonova, T.V. Razrabotka marketingovyih strategiy razvitiya gorodskih poseleniy v Rossii. Tehnologii upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regiona: materialyi II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mejdunarodnyim uchastiem. - V 3-h ch. - CHast' III. - Ufa: ISEI UNTS RAN, 2009.

6. Haritonova, T.V., Krivosheeva, T.M. Marketingovyie strategii razvitiya territoriy (na primere gorodov): sb. nauch. trudov VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Problemyi prakticheskogo marketinga v sfere servisa». - M.: MGUS, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.