Научная статья на тему 'Основные принципы построения системы управления конкурентоспособностью наукоемкой продукции'

Основные принципы построения системы управления конкурентоспособностью наукоемкой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАУКОЕМКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / СТОИМОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СТРАТЕГИЯ / МОНИТОРИНГ / MANAGEMENT / COMPETITIVENESS / THE HIGH TECHNOLOGY PRODUCTION / TECHNOLOGY / COST / FUNCTIONAL CHARACTERISTICS / STRATEGY / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынов Олег Юрьевич

Рассматриваются основные принципы построения системы управления конкурентоспособностью наукоемкой продукции: перспективность, новизна, исключительность функциональных характеристик; полное, комплексное и эффективное использование новых технических решений; тотальная информатизация научно-производственной корпорации. Показано, что для эффективного функционирования любого предприятия в конкурентной среде наукоемких изделий должна быть создана система менеджмента конкурентоспособности, позволяющая координировано управлять всеми процессами создания конкурентной продукции. Рассмотрено стратегическое управление предприятием на основе сбалансированной системы показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мартынов Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PRINCIPLES OF CONSTRUCTION OF A CONTROL SYSTEM OF COMPETITIVENESS OF HIGH TECHNOLOGY PRODUCTION

Main principles of construction of a control system are considered by competitiveness of high technology production: perspectivity, novelty, exclusiveness of functional characteristics; full, complex and an effective utilization of new technical decisions; total information of research-and-production corporation. It is shown that for effective functioning of any enterprise in the competitive environment of the high technology products the system of management of the competitiveness should be created, allowing координировано to operate all processes of creation of competitive production. Strategic operation of business on the basis of the balanced system of indicators is considered.

Текст научной работы на тему «Основные принципы построения системы управления конкурентоспособностью наукоемкой продукции»

УДК 621.586

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ

© 2012 г. О.Ю. Мартынов

Московский государственный технологический Moscow State

университет «Станкин» Technical University «Sankin»

Рассматриваются основные принципы построения системы управления конкурентоспособностью наукоемкой продукции: перспективность, новизна, исключительность функциональных характеристик; полное, комплексное и эффективное использование новых технических решений; тотальная информатизация научно-производственной корпорации. Показано, что для эффективного функционирования любого предприятия в конкурентной среде наукоемких изделий должна быть создана система менеджмента конкурентоспособности, позволяющая координировано управлять всеми процессами создания конкурентной продукции. Рассмотрено стратегическое управление предприятием на основе сбалансированной системы показателей.

Ключевые слова: управление; конкурентоспособность; наукоемкая продукция; технология; стоимость; функциональные характеристики; стратегия; мониторинг.

Main principles of construction of a control system are considered by competitiveness of high technology production: perspectivity, novelty, exclusiveness of functional characteristics; full, complex and an effective utilization of new technical decisions; total information of research-and-production corporation. It is shown that for effective functioning of any enterprise in the competitive environment of the high technology products the system of management of the competitiveness should be created, allowing координировано to operate all processes of creation of competitive production. Strategic operation of business on the basis of the balanced system of indicators is considered.

Keywords: management; competitiveness; the high technology production; technology; cost; functional characteristics;, strategy; monitoring.

Введение

Каждое предприятие формирует свою собственную стратегию конкурентной борьбы - условия выживания или процветания на рынке. Она строится на базе некоторого набора основополагающих принципов, которые формируются исходя из целей и задач предприятия, а также состояния, в котором оно находится. Далее под предприятием будем понимать научно-производственную корпорацию (НПК).

Основной целью НПК в условиях рынка является получение максимальной прибыли, все остальные цели подчинены этой главной цели.

Анализ литературных источников [1 - 4] показал, что различные авторы хотя и ставят во главу угла основную цель - получение максимальной прибыли, но при этом предполагают разные стратегии достижения цели. На наш взгляд, они зачастую не полностью учитывают свойство наукоемкости продукции.

Поэтому в предлагаемой статье предпринята попытка сформулировать основные принципы, которые должны лечь в основу формируемой стратегии НПК, реализующей стоящие перед ней цели и задачи.

Прежде всего, как справедливо утверждают экономисты, каждое предприятие по сравнению с конкурентом должно решить для себя, каким из двух преимуществ должна обладать продукция, которую оно может предложить потребителю: преимуществом в

цене на продукцию или преимуществом в функциональных характеристиках.

Исходя из стоящей перед НПК целью ее задача -выпускать в основном новую, перспективную продукцию, отвечающую требованиям завтрашнего дня и обладающую уникальными функциональными характеристиками. При этом надо ясно понимать (и это подтверждается мировой практикой), что попытка совместить эти два принципиально противоположных преимущества имеет незначительные шансы на успех.

Принципы стратегии конкурентной борьбы

Сформулируем первый основополагающий принцип стратегии конкурентной борьбы для НПК: перспективность, новизна и исключительность функциональных характеристик продукции.

Но новизна и исключительность функциональных характеристик появляется у продукции только тогда, когда используются перспективные технические решения, основанные на новых производственных технологиях, материалах, технологиях функционирования изделий, комбинациях известных технологий и т.д. Вообще говоря, роль и влияние технологий на нашу жизнь трудно переоценить. Так, например, внедрение информационно-коммуникационных технологий на промышленных предприятиях перевернуло представление людей о современном производстве,

существенно повысило его эффективность и конкурентоспособность. Под технологией в данной статье будем понимать «практическое применение» научно-технических ноу-хау для реализации функциональных характеристик продукции и средств ее производства.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что именно технологическая инновация имеет решающее значение для успеха НПК на рынке, а процессы жизненного цикла технологий лежат в основе механизмов, обеспечивающих реализацию перспективности, новизны и исключительности функциональных характеристик продукции. То есть новые технологии - главная движущая сила конкурентной борьбы, а рынок технологий и поддерживающий его технологический маркетинг постепенно сформировались как важный и самостоятельный сектор рынка, существенно влияющий на конкурентную борьбу.

Деятельность НПК можно представить как взаимообусловленное объединение жизненных циклов НИОКР, научной продукции (НП) и «массовой» продукции, которые имеют самостоятельный бюджет, но очень тесно взаимодействуют друг с другом. То есть можно говорить о максимально полном, комплексном и эффективном использовании новых технических решений в НПК.

Поэтому вторым основополагающим принципом стратегии конкурентной борьбы для НПК можно считать: полное, комплексное и эффективное использование новых технических решений.

Третьим важным принципом можно считать тотальную информатизацию НПК.

Безусловно, его реализация в НПК - это трудоемкий и дорогостоящий процесс. Но, как показывает мировой опыт, совокупность получаемых преимуществ до конца еще не оценена и, скорее всего, не осмыслена в комплексе. Автоматизация всех бизнес-процессов позволит: повысить надежность продукции за счет реализации методов TQM; провести реинжиниринг; повысить прозрачность и управляемость НПК; сократить время создания изделия; существенно сократить выполняемые персоналом рутинные операции.

Как показывает отечественная и зарубежная практика, внедрение информационных технологий, в частности ИПИ-технологий, позволяет сократить сроки проведения исследований и разработок наукоемких изделий на 20 - 60 %, уменьшить затраты на закупку продукции примерно на 30 %, а также иногда почти на порядок уменьшить время, необходимое для корректировки и взаимной увязки проектов.

Можно с уверенностью утверждать, что предприятие, не погруженное в информационную среду, вряд ли уже в ближайшие 5 - 10 лет сможет считать себя конкурентоспособным.

Не менее важным моментом информатизации является обеспечение оперативной и полной исходной информаций для решения задач управления продукцией (рис. 1).

Рис. 1. Задачи НПК в системе менеджмента конкурентоспособности

Как уже отмечалось выше, главным показателем для определения конкурентоспособности при участии в национальных (научных) проектах по созданию изделий специальной вычислительной техники является не стоимость изготавливаемого изделия, а, прежде всего, перспективность этого изделия (конечно, при условии выполнения ограничения на имеющиеся ресурсы). Это связано с тем, что проект должен быть перспективным и отвечать требованиям завтрашнего дня. При этом его невысокая относительно других участников тендера стоимость вряд ли обеспечит ему устойчивую конкурентоспособность. Без наличия перспективного проекта предприятие будет все время балансировать на грани конкурентоспособности -неконкурентоспособности. Таким образом, для создания успешного проекта главным требованием является обеспечение «экстремальных» свойств изделия. Для того чтобы разработчики могли создать такой проект, необходимо наличие результатов фундаментальных научных исследований и перспективных технологических процессов, которые должны быть разработаны еще до того, как конструкторы сформируют конструкцию конкретного изделия [5, 6].

Тогда задачу повышения эффективности деятельности НПК можно сформулировать, как:

R = Rj + R2 + R3 ^ max,

где R, Rj, R2, R3 - экономический эффект (доход суммарный от НИОКР, НП и «массовой» продукции соответственно).

То есть конкуренция существует не только между конечной продукцией, но и между идеями, решениями, проектами, технологиями, которые создаются на разных этапах жизненного цикла изделия. Очевидно, что и рынки сбыта идей, решений, проектов, товаров будут принципиально отличаться участниками и составляющими.

Таким образом, для эффективного функционирования любого предприятия в конкурентной среде наукоемких изделий для него должна быть создана система менеджмента конкурентоспособности, позво-

ляющая координированно управлять всеми процессами создания конкурентной продукции.

Особенностью организации сложных, наукоемких производств является то, что они представляют собой единый комплекс научного поиска, опытно-конструкторских работ, инженерных решений, подготовки опытного производства и, наконец, серийного производства с непосредственным доведением созданной продукции до конкретного потребителя [7]. В разрезе жизненного цикла продукции проблема управления конкурентоспособностью сводится к решению следующих взаимосвязанных задач: разработка проекта изделия, обладающего существенными преимуществами перед конкурентами; обеспечение его производства, эффективного по стоимости и качеству; организация информационного обеспечения бизнес-процессов жизненного цикла продукции.

Сегодня без преувеличения можно сказать, что будущее страны и перспективы ее развития в значительной степени определяются эффективностью функционирования системы управления.

В качестве примера рассмотрим основную составляющую системы управления - стратегическое управление.

Внедрение технологий стратегического управления включает следующие основные этапы (рис. 2).

Анализ состояния объекта управления. На этапе анализа состояния объекта управления предусматривается оценка его текущего состояния, включая определение и анализ основных факторов и закономерностей, влияющих на его функционирование и развитие. Для отрасли или отдельного предприятия это оценка конкурентоспособности продукции, работ или оказываемых услуг на рынках сбыта, анализ издержек, ценовой политики, качества, безопасности и т.д. Для проведения анализа предполагается использование адаптированных к специфике деятельности объекта управления технологий ситуационного анализа, анализа узких мест, SWOT-анализа, включающего анализ слабых и сильных сторон, существующих угроз, перспектив и возможностей развития, анализ бизнес-процессов и т.д.

Рис. 2. Стратегическое управление в системе менеджмента качества

В результате проведенного анализа общего состояния объекта управления определяются:

- критические точки;

- ключевые проблемы, цели, ресурсы, технологии, которыми располагает объект управления;

- возможные точки роста;

- ключевые факторы успеха;

- прогноз и сценарии развития объекта управления;

- показатели, характеризующие эффективность функционирования объекта управления;

- точки контроля и упреждающего контроля хода реализации стратегии развития объекта управления.

Проведенный анализ способствует определению приоритетов, безотлагательных и первостепенных задач, стоящих перед объектом управления, стратегических целей его развития, путей и технологий их достижения [7].

Выработка стратегии. Реализация этапа выработки стратегии предполагает определение перспективных тенденций развития объекта управления, приоритетных направлений его развития, стратегических целей развития, ключевых факторов успеха для достижения стратегических целей. Важен выбор технологий, способных обеспечить достижение поставленных стратегических целей, расчет ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей развития отрасли, в соответствии с выбранными технологиями. На этом этапе определяются принципы функционирования системы управления, соответствующие стратегическим целям, стоящим перед объектом управления.

При разработке стратегии предполагается использование адаптированных к специфике объекта управления технологий экспертного оценивания (метода сценариев, мозговой атаки, Делфи, ПАТТЕРН), экспертного, изыскательского и нормативного прогнозирования, многокритериального оценивания эффективности альтернативных вариантов развития, включая экономическую составляющую, финансового анализа и т.д.

Разработанная стратегия развития объекта управления является основой, стержнем технологий стратегического управления, на базе которой с учетом происходящих изменений и хода выполнения принятых решений вырабатываются и реализуются принятые стратегические решения.

Разработка сбалансированной системы показателей. Один из основных принципов современного стратегического управления - реально управлять можно только тем, что измеримо. Да и опыт использования технологий стратегического управления подтверждает: выполняется то, что измеряется. Здесь следует оговориться, что речь идет не только о количественных измерениях, но и об измерениях качественного характера, т. е. неколичественных измерениях, технологии которых сегодня широко используются в управленческой практике. Эффективным инструментарием, используемым при стратегическом управлении, сегодня все больше становятся технологии сбалансированной системы показателей.

При использовании сбалансированной системы показателей осуществляется:

- определение групп показателей, характеризующих состояние объекта управления и степень достижения стратегических целей;

- определение состава показателей в каждой из сформированных групп показателей;

- разработка оценочной системы для расчета значений сбалансированной системы показателей;

- разработка форм представления информации для расчета значений сбалансированной системы показателей.

Для выработки сбалансированной системы показателей предполагается использование адаптированных технологий факторного анализа, многомерного шкалирования, многокритериальных экспертных оценок, технологий обработки количественной и качественной (неколичественной) экспертной информации, стратегических карт.

В результате этого этапа разрабатывается система показателей, на основании которых становится возможным определение степени достижения стратегических целей развития объекта управления.

Стратегическое планирование. Особое значение при использовании технологий стратегического управления приобретает планирование. Особенно в условиях управления развитием сложного комплексного объекта управления. К числу наиболее широко используемых технологий стратегического планирования относятся, в первую очередь, программно-целевое планирование, а на уровне отдельных предприятий - бизнес-планирование.

Для реализации этого этапа стратегического управления предполагается использование адаптированных к специфике отрасли технологий программно-целевого метода, управления проектами, финансового анализа, автоматизированных систем оценки экономической эффективности инвестиционных проектов и т.д.

В результате этапа стратегического планирования разрабатывается план мероприятий, необходимый для реализации разработанной стратегии развития объекта управления. Подчеркнем, что не сначала план, а затем стратегия его реализации. А наоборот, сначала стратегия, а затем план ее реализации.

Мониторинг состояния объекта управления и хода реализации стратегических планов. Реализация разработанной стратегии развития объекта управления, осуществляемой в рамках стратегического управления, требует непрерывного или периодического контроля за ходом реализации стратегии, включая изменение внешних условий, при которых происходит ее реализация. Только мониторинг, адекватно отражающий и ход реализации стратегии, и происходящие изменения, позволяет принимать в случае необходимости корректирующие управленческие решения. При этом в случае необходимости корректировке подлежат не только решения оперативного или тактического характера, но и стратегические решения. Возможна и корректировка разработанной ранее стратегии раз-

вития. Если дорога сделала поворот на 90 градусов, то бессмысленно продолжать движение в прежнем направлении.

Реализация мониторинга состояния объекта управления требует соответствующей информационной поддержки, включая использование современных компьютерных технологий и, прежде всего, автоматизированных интегрированных систем управления.

Выводы

1. Основными принципами построения системы управления конкурентоспособностью наукоемкой продукции являются следующие:

- перспективность, новизна и исключительность функциональных характеристик продукции;

- полное, комплексное и эффективное использование новых технических решений;

- тотальная информатизация НПК.

2. Внедрение технологий стратегического управления конкурентоспособностью должно включать следующие этапы:

- анализ состояния объекта управления;

- выработка стратегии;

Поступила в редакцию

- разработка сбалансированной системы показателей;

- стратегическое планирование;

- мониторинг состояния объекта управления и хода реализации стратегических планов.

Литература

1. Адлер Ю.П. Качество и рынок, или Как организация настраивается на обеспечение требований потребителей // Поставщик и потребитель. М., 2000. 126 с.

2. Быков С.Н., Тащиян Г.О., Осипов Ю.М. Социальные показатели конкурентоспособности продукции // Автоматизация и современные технологии. 2003. № 5. С. 59 - 65.

3. Емельянов С.В. Международная конкурентоспособность американских производителей: политика фирм и конкурентные преимущества // Вестн. Моск. гос. ун-та. Экономика. Серия 6. 2001. № 6. С. 60 - 72.

4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М., 2000. 312 с.

5. ГинзбургА.И. Экономический анализ. СПб., 2008. 528 с.

6. Кабушкин А.Г. Менеджмент. М., 2000. 241 с.

7. Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2002. 340 с.

17января 2012 г.

Мартынов Олег Юрьевич - канд. техн. наук, генеральный директор «Научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники», докторант, Московский государственный технологический университет «Станкин». Тел. (+7 495) 319-17-90.

Martynov Oleg Jurevich - Candidate of Technical Sciences, the general director «the Research Center of Electronic Computer Facilities», the doctoral candidate of Moscow State Technical University «Stankin». Ph/ (+7 495) 319-17-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.