Научная статья на тему 'Основные принципы организации системы планирования и прогнозирования при управлении региональной системой профессионального образования'

Основные принципы организации системы планирования и прогнозирования при управлении региональной системой профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы организации системы планирования и прогнозирования при управлении региональной системой профессионального образования»

А .Л. КУРАКОВ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В системе управления учреждениями профессионального образования функция планирования может выполнять роль соответствующего комплексного ориен-татора на достижение устанавливаемых субъектом управления или необходимых экономических, социальных и финансовых результатов, эффективности использования материально-технических (основных и оборотных фондов), трудовых и финансовых ресурсов только в том случае, если планирование тесно связано с прогнозированием показателей экономического, социального, инновационного и учебно-методического развития профессиональных учебных заведений в составе муниципального образования и региона.

Прогнозирование как функция управления выступает инструментом, направленным на повышение значимости формируемого перспективного плана, уровня объективности планирования социального, экономического, инновационного, учебно-методического развития профессионального учебного заведения.

Функция прогнозирования должна в своей содержательной направленности не только предоставлять субъекту управления учреждением профессионального образования в количественно обоснованной форме результаты перспективного и одновременно ресурсообеспеченного развития, но и в зависимости от влияния различных факторов внешней среды (изменений: конъюнктуры рынка образовательных услуг; в нормативно-правовых регламентациях, реформировании системы профессионального образования в соответствии с требованиями рынков образовательных услуг, труда квалифицированных рабочих, служащих, специалистов, государственных и международных образовательных стандартов) на деятельность учреждений профессионального образования формировать сценарные прогнозы развития отдельных учреждений профессионального образования, их общего состава в рамках региона, муниципального образования, федерального округа и Российской Федерации.

Прогнозирование экономического, финансового и социального развития учреждения профессионального образования, их регионального комплекса основывается на перенесении тенденций ретроспективного развития на перспективный период. При этом предпочтение следует отдавать среднесрочному периоду, так как ошибки прогноза, выполняемого экономикоматематическими методами, в долгосрочном периоде (5 и более лет) существенно возрастают даже при наличии репрезентативной статистической выборки прогнозируемых показателей в динамическом или статистическом ря-

де. Одно из основных функциональных предназначений прогнозирования -на объективной основе определять значения экономических, финансовых, социальных уровней развития отдельного учреждения профессионального образования или их региональной совокупности.

Рационализация взаимодействия прогнозирования и планирования развития профессионального образования возможна при установлении и реализации в различном сочетании не только методов планирования (балансового, нормативного, эталонного, оптимального), но и учета условий, статистических данных или их отсутствия в процессе решения прогностических задач.

Вместе с тем взаимодействие функций планирования и прогнозирования в системе управления региональным профессиональным образованием должно основываться на принципах её формирования, учитывающих требования потребителей рынка образовательных услуг, направленные на повышение их качества и доступности.

В качестве принципов, на базе которых может быть рационализирована система управления профессиональным образованием региона, выступают: автономность учреждений профессионального образования при одновременном росте их ответственности за конечные результаты деятельности и участие на рынке профессиональных образовательных услуг; разграничение компетенции, полномочий и ответственности органов управления образованием всех уровней и обеспечение их эффективного взаимодействия; переход от распределительного и директивного к рыночному регулированию системы профессионального образования; развитие общественно-государственных форм управления профессиональным образованием.

Соединение принципов формирования рациональной системы управления профессиональным образованием региона с механизмом взаимодействия функций, мер, методов, способов и стратегий управления должно производиться субъектом планирования и прогнозирования социальноэкономического развития региона на ресурсообеспеченной основе и последовательного нормативно-правового регламентирования деятельности учреждений профессионального образования.

Планирование своего текущего функционирования и перспективного развития учреждение профессионального образования осуществляет исходя из принципа не только индикативности, но и соблюдения соответствующего уровня ответственности за достижение тех экономических, социальных и финансовых результатов, которые в обобщающей форме соответствуют как ресурсным возможностям, так и экономическим, социальным интересам участников оказания и потребления образовательных услуг.

Немаловажны мероприятия по реализации принципа регионализации профессионального образования, предусматривающего ответственность объекта управления за обеспечение образовательными программами, материальными и финансовыми ресурсами, учебно-методической информацией на основе

взаимодействия и соблюдения экономических, социальных и иных интересов с социальными организациями и разноуровневыми системами управления образовательными процессами, но и за обеспечение в регионе дифференциации образования и обучения в соответствии с национально-культурными, научными, демографическими, экономическими особенностями административнотерриториального образования, имеющимися научно-методическими школами, характеризующими индивидуальность и инновационную направленность педагогического и иного опыта в системе профессионального образования региона.

Особенности планирования социальных и экономических результатов текущей деятельности и перспективного развития профессионального образования зависят от неравновесности спроса и предложения на рынке труда специалистов среднего звена в республиках Российской Федерации в составе Приволжского федерального округа, когда растущий спрос в условиях экономического роста не удовлетворяется по причинам низкого уровня маркетинговых исследований и медленно растущей динамики роста численности выпускаемых специалистов среднего звена (таблица).

Наряду с этим особенности планирования социальных и экономических результатов текущей деятельности и перспективного развития учебных заведений профессионального образования состоят в финансовом, информационном и материально-техническом обеспечении действующих образовательных стандартов, в свою очередь выступающих одними из основных составляющих социальных стандартов и повышения качества жизни граждан.

На первом этапе преобразований в области профессионального образования, повышения значимости и уровня объективности планирования развития учреждений профессионального образования в регионах, ориентированного на достижение минимальных и более высоких экономических и социальных результатов, необходимо установить и соблюдать минимальные социальные нормы и нормативы, характеризующие важнейшие потребности человека в материальных и духовных благах, гарантировать соответствующие объемы потребления благ и услуг на основе использования располагаемого материально-технического и финансового ресурсного потенциала реиона, муниципального образования.

Перспективное социально-экономическое развитие в существенной мере зависит от различных применяемых в настоящее время методических подходов к планово-расчетному обоснованию выделения бюджетных средств на образование.

Необходимо изменить положение, при котором планирование бюджетных расходов региона осуществляется в первую очередь от объема доходов бюджета, а не от количества действующих учреждений профессионального образования, их типов и видов, контингентов учащихся, численности профессорско-преподавательского и иного персонала.

Количество учреждений профессионального образования, их экономическое и социальное развитие в предстоящий текущий (один год) и перепек-

тивный (2-5 лет) периоды должно быть основой для формирования статей затрат регионального бюджета на все виды образования, включая учреждения профессионального образования.

Динамика выпуска специалистов учреждениями среднего профессионального образования на 10000 человек населения по республикам - субъектам федерации Приволжского федерального округа за период 1995-2003 годов, чел.

Республики - субъекты федерации Приволжского федерального округа 1995 2000 2001 2002 2003

Республика Башкортостан 35 49 50 54 66

Республика Марий Эл 30 35 37 39 46

Республика Мордовия 35 40 44 47 48

Республика Татарстан 38 40 36 40 46

Удмуртская Республика 33 45 52 53 77

Чувашская Республика 37 44 51 53 55

Приволжский федеральный округ 34 44 46 50 57

Изменение содержательного характера и взаимодействий функций рационализируемой системы управления профессиональным образованием должно основываться на:

- интегральном планировании социально-экономического развития учреждений профессионального образования, объединяющем текущее, перспективное и стратегическое плановое обоснование достижения установленных или необходимых экономических, социальных и финансовых результатов;

- организации образовательного процесса, соединяющей все виды ресурсов в нем для обеспечения равновесности спроса и предложения на рынке образовательных услуг;

- контроле осуществления образовательного процесса, направленного на обеспечение прав каждого гражданина на получение необходимого ему образования в полном объеме и соответствующего установленным государственным стандартам.

КУРАКОВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ родился в 1982 г. Окончил Чувашский государственный университет. Аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Старший научный сотрудник Чувашского университета. Автор 50 научных трудов, в том числе 5 монографий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.