Научная статья на тему 'Основные принципы организации анкетирования работодателей при подготовке мониторинга качества образования'

Основные принципы организации анкетирования работодателей при подготовке мониторинга качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / качество образования / рынок труда / работодатель / анкетирование / интервьюирование / образовательная организация / корректирующие мероприятия / monitoring / quality of education / labor market / an employer / questionnaire / interviewing / an educational organization / corrective measures

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонов Сергей Андреевич

В статье рассматривается анкетирование работодателей как метод мониторинга качества образования. Основной целью осуществления образовательной деятельности является подготовка конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда. Анкетирование работодателей позволит образовательной организации осуществлять мониторинг качества образования и проводить корректирующие мероприятия в целях устранения несоответствий между содержанием и качеством образования, а также требованиями работодателей. Содержание статьи раскрывает основные принципы организации анкетирования работодателей при реализации мероприятий в образовательной организации по мониторингу качества образования. В статье содержательно описано значение анкетирования работодателей в контексте обеспечения качества образования в вузе. Автором сделаны предложения по развитию системы мониторинга качества образования как на системном уровне, так и на уровне образовательной организации с точки зрения активного вовлечения работодателей в данный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонов Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic principles of organizing the survey of employers when preparing the monitoring of the quality of education

The article considers the survey of employers by means of questionnaire as a method of monitoring the quality of education. The main purpose of the educational activity is to train competitive specialists who are in demand in the labor market. The survey of employers will allow the educational organization to monitor the quality of education and to carry out corrective measures to eliminate inconsistencies between the content and quality of education as well as the requirements of employers. The content of the article reveals the basic principles of the organization of the survey of employers in the implementation of measures in an educational organization to monitor the quality of education. The article describes meaningfully the importance of employers’ questionnaires in the context of ensuring the quality of education at the university. The author makes proposals for the development of a system for monitoring the quality of education both at the system level and at the level of an educational organization from the point of view of the active involvement of employers in this process.

Текст научной работы на тему «Основные принципы организации анкетирования работодателей при подготовке мониторинга качества образования»

УДК 378.4 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-124-133

ББК 74.40

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНКЕТИРОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

THE BASIC PRINCIPLES OF ORGANIZING THE SURVEY OF EMPLOYERS WHEN PREPARING THE MONITORING OF THE QUALITY OF EDUCATION

Леонов Сергей Андреевич

Начальник отдела менеджмента качества образования ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», кандидат экономических наук, доцент

E-mail: sergey-leonov@mail.ru

Leonov Sergey A.

Head of the Department of management of education quality, Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, PhD in Economics, Associate Professor

E-mail: sergey-leonov@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается анкетирование работодателей как метод мониторинга качества образования. Основной целью осуществления образовательной деятельности является подготовка конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда. Анкетирование работодателей позволит образовательной организации осуществлять мониторинг качества образования и проводить корректирующие мероприятия в целях устранения несоответствий между содержанием и качеством образования, а также требованиями работодателей. Содержание статьи раскрывает основные

Abstract. The article considers the survey of employers by means of questionnaire as a method of monitoring the quality of education. The main purpose of the educational activity is to train competitive specialists who are in demand in the labor market. The survey of employers will allow the educational organization to monitor the quality of education and to carry out corrective measures to eliminate inconsistencies between the content and quality of education as well as the requirements of employers. The content of the article reveals the basic principles of the organization of the survey

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Леонов С. А., 2023

принципы организации анкетирования работодателей при реализации мероприятий в образовательной организации по мониторингу качества образования. В статье содержательно описано значение анкетирования работодателей в контексте обеспечения качества образования в вузе. Автором сделаны предложения по развитию системы мониторинга качества образования как на системном уровне, так и на уровне образовательной организации с точки зрения активного вовлечения работодателей в данный процесс.

of employers in the implementation of measures in an educational organization to monitor the quality of education. The article describes meaningfully the importance of employers' questionnaires in the context of ensuring the quality of education at the university. The author makes proposals for the development of a system for monitoring the quality of education both at the system level and at the level of an educational organization from the point of view of the active involvement of employers in this process.

Ключевые слова: мониторинг, качество образования, рынок труда, работодатель, анкетирование, интервьюирование, образовательная организация, корректирующие мероприятия.

Keywords: monitoring, quality of education, labor market, an employer, questionnaire, interviewing, an educational organization, corrective measures.

Для цитирования: Леонов С. А. Основные принципы организации анкетирования работодателей при подготовке мониторинга качества образования // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 124-133. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-124-133.

Cite as: Leonov S. A. The basic principles of organizing the survey of employers when preparing the monitoring of the quality of education. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 5, pp. 124-133. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-124-133.

Непрерывность образования стала новой нормой процесса подготовки специалистов всех уровней. Это обусловлено тем, что в общественной, экономической, политической, производственной и других сферах жизни происходят постоянные изменения и внедрение новшеств. Образовательные организации должны реагировать на инновационное развитие рынка труда и регулировать процесс подготовки специалистов согласно общественным запросам.

Образовательные организации предоставляют образовательные услуги, потребителями которых являются обучающиеся, а впоследствии и потенциальные работодатели, когда на их предприятия приходят выпускники, имеющие определенный уровень профессиональной подготовки. То есть, по существу, при трудоустройстве выпускника, работодатели соприкасаются с результатом деятельности образовательной организации, выраженном в определенном уровне квалификации. Достаточно часто работодатели сталкиваются с несоответствием своих ожиданий от желаемой квалификации выпускников вузов и реальным качеством подготовки студентов [1].

Для решения задачи повышения эффективности подготовки обучающихся в образовательных организациях создаются отделы менеджмента качества образования, деятель -ность которых направлена на совершенствование образовательного процесса и внутреннюю оценку качества деятельности учебных подразделений. Мониторинг деятельности образовательной организации позволяет осуществлять контроль результатов подготовки по разным параметрам, но, основной задачей исследований в области качества образования будет являться оценка уровня удовлетворенности как обучающихся, так и работодателей. Важно определить степень соответствия деятельности образовательной организации требованиям рынка труда.

Все чаще эксперты в своих работах отмечают важность анкетирования работодателей. Проведение опроса работодателей и их результаты описаны в работах Р. Р. Каримова, А. П. Бобровникова, Ю. А. Дубровской, М. А. Федоровой, М. В. Цыгулевой [2-4]. Необходимость мониторинга качества образования отмечали такие авторы, как Р. Ф. Адонин, С. П. Строкина, Т. М. Ашенова, Н. Н. Колосова [5-7]. В данной статье мы попытаемся описать значимость сотрудничества образовательных организаций с работодателями в целях повышения качества образования при подготовке кадров в соответствии с запросами рынка труда.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», целью мониторинга является непрерывный системный анализ образования, что позволяет увеличить результативность образовательного процесса [8].

Основная цель мониторинга - выявление возможных сфер с низким уровнем качества образовательной деятельности, а также повышение результативности функционирования системы подготовки специалистов. Осуществлять контроль качества процесса подготовки специалистов возможно по различным параметрам, оценивая разные характеристики деятельности учебного заведения. В целом мониторинг выполняет следующие функции:

- аналитическую, что позволяет выявить причинно-следственные связи между условиями и результатами образования;

- диагностическую - позволяет комплексно изучить качество развития обучающихся, либо выявить уровень профессионализма преподавателей;

- оценочную - позволяет осуществлять количественно-качественный контроль показателей деятельности обучающихся и сотрудников;

- ориентировочную - направляет полученную в результате мониторинга информацию на устранение негативных факторов в образовательном процессе, делает возможным проведение коррекционных мероприятий [5].

Таким образом, именно мониторинг позволяет оценить качество образовательной деятельности, предоставив информацию для системного анализа деятельности образовательной организации. Качество образовательного процесса достаточно объемное понятие, нельзя его приравнять к результатам академической успешности обучающегося. На первый план в оценке качества получаемого образования выходят возможности развития личности студента, получаемые в результате освоения образовательной

деятельности, а также гибкие навыки - все то, что позволяет успешно трудоустроиться в будущем.

Согласно данным Министерства образования и науки, в результате исследования уровня трудоустройства выпускников в июле 2022 г. 89% выпускников высших учебных заведений смогли трудоустроиться и большинство из них по полученной специальности. Согласно мнению ректора Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого А. И. Рудского, благополучное трудоустройство выпускников является значимым показателем качества образования, предоставляемого высшим учебным заведением. Д. Н. Беспалов, ректор Северо-Кавказского федерального университета, говорит о необходимости сотрудничества образовательных организаций с работодателями в целях повышения уровня практикоориентированности образования. Представители различных компаний отмечают также, что взаимодействие работодателей и образовательных организаций позволит выпускникам быть погруженными в профессиональный контекст [9].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 3++ высшего образования, при осуществлении оценки качества образовательной деятельности организация должна привлекать работодателей, что должно способствовать совершенствованию программ подготовки специалистов, пункт 4.6.2 [10]. В результате исследования мнения работодателей образовательная организация может получить различную информацию, которая позволит осуществлять анализ данных по всем применяемым образовательным программам, изучать полученные результаты анкетирования по каждой из отдельных образовательных программ, сделать оценку выявленных проблем в области подготовки будущих специалистов.

Результаты анкетирования работодателей являются основанием разработки корректирующих мероприятий в целях повышения (улучшения) качества образования в организации, а также являются элементом концепции развития конкурентных преимуществ выпускников [3]. В этом случае исследования мнений и запросов участников рынка труда выполняют и оценочную, и ориентировочную функцию. Мониторинг позволяет выявить несоответствия деятельности образовательной организации требованиям работодателей. Несоответствия в подготовке будущих специалистов могут классифицироваться следующим образом:

- возможное наличие несоответствий в теоретической и практической подготовке специалиста и требований современного рынка труда в целом;

- несоответствия по видам профессиональной деятельности: научно-технической, управленческой, производственной, специалист не готов выполнять трудовые функции в конкретном виде профессиональной деятельности;

- несоответствия содержания значимых для будущей профессиональной деятельности дисциплин, освоенных выпускником в учебном заведении содержанию профессиональной деятельности, осуществляемой при выполнении работы на предприятиях;

- несоответствия по объемам ресурсов, необходимых для реализации подготовки, к которым относятся различные виды: временные ресурсы (объем времени выделенный для освоения дисциплин, соотношение теоретической и практической

работы в рамках подготовки); финансовые ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс; информационно-образовательные; материально-технические; ресурсы профессорско-преподавательского состава, учебно-методическое обеспечение - все возможности образовательной организации должны быть учтены при создании системы обеспечения качества образования [11].

Анкетирование работодателей позволяет проводить глубинные исследования, направленные на то, чтобы обеспечить высокую степень соответствия образовательной программы учебного заведения будущей профессиональной деятельности. Часто молодые специалисты удовлетворены качеством своего образования, при том что работодатели во многих случаях говорят о недостаточном уровне профессионализма выпускников. Лишь 13% участников рынка труда оценивают качество полученного выпускниками высших учебных заведений как высокое. Работодатели отмечают слабую теоретическую подготовку молодых специалистов, недостаточный уровень практической подготовки, наличие неактуальных знаний у выпускников, слабое владение компьютерными технологиями, применяемыми в профессиональной деятельности [2].

При формировании анкет и опросников необходимо учитывать специфику профессиональной области, в рамках которой ведется подготовка специалистов. Работодателя возможно опрашивать для того, чтобы выявить, соответствует ли уровень подготовки необходимым требованиям, и для того, чтобы оценить уровень сформированности значимых для профессиональной деятельности компетенций. Для разных работодателей значимыми будут являться разные компетенции. Например, согласно проведенному опросу руководителей предприятий г. Омска, необходимость развития научно-исследовательских компетенций у молодых специалистов инженерных специальностей на первоначальном этапе анкетирования отмечали все респонденты.

В зависимости от направления предприятия работодатели по-разному высказывались о проблеме. Большинство работодателей остались не удовлетворены уровнем развития научно-исследовательских компетенций у выпускников, но тем не менее, в результате более глубинного исследования было выявлено явное разделение работодателей, в зависимости от типа деятельности представляемого предприятия: предприятия, которые разрабатывают новые технологии, предприятия, которые осуществляют массовое производство, и предприятия, которые осуществляют внедрение в производство собственных разработок или иных инноваций, то есть предприятия смешанного типа.

Представители предприятий, осуществляющих производство, высказались одобрительно в адрес молодых специалистов. Представители научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, осуществляющих разработку новых технологий, менее всего удовлетворены уровнем развития научно-исследовательских компетенций выпускников. В зависимости от типа деятельности предприятия требования к молодым специалистам будут различаться. Данное исследование мнения работодателей о том, удовлетворены ли они уровнем сформированности научно-исследовательских компетенций у молодых специалистов, выявило также несоответствие между набором компетенций, которые получают молодые специалисты в вузе и набором, которые желает видеть конкретный работодатель [4].

Соответственно, возникает необходимость в более тесном сотрудничестве образовательных организаций с работодателями, это позволит обучающимся определить направление своей будущей профессиональной деятельности на этапе получения образования и сосредоточиться на подготовке к конкретному виду профессиональной деятельности. Такая стратегия позволит восполнить наблюдаемый кадровый дефицит в производственном секторе. Благодаря анкетированию работодателей мы можем устранить выявленные несоответствия между подготовкой выпускников и квалификационными требованиями, а значит, молодые специалисты смогут найти свое место на рынке труда согласно полученной квалификации, в этом случае предприятия получают качественное кадровое наполнение.

Становится очевидным, что без глубинного исследования разных аспектов и направлений подготовки будущих специалистов невозможно говорить о качестве образовательной деятельности образовательной организации. Контроль качества образования также имеет несколько направлений: оценка материальных условий и ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс; изучение качества непосредственного образовательного процесса; оценка результатов деятельности учебного заведения [7].

В направлении результатов необходимо выяснить мнение работодателей, как конечных потребителей результата деятельности образовательной организации, выраженного в квалификации выпускников. Именно анкетирование позволит составить четкое представление о том, насколько деятельность образовательной организации измерима в качественных показателях.

Необходимо проводить исследования каждого направления подготовки, для повышения качества деятельности образовательной организации недостаточно оценить лишь уровень удовлетворенности работодателя степенью подготовки выпускника. Важно обеспечить тесное сотрудничество с работодателем, который сможет объяснить, какими компетенциями обязан владеть выпускник, указать, какие компетенции недостаточно сформированы у молодых специалистов и нуждаются в развитии в процессе получения образования, а какие из компетенций, которыми владеет выпускник, являются неактуальными в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Также опросы работодателей помогут образовательной организации понять, с учетом каких требований разрабатывать свои образовательные программы, что необходимо скорректировать в преподаваемых модулях и дисциплинах, в какую сферу следует перенаправить ресурсы для повышения качества образовательного процесса. Все это соответствует концепции практикоориентированного образования, целью которого является подготовка специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность по выбранному направлению, успешно адаптироваться к условиям выполнения трудовых функций на производстве.

Но, тем не менее, образовательная организация не может весь процесс подготовки специалистов свести к выполнению требований работодателей. Стоит отметить, что не всегда предприятия готовы к взаимодействию с образовательными организациями, к осуществлению целевой подготовки своих будущих работников, к следованию стратегии развития собственного кадрового потенциала и не всегда видят перспективы своего роста [12].

Конечно, ориентировочная функция учета мнения работодателей важна при осуществлении мониторинга качества образовательного процесса, при этом образовательная организация должна учитывать, что потенциальные работодатели не являются единственными заказчиками образования. Непосредственным потребителем образовательных услуг являются обучающиеся, которые хотят получить знания и компетенции, значимые для них не только в профессиональном, но и в личностном развитии. Большинство обучающихся хотят получить образование, которое даст им широкие возможности, помимо получения перспективы трудоустройства [12].

При выборе учебного заведения и направления подготовки студенты опираются на множество факторов, среди которых рекомендации близкого окружения, семейные традиции, имидж выбранной образовательной организации [12]. Поэтому при разработке анкет для опроса потенциальных работодателей необходимо привлекать обучающихся для обсуждения и оценки содержания исследования. Студенты также должны иметь возможность соотнести свое образование с требованиями потенциальных работодателей.

Необходимо учитывать, что на данный момент сложилась противоречивая тенденция в области подготовки специалистов с учетом требований рынка труда.

С одной стороны, к будущему специалисту выдвигаются все больше требований со стороны работодателей, он должен быть универсальным, владеть иностранными языками, в совершенстве разбираться в 1Т-технологиях, владеть маркетинговыми и управленческими компетенциями.

С другой - существует запрос на узкоспециальных работников, владеющих глубокими знаниями только в конкретной отрасли [12]. Работодатели хотят получить специалиста, имеющего узкоспециальные знания, но вместе с тем владеющего широким спектром гибких навыков, знающего иностранные языки, обладающего высоким уровнем профессиональной мобильности, способного переходить из отрасли в отрасль и успевающего за сменой технологий.

Таким образом, получить образование с учетом всех требований рынка труда становится сверхсложной задачей, особенно с учетом того факта, что разные работодатели по-разному представляют идеального специалиста и список требований к выпускнику постоянно варьируется. Тем не менее, все участники образовательного процесса признают необходимость формирования универсальных компетенций для обучающихся в процессе подготовки, которые всегда необходимы для выполнения любого вида профессиональной деятельности: коммуникативных, аналитических, исследовательских и других.

Именно поэтому существует необходимость привлечения к мониторингу качества подготовки специалистов методического совета образовательной организации. Методическое сопровождение интервьюирования и анкетирования работодателей позволит соотнести требования работодателей, обучающихся и государственного образовательного стандарта и выдвинуть решения, позволяющие повысить уровень качества образовательного процесса и образования в целом.

Таким образом, политика по обеспечению качества образования образовательной организации должна быть направлена на формирование стратегии в управлении процессом подготовки специалистов на основе системного подхода, с использованием процессного

мышления, то есть участники образовательного процесса должны рассматривать понятие качества образования в виде процесса становления, развития, коррекции [13].

На всех уровнях менеджмента качества образования определяются согласованные цели, в соответствии с которыми происходит проверка результатов деятельности образовательной организации. При постановке целей достижения определенного качества образовательной программы необходимо соотнести ее с миссией учебного заведения, привлекая к оценке не только преподавателей, но и обучающихся и работодателей.

При осуществлении мониторинга качества образования (образовательного процесса) анкетирование позволяет получить данные, характеризующие деятельность организации в направлении совершенствования подготовки специалистов. Для повышения уровня качества образования, с учетом возрастающих требований рынка труда образовательные организации и государственные органы управления могут осуществлять следующие мероприятия:

- привлечение потенциальных работодателей к разработке/корректировке требований ФГОС к профессиональной подготовке обучающихся;

- создание коллегиальных органов управления, позволяющих реализовать тесное сотрудничество работодателей с образовательными организациями;

- разработка корректирующих мероприятий на основе мониторинга мнения работодателей с привлечением методического совета и обучающихся;

- увеличение объема практикоориентированных курсов, направленных на устранение несоответствий содержания получаемого образования и будущей профессиональной деятельности.

Основной целью мониторинга качества образовательного процесса будет являться системный анализ полученных данных, на основании которого можно осуществлять прогнозирование развития профессиональных отраслей и определять требования будущего, что позволит осуществлять подготовку специалистов завтрашнего дня. Для реализации такой стратегии необходимо применять риск-ориентированный подход, который подразумевает, что мониторинг качества образования направлен на выявление возможных неэффективных сфер деятельности образовательной организации и создание комплекса мер по устранению участка с низкими качественными показателями.

Список литературы

1. Гуляева Т. И., Калиничева Е. Ю., Гришаева О. Ю. Удовлетворенность выпускников и работодателей как показатель качества образования в аграрном вузе // Вестник аграрной науки. 2020. № 6 (87). С. 92-99.

2. Бобровников А.П., Каримов Р.Р. Обзор существующих подходов управления качеством подготовки специалистов на основе анкетирования работодателей // Инновации и перспективы современной науки. М., 2018. С. 68-72.

3. Брагиш А. В., Дубровская Ю. А. Анкетирование работодателей как элемент внутренней системы оценки качества образовательной деятельности вуза // Вестн. Сев.-Кавказ-ского федерального ун-та. 2022. № 4 (91). С. 224-232.

4. Федорова М. А., Цыгулева М. В. Представление работодателя о значимых научно-исследовательских компетенциях выпускников инженерных вузов // Вестн. Сибирского ин-та бизнеса и информационных технологий. 2017. № 3 (23). С. 89-96.

5. Адонин Р. Ф., Строкина С. П. Мониторинг качества образования как инструмент управления профессиональным развитием педагогических работников в системе непрерывного образования // Гуманитарно-педагогическое образование. 2022. Т. 8, № 1. С. 43-49.

6. Ашенова Т. М. Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций как способ оценки качества образования // Совершенствование образовательных программ, планирование и реализация учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВО. М., 2019. С. 92-96.

7. КолосоваН.Н. Мониторинг как научный метод изучения качества образования // Учен. зап. Крымского федерального ун-та им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2016. Т. 2 (68), № 3. С. 32-37.

8. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». URL: https://base.garant.ru/70429494/ (дата обращения: 17.03.2023).

9. Порядка 90% выпускников вузов устроились на работу. URL: https://minobrnauki.gov. ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/56650/ (дата обращения: 17.03.2023)

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 29.04.01 Технология изделий легкой промышленности. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/290401.pdf (дата обращения: 17.03.2023).

11. Грицова О. А., Сучков В. А. К вопросу об оценке несоответствий в качестве подготовки специалистов и формировании корректирующих действий по их устранению // Изв. Уральского гос. эконом. ун-та. 2009. № 3 (25). С. 208-211.

12. Михайлов А.М., Ситников С.А. Совершенствование маркетингового подхода к цифро-визации учебного процесса в высшей школе // Вестн. Белгородского ун-та кооперации, экономики и права. 2020. № 3 (82). С. 239-247.

13. Управление качеством образования на основе мониторинговых исследований / Е. В. Борзов [и др.] // Образование и наука. 2016. № 6 (135). С. 42-61.

References

1. Gulyaeva T. I., Kalinicheva E. Yu., Grishaeva O. Yu. Udovletvorennost vypusknikov i rabotodateley kak pokazatel kachestva obrazovaniya v agrarnom vuze. Vestnik agrarnoy nauki. 2020, No. 6 (87), pp. 92-99.

2. Bobrovnikov A. P., Karimov R. R. Obzor sushchestvuyushchikh podkhodov upravleniya kachestvom podgotovki spetsialistov na osnove anketirovaniya rabotodateley. In: Innovatsii i perspektivy sovremennoy nauki. Moscow, 2018. Pp. 68-72.

3. Bragish A. V., Dubrovskaya Yu. A. Anketirovanie rabotodateley kak element vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovatelnoy deyatelnosti vuza. Vestn. Sev.-Kavkazskogo federalnogo un-ta. 2022, No. 4 (91), pp. 224-232.

4. Fedorova M. A., Tsyguleva M. V. Predstavlenie rabotodatelya o znachimykh nauchno-issledovatelskikh kompetentsiyakh vypusknikov inzhenernykh vuzov. Vestn. Sibirskogo in-ta biznesa i informatsionnykh tekhnologiy. 2017, No. 3 (23), pp. 89-96.

5. Adonin R. F., Strokina S. P. Monitoring kachestva obrazovaniya kak instrument upravleniya professionalnym razvitiem pedagogicheskikh rabotnikov v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Gumanitarno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2022, Vol. 8, No. 1, pp. 43-49.

6. Ashenova T. M. Monitoring effektivnosti deyatelnosti obrazovatelnykh organizatsiy kak sposob otsenki kachestva obrazovaniya. In: Sovershenstvovanie obrazovatelnykh programm, planirovanie i realizatsiya uchebnogo protsessa v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS VO. Moscow, 2019. Pp. 92-96.

7. Kolosova N. N. Monitoring kak nauchnyy metod izucheniya kachestva obrazovaniya. Uchen. zap. Krymskogo federalnogo un-ta im. V. I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya. 2016, Vol. 2 (68), No. 3, pp. 32-37.

8. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 5 avgusta 2013 g. № 662 "Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya". Available at: https://base.garant.ru/70429494/ (accessed: 17.03.2023).

9. Poryadka 90% vypusknikov vuzov ustroilis na rabotu. Available at: https://minobrnauki.gov. ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/56650/ (accessed: 17.03.2023).

10. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 29.04.01 Tekhnologiya izdeliy legkoy promyshlennosti. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/290401.pdf (accessed: 17.03.2023).

11. Gritsova O. A., Suchkov V. A. K voprosu ob otsenke nesootvetstviy v kachestve podgotovki spetsialistov i formirovanii korrektiruyushchikh deystviy po ikh ustraneniyu. Izv. Uralskogo gos. ekonom. un-ta. 2009, No. 3 (25), pp. 208-211.

12. Mikhaylov A. M., Sitnikov S. A. Sovershenstvovanie marketingovogo podkhoda k tsifrovizatsii uchebnogo protsessa v vysshey shkole. Vestn. Belgorodskogo un-ta kooperatsii, ekonomiki i prava. 2020, No. 3 (82), pp. 239-247.

13. Borzov E. V. et al. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove monitoringovykh issledovaniy. Obrazovanie i nauka. 2016, No. 6 (135), pp. 42-61.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 5

Статья поступила в редакцию 21.03.2023 The article was received on 21.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.