Научная статья на тему 'Основные принципы интенсивном терапии при повреждении органов грудной и брюшной полости у детей'

Основные принципы интенсивном терапии при повреждении органов грудной и брюшной полости у детей Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы интенсивном терапии при повреждении органов грудной и брюшной полости у детей»

Критик холатларда анестезиология, реанимация ва интенсив терапия масалалари

Результаты. Учитывая высокую вероятность развития выраженных микролимфоциркуляторных расстройств в ранние сроки после операции на органах брюшной полости, создающих условия для развития таких осложнений, как недостаточность швов, парез кишечника, послеоперационный панкреатит, нами у 25 больных основной группы после иссечения язвы по Джадд-Танаке и стволовой ваготомии была применена региональная лимфатическая терапия через круглую связку печени. В контрольную группу вошли 15 больных, у которых послеоперационный период вёлся традиционно. Сопоставление результатов лечения в сравниваемых группах осуществлялись на основании наблюдений за течением послеоперационного периода, анализа послеоперационных осложнений, изучения экзокринной функции поджелудочной железы, а также исследования моторно-эвакуаторной функции желудочно-кишечного тракта. У больных контрольной группы самым частым осложнением были гастропле-гия (5), диарея различной степени тяжести (3) и нарушение моторно-эвакуаторной функции ЖКТ в виде пареза. Моторно-эвакуаторные нарушения отмечались почти у всех больных контрольной группы, что потребовало проведения специальных методов кор-

рекции (в/в инфузия до 3-4 л жидкости, инъекция стимуляторов моторики ЖКТ, аспирация желудочного содержимого). Послеоперационный панкреатит легкой степени развился у 3 больных контрольной группы. У пациентов основной группы региональная лимфотроп-ная терапия способствовала достоверному снижению частоты диареи и гастроплегии, обеспечивая более благоприятное течение послеоперационного периода: из 25 больных основной группы диарея отмечалась у 1, гастроплегия у 2, нарушение моторно-эвакуаторной функции ЖКТ - у 8. Восстановление перистальтики кишечника и самостоятельное отхождение газов начиналось через двое суток после операции, тогда как в контрольной группе восстановление моторики отмечалось на 4-5 сутки после операции. Послеоперационного панкреатита у пациентов основной группы не наблюдалось.

Таким образом, применение региональной лимфатической терапии через круглую связку печени в раннем послеоперационном периоде обеспечивает благоприятное течение послеоперационного периода, раннее восстановление моторики желудочно-кишечного тракта, снижает частоту гастроплегии, диареи, послеоперационного панкреатита.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ ОРГАНОВ ГРУДНОЙ И БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ У ДЕТЕЙ

Эминов Б. Ж., Эшонкулов А., Мамажонов Н. Н. Ферганский филиал РНЦЭМП

Сочетанные повреждения органов грудной и брюшной полости у детей составляют 35-40% от общего количества повреждений.

Цель работы. Изучение эффективности интенсивной терапии при сочетанных повреждениях органов грудной и брюшной полости у детей.

Нами были проанализированы результаты лечения 59 детей с повреждениями грудной и брюшной полости, находившихся на лечении в 2008-2012 гг. Мальчиков было 39 (66%), девочек - 20 (34%).

Разрыв селезенки установлен у 2 (3,4%) детей, печени - у 4 (6,8%), тонкой кишки - у 5 (8,5%), толстой кишки - у 2 (3,4%), брюшины, сальника и брыжейки - у 6 (10,2%), почки - у 4 (6,8%). Ранение передней брюшной стенки было у 2 (3,4%) детей, разрыв диафрагмы - у 1 (1,7%) перелом ребер с ушибом лёгкого - у 8 (13,6%), разрывы лёгких - у 6 (10,2%) кровотечение из лёгких и плевральной полости - у 7 (11,9%).

Сочетанное повреждение органов грудной клетки и брюшной полости имело место у 12 (20,3%) детей. Дети поступали в стационар в сроки от 30 минут до 4 часов с момента травмы с явлениями выраженного травматического шока и с нарушением гемодинамики. Лёгочное плевральное и внутрибрюшное кровотечение являются абсолютными показаниями к проведению инфузионно-трансфузионной терапии.

При повреждениях грудной клетки травма сопровождалась внутриплевральным кровотечением, источником которого были разрывы легочной ткани, повреждения межреберных вен и сосудов корня лёгкого.

Давление в легочной артерии у детей 5 раз ниже системного, что облегчает самостоятельный гемостаз.

В то же время беспокойства, кашель и увеличение давления в артериальной и венозной системе легкого препятствуют остановке кровотечения.

При кровотечениях в плевральную полость кровь остается в жидком состоянии, смешиваясь с плевральной жидкостью. Такое кровоизлияние может быть обнаружено в ранние сроки путем перкуссии и рентгенографии. Разрывы легочной ткани у детей проявлялись кровохарканьем и гемопневмотороксом. Повреждение терминальных бронхов у 5 детей привело к развитию пневмоторокса.

При перкуторных, аускультативных и рентгенологических симптомах скопления жидкости в полости плевры производили плевральную пункцию, устанавливали дренаж. При продолжающемся кровотечении выполняли торакотомию. Во время операции дыхательные пути освобождали от крови, мокроты и восстанавливали анатомическую целостность легких, переливали кровь. У 5 больных произвели реинфузию излившейся крови.

При повреждениях органов брюшной полости скопление крови может отмечаться в области малого таза или в забрюшинном пространстве, при повреждениях полых органов часть крови заполняет их просвет. Диагностика внутрибрюшных кровотечений основана на клинических симптомах: выпячивание стенок живота в области скопления крови, повышение купола диафрагмы, притупление перкуторного звука. Если при травмах паренхиматозных органов при ранениях крупных сосудов кровопотеря достигает значительных величин и сопровождается геморрагическим шоком.

Shoshilinch tibbiyot axborotnomasi, 2013, № 3

293

Вопросы анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии при критических состояниях

Особенностями повреждения органов брюшной полости у детей являются выраженный болевой синдром, спазм мышц передней брюшной стенки в области подреберной и эпигастрии.

Лечебные мероприятия, при поступлении пострадавшего в стационар заключаются в максимально полном и быстром восстановлении основных жизненно важных функций. Это прежде всего нормализация артериального давления и объема циркулирующей крови (ОЦК), показателей внешнего дыхания и газообмена, так как артериальная гипотония, гипоксия, гиперкапния относятся к вторичным повреждающим

факторам усугубляющим состояние больного. Реанимационные мероприятия и средства, используемые в критических ситуациях: поддержание адекватной ИВЛ и оксигенации, инфузионная и трансфузионная терапия, восполнение ОЦК до уровня нормоволемии, устранение судорожных двигательных возбуждений нейровегетативной блокадой.

Таким образом, основная цель интенсивной терапии при повреждениях органов заключается в поддержании нарушенных жизненноважных функций и основных механизмов гомеостаза, создании условий для максимально полного восстановления функции органов.

ПРОЦЕССЫ ВСАСЫВАНИЯ УГЛЕВОДОВ У ДЕТЕЙ С ПИЩЕВОИ АЛЛЕРГИЕИ

Эшмуродов У.Н., Шодиев Б.М., Урокова Г.Р., Рузиев Ф.Т. Кашкадарьинский филиал РНЦЭМП

Цель исследования. Изучение процессов всасывания углеводов в тонкой кишке у детей с пищевой аллергией с помощью теста с Д-ксилозой. Обследованы 30 детей в возрасте от 2,5 до 14 лет с длительностью заболевания от 1,5 до 8 лет, у которых пищевая аллергия была причинно-значимым фактором развития ато-пической бронхиальной астмы,дермореспираторного синдрома ( сочетание бронхиальной астмы и диффузного дерматита),диффузного нейродермита,отека Квинке и крапивницы. У 27 детей имелась поливалентная, у 3-моновалентная сенсибилизация к пищевым аллергенам.Референтную группу составили 9 практически здоровых детей сопоставимого возраста.

Материал и методы. Материалом для исследования служили кровь и моча.Всасывательную спа-собность тонкой кишки оценивали по концентрации Д-ксилозы (в мг %) в крови через 30 мин, 1 и 2 ч после ее перорального введения, а также по ее экскреции с мочой за 2 ч после нагрузки, за следующие 3 ч и всего за 5 ч (в % от велечины введенной дозы). Д-ксилозу давали детям из расчета 0,2 г на 1 кг массы тела.Во время проведения теста дети не получали ни пищи,ни лекарств.

Результаты и обсуждение. Наиболее выраженные изменения в содержании Д-ксилозы наблюдались в крови в первые 30 мин после нагрузки. Так,уровень ее у больных детей был в 1,5 раза ниже, чем у здоровых. У 23 из 30 детей уровень Д-ксилозы был ниже средних показателей контрольной группы, у 12 из них меньше нижней границы нормы, а у 4 Д-ксилоза даже не определялась.В последующие часы после нагрузки ее уровень в крови приближался к таковому у здоровых детей или незначительно превышал его. Низкий уровень Д-ксилозы во всех порциях крови зарегистрирован только у 11 обследованных. Экскреция Д-ксилозы с мочой у большинства детей с пищевой аллергией за первые 2 ч после нагрузки в среднем существенно не отличалась от таковой у здоровых, а за последующие 3 ч и в сумме за 5 ч была выше,чем у детей референтной группы (в 1,7 и 1,3 раза). Следует отметить, что, наряду с увиличением экскрецииД-ксилозы с мочой, к 3 часу наблюдалось некоторое повышение ее концентрации и в крови к этому периоду. Эти изменения, однако, не связаны с нарушением функции почек,поскольку у наблюдаемых нами детей она не была изменена.Полученные данные ,по-

видимому, в большей мере свидетельствуют о некотором нарушении метаболизма ксилозы в печени,функция которой страдает у большинства детей с пищевой аллергией. Кроме того ,это может быть связано и с некотором усилением процессов всасывания в нижних отделах тонкой кишки, о чем свидетельствует увеличение уровня Д-ксилазы в крови через 2 ч после нагрузки.При анализе данных в зависимости от характера клинических проявлений пищевой аллергии наиболее существенные изменения уровня Д-ксилазы как в крови,так и в моче выявлены в группе детей,у которых пищевая аллергия была причинно-значимой в развитии диффузного ней-родерматита и дермореспираторного синдрома. У них концентрация Д-ксилозы в крови и экскреция ее с мочой были значительно ниже нормальных значений. Такой выраженный синдром нарушения всасывания углеводов (мальабсорбция) наблюдался нами у 2 детей с тяжелым диффузным нейродермитом и у 2-с дермореспиратор-ным синдромом. Указанные нарушения всасывательной функции слизистой оболочки тонкой кишки у детей с пищевой аллергией обусловлены, прежде всего, тканевой гипоксией, возникающей в ходе аллергического процесса в желудочно-кишечном тракте. Известно также, что в период развития аллергической реакции слизистая оболочка кишечника воспаляется, уплощение и исчезновение ворсинок щеточной каемки наблюдается уже через 48 часа после приема аллергенного продукта. Более значительная атрофия ворсинок щеточной каемки отмечается у больных дерматитами. Это согласуется с нашими данными, что синдром мальабсорбции более выражен у детей с диффузным нейродермитом. Кроме того, у детей с пишевой аллергией снижена амилоли-тическая активность поджелудочной и слюнных желез, что, естественно, задерживает полостное и мембранное пишеварение в верхних отделах тонкой кишки. В результате этого длительное пребывание сахаров в кишечнике приводит к ослаблению всасывательной деятельности резорбционного аппарата.

Заключение. Усиление всасывания углеводов в нижних отделах тонкой кишки, по-видимому, носит компенсаторный характер. Однако возможно и отрицательное его влияние на течение аллергического процесса, так как усиление всасывания не полностью гидролизованных пищевых продуктов может явиться причиной тяжелого течения заболевания.

294

Вестник экстренной медицины, 2013, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.