Научная статья на тему 'Основные принципы функционирования системы управления рисками в кредитных организациях России'

Основные принципы функционирования системы управления рисками в кредитных организациях России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1985
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / РОССИЙСКИЕ БАНКИ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / НОРМАТИВНАЯ БАЗА / MANAGEMENT OF BANK RISKS / RISK MANAGEMENT / THE RUSSIAN BANKS / EFFICIENT CONTROL / PRINCIPLES OF FUNCTIONING OF SYSTEM / DEVELOPMENT STRATEGY / STANDARD BASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вагина Елена Владимировна

В статье рассматривается вопрос построения системы управления рисками в российских кредитных организациях. Автором предложены принципы построения системы управления банковскими рисками, систематизирована и обозначена внутренняя нормативная база банка по управлению рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы функционирования системы управления рисками в кредитных организациях России»

Авторская анкета

Фамилия Имя Отчество Вагина Елена Владимировна

Информация Аспирант кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» Московского Института Банковского дела, Начальник Отдела по управлению рисками АКБ «ИнтрастБанк» (ОАО)

Контактный телефон и факс (с кодом города) (985) 768-45-55

Адрес электронной почты [email protected]

Желаемый месяц публикации ноябрь 2011 г.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос построения системы управления рисками в российских кредитных организациях. Автором предложены принципы построения системы управления банковскими рисками, систематизирована и обозначена внутренняя нормативная база банка по управлению рисками.

In article the question of construction of a control system by risks in the Russian credit organizations is considered. The author offers principles of construction of a control system by bank risks, the internal standard base of bank on management of risks is systematized and designated.

Ключевые слова

Управление банковскими рисками, риск-менеджмент, российские банки, эффективное управление, принципы функционирования системы, стратегия развития, нормативная база.

Management of bank risks, risk management, the Russian banks, efficient control, principles of functioning of system, development strategy, standard base.

Е.В. Вагина

Основные принципы функционирования системы управления рисками в кредитных организациях России.

На сегодняшний момент назрела необходимость построения в банках эффективных вертикально интегрированных систем управления и контроля

*

рисков .

Основная цель построения системы управления рисками - это обеспечение оптимального для акционеров банка и инвесторов баланса между максимизацией прибыли и долгосрочной стабильностью бизнеса.

При этом, на сегодняшний момент четко не определены принципы построения систем управления банковскими рисками.

В основу построения системы управления рисками целесообразно положить нижеописанные принципы.

Поскольку основным элементом менеджмента в любой организации является процессный подход и при этом одним из ключевых аспектов этого подхода является обеспечение наглядности («прозрачности») объекта управления (организации или системы) посредством его точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания, то совершенно логично было бы рассматривать его как один из ключевых принципов.

Общепризнанно, что ключевой для целей общего руководства является представление объекта в виде сети процессов, определяющих его миссию.

Следовательно, для организации эффективного управления объектом необходимо выделить все составляющие его системы и входящие в них процессы для того, чтобы можно было четко понимать, управлять и улучшать эти системы и процессы [1].

* Под системой управления банковскими рисками следует понимать - совокупность приемов (способов и методов) работы высшего управления и персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.

Поэтому, в соответствии с современными принципами общебанковская система управления рисками должна строиться на основе процессного подхода.

Первым принципом построения комплексной банковской системы управления рисками определим процессный подход.

Это означает, что управление рисками банка рассматривается как осуществление непрерывного управленческого процесса. Управленческий процесс состоит из ряда функций и операций, которые выполняют должностные лица и подразделения банка в соответствии с их уровнем ответственности и полномочиями. В этой связи, вторым принципом построения комплексной системы управления рисками должен стать принцип общего участия в управлении рисками (принцип построения единой системы управления рисками). Это означает, что в указанном процессе участвуют не только менеджеры банка, но и должностные лица и сотрудники всех основных подразделений банка.

Отсюда следует, что управление рисками не является функцией исключительно риск-менеджеров, поскольку данный процесс интегрирован во все бизнес-процессы банка, и поэтому идентификация, управление и ограничение рисков осуществляются на всех уровнях, от рядового сотрудника до высших менеджеров банка, при координации из единого центра, которым может являться специально выделенное риск-подразделение. В этой связи главным организационным вопросом является четкое разграничение функций, прав и обязанностей всех подразделений и менеджеров банка и специализированного подразделения, осуществляющего консолидированный контроль за уровнем рисков банка, называемое риск-подразделение.

Третьим принципом построения комплексной системы управления банковскими рисками должен стать принцип исключения конфликта интересов при управлении рисками. При управлении банковскими рисками, в кредитной организации должна быть реализована (создана) такая структура управления, в которой отсутствует конфликт интересов: разделены обязанности структурных подразделений и работников банка, осуществляющих операции, подверженные

риску, учитывающих операции (в бухгалтерском и/или управленческом учете), и осуществляющих функции управления и контроля рисков.

Весь организационный процесс управления и ограничения рисков должен быть спроектирован таким образом, чтобы при осуществлении риск-подразделением своих функций не допускался бы конфликт интересов с функциональными подразделениями, не передавались бы оперативные функции одних подразделений другими или не усложнялся бы документооборот. Другими словами, риск-подразделение должно являться независимым структурным подразделением, которое сформировано и осуществляет свои функции в соответствии с учредительными и внутренними документами Банка. Данное подразделение не должно входить в состав иных подразделений и функционирует как самостоятельная структурная единица Банка под непосредственным контролем высшего руководства банка.

Основными задачами риск-подразделения будут являться:

- Выявление, измерение и определение приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей получения Банком потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности Банка неблагоприятных событий.

- Недопущение системного риска.

- Регулирование рисков, в целях поддержания приемлемых соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка.

При этом, риск-подразделение должно быть наделено следующими функциями:

- Координация деятельности подразделений банка, выполняющих свои функции в системе управления банковскими рисками.

- Контроль за выполнением своих обязанностей подразделениями, выполняющими функции первичного выявления факторов банковских рисков.

- Разработка и контроль за адекватностью методологических основ оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, правил, порядков и пр.).

- Выявление, классификация и оценка всех видов банковских рисков в соответствии с разработанными внутренними документами банка; определение приемлемого уровня банковских рисков.

- Мониторинг системы управления банковскими рисками.

- Анализ выявленных рисков и разработка мер по минимизации банковских рисков.

- Доведение до органов управления кредитной организации исчерпывающей и адекватной информации о выявляемых банковских рисках и их уровнях, а также причинах вызывающих повышение уровня банковских рисков.

- Разработка мер по оптимизации системы управления банковскими рисками, а также мер, минимизирующих банковские риски на различных направления банковской деятельности.

- Сопровождение экономических проектов, осуществляемых кредитной организацией.

- Осуществление согласно утверждаемым регламентам расчета рисков

отдельных позиций/портфелей и Банка в целом.

- Подготовка заключений о рисках предполагаемых

операций/позиций/портфелей в рамках регламентов работы Правления Банка и комитетов (кредитного, комитета по управлению активами и пассивами и др.)

Таким образом основной задачей риск-подразделения является создание совместно с аналитическими и информационными подразделениями банка единой общебанковской системы управления рисками, состоящей из следующих компонентов:

- документированной стратегии банка с риск ориентированными

подходами на общебанковском уровне обеспечивающей соблюдение норм, установленных Центральным Банком РФ, стандартов Базельского комитета, законодательства РФ и других международных актов;

- активного надзора со стороны совета директоров и правления с закреплением функций по управлению рисками в устав кредитной организации;

- адекватных политики, процедур и лимитов;

- адекватного расчета величины рисков, мониторинга и управленческих информационных систем;

- системы многоуровневой отчетности как функциональных, так и контролирующих подразделений, позволяющей отслеживать негативные изменения в деятельности кредитной организации;

- всеобъемлющего внутреннего контроля;

- плана оперативных мероприятий по восстановлению деятельности кредитной организации в случаи потери ликвидности и/или других негативных влияний повышенного уровня риска.

В-четвертых, банк создает комплексную систему управления рисками в

соответствии со своими представлениями о существующей проблеме, как адекватную этой проблеме, с учетом применяемой международной практики, и вместе с тем, отвечающую требованиям национального законодательства.

Организационно система управления банковскими рисками -многоуровневая, ориентируется на «современные подходы к организации корпоративного управления», рекомендованные ЦБ РФ в Письме от 13 сентября 2005 г. N 119-Т ЦБ РФ [2] и находит отражение в Уставе кредитной организации.

Уровни управления в Системе, представляют собой иерархическую цепочку, в частности:

. Общее собрание акционеров (участников) - высший орган управления;

. Совет директоров (наблюдательный Совет);

. Правление банка (Коллегиальный орган управления банка);

. Комитеты (кредитный, по управлению активно-пассивными операциями и

др.)

. Риск-подразделение;

. Подразделение по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем;

. Другие структурные подразделения банка.

Распределение полномочий и ответственности между Советом директоров (Наблюдательным советом), исполнительными органами, подразделениями и служащими по управлению рисками банка закрепляется в Уставе и нормативной базе кредитной организации.

Применение системного подхода как пятого принципа системы управления банковскими рисками, предполагает проведение непрерывного контроля банковских операций, то есть непрерывного процесса управления рисками. Последний включает в себя:

. определение видов лимитов и методов расчета рисков;

. мониторинг (наблюдение) текущего уровня рисков;

. определение случаев отклонения от заданных лимитов;

. организация мероприятий по снижению уровня рисков (хеджирование). Шестой принцип - учет особых условий инвестирования, определяемых государственной политикой инновационного роста российской экономики. Условия инновационного роста экономики требуют особенно гибкого управления банковскими рисками, квалифицированной и быстрой оценки соотношения риск-прибыль и быстрого принятия решений относительно участи банка в конкретных проектах.

В организационной структуре банка выделяется три уровня управления рисками:

. уровень руководства банка;

. ответственное подразделение по управлению рисками;

. структурные подразделения и должностные лица.

Важным аспектом в управлении банковскими рисками является четкая систематизация внутренней нормативной базы*, иными словами,

регламентирующие деятельность банка документы должны иметь строгую

* Под внутренним нормативным документом понимается утверждаемый органами управления банка в рамках установленной компетенции письменный официальный документ установленной формы, который устанавливает, изменяет или прекращает общеобязательные правила поведения, рассчитан на многократное применение и подлежит обязательному исполнению всеми должностными лицами и сотрудниками банка.

иерархию (рисунок 1).

Рис. 1. Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующей процесс управления банковскими рисками.

При построении системы управления рисками, в банке должна быть выработана единая общебанковская стратегия (концепция). Данный документ должен быть разработан на среднесрочную перспективу (два, три года), включать основные виды деятельности банка и размер принимаемых, в связи с этим, рисков в планируемой перспективе.

Стратегия банка базируется на соблюдении принципа безубыточности деятельности и направлена на обеспечение оптимального соотношения между прибыльностью и уровнем принимаемых на себя банком рисков. В осуществлении стратегии должны лежать следующие принципы:

• Банк не рискует больше, чем это может позволить собственный капитал;

• Банк не создает рисковых ситуаций ради получения сверхприбыли;

• Банк держит риски под контролем;

• Банк распределяет риски среди клиентов и участников и по видам

деятельности (диверсифицирует риски);

• Банк создает необходимые резервы для покрытия рисков.

К наиболее значимым и более конкретным стратегическим целям всего банка, в том числе и в области управления рисками, следует относить следующие:

• увеличение рыночной стоимости банка;

• формирование и поддержание высокой деловой репутации банка;

• соответствие международным стандартам, следование лучшей практике

лидеров рынка, инновационность.

Цель в риск ориентированной Стратегии должна быть четко формализована, иметь вид конкретных цифр, достижений и выражаться в виде развернутой, распределенной по уровням совокупности целей и задач экономической программы, построенной по логической схеме: цель - задача - мероприятие -средства.

Стабильно увеличивающаяся рыночная стоимость банка является самым верным признаком наличия оптимально отлаженной внутренней процессной системы, в том числе эффективно работающего риск-менеджмента. Увеличение рыночной стоимости является неотъемлемым атрибутом гармоничного развития банка, его постепенной по мере достижения стратегических целей эволюции. Ключевым моментом при установлении стратегических целей является осознание места занимаемого риск-менеджментом в банке.

Главной задачей стратегии управления рисками является идентификация, оценка и управление размером и концентрацией рисков, возникающих в процессе деятельности Банка, обеспечение оптимального соотношения рентабельности, ликвидности и надежности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегия управления рисками предполагает включение в себя единой системы ответственности с распределением полномочий, определение и оценку рисков, критические значения рисков.

В стратегии должны быть закреплены используемые Банком подходы, предусмотренные Базельским соглашением по оценке достаточности капитала, с целью поддержания агрегированного уровня требований к капиталу и публичному раскрытию информации об уровне принимаемых рисков.

Вторым очень важным документом при формировании системы управления рисками должна являться «Политика по управлению рисками».

«Политика по управлению рисками» является «верхним» (после Стратегии) документом, в котором отражается виденье руководства банка процесса управления банковскими рисками, дается классификация рисков для данного банка, определяются основные цели и задачи риск-менеджмента. Данный документ утверждает процедуру разработки и утверждения политики управления банковскими рисками, описывает общие принципы организации и функционирования системы управления банковскими рисками.

Целью этого документа является организация четкого процесса по эффективному управлению рисками посредством классификации типичных банковских рисков; определения принципов и организации процесса управления рисками; поименование участников процесса управления рисками, их полномочия и ответственность; цель и задачи стоящие перед всеми участниками системы управления рисками. Политика управления банковскими рисками в зависимости от специфики банковской деятельности кредитной организации может меняться. Однако общая структура этого документа должна быть стандартизирована и рекомендована органами надзора всем кредитным организациям. При этом, было бы правильным, дополнительно разработать и внедрить Политики по управлению каждым конкретным риском, в которых описывается и регламентируется процесс управления этим риском, даются определения специализированных терминов, декларируются цели. Также отображаются принципы управления банковским риском, права и обязательства комитетов и подразделений коммерческого банка, основные методы идентификации и оценки риска, структура лимитов. Данный документ должен содержать все методики и регламенты, относящиеся к бизнес-процессу по управлению конкретным риском.

Далее, под каждую Политику необходимо разработать и внедрить Методику выявления, анализа и оценки уровня конкретного риска с установлением границ, лимитных параметров для каждого типа рисков. В таких методиках необходимо указывать область применения, а также базу для предполагаемых расчетов.

Несмотря на разнообразие методов риск-менеджмента, целесообразно стандартизировать структуру таких документов, как методика.

Поскольку различные банковские риски как в управленческом, так и в нормативном аспектах находится на стыке двух направлений деятельности коммерческого банка: бизнес-подразделения и риск-менеджмента, то важным документом будут являться «Регламенты взаимодействия структурных подразделений». Данный нормативный документ во избежание каких-либо противоречий должен быть четко согласован между этими подразделениями.

Важным аспектом создания внутренней нормативной базы по управлению банковскими рисками является полное соответствие действующему законодательству, а также методическим рекомендациям и нормативным актам ЦБ РФ.

В настоящее время, разрабатываемые в банках системы управления рисками, очень разные и по качеству, и по конфигурации, и по объему решаемых задач, и по методическому обеспечению процесса управления, и по содержанию информации, и по организации и т.д. Отсутствие общей методологии построения систем управления банковскими рисками не позволяет с уверенностью заключить, что они в достаточной степени надежны и эффективны.

Однако, применение на практике предложенных принципов формирования и функционирования системы управления банковскими рисками, позволяет говорить об эффективности в управлении рисками, способности оптимизировать риски кредитной организации в рамках стратегического развития.

Список использованной литературы:

1. Курьян А.Г., Серенков П.С.. Описание процессов в рамках систем менеджмента качества на основе методологии функционального моделирования IDEF0. http://www.devbusiness.ru/development/qm/iso90002000_idef.htm

2. Письмо Банка России от 13 сентября 2005 г. N 119-Т ЦБ РФ "О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях"

3. Basel III and European Banking: Its Impact, How Banks Might Respond, and the Challenges of Implementation. FMFA Banking, McKinsey & Company, November 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.