Научная статья на тему 'Основные принципы формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в техническом вузе'

Основные принципы формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1384
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / CULTURE / HEALTH AND SAFETY / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Толмачёва Лариса Владимировна

Нализируются критерии, ресурсы, компоненты отбора основных принципов формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов технического вуза. На основе проведенного анализа предлагается выстраивать формирование культуры безопасности жизнедеятельности на принципе системности, принципе ресурсности, принципе синергийности. Разработаны векторы принципа системности в формировании культуры безопасности личности, векторы принципа ресурсности в формировании культуры безопасности личности. Показано, что самоорганизация позволяет рассмотреть проблему формирования культуры безопасности жизнедеятельности с позиций возможности самостоятельного строительства личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Толмачёва Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PRINCIPLES OF FORMATION OF CULTURE OF HEALTH AND SAFETY OF STUDENTS IN TECHNICAL COLLEGE

In work criteria, resources, components of selection of main principles of formation of culture of health and safety of students of technical college are analyzed. On the basis of the spent analysis it is offered to build formation of culture of health and safety on a system principle, a resource principle, a synergistic principle. Vectors of system principle in building a culture of human security, the vectors of principle of r esource in building a culture of human security were developed. It is shown that self-organization allows us to consider the problem of building a culture of life safety from the standpoint of the possibility of self-construction of the individual.

Текст научной работы на тему «Основные принципы формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в техническом вузе»

2. Вольф Н.В., Разумникова О.М. Половые различия полушарных пространственновременных паттернов ЭЭГ при воспроизведении вербальной информации // Физиология человека. - 2004. - Т. 30. - № 3. - С. 27-34.

3. Русалова М.Н. Функциональная ассиметрия мозга и эмоции // Успехи физ. наук. - 2003.

- Т. 34. - № 4. С. 93-112.

4. Свидерская Н.Е. Особенности пространственной организации ЭЭГ и психофизиологических характеристик человека при дивергентном и конвергентном типах мышления // Физиология человека. - 2011. - Т. 37, № 1. - С. 36-44.

5. Умрюхин Е.А., Джебраилова Т.Д., Коробейникова И.И. Спектральные характеристики ЭЭГ при разной результативности целенаправленной деятельности студентов в ситуации экзаменационного стресса // Физиология человека. - 2004. - Т. 30. - № 6. - С. 28-35.

6. Умрюхин Е.А., Джебраилова Т.Д., Коробейникова И.И., Каратыгин Н.А. Физиологические корреляты индивидуальных различий времени принятия решения при целенаправленной интеллектуальной деятельности человека // Физиология человека. - 2008. - Т. 34, № 5.

- С. 44-50.

7. Molle M., Marshael L., Fehm H.L. Born J. EEG Theta synchronization confined with alfa desynchronization indicate intentional encoding // Eur. J. Neurosci. -2002. - P. 27.

Статью рекомендовал к опубликованию д.м.н., профессор О.С. Глазачев.

Коробейникова Ирина Ивановна - Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение «Научно-исследовательский Институт нормальной физиологии им. П.К. Анохина» РАМН; e-mail: i_korobeinikova@mail.ru; 125315, г. Москва, ул. Балтийская, 8; тел.: 84956297045; 84956929619; лаборатория нейрокибернетики.

Korobeinikova Irina Ivanovna - Anokhin Institute of Normal Physiology, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow; e-mail: i_korobeinikova@mail.ru; 8, Baltiiskaya street, Moscow, 125315, Russia; phone: +74956297045; +74956929619; laboratory of neurocybernetic.

УДК:14.35.07

Л.В. Толмачёва

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Анализируются критерии, ресурсы, компоненты отбора основных принципов формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов технического вуза. На основе проведенного анализа предлагается выстраивать формирование культуры безопасности жизнедеятельности на принципе системности, принципе ресурсности, принципе синергийности. Разработаны векторы принципа системности в формировании культуры безопасности личности, векторы принципа ресурсности в формировании культуры безопасности личности. Показано, что самоорганизация позволяет рассмотреть проблему формирования культуры безопасности жизнедеятельности с позиций возможности самостоятельного строительства личности.

Культура; безопасность жизнедеятельности; принципы.

L.V. Tolmachyova

MAIN PRINCIPLES OF FORMATION OF CULTURE OF HEALTH AND SAFETY OF STUDENTS IN TECHNICAL COLLEGE

In work criteria, resources, components of selection of main principles of formation of culture of health and safety of students of technical college are analyzed. On the basis of the spent analysis it is offered to build formation of culture of health and safety on a system principle, a resource principle, a synergistic principle.

Vectors of system principle in building a culture of human security, the vectors of principle of resource in building a culture of human security were developed. It is shown that selforganization allows us to consider the problem of building a culture of life safety from the standpoint of the possibility of self-construction of the individual.

Culture; health and safety; principles.

Понимая под принципами руководящие идеи, основные правила поведения, формулируемые в терминах долженствования (И.Л. Бим, 2001), выделяемые нами принципы трактуются в качестве руководящих положений, на основе которых осуществляется формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Отбор основных принципов формирования культуры безопасности жизнедеятельности основывался на критериях, в соответствии с которыми устанавливаемые принципы должны: 1) соответствовать задачам профессиональной подготовки студентов технического вуза; 2) отвечать идеям гуманитаризации образовательного пространства технического вуза; 3) коррелировать с содержанием феноменов, исходных для формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности.

В качестве принципов, в наибольшей мере отвечающих выдвинутым критериями, для построения концепции были выделены: принцип системности, принцип ресурсности и принцип синергийности.

Принцип системности, относясь к группе общенаучных принципов научного познания, в педагогических исследованиях рассматривался в работах Б. С. Гершун-ского, Н. В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова и других [2, 3].

В рамках нашего исследования принцип системности проявился в целостности рассмотрения феноменов безопасности, культуры и педагогического проектирования (рис. 1).

Системность формирования культуры безопасности, в первую очередь, проявилась в его ориентации на обеспечение целостности центрального феномена -безопасности. Реализация данного аспекта принципа системности основывалась на учете сложности феномена безопасности. Принимая во внимание, что безопасность личности может быть нарушена в разных сферах ее жизнедеятельности, в соответствии с данным принципом формирование должно осуществляться в единстве возможностей обеспечения безопасности в разных сферах жизнедеятельности современного человека - трудовой, учебной, игровой и иных видов деятельности, к которым он может оказаться причастным в контексте своей жизни [1].

В содержании формирования культуры безопасности важно учитывать разные классификации угроз, влекущих нарушение безопасности человека: природные, бытовые, промышленно-технологические; межгосударственные, государственные, региональные, местные, объектовые; угрозы прямого и косвенного ущерба; с материальным ущербом или человеческими жертвами и т.д.

Соблюдение принципа системности проектирования культуры безопасности проявляется и в рассмотрении возможностей разных средств обеспечения безопасности человека: технических, организационных, психологические, медицинских, правовых и т.д. Специфика данных средств такова, что их привлечение в рамках формирования культуры безопасности требует дальнейшей содержательной и функциональной конкретизации в единстве обозначение в качестве присущих им компонентов.

Принцип системности в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов технического вуза проявляется также в его ориентации на обеспечение целостности феномена культуры.

Реализация данного аспекта принципа системности проявляется в ориентации педагогического проектирования на достижение целостности нескольких уровней центрального в данном случае феномена культуры.

Прежде всего, системность проектирования культуры безопасности жизнедеятельности требует сохранения единства ее психологического и компетентност-ного уровней.

Исполнение принципа системности на компетентностном уровне проявляется в целостном формировании знаний, умений и навыков студентов технического вуза, образующих его культуру безопасности жизнедеятельности.

Системность проектирования психологического уровня культуры безопасности также базируется на целостном учете таких структурных компонентов культуры как: эмоционально-ценностный, когнитивно-деятельностный, коммуникативный и рефлексивный.

Под эмоционально-ценностным компонентом психологического уровня культуры рассматриваемого образования в исследовании понимается единство сочетания ряда индивидуальных качеств личности эмоционально-волевого плана, в большей или меньшей степени оказывающих влияние на способность человека к обеспечению безопасности жизнедеятельности. Когнитивно-деятельностный компонент психологической культуры безопасности предусматривает наличие у субъекта двух блоков качеств, позволяющих ему наиболее адекватно отражать окружающую среду и на основе получаемой информации выстраивать наиболее эффективные линии реагировния на угрожающие обстоятельства. В данный компонент психологической культуры входят: познавательно-прогностический (развитые ощущения, память, мышление, внимание, интуиция, позволяющие своевременно предвидеть и адекватно воспринять возникшую угрозу безопасности) и организационно-управленческий (способность к изучению причин опасности, выявлению ее субъектов, планированию действий по нейтрализации опасности и др.). К данному компоненту относятся умение поставить цель и самоорганизоваться для ее достижения, развитое рефлексивное мышление, стремление к гармонии.

Коммуникативный компонент психологической культуры безопасности жизнедеятельности, включает в себя качества, лежащие в основе способности субъекта к реализации перцептивной, информационной и интерактивной сторон общения таким образом, чтобы межличностное взаимодействие способствовало решению задач безопасности.

Перцептивная составляющая коммуникативного компонента психологической культуры безопасности предусматривает способность человека проявлять необходимый для обеспечения безопасности уровень проницательности в общении.

Информационная составляющая коммуникативного компонента психологической культуры безопасности основывается на наличии у человека способности реализовывать оптимальную для целей безопасности трансляцию информации.

Интерактивная составляющая коммуникативного компонента психологической культуры безопасности предусматривает наличие у человека в ситуации опасности способности реализовывать эффективное для целей безопасности воздействие на партнера по общению. Рефлексивная составляющая коммуникативного компонента психологической культуры безопасности связана с построением мысленной модели поведения в опасной ситуации; с анализом планирования процесса достижения безопасности и прогнозированием возможного собственного поведения и поведения окружающих людей при наиболее возможном развитии угрожающих обстоятельств.

Коммуникативный компонент психологической культуры безопасности позволяет обеспечивать наиболее благоприятное целям безопасности исходное состояние человека в сложных для него жизненных обстоятельствах. Принцип базируется на умении человека представить возможное развитие ситуации, собственные действия при различных угрозах, а также детали поведения окружающих людей, а на основе построенного в результате образа спроектировать наиболее эффективные способы обеспечения безопасности, своей и окружающих лиц.

Рис. 1. Векторы принципа системности в формировании культуры безопасности

личности

Системный подход предусматривает сохранение единства структурных (мотивационно-целевой, содержательно-практический, контрольно-оценочный) и функциональных (когнитивный, развивающий, проектировочный, коммуникативный) компонент с целью формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов технического вуза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Изд-во ин-та проф. образования, 1995. - 140 с.

2. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. - 2000. - № 2. - С. 40-42.

3. Гершунский Б.С. Менталитет и образование в системе ценностей и приоритетов XXI века. - М., 1996.

4. Жовтун Д.Т. Синергетические интенции в современной философии образования // Синергетика и образование. - М.: Изд-во «Гнозис», 1997. - С. 119-123.

5. Рагулина М.В. Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Хабаровск, 2007. - 24 с

Статью рекомендовала к опубликованию д.п.н., профессор Е.Н. Каменская.

Толмачева Лариса Владимировна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: tolm@mail.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634371877; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; доцент.

Tolmachyova Larissa Vladimirovna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: tolm@mail.ru; GSP 17A, 44, Nekrasovsky, Taganrog, 347928, Russia; phone: 88634371877; the department of psychology and health and safety; senior lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.