УДК 343.8
Т. В. Синельникова ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В 1956 ГОДУ
T. V. Sinelnikova THE MAIN PRECONDITIONS OF REORGANIZA TON PENAL SYSTEM IN 1956
В статье анализируются основные причины и предпосылки начавшегося в 1956 году реформирования уголовно-исполнительной системы.
This article analyzes the main causes and preconditions, because of which there was reform of the penal system in 1956.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительно-трудовой лагерь, исправительно-трудовая колония, тюрьма, реорганизация.
Key words: penal system, labor camp, correctional labor colony, prison, reorganization.
Проблемы, накопившиеся в пенитенциарной системе, становятся объектом повышенного внимания как органов государственной власти, так и всего общества в целом. В. В. Путин отмечает, что к числу злободневных вопросов относятся «хроническое недофинансирование, перенаполняемость следственных изоляторов и мест отбывания наказания, тяжёлая санитарно-эпидемиологическая ситуация1», причём их решение стоит наряду с самыми значимыми проблемами внутриполитической жизни страны . Д. А. Медведев подчёркивает, что «развитие уголовно-исполнительной системы должно происходить вместе с развитием всей политической составляющей, всей политической системы страны для целей демократического и
3
прогрессивного развития государства» .
В этой связи определённый интерес вызывают предпосылки проведения реформы уголовно-исполнительной системы России, начавшейся в 1956 г., которая напрямую связана с общеполитическим курсом государства, имеющая большое значение для законодательной и правоприменительной практики в настоящее время.
В своём выступлении на совещании начальников режимно-оперативных отделов исправительно-трудовых лагерей в марте 1952 г. министр внутренних дел СССР С. Н. Круглов заявил, что к началу 1950-х гг. в лагерях выросли мощные, влиятельные, очень разнородные, обычно враждебные друг другу сообщества, группы и группировки. Они овладели техникой контроля и манипулирования поведением «положительного контингента», вели постоянную и кровопролитную
1 Путин В. Состояние УИС отражает степень цивилизованности страны // Преступление и наказание. 2000. № 3. С. 3.
2 Путин В. Реформируя УИС, мы преобразовываем общество // Преступление и наказание. 2000. № 1. С. 3.
3 О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: 11 февраля, Вологда, 2009. Режим доступа: // http://www.kremlin.ru/transcripts/3150 (доступ свободный).
борьбу друг с другом и лагерной администрацией. «Если мы не установим твёрдого порядка, мы потеряем власть», - резюмировал своё выступление министр1.
В 1953 г. была объявлена амнистия, давшая свободу более чем миллиону человек. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. объявил об освобождении ряда категорий осуждённых, «не представляющих серьёзной опасности для общества». Основным мотивом издания этого акта являлся не гуманизм властей, а стремление освободить места заключения от практически нетрудоспособных инвалидов, женщин и детей и заменить их полноценной рабочей силой2. Так, со второй половины 1955 г. резко увеличивается количество осуждённых, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях. Если в 1954 г. в лагеря и колонии ежемесячно поступало 36 166 человек, то в III квартале 1955 г. - уже 39 307 человек, в IV квартале - 42 299 человек, в январе 1956 г. - 46 077, а в феврале - уже 47 782 человека .
Вместе с тем, амнистия вызвала изменения в составе лагерного населения: массовый уход работоспособного «положительного контингента», дефицит квалифицированной рабочей силы, резкое повышение концентрации особо опасных преступников и рецидивистов, возрастание доли и производственной значимости политических узников, деморализацию низовой лагерной администрации в связи с предстоящими массовыми сокращениями. «Демобилизационные
4
настроения» привели к падению дисциплины .
К концу 1956 г. стало очевидным, что положение дел в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР остаётся неблагополучным. Главная задача по перевоспитанию осуждённых и возвращению их к честной трудовой жизни в советском обществе остается невыполненной, в результате большая часть осуждённых на честный трудовой путь не встаёт и совершает повторные преступления. Так, согласно статистическим данным МВД СССР, в 1955 г. 9 476 заключённых привлечено к уголовной ответственности за совершение повторных преступлений на территории исправительно-трудовых учреждений (из них 240 убийств осуждённых), 2 423 человека совершили побег из мест лишения свободы, из которых не задержано 335, 8 648 осуждённых в дисциплинарном порядке выдворены в тюрьмы за злостные нарушения, из 1 075 280 осуждённых, отбывающих наказание в лагерях и колониях, 25 % вновь возвратились в места лишения свободы5.
1 ГАРФ. Ф. Р-9414. Оп. 1. Д. 506. Л. 212.
2 Кокурин А. И., Петров Н. В. ГУЛАГ (Главное управление лагерей) 1917-1960. М.: МФД, 2000. С. 11.
3 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 2.Д. 450. Л. 469.
4 Козлов В. А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953-1985 гг. М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006. С. 71.
5 О назревшей реорганизации системы ИТЛ МВД. Доклад МВД СССР в ЦК КПСС № 74, 5 апреля 1956 // ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 479. Лл. 388-399.
Требование ЦК КПСС об обеспечении раздельного содержания лиц, осуждённых впервые за менее опасные преступления, от заключённых, судимых за тяжкие преступления, и рецидивистов во многих исправительно-трудовых лагерях так не нашло своего воплощения в жизни. Вследствие этого неустойчивая часть впервые осуждённых, особенно из числа молодого возраста, попадает под влияние уголовников-рецидивистов, морально разлагается, нарушает установленный порядок в местах заключения, отказывается от работы и совершает преступления.
Недостатком в деятельности исправительно-трудовой системы соответствующего периода можно считать некоторое послабление в режиме содержания осуждённых в тюрьмах. Возможно, этому способствовали большое скопление и ненадлежащая изоляция впервые и неоднократно судимых осуждённых. В 1955 г. в тюрьмах имели место 36 групповых неповиновений, 27 нападений на охрану, 70 надзирателям были нанесены телесные повреждения, но должного наказания виновники не понесли.
Реорганизации исправительных учреждений поспособствовали значительные недостатки в организации труда заключённых, большая часть которых использовалась на выполнении неквалифицированной работы в качестве разнорабочих, землекопов, на подсобно-вспомогательных и немеханизированных погрузочных работах. Как правило, после освобождения от отбывания наказания они не могли найти применения полученным в лагере трудовым навыкам и вновь вставали на преступный путь.
На протяжении многих лет дислокация исправительно-трудовых лагерей, их организационная структура и размеры определялись интересами хозяйственной, производственной деятельности. Это привело к тому, что во многих лагерях содержалось большое количество заключённых (до двадцати тысяч и более человек), а в лагерных городках, в пределах одной охраняемой зоны - до тысячи и более, что в значительной мере затрудняло правильное размещение, должную изоляцию, перевоспитание, обеспечение установленного порядка и дисциплины.
Серьёзным изъяном в деятельности лагерей и колоний являлись и частые перемещения большого количества заключённых как внутри исправительно-трудовых лагерей, так и из одного лагеря в другой. Во многих случаях такие перевозки осуществлялись без надлежащей подготовки лагерных подразделений к приёму и правильному размещению заключённых, без предварительного создания необходимых жилищных и бытовых условий для их содержания. В течение 1955 г. было перевезено более 350 тысяч осуждённых, что серьёзно помешало работе по их изучению, перевоспитанию и исправлению, исключило возможность использования в воспитательной
работе положительное влияния их родственников и общественности тех предприятий, на которых они до этого работали.
Хозяйственные интересы в работе лагерей и колоний породили в МВД СССР тенденцию к тому, чтобы разгрузить исправительно-трудовые лагеря от инвалидов и лиц, которых нельзя полноценно использовать как рабочую силу, стремление досрочно освободить как можно больше таких заключённых, несмотря на то, что многие из них осуждены за тяжкие преступления, в результате этого из мест заключения было освобождено большое количество опасных преступников.
Ненадлежащую деятельность исправительно-трудовых лагерей, колоний и тюрем в значительной мере предопределили неудовлетворительный подбор, расстановка и воспитание кадров мест заключения. Большая часть работников имела низкий образовательный уровень и недостаточную специальную подготовку. Достаточно указать, что среди начальников лагерных пунктов с начальным и незаконченным средним образованием работало 75,4 %, несмотря на то, что именно от уровня их работы в решающей степени зависит перевоспитание и исправление осуждённых. Интересен тот факт, что в охрану лагерей и колоний призывались граждане, не годные к строевой службе, в силу чего некоторые не могли нести службу в условиях Сибири и Крайнего Севера. Большинство из них было малограмотно, а отдельные сотрудники, особенно призываемые из республик Средней Азии, Закавказья, Прибалтики, не владели русским языком в принципе1.
Таким образом, предпосылками реформирования уголовно-исполнительной системы в 1956 году явились: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. «Об амнистии»; значительные изменения в лагерном составе осуждённых; совместное содержание осуждённых, впервые совершивших преступление, и заключённых, судимых за тяжкие преступления и рецидивистов; хозяйственная и производственная ориентированность труда осуждённых; частые перемещения осуждённых; неудовлетворительный подбор и расстановка кадров уголовно-исполнительной системы.
К 1956 году ГУЛАГ, как пережиток советской мобилизационной экономики эпохи форсированной индустриализации «выпал из времени», превратился в заповедник «сталинизма» и профессиональной преступности. Стало очевидно, что он исчерпал всем свои возможности и больше существовать не мог.
Литература
1. ГАРФ. - Ф. 9401. - Оп. 2. - Д. 479. - Лл. 388-399.
2. ГАРФ. - Ф. Р-9401. - Оп. 2.- Д. 450. - Л. 469.
3. ГАРФ. - Ф. Р-9414. - Оп. 1. - Д. 506. - Л. 212.
4. Козлов В. А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953-1985 гг. - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
1 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 479. Лл. 388-399.
5. Кокурин А. И., Петров Н. В. ГУЛАГ (Главное управление лагерей) 1917-1960. - М.: МФД, 2000.
6. О назревшей реорганизации системы ИТЛ МВД. Доклад МВД СССР в ЦК КПСС № 74, 5 апреля 1956 // ГАРФ. - Ф. 9401. - Оп. 2. - Д. 479. -Лл. 388-399.
7. О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: 11 февраля, Вологда, 2009. Режим доступа: // http://www.kremlin.ru/transcripts/3150 (доступ свободный).
8. Путин В. Реформируя УИС, мы преобразовываем общество // Преступление и наказание. - 2000. - № 1.
9. Путин В. Состояние УИС отражает степень цивилизованности страны // Преступление и наказание. - 2000. - № 3.
УДК 343.265
О. В. Василенко-Захарова ОБЯЗАННОСТИ, НАЛАГАЕМЫЕ НА УСЛОВНО-ДОСРОЧНО ОСВОБОЖДЁННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ
ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
O. V. Vasilenko-Zakharova THE DUTIES IMPOSED ON CONDITIONALLY AHEAD OF SCHEDULE RELEASED FROM SERVING OF PUNISHMENT IN THE FORM
OF IMPRISONMENT
В статье рассматриваются вопросы о необходимости наложения обязанностей на условно-досрочно освобождённых, орган, уполномоченный представлять в суд предложение о необходимости наложения обязанностей, а также какие именно обязанности целесообразно налагать.
In article questions of need of imposing of duties on conditionally ahead of schedule released are considered, the body, authorized to bring the offer on need of imposing of duties into court, and also which duties it is expedient to impose.
Ключевые слова: условно-досрочное освобождение; обязанности, налагаемые на условно-досрочно освобождённых; лишение свободы; испытательный срок.
Key words: conditional early release; the duties imposed on the conditionally ahead of schedule released; imprisonment; trial period.
В современном законодательстве содержится перечень обязанностей, которые могут быть наложены на условно-досрочно освободившегося. Этому перечню предшествовала их долгая разработка учёными-правоведами и настоятельная рекомендация введения таких обязанностей, так как ранее обязанности на условно-досрочно освобождённых не налагались, а единственным условием успешного прохождения испытательного срока было несовершение осуждённым в этот период однородного или не менее тяжкого преступления. Сама ст. 79 УК РФ не определяет, какие же обязанности могут быть наложены на условно-досрочно освободившихся, она отсылает к ч. 5 ст. 73 УК РФ, которая устанавливает обязанности для условно осуждённых в период испытательного срока. В науке нет единого мнения о целесообразности наложения обязанностей, органе, уполномоченном предоставлять в суд