Научная статья на тему 'Основные правила, которые необходимо знать предпринимателям'

Основные правила, которые необходимо знать предпринимателям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРОВЕРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ВЫМОГАТЕЛЬСТВО / КРИМИНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеева И. Ю.

В статье рассматриваются основные правила, которыми предприниматель должен руководствоваться в своей деятельности при проверочных мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные правила, которые необходимо знать предпринимателям»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

И. Ю. ТИМОФЕЕВА,

кандидат экономических наук, подполковник милиции

Вступивший в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) позволяет подвести определенные итоги, которые характеризуют криминализацию экономических отношений в условиях финансового кризиса и сопровождаются коррупционными проявлениями на всех уровнях власти. Материалы прокурорских проверок, обращения субъектов предпринимательской деятельности свидетельствуют о повсеместном грубом нарушении прав предпринимателей, в первую очередь субъектов малого и среднего бизнеса, как органами государственной власти и местного самоуправления, так и органами государственного контроля (надзора) при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Распространены факты поборов и вымогательств в отношении предпринимателей со стороны криминальных элементов и организованных преступных группировок.

Тройка лидеров по объему получаемых взяток занимает более 90 % рынка. В нее входят: контрольная, надзорная деятельность — 34,6%; лицензирование — 34,2%; фискальное взимание налогов и налоговый контроль — 22,0 %. На вопрос, какой орган власти, регулирования досаждал предпринимателю последнее время более всего, результаты оказались следующие: налоговая инспекция — 18,3%; пожарная инспекция — 5,9%, санэпидемслужба — 5,6% (по данным интернет-сайта: www. dpr. ra/pravo/).

Всего, с даты введения в действие указанного Федерального закона № 294-ФЗ (с 1 мая 2009 г.) при согласовании внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства органы прокуратуры в каждом 3-м заявлении не

усмотрели убедительных оснований для проведения таких проверок ввиду отсутствия данных о реальной угрозе жизни и здоровью людей, а также окружающей природной среде, в связи с чем контролирующим органам было отказано в их согласовании, проведение их могло повлечь нарушение прав предпринимателей. К примеру, в одном из регионов прокуратурой установлено, что распоряжением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора сотрудникам управления поручено провести внеплановое мероприятие по контролю в отношении ООО «Концерн» на основании информации главы муниципального образования. Вместе с тем сведений о нарушениях законодательства, допущенных ООО «Концерн» либо иным хозяйствующим субъектом, письмо главы муниципального образования не содержало. Информация, изложенная в представленном приложении к письму, не могла являться основанием для проведения внеплановой проверки, поскольку не была подтверждена документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений. Прокуратурой по выявленному факту внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушение устранено, виновные должностные лица привлечены кдисциплинарной ответственности.

Другой пример, когда в прокуратуру обратился директор сельскохозяйственного предприятия по вопросу проведения проверки его деятельности Управлением Россельхознадзора. В ходе прокурорской проверки было установлено, что инспектором Управления выход на предприятие был осуществлен без достаточных на то оснований. В связи с отказом директора к допуску на территорию предприятия проверочные мероприятия осуществлены не были.

Вместе с тем в целях предупреждения в действиях Управления Россельхознадзора нарушений

законодательства о защите прав субъектов предпринимательства прокуратурой руководителю Управления было объявлено предостережение о недопустимости нарушений закона.

Зачастую в планы работы соответствующих подразделений контролирующих органов включаются не наименования юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а указания на места оптовой и розничной реализации товаров (продукции) (например, продовольственный рынок и цветочные павильоны, центральный рынок, овощной оптовый рынок и т. п.), где осуществляет предпринимательскую деятельность довольно обширный круг предпринимателей, что создает предпосылки и условия для нарушения прав субъектов малого и среднего бизнеса.

Выявлены случаи, когда, например, территориальным отделом УФМС в одном из районов проводились плановые и внеплановые мероприятия по контролю, однако в нарушение требований закона не было составлено ни одного акта по их результатам, предписания об устранении выявленных нарушений также не выдавались.

К числу типичных нарушений Кодекса РФ об административных правонарушениях следует относить:

• нарушения при проведении административного расследования: при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, не разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, не вручается копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 3 - 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ);

• проведение осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов без участия понятых или с привлечением в качестве понятых их работников (ст. 25.7, 27.8 КоАП РФ), понятым не разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ч. 2, 4ст. 25.7 КоАП РФ;

• нарушается установленный ст. 28.5 КоАП РФ 2-дневный срок составления протокола об административном правонарушении;

• протоколы об административном правонарушении составляются после проведения административного расследования, поводом для возбуждения которого служит доставление лица, в отношении которого необходимо

составить протокол, что не предусмотрено ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ;

• нарушения при составлении протоколов об административных правонарушениях: в протоколах не указываются полные сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности, состав совершенного административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение (ч. 2ст. 28.2 КоАП РФ);

• лицу, привлекаемому к административной ответственности, не разъясняются права и обязанности, предусмотренные ч. 1ст. 25.1 КоАП РФ (ч. Зет. 28.2 КоАП РФ), не предоставляется возможность для дачи объяснений (ч. 4ст. 28.2 КоАП РФ), не вручается копия протокола (ч. бет. 28.2 КоАП РФ), оно не извещается о времени и месте рассмотрения дела (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ). В практике выявлены ситуации, когда протокол составляется в отношении одного лица, а объяснения отбираются у другого лица;

• отсутствие в протоколе подписи и фамилии должностного лица, его составившего (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ);

• нарушения при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях, их исполнении: в постановлениях не указываются состав правонарушения и статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность (ч. 1ст. 29.10 КоАП РФ), дата вручения копии постановления (ч. 2ст. 29.11 КоАП РФ);

• наказание назначается не в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за правонарушение (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ);

• лицу, привлеченному к административной ответственности, не вручается копия постановления (ч. 2ст. 29.11 КоАП РФ), не разъясняется порядок обжалования постановлений, предусмотренный ст. 30.1 — 30.3 КоАП РФ;

• нарушается 3-дневный срок направления постановлений о назначении административного штрафа и 30-дневный срок направления этих постановлений для принудительного исполнения в службу судебных приставов, не принимаются решения по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении лиц, не уплативших штраф (ч. 2ст. 29.11, 32.2 КоАП РФ).

Автор статьи предлагает предпринимателю

основные правила, которыми он должен руководствоваться в своей деятельности при проверочных

мероприятиях.

1. Если к предпринимателю пришли для проведения какой-либо проверки, то он должен вести себя спокойно и уверенно, потребовать предъявления соответствующих документов и законности проводимых действий.

Любое проверочное мероприятие (плановое или неплановое) должно быть обосновано и подтверждено соответствующими документами. При 30 контролирующих органах теоретически возможны 10 плановых проверок ежегодно, а в сфере здравоохранения, образования и социальных услуг еще больше.

Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» гласит:

• срок проведения проверки — не более 20 рабочих дней в году,

• срок проведения проверки для малого предприятия — 50чв год (примерно 6 — 7 дней). Однако в исключительных случаях руководители контролирующих органов могут продлить проверку вдвое. При этом, что означает «исключительные случаи», в законе не оговаривается.

Кто бы ни пришел к предпринимателю — Ро-спотребнадзор, Росфиннадзор, налоговые органы или правоохранительные органы, — он должен попросить служебные удостоверения проверяющих и документы на проведение проверки и тщательно их рассмотреть. Важно помнить, что в подлинном служебном удостоверении обязательно должны быть должность владельца, а также соответствующие подписи и печати. Кроме того, на фотографии сотрудники налоговых, правоохранительных, таможенных органов, службы судебных приставов, органов юстиции должны быть в соответствующей форме. Если на фотографии человек в гражданском облачении, это удостоверение фальшивое.

Предприниматель не должен волноваться и бояться, так как он имеет право ознакомиться со всей документацией, которая касается именно его. В этих документах (постановлении, распоряжении) для начала необходимо найти наименование своей организации или индивидуального предпринимателя, фамилию и инициалы, проверить правильность указанного адреса. Не исключен вариант, что в постановлении названия организации может и не быть, и его попытаются вписать в присутствии предпринимателя и с его слов, поэтому не надо спешить представлять все сведения нерадивым проверяющим.

Пример. В постановлении на проведение провер-киуказано — ИПАндреевА. Н., ул. Кловская, д. 35,

кв. 19, — но проверяющие явились в магазин ИПАндреева А. Н., находящийся по адресу: ул. Багратиона, 22 «Славянскийрынок».

В постановлении на проведение проверки указано наименование организации — ООО «Альфа», хотя фактически по уставным документам предприятие является ОАО «Альфа».

Таким образом, неточности являются процессуальными нарушениями оформления документов со стороны проверяющих, которые они должны устранить путем переоформления постановлений, а предприниматель имеет полное право отказать государственным служащим в проведении проверки, пока они не представят правильно оформленные документы. Уверенность в действиях предпринимателя изначально покажет его правовую грамотность и даст ему дополнительное время для подготовки к предстоящей проверке.

Далее в постановлении чуть ниже наименования организации, как правило, указывается причина проводимой проверки: плановая, по жалобе, выявление контрафактной продукции, признаки правонарушения с указанием статей из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) или закона РФ. Если же причина указана другая, кроме плановой, предприниматель должен попросить ознакомиться с жалобой или с теми статьями, которые указаны в постановлении. Для чего это нужно?

Пример. В постановлении указана причина проверки — уклонение от уплаты налога на прибыль, это значит, что имеют право проверять только те документы, которые связаны с исчислением и уплатой налога на прибыль (и никакого другого!).

Если, например, указана статья о контрафактной продукции, значит, предприниматель должен только показать свой товар и сертификаты (накладные), подтверждающие его законное происхождение, не показывая никаких иных бухгалтерских или налоговых документов.

Так, если указана статья об осуществлении деятельности без государственной регистрации или без лицензии, значит, необходимо предъявить указанные документы ираспрощаться с проверяющими.

Ниже в постановлении указаны лица, которым поручается проведение проверки. Обязательно необходимо сверить их служебные удостоверения с фамилиями, вписанными в постановление, предприниматель обязан предоставить свои бухгалтерские и иные документы для проверки только указанным лицам и никому другому. Это его бе-

зопасность, его коммерческая тайна, и он должен себя застраховать от случайностей и злоупотреблений со стороны чиновников или конкурентов. Кроме того, стоит обратить внимание на срок действия служебного удостоверения. Дело в том, что бывали случаи, когда бывшие работники контрольно-надзорных органов пользовались своим «положением» для различного рода махинаций.

Также в постановлении указываются действия, которые разрешается проводить проверяющим при проведении проверки: изучение (исследование) документов, выемка или изъятие документов, осмотр помещений и т. д.

Пример. Если в постановлении указано — изучение (исследование) документов, то необходимо для проверки предоставить конкретные запрашиваемые документы (желательно документы предоставить согласно перечню и под роспись проверяющего, чтобы не обвинили проверямого в сокрытии документов, а также в целях обезопасить себя от случаев, если документы потеряются или исчезнут).

Необходимо помнить, что требования проверяющих сделать для них копии документов являются незаконными, так как согласно постановлению предприниматель обязан предоставить только сами документы и только указанным лицам для проверки в указанном месте, а не для того, чтобы копии ваших документов ходили где-то порукам, обсуждались и анализировались.

Если в постановлении указано — выемка или изъятие документов, то действия проверяющих, направленные на изъятие компьютера или каких-либо электронных или цифровых носителей, дисков, будут незаконными, им следует переписать постановление или внести в него дополнения.

Или, например, если в постановлении указано — осмотр помещений, то осмотр транспортных средств или изъятие документов будет являться незаконными.

И, наконец, изучив постановление до самого конца, предприниматель должен убедиться, что на документе стоит гербовая печать государственного органа и дана расшифровка подписи должностного лица. Были случаи, когда на бланке постановления отсутствовали печати, что должно особенно насторожить и явиться причиной отказа для проведения проверки.

Изучив постановление о проведении проверки, его необходимо подписать должностному лицу либо любому работнику предприятия, так как в случае отказа поставить свою подпись под документом постановление зачитывается вслух в присутствии понятых или свидетелей, и проверка начинается в обычном режиме. Своим

отказом расписаться в постановлении о проведении проверки проверяемый не сможет отменить проведение проверки, а только накалит и без того напряженную обстановку.

В случае если проверяющие лица явились к предпринимателю без соответствующихдокумен-тов, налицо нарушение закона, так как незаконное вторжение должностных лиц подпадает под действие ст. 286 УК РФ как превышение должностных полномочий.

2. Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана.

На любые уговоры со стороны проверяющих органов на тему о чистосердечном признании в каких-либо нарушениях не надо поддаваться, следует поменьше говорить с проверяющими о своем бизнесе за чашкой кофе или чая (в неформальной обстановке) — все будет использовано против предпринимателя. Он не должен плакать и набрасываться на представителей власти, пытаясь их разжалобить, — надо вести себя спокойно, даже немного заторможенно, чтобы правильно оценить ситуацию, на любые конкретные вопросы ответы должны быть неконкретными, неточными и приблизительными: «не помню», «наверное», «может быть», «плохо себя чувствую», «где-то здесь, поищем» и т. п.

Для оказания юридической помощи предприниматель имеет право привлечь защитника, которым может быть не только адвокат, но и иное лицо, компетенции которого предприниматель доверяет, на основании доверенности, оформленной в соответствии с законом.

Защитник допускается к участию в деле с момента составления протокола об административном правонарушении или с момента административного задержания.

Защитник предпринимателя вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными правами в соответствии с законодательством.

Никто не может заставить предпринимателя говорить в тех случаях, когда он не готов к разговору или растерялся, чтобы не наговорить ничего лишнего и ненужного. Всегда надо помнить основной конституционный принцип, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

3. Виновным признается лицо, совершившее нарушение умышленно или по неосторожности.

Умышленными будут действия и даже бездействие, если предприниматель осознавал, что

нарушает какой-то закон, желал либо сознательно допускал наступление вредных последствий от таких своих действий или бездействия.

Совершенными по неосторожности признаются действия и бездействие, если предприниматель даже не подозревал, что нарушает какой-то закон и что могут наступить какие-то вредные последствия, хотя должен был и мог это осознавать. Это тот случай, когда незнание законов не освобождает от ответственности.

Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

Доказательством того, что предприниматель мог осознавать факт нарушения законности очень часто является наличие диплома о высшем образовании, где подтверждается, что он изучал юридические или экономические дисциплины и вполне мог отдавать себе отчет о своих действиях или бездействии. Поэтому, чтобы не тратить время зря, доказывая свою невиновность, чтобы не портить свою нервную систему, потому что оправдания предпринимателя никто не захочет слышать, надо ему воспользоваться конституционным правом не давать показания против себя и своих близких (ст. 51 Конституции Российской Федерации).

4. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Если государственные органы обвиняют предпринимателя в каком-либо нарушении, именно они должны документально доказать его вину. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

При этом следует знать, что все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Поэтому при вынесении решения можно указывать на любые возникающие сомнения в том, что в результате действий могли наступить вредные последствия.

Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена вступившим в силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшихдело.

5.0бстоятельства, смягчающие административную и налоговую ответственность.

Необходимость установления различных видов ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах обусловлена различной степенью общественной опасности правонарушений. Мерой ответственности за совершение

правонарушения являются штрафные санкции, которые устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий в размерах, предусмотренных законодательством.

Следует знать, что существуют обстоятельства, смягчающие административную и налоговую ответственность. Что это дает предпринимателю? При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с установленным размером.

К таким смягчающим обстоятельствам относятся следующие:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Обстоятельства, отягчающие налоговую или административную ответственность.

Обстоятельствами, отягчающими налоговую или административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного правонарушения, если после совершения первого правонарушения не истек срок в 12 мес.;

3) совершение административного правонарушения группой лиц;

4) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Всем, кто занимается бизнесом, следует знать, что всегда существует возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

7. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья или уполномоченные лица могут освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Все нарушения, выявляемые при осуществлении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственного и муниципального контроля, можно разделить на несколько направлений:

• нарушение порядка регистрации;

• нарушение порядка лицензирования или получения специального разрешения;

• нарушения в ведении бизнеса и продажи товаров;

• нарушения бухгалтерского учета;

• нарушение прав потребителей;

• нарушения в сфере производства и реализации алкоголя;

• нарушения в сфере кредитования;

• невыполнение требований органов власти;

• нарушения, допускаемые должностными лицами органов власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бывают ситуации, когда предприниматель стремится не к получению дополнительной выгоды, а к тому, чтобы избежать потерь вследствие законных штрафов или иных обоснованных санкций. Если первопричиной возможных санкций является не злой умысел, а недосмотр или незнание норм законодательства, ликвидация пробелов в образовании предпринимателей и совершенствование их управленческой практики являются еще одним перспективным фронтом противодействия коррупции.

Предприниматель должен не только оценить свои расходы на уплату штрафа или взятку проверяющему лицу, но и для начала свериться с действующим законодательством — является ли его действие реальным правонарушением или это способ вымогательства со стороны контролирующих органов.

Нарушение

Пример. «Приехали из Роспотребнадзора. Я индивидуальный предприниматель и торговал тогда продуктами питания. У меня истек срок действия сертификата на товар. Мне четко сказали, что я «попал» на деньги, и обозначили сумму 20 тыс. руб., которую мне нужно выплатить.

По закону, мол, тебе будет сумма штрафа от 40 ООО до 50 ООО руб. с конфискацией, но нам вы можете заплатить чуть меньше, если не хотите составления протокола. Какой предприниматель не согласится на такое предложение, тем более, когда тебе предъявили документы, законы, кодексы. Мне была дорога каждая копейка, поэтому мне было наплевать тогда, по закону меня оштрафуют или не по закону. Лучше я заплачу в два раза меньше, но зато сохраню материальные ценности, финансовые средства, на которые смогуразвиваться дальше.

Гораздо позже рассказал об этом своему знакомому, который показал, как меня реально «развели». По закону (п. 2ст. 14.4 КоАП РФ) штраф: за это нарушение, налагаемый на индивидуального предпринимателя, составляет от 4 ООО до 5 ООО руб. с конфискацией товаров или без — на усмотрение суда. Суд для первого раза никогда не выносит жестких мер, дает возможность работать дальше. Вместо того, чтобы сэкономить, я заплатил в 5раз больше. Теперь стараюсь статьи про нарушения сам читать, не доверяю никому».

Для того чтобы предприниматели, руководители и бухгалтеры могли свободно ориентироваться в системе предусмотренных нарушений при ведении своего бизнеса, смело использовать предоставленное законом право привлечения должностных лиц к административной ответственности задопускаемые нарушения, знать, за что и на какую сумму могут оштрафовать предпринимателя, а где можно обойтись предупреждением или предпринять иные меры своей защиты, предназначены следующие разделы как шпаргалка для всех предпринимателей, которая должна быть всегда под рукой, чтобы никто не мог воспользоваться незнанием законов (табл. 1—9).

Таблица 1

ядка регистрации

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и получение доходадо 250тыс. руб. П. 1 ст. 14.1 КоАП РФ Штраф от 500 до 2 000 руб.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и получение дохода свыше 250 тыс. руб. Ст. 171УКРФ Штраф доЗОО 000 руб. либо обязательные работы, либо арест от4до6 мес.

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе П. 1 ст. 116НКРФ, п. 1ст. 15.3 КоАП РФ Штраф — 10 000 рублей. Предупреждение или штраф на должностных лиц организаций в размере от500до 1000 руб.

1 (145) - 2011 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Окончание табл. 7

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе П. 2 ст. 116НКРФ Штраф — 10 %от полученныхдоходов, но не менее 40 ООО руб.

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или в государственном внебюджетном фонде, сопряженное с ведением деятельности П. 2ст. 15.3 КоАП РФ Штраф на должностных лиц — от2000до 3000 руб.

Примечание. Организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, подлежат постановке на учет в налоговых органах: — по месту нахождения организации; — по месту жительства физического лица-инди-видуального предпринимателя; —по месту нахождения обособленных подразделений; —для иностранных организаций В течение 5 дней В течение 5 дней В течение 1 мес. В течение 30 дней П. 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 П. 4 ст. 83 НКРФ Приказ МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124

Для физических лиц, не являющихся предпринимателями, но имеющими недвижимое имущество и транспортные средства, а также для частных нотариусов, адвокатов, подача заявления о постановке на учет не предусмотрена! П.5,6, 7ст. 83 НКРФ — постановканаучет осуществляется налоговыми органами на основании поступивших сведений из государственных органов

Непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в случаях если такое представление предусмотрено законом П. Зет. 14.25 КоАП РФ Предупреждение или штраф: надолжностное лицо - 5 000 руб.

Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния П. 4 ст. 14.25 КоАП РФ Штраф на должностных лиц — 5 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет

Несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним Ст. 19.21 КоАП РФ Штраф: — на граждан — от 1 500 до 2 000 руб.; — надолжностное лицо — отЗ 000 до 4 000 руб.; — на юридическое лицо — от 30 000 до 40 000 руб.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок, в случае если такая регистрация обязательна Ст. 19.22 КоАП РФ Предупреждение или штраф: — на граждан — 100 руб.; — надолжностное лицо — от 100 до 300 руб.; — на юридическое лицо — от 1 000 до 3 000 руб.

Нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности П. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ Штраф: — на должностных лиц — от3000до5000руб.; — на юридических лиц — отЮ 000 до 20 000 руб.

Представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения П. 1 ст. 19.7.5-1. КоАП РФ Штраф: — на должностных лиц — от5 000 доЮ 000 руб.; — на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

Таблица 2

Нарушение порядка лицензирования или получения специального разрешения

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) П. 2 ст. 14.1 КоАПРФ Штраф: — на граждан — от2 000 до 2 500 руб. с конфискацией продукции или без таковой; — надолжностное лицо — от4 000 до 5 000 руб. с конфискацией или без таковой; — на юридическое лицо — от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией или без таковой

Окончание табл. 2

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) П. 3 ст. 14.1 КоАПРФ Предупреждение или штраф: — на граждан — от 1 500 до 2 000 руб.; — надолжностное лицо — отЗ 000 до 4 000 руб.; — на юридическое лицо — от 30 000 до 40 000 руб.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) П. 4 ст. 14.1 КоАПРФ Штраф: — на ИП — от4 000 до 5 000 руб. или приостановление деятельности до90 сут.; — надолжностное лицо — от4 000 до 5 000 руб.; — на юридическое лицо — от 40 000 до 50 ООО.руб. или приостановление деятельности до90 сут.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб свыше 250 ООО руб. Ст. 171УКРФ Штраф доЗООООО руб. или в размере дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы, либо арест от4до6 мес.

Промышленное производство или оборот спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией П. 4 ст. 14.17 КоАПРФ Штраф на юридическое лицо от 50 000 до 100 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции и иных предметов, использованных для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Выпуск организацией или ИП товаров без маркировки, предусмотренной законом, а также с нарушением установленного порядка, если такая маркировка обязательна П. 1 ст. 15.12 КоАПРФ Штраф: — надолжностное лицо от 3 000 до 5 000 руб. с конфискацией предметов; — на юридическое лицо — от 30 000. до 50 000 руб. с конфискацией

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) П. 1 ст. 19.20 КоАПРФ Предупреждение или штраф: — на граждан от 500 до 1 000 руб.; — надолжностное лицо — от 1 000 до 2 000 руб.; — на юридическое лицо — от 10 000 до 20 000 руб.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований полученного разрешения (лицензии) П. 2 ст. 19.20 КоАПРФ Предупреждение или штраф: — на граждан от 300 до 500 руб.; — надолжностное лицо — от 500 до 1 000 руб.; — на юридическое лицо — от5 000 до 10 000 руб.

Продажа аэрозольных распылителей и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами, без соответствующей лицензии Ст. 20.15 КоАПРФ Штраф: — на граждан от 2 000 до2 500 руб. с конфискацией; — надолжностное лицо — от4 000 до 5 000 руб. с конфискацией; — на юридическое лицо — от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией

Осуществление частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) П. 1ст.20.16 КоАПРФ Штраф: — на граждан от 1 000 до 1 500 руб.; — на юридическое лицо — от 20 000 до 30 000 руб.

Создание в организации службы безопасности без специального разрешения (лицензии) П. 2 ст. 20.16 КоАПРФ Штраф: на руководителя организации — от4 000 до 5 000 руб.

Осуществление негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) П. Зет. 20.16 КоАПРФ Штраф: на руководителя учреждения — от 2 000 до 3 000 руб.

Таблица 3

Нарушения в ведении бизнеса и торговли

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Торговля вне мест, установленных местными органами в городах и иных населенных пунктах Ст. 32 закона Смоленской обл. № 28з Штраф: — на граждан — от 1 000 до 3 000 руб.; — надолжностное лицо — отЗ 000 до 6 000 руб.; — на юридическое лицо — отб 000 до 15 000 руб.

Продолжение табл. 3

Вид нарушения

Нормативный документ

Санкция

Размещение объектов торговли (павильонов, киосков, палаток, передвижных средств развозной и разносной торговли, летних кафе (площадок) из быс-тровозводимых конструкций) на территориях общего пользования без разрешений местных органов

Ст. 34 закона Смоленской обл. № 28з

Штраф:

— на граждан — от1 ООО до 5 ООО руб.;

— надолжностное лицо — от5 ООО до 10 ООО руб.;

— на юридическое лицо — от 10 ООО до 30 ООО руб.

Продажа товаров, выполнение работ, оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке

П. 1 ст. 14.4 КоАПРФ

Предупреждение или штраф:

— на граждан — от1 ООО до 1 500 руб.;

— надолжностное лицо — от2 000 до 3 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 20 000 до 30 000 руб.

Продажа товаров, выполнение работ, оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей

П. 2 ст. 14.4 КоАПРФ

Предупреждение или штраф:

— на граждан — от2 000 до 2 500 руб. с конфискацией товаров или без таковой;

— надолжностное лицо — от4 000 до 5 000 руб.;

— на ИП — от4000до5 000 руб. с конфискацией товаров или без либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой;

— на юридическое лицо — от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией товаров или без либо приостановление деятельности на срокдо 90 сут. с конфискацией товаров или без таковой

Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг в организациях при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце

Ст. 14.5 КоАП РФ

Предупреждение или штраф:

— на граждан от 1 500 до 2 000 руб.;

— надолжностное лицо — отЗ 000 до 4 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 30 000 до 40 000 руб.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин

Ст. 14.5 КоАП РФ

Предупреждение или штраф:

— на граждан — от 1 500 до 2 000 руб.;

— надолжностное лицо — отЗ 000 до 4 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 30 000 до 40 000 руб.

Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги

Ст. 14.6 КоАП РФ

Штраф:

— на граждан — от2 000 до 2 500 руб.;

— надолжностныхлиц — от4 ОООдо 5 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 40 000 до 50 000 руб.

По табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке)

Ст. 14.6 КоАП РФ

Штраф:

— на граждан — от2 000 до 2 500 руб.

— надолжностное лицо — от4 000 до 5 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 40 000 до 50 000 руб.

Нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования

Ст. 14.6 КоАП РФ

Штраф:

— на граждан — от2 000 до 2 500 руб.;

— надолжностное лицо — от4 000 до 5 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 40 000 до 50 000 руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров

Ст. 14.15 КоАПРФ

Предупреждение или штраф:

— на граждан — от 300 до 1 500 руб.;

— надолжностное лицо — от 1 000 до 3 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 10 000 до 30 000 руб.

Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки),

Ст. 14.26 КоАПРФ

Штраф:

— на граждан — от2 000 до 2 500 руб. с конфискацией или без;

— надолжностное лицо — от4 000 до 5 000 руб. с конфискацией или без;

— на юридическое лицо — от 50 000 до 100 000 руб. с конфискацией или без

Проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления

П. 1 ст. 14.27 КоАПРФ

Штраф:

— на граждан — от2 000 до 2 500 руб.;

— надолжностное лицо — от4 000 до 20 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 50 000 до 500 000 руб.

Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша

П. 3 ст. 14.27 КоАПРФ

Предупреждение или штраф:

— надолжностное лицо — от2 000 до 5 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 50 000 до 100 000 руб.

Окончание табл. 3

Вид нарушения

Нормативный документ

Санкция

Привлечение денежных средств граждан для целей строительства многоквартирныхдомов лицом, не имеющим на это права в соответствии с законодательством

П. 1 ст. 14.28 КоАПРФ

Штраф:

— надолжностное лицо — от 15 ООО до 20 ООО руб.;

— на юридическое лицо — от 400 ООО до 500 000 руб.

Разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

П. 1 ст. 14.34 КоАПРФ

Штраф:

— надолжностное лицо — от 25 000 до 50 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 250 000 до 500 000 руб.

Организация и предоставление торговых мест на розничном рынке, не предусмотренных схемой их размещения, или без заключения договоров о предоставлении торговых мест

П. 2ст. 14.34 КоАПРФ

Штраф:

— надолжностное лицо — от5 000 до 20 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 100 000 до 300 000 руб.

Организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке без оформления и (или) выдачи карточки продавца либо без соблюдения требований, предъявляемых к ее оформлению

П. 8ст. 14.34 КоАПРФ

Штраф:

— надолжностное лицо — от5 000 до 20 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 100 000 до 300 000 руб.

Продажа товаров и продукции без маркировки, предусмотренной законом для осуществления налогового контроля, в случае если такая маркировка и (или) информация обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта

П. 2 ст 15.12 КоАПРФ

Штраф:

— на граждан — от2 000 до 2 500 руб. с конфискацией;

— надолжностное лицо — от4 000 до 5 000 руб. с конфискацией;

— на юридическое лицо — от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией.

Нарушение лицом, которое приобрело более 30 % акций открытого акционерного общества, правил их приобретения

Ст. 15.28 КоАПРФ

Штраф:

— на граждан — от 1 000 до 2 500 руб.;

— надолжностное лицо — от5 000 до 20 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 50 000 до 500 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами

П. 1ст. 20.4 КоАПРФ

Предупреждение или штраф:

— на граждан — от 500 до 1 000 руб.;

— надолжностное лицо — от 1 000 до 2 000 руб.;

— на ИП — от 1 000 до 2 000 руб. или приостановление деятельности на срок до90 сут.;

— на юридическое лицо — от 10 000 до 20 000 руб. или приостановление деятельности на срок до90 сут.

Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека

П. Зет. 20.4 КоАПРФ

Штраф:

— на граждан — от 1 500 до 2 000 руб.;

— надолжностное лицо — отЗ 000 до 4 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 30 000 до 40 000 руб.

Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия

П. 5 ст. 20.4 КоАПРФ

Штраф:

— надолжностное лицо — от 1 000 до 2 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 10 000 до 20 000 руб.

Нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему

П. 1ст. 20.8 КоАПРФ

Штраф:

— надолжностное лицо — от4 000 до 5 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 40 000 до 50 000 руб.

Таблица 4

Нарушения бухгалтерского и налогового учета

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин Ст. 14.5 КоАПРФ Предупреждение или штраф: — на граждан — от 1 500 до 2 000 руб.; — надолжностное лицо — от3000до4000 руб.; — на юридическое лицо — от 30 000 до 40 000 руб.

1 (145) - 2011 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Продолжение табл. 4

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Нарушение срока (7 дней) представления в налоговый орган, государственный внебюджетный фонд информации об открытии или закрытии счета в банке Ст. 15.4 КоАПРФ Предупреждение или штраф на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 руб.

Нарушение налогоплательщиком срока (7 дней) представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке Ст. 118 НКРФ Штраф - 5 000 руб.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций: 1) осуществление расчетов наличными деньгами сверх 100 000 руб.; 2) неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности; 3) несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; 4) накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов Ст. 15.1 КоАПРФ Штраф: — надолжностное лицо — от4 000 до 5 000 руб.; — на юридическое лицо — от 40 000 до 50 000 руб.

Нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета Ст. 15.5 КоАПРФ Предупреждение или штраф на должностных лиц — от 300 до 500 руб.

Непредставление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета Ст. 119 НКРФ Штраф — 5 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде Ст. 119.1 НКРФ Штраф — 200 руб.

Непредставление в срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фондадокументов и иных сведений, необходимыхдля осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде П. 1 ст. 15.6 КоАПРФ Штраф: — на граждан — от 100 до 300 руб.; — надолжностное лицо — от300до500 руб.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов Ст. 15.11 КоАПРФ Штраф надолжностное лицо — от2 000 до 3 000 руб.

Грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода П. 1 ст. 120 НКРФ Штраф - 10 000 руб.

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода П. 2 ст. 120 НКРФ Штраф - 30 000 руб.

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы П. Зет. 120 НКРФ Штраф — 20 %от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) П. 1 ст. 122 НКРФ Штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога

Гели эти деяния совершены умышленно П. Зет. 122 НКРФ Штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора)

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом Ст. 123 НКРФ Штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению

Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест Ст. 125 НКРФ Штраф в размере 30 000 руб.

Непредставление в срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами о налогах и сборах П. 1 ст. 126 НКРФ Штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ

Окончание табл. 4

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Непредставление налоговому органу сведений о налогоп- П. 2 ст. 126 Штраф вразмере 10 000 руб.

лательщике: НКРФ

1) отказ предоставить имеющиеся документы по запросу

налогового органа;

2) иное уклонение от предоставления таких документов;

3) предоставление документов с заведомо недостоверны-

ми сведениями

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин Ч. 1 ст. 128 Штраф - 1 000 руб.

лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении НКРФ

в качестве свидетеля

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а Ч. 2 ст. 128 Штраф - 3 000 руб.

равно дача заведомо ложных показаний НКРФ

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообще- П. 1 ст. 129.1 Штраф - 5 000 руб.

ние) лицом сведений, которые должно сообщить налого- НКРФ

вому органу

Те же деяния, совершенные повторно в течение календар- П. 2ст. 129.1 Штраф - 20 000 руб.

ного года НКРФ

Использование бюджетных средств получателем бюджет- П. 1 ст 15.14 Штраф:

ных средств на цели, не соответствующие условиям их КоАПРФ — надолжностное лицо — от4000до5000 руб.;

получения насуммудо1,5млнруб. — на юридическое лицо — от 40 000 до 50 000 руб.

Использование средств государственных внебюджетных П. 2ст. 15.14 Штраф:

фондов получателем этих средств на цели, не соответству- КоАПРФ — надолжностное лицо — от4000до5000 руб.;

ющие условиям их получения на сумму до1,5 млн руб. — на юридическое лицо — от 40 000 до 50 000 руб.

Нарушение получателем бюджетных средств срока Ст. 15.15 Штраф:

возврата бюджетных средств, полученных на возвратной КоАПРФ — надолжностное лицо — от4000до5000 руб.;

основе — на юридическое лицо — от 40 000 до 100 000 руб.

Неперечисление получателем бюджетных средств в Ст. 15.16 Штраф:

установленный срок платы за пользование бюджетными КоАПРФ — надолжностное лицо — от4000до5000 руб.;

средствами, предоставленными на возмездной основе — на юридическое лицо — от 40 000 до 50 000 руб.

Незаконный отказ в доступе, а равно незаконное вос- Ст. 19.7.6 Штраф надолжностное лицо — 10 000 руб.;

препятствование доступу должностного лица налогового КоАПРФ

органа, проводящего налоговую проверку в соответствии

с законодательством РФ о налогах и сборах, к осмотру

производственных, складских, торговых и иных помеще-

нии и территории, используемых налогоплательщиком

для извлечения дохода либо связанных с содержанием

объектов налогообложения

Таблица 5

Нарушение прав потребителей

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) П. 1ст. 14.8 КоАП РФ Штраф: — на должностное лицо — от 500 до 1 000 руб.; — на юридическое лицо — от5 000 доЮ 000 руб.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе П. 1 ст. 14.8 КоАП РФ Штраф: — на должностное лицо — от 500 до 1 000 руб.; — на юридическое лицо — от5 000 доЮ 000 руб.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о продавце, об исполнителе и о режиме их работы П. 1 ст. 14.8 КоАП РФ Предупреждение или штраф: — на должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.; — на юридическое лицо — от5 000 доЮ 000 руб.

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя П. 2ст. 14.8 КоАП РФ Штраф: — на должностное лицо — от 1 000 до 2 000 руб.; — на юридическое лицо — отЮ 000 до 20 000 руб.

Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом П. Зет. 14.8 КоАП РФ Штраф: — на должностное лицо — от 500 до 1 000 руб.; — на юридическое лицо — от5 000 доЮ 000 руб.

Окончание табл. 5

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров Ст. 14.10 КоАП РФ Штраф: — на граждан — от1 500 до 2 ООО руб. с конфискацией товара; — на должностное лицо — отЮ ООО до 20 ООО руб. с конфискацией товара; — на юридическое лицо — от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией

Таблица 6

Нарушения в сфере производства и реализации алкоголя

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Поставка или розничная продажа алкогольной и П. 2 ст. 14.16 Штраф:

спиртосодержащей продукции без: КоАП РФ — надолжностное лицо — от4 ООО до 5 ООО руб. с

1) надлежаще оформленных товаротранспортных конфискацией;

документов; — на юридическое лицо — от 40 ООО до 50 ООО руб.

2) без сертификата соответствия по каждому наиме- с конфискацией

нованию продукции;

3) без справки к грузовой таможенной декларации

или без ее копии с оригиналами оттисков печатей

предыдущего собственника (на импортную алкоголь-

ную продукцию);

4) без справки к товаротранспортной накладной (на

отечественную алкогольную продукцию).

Поставка или розничная продажа алкогольной и

спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не

соответствующих установленным требованиям

Нарушение правил розничной продажи алкогольной П. Зет. 14.16 Штраф:

и спиртосодержащей продукции КоАП РФ — надолжностное лицо — отЗ ООО до 4 ООО руб. с конфискацией или без; — на юридическое лицо — от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией или без

Нарушение ограничений розничной продажи пива и П. 4 ст. 14.16 Штраф:

напитков, изготавливаемых на его основе КоАП РФ — надолжностное лицо — от2 000 до 3 000 руб. с конфискацией пива и напитков или без таковой; — на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб. с конфискацией пива и напитков или без таковой

Использование этилового спирта из непищевого сы- Ст. 14.18 Штраф:

рья и спиртосодержащей непищевой продукции для КоАП РФ — надолжностное лицо — от4 000 до 5 000 руб. с

приготовления алкогольной пищевои продукции конфискацией продукции; — на юридическое лицо — от 80 000 до 100 000 руб. с конфискацией продукции

Нарушение установленного порядка учета этилового Ст. 14.19 Штраф:

спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции КоАП РФ — надолжностное лицо — отЗ 000 до 4 000 руб.;

при их производстве или обороте — на юридическое лицо — от 70 000 до 80 000 руб.

Уклонение от подачи декларации об объеме произ- Ст. 15.13 Штраф:

водства и оборота этилового спирта, алкогольной и КоАП РФ — надолжностное лицо — отЗ 000 до 4 000 руб.;

спиртосодержащей продукции либо несвоевременная — на юридическое лицо — от 30 000 до 40 000 руб.

подача, либо включение заведомо искаженныхданных

Изготовление или хранение в целях сбыта крепких П. 1 ст. 23 закона Штраф на граждан — от 1 000 до 3 000 руб.

спиртных напитков домашней выработки Смоленской обл. № 28з

Те же действия, совершенные повторно в течение П. 2 ст. 23 закона Штраф на граждан — отЗ 000 до 5 000 руб.

одного года Смоленской обл. № 28з

Сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки П. 1 ст. 24 закона Смоленской обл. № 28з Штраф на граждан — от2 000 до 3 000 руб.

Окончание табл. 6

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Те же действия, совершенные повторно в течение одного года П. 2 ст. 24 закона Смоленской обл. №283 Штраф на граждан — отЗ 000 до 5 000 руб.

Таблица 7

Нарушения в сфере кредитования

Вид нарушения

Нормативный документ

Санкция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Открытие банком или кредитной организацией счета организации или ИП без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

П. 1 ст. 15.7 КоАПРФ

Штраф на должностное лицо от 1 000до2 000 руб.

Открытие банком или кредитной организацией счета организации или ИП при наличии решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица

П. 2ст. 15.7 КоАПРФ

Штраф на должностное лицо -от 2 ОООдо 3 ООО руб.

Получение кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии

Ст. 14.11 КоАПРФ

Штраф: на граждан — от1 ООО до 2 ООО руб.;

— надолжностное лицо — от2 ООО до 3 ООО руб.;

— на юридическое лицо — от 20 000 до 30 000 руб.

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния

Ст. 14.29 КоАПРФ

Штраф:

— на граждан — от 1 000 до 2 500 руб.;

— надолжностное лицо — от2 500 до 5 000 руб. или дисквалификация до 3 лет;

— на юридическое лицо — от 30 000 до 50 000 руб.

Нарушение бюро кредитных историй установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю

Ст. 14.30 КоАПРФ

Штраф:

— надолжностное лицо — от2 500 до 5 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 10 000 до 20 000 руб.

Нарушение банком или кредитной организацией срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога или сбора, инкассового поручения налогового органа, таможенного органа или государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора, пеней или штрафов в бюджет_

Ст. 15.8 КоАПРФ

Штраф на должностное лицо руб.

- от 4 000 до 5 000

Осуществление банком или кредитной организацией расходных операций, при наличии решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам

Ст. 15.9 КоАПРФ

Штраф на должностное лицо -руб.

от 2 000 до 3 000

Неисполнение банком или кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат

Ст. 15.10 КоАПРФ

Штраф:

— надолжностное лицо — от4 000 до 5 000 руб.;

— на юридических лиц — от 40 000 до50 000 руб.

Осуществление незаконных валютных операций

П. 1 ст. 15.25 КоАПРФ

Штраф на граждан, должностных лиц и юридических лиц — от 3/4 до одной суммы незаконной валютной операции

Осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности

П. 1 ст. 15.26 КоАПРФ

Штраф - от 40 000 до 50 000 руб.

Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований

П. 2ст. 15.26 КоАПРФ

Предупреждение или штраф — от 10 ОООдо 30 000 руб.

Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля

Ст. 15.27 КоАПРФ

Штраф:

— надолжностное лицо — от 10 000 до 20 000 руб.;

— на юридическое лицо — от 50 000 до 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до90 сут.

Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением правил ведения кассовых операций

Ст. 15.2 КоАПРФ

Штраф — от2 000 до 3 000 руб.

Таблица 8

Невыполнение требований органов власти

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом Ст. 19.2 КоАПРФ Предупреждение или штраф: — на граждан — от 100 до 300 руб.; — надолжностное лицо — от 300 до 500 руб.

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего в связи с охраной общественного порядка или воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей П. 1 ст. 19.3 КоАПРФ Штраф — от 500 до 1 000 руб. или административный арест на срокдо 15 сут.

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств или по контролю и надзору в сфере миграции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, аравно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей П. 3 ст. 19.3 КоАПРФ Штраф — от 500 до 1 000 руб. или административный арест на срокдо 15 сут.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), аравно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей П. 1 ст. 19.4 КоАПРФ Предупреждение или штраф: — на граждан — от 500 до 1 000 руб.; — надолжностное лицо — от 1 000 до 2 000 руб.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства П. 1 ст. 19.5 КоАПРФ Штраф: — на граждан — от 300 до 500 руб.; — надолжностное лицо — от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификация на срокдо 3 лет; — на юридическое лицо — от 10 000 до 20 000 руб.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа власти в сфере размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа П. 7ст. 19.5 КоАПРФ Штраф: — надолжностное лицо — 50 000 руб.; — на юридическое лицо — 500 000 руб.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления его законной деятельности, или представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде Ст. 19.7 КоАПРФ Штраф: — на граждан — от 100 до 300 руб.; — надолжностное лицо — от 300 до 500 руб.; — на юридическое лицо — отЗ 000 до 5 000 руб.

Заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб Ст. 19.13 КоАПРФ Штраф - от 1 000 до 1 500 руб.

Таблица 9

Нарушения должностными лицами органов власти

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице или ИП в единый государственный реестр П. 1 ст. 14.25 КоАПРФ Штраф на должностное лицо государственных органов — от 1 000 до 2 000 руб.

Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений и (или) документов о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей П. 2 ст. 14.25 КоАПРФ Штраф на должностное лицо государственных органов — от 1 000 до 2 000 руб.

Несоблюдение должностными лицами органов власти, осуществляющих контроль, требований законодательства, а именно: 1) за проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения; 2) за нарушение сроков проведения проверки; 3) за отсутствие согласования с прокуратурой; 4) за проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) контролирующего органа; 5) за непредставление акта о проведенной проверке; 6) за привлечение к контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций; 7) за проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок П. 1 ст. 19.6.1 КоАПРФ Предупреждение или штраф на должностных лиц — отЗ 000до5 000руб.

Окончание табл. 9

Вид нарушения Нормативный документ Санкция

За повторное совершение вышеназванных нарушений П. 2 ст. 19.6.1 КоАПРФ Штраф на должностных лиц от 5 ОООдо 10 ООО руб.

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, из корыстной или иной личной заинтересованности, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, интересов общества или государства П. 1 ст. 285 УКРФ Штраф — до 80 ООО руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 4 лет

То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, аравно главой органа местного самоуправления П. 2 ст. 285 УКРФ Штраф - от 100 000 до 300 000 руб. или лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства П. 1 ст. 286 УКРФ Штраф — до 80 000 руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 4 лет

То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, аравно главой органа местного самоуправления П. 2 ст. 286 УКРФ Штраф - от 100 000 до 300 000 руб. или лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций Ст. 288 УКРФ Штраф до 40 000 руб. или обязательные работы от 120 до 180 ч, либо исправительные работы на срокдо 2 лет, либо арест на срок до 3 мес.

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме Ст. 289 УКРФ Лишение права занимать определенные должности на срок до 5 лет со штрафом до 80 000 руб. либо лишение свободы на срок до 2 лет

Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу лиц, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица, а равно за общее покровительство или попустительство по службе Ст. 290 УК РФ Штраф от 100 000 до500 000 руб. или лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет

Все эти правовые навыки будут являться действенными методами противодействия коррупции и способствовать более полной реализации защиты своих прав представителями бизнеса и предпринимательства при осуществлении государственного и муниципального контроля в повседневной жизни.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от26.12.2008 № 294-ФЗ.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.