Научная статья на тему 'Основные понятия в содержании и методике обучения технологии технического труда в средней общеобразовательной школе'

Основные понятия в содержании и методике обучения технологии технического труда в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные понятия в содержании и методике обучения технологии технического труда в средней общеобразовательной школе»

цель нравственного воспитания и лишь 4% готовы способствовать профессиональному самоопределению воспитанников;

• удовлетворены процессом проектирования инновационных образовательных программ 49 % человек, 30 % педагогов данный процесс удовлетворяет частично, 21 % не удовлетворены полностью, из них 15 % педагогов называют основной причиной неудовлетворенности отсутствие сформированных навыков проектирования, а 6 % считают данную деятельность не соответствующей их функциональным обязанностям;

• основными проблемами, над которыми планируют работать дальше педагоги ДОД, являются (по степени значимости):

- проектирование долгосрочных образовательных программ;

- повышение мотивации воспитанников к занятиям в творческих объединениях;

- совершенствование материально-технической базы объединения;

- систематизация и разработка учебно-методического комплекса к программам;

- самообразование, освоение новых педагогических технологий.

Между тем, инновационное образование не будет таковым, если главные его носители - преподаватели - не станут новаторами, способными не только воспринять нововведения, но и сделать их главным механизмом в учебном процессе.

Инновационная настроенность педагогов лишь на изменение содержания и объема учебных дисциплин не дает желаемого результата. Преодоление веками сложившейся дидактической транс-ляционности - «педагогики передачи и усвоения» (термин академика И. П. Иванова) - непременная задача модернизации дополнительного образования.

В. Ф. Бастов

Основные понятия в содержании и методике обучения технологии технического труда в средней общеобразовательной школе

В учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений нашей страны закономерно и активно внедряется интерактивная образовательная область «Технология».

Содержание этой научной области знаний, умений и навыков, адаптированной к учебному процессу на уровне набора школьных предметов и системы (блоков) учебных дисциплин в вузе, продолжает обсуждаться на конференциях и педагогических советах раз-

128

ного уровня. Одной из актуальных проблем образовательной области «Технология» является дальнейшее совершенствование содержания обучения как на теоретическом уровне, так и на прикладном: разработка программ и тематических планов с участием требований образовательного стандарта, создание учебно-методического обеспечения, пополнение средств обучения и материальной базы технологической подготовки учащихся в средней школе.

Ниже приводим опорные психолого-педагогические пункты, которые шире и глубже отражены в авторских брошюрах.

Технология (от латинского: мастерство и научение). Все, что связано с изучением технологии в разных сферах ее использования только к образовательному процессу, мы относим к более широкому понятию - технологическая культура, как важному компоненту общей культуры человека и общества.

Образовательную область «Технология» следует рассматривать как оптимизированную многоуровневую трудовую ориентацию и частичную подготовку учащихся к труду.

Главной задачей обучения в образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание творческой, инициативной и предприимчивой личности. Принципиально важно в преподавании технологии определение понятий общей и технологической культуры, а также развитие у обучаемых начал и способностей к учению и техническому труду.

Обучение - это еще не сама жизнедеятельность, т. е. не полностью сформировавшиеся познание, труд, отношения, а лишь необходимая подготовка к ним (В.П. Беспалько).

Деятельность - это такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру - другим людям, задачам, которые ставит перед ним жизнь.

Деятельность человека как субъекта - это его практическая и теоретическая деятельность (С.Л. Рубинштейн).

Действие - это элемент деятельности, преднамеренная активность субъекта, направленная на достижение осознаваемой цели, которая в свою очередь основана на каком-то мотиве. Побуждающей силой любого действия является мотив всей деятельности, в состав которой оно входит.

Знание - это упорядоченная научная информация, которая сообщается ученику и усваивается им в форме понятий, закономерностей, законов. Очень важно, чтобы знания ученика были системными.

Умение - это способность человека к сознательному выполнению определенных действий, приобретенная на основе знаний и элементарного личного опыта.

129

Навык - это действие, часть умения, выполняемое автоматически. Навыки формируются путем выполнения упражнений.

Активность в учебной деятельности как цель предполагает глубокое и прочное усвоение знаний, выработку устойчивых умений и навыков, их практическое применение.

Интеллект определяется как высшая познавательная способность человека, интегральное единство его умственной сферы (Ю.В. Крамаренко).

Критерием, позволяющим оценивать наличие и степень развития умственных способностей обучаемых, является интеллектуальная мобильность, т. е. умение быстро ориентироваться в обстановке и принимать правильные решения: давать четкие ответы на вопросы, умело выполнять трудовые действия и так далее.

Самостоятельность - это способность обучаемых упорно и настойчиво пополнять свои знания, применять их в различных учебных ситуациях, выбирать главное из всей доступной информации, умело планировать и выполнять технологические процессы.

Творчество определяется как сознательная и активная деятельность человека, создающего новые, оригинальные предметы, изделия в целях улучшения материальной и духовной жизни людей. Творчество свойственно человеку. Ему можно и нужно учить, особенно людей подрастающего поколения.

Один из приемов обучения творчеству - метод проектов. Это означает, что учащиеся школы, начиная с младших классов, под руководством своих учителей на уроках технологии труда выполняют посильные и интересные для них проектные изделия, которые могут быть применены с пользой в школе или в домашнем быту учащихся.

Заметим здесь, что проектные работы учащихся предполагает использование современных технологий их выполнения, в том числе и компьютерных.

Познавательная деятельность учащихся активизируется проблемным обучением, развитием самостоятельного логического мышления и, наконец, формированием умственной самостоятельности школьников.

Средством активизации познавательной деятельности учащихся является система работы педагога в направлении подбора «поисковых познавательных и практических задач» (Н.В. Кузьмина).

Мотив - это направленность активности на предмет, внутреннее психологическое состояние человека, прямо связанное с характеристикой того конкретного предмета (заготовка материала, деталь, инструмент), на который направлена деятельность учащегося. Его поведение, отношение к делу побуждается всегда несколькими мотивами. Мотив всегда связан со смыслом предметной деятельности (сделать хороший молоток, например).

130

Учащийся под влиянием учителя постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам. Предоставленные же сами себе, они скоро теряют мотивы, забывают о цели.

Цель - это направленность активности учащегося на промежуточный результат как этап достижения результата своей деятельности. А интерес выражает направленность учащегося на совокупность целей. Это интерес к учению вообще, интерес к предмету, интерес к изучаемой области «Технология», интерес к творческому труду.

Интересная работа на уроке технологии - это и есть то, что стало целью и смыслом отношения к учебе, овладения основами мастерства в начале обучения, а затем и высоким профессиональным мастерством в своей будущей профессии.

Итак, содержание каждого урока трудового обучения, каждой темы, каждой конкретной работы учащихся должно быть мотивировано, хорошо продумано и доступно преподнесено обучаемым, будущим мастерам своего дела.

Воспитанием называется процесс планомерного, систематического руководства формированием личности. В процессе воспитания развиваются разнообразные способности учащихся, формируются черты их характера, идейные, нравственные, эмоциональные, волевые, эстетические качества, складывается индивидуальная шкала ценностей и определенная система взглядов на мир, природу, общество, а также укрепляются физические силы учеников разного возраста.

Современный школьный учебно-воспитательный процесс рассматривается как система подготовки молодежи к деятельности в непрерывно изменяющихся условиях при все более ускоряющихся темпах жизни.

Среди задач, отмеченных в доктрине образования Российской Федерации, значится «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности».

Отсюда следует, что воспитание как процесс, далеко выходящий за рамки традиционного учебного процесса, шире, глубже, многостороннее, хотя может (и должен!) осуществляться и в процессе обучения, и во внеурочной работе с учащимися в школе, в также в семье.

Одним из принципов воспитания является принцип воспитания в коллективе, который предполагает взаимную ответственность каждого обучаемого перед коллективом класса и коллектива за каждого.

Особо отметим здесь важный для учителя технологии принцип соединения обучения с производительным трудом - очень сущест-

131

венный принцип неразрывного трудового обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Производительный труд - основной вид общественнополезного труда, в результате которого в учебных мастерских создаются посильные учащимся материальные ценности.

В нашей школе перечень учебно-производственных изделий составлен для каждого класса. Изделия подобраны на основании принципа «от простого к сложному» с учетом операционнопредметной системы, при которой при выполнении отдельных операций, трудовых приемов возможны различные варианты построения технологического процесса. А это в свою очередь создает условия для развития технологического мышления учащихся, умения организовывать сою работу, выполнять задание согласно эскизу, чертежу и технологической карте.

В этих условиях учитель технологии имеет возможность совершенствовать умения и навыки обучаемых. Он целенаправленно планирует повторение приемов и действий, снижает операции, хорошо усвоенные учащимися, с тем чтобы усилить изучение новых разделов программы.

Заметим здесь, что при таком процессе трудового обучения большое внимание уделяется не только формированию умений качественно выполнять практическую работу, но и воспитательным аспектам обучения с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся: их внимание, память, качество познавательных интересов, мотивация действий и т. д.

Учебно-познавательная деятельность обучаемых эффективно развивается только при целенаправленной коллективной работе в школьных учебных мастерских, когда в учебно-воспитательный процесс включаются все учащиеся класса (группы).

И вот что еще очень важно. Общество всегда стремилось к тому, чтобы человек (ученик, подросток, юноша) воспитывался не просто как носитель определенной суммы знаний и практического опыта их применения, но прежде всего как активный гражданин общества, инициативная личность. Однако человек личностью не рождается, личностью он становится постепенно и активно, самостоятельно и творчески овладевая системой знаний, умений, навыков и личного опыта в конкретных условиях общественной жизни.

Учение есть познавательная деятельность, но познание в данном случае направлено не на деятельность, как таковую, а на результаты ее познания, на познание уже открытого и ранее познанного другими людьми. Таким образом, предметом учебнопознавательной деятельности выступают по преимуществу результаты научного познания (Н.В. Кузьмина).

132

Умственная деятельность человека состоит из следующих компонентов: актуализация привычного способа действия, установление возможности его использования в данной ситуации, актуализация разнообразных знаний, так или иначе связанных с данной ситуацией, отбор одного из способов действия, осуществление избранного способа действия (П.Р. Атутов).

Активность проявляется в различных формах. Одна форма активности, более примитивная, когда учащиеся сознательно следуют логике и системе излагаемых учителем фактов, обобщений и выводов. В деятельности учащихся по этому образцу преобладают элементы воспроизведения (репродукции) учебного материала.

Активность более высокого порядка - это когда учащиеся проявляют более творческое отношение к изучаемому материалу, подходят к нему самостоятельно, инициативно, с элементами изобретательности и осознания чего-то нового, своего. Такая активность ведет к более содержательному познанию (Ш.И. Ганелин).

По нашему определению активность в учебно-познавательном процессе как цель предполагает глубокое и прочное усвоение знаний, выработку устойчивых навыков и практического применения их и формирования на этой основе начальной базы будущего профессионализма.

Значение педагога, мастера своего дела, в организации творческой умственной самостоятельности учащихся состоит в следующем: он ставит цель, предусматривает и хорошо продумывает процесс работы и средства достижения цели, учитывает возрастные особенности и индивидуальные возможности учащихся, определяет методы и систему методов, которые обеспечивают успех в работе. Конечным результатом этого процесса, а значит и высшей степенью самостоятельности учащихся, является их творческая деятельность.

Творческая познавательно-практическая деятельность учащихся проявляется в процессе проблемного обучения, развивающего обучения, в общественно полезном труде (на уроках технологии), в различного рода конструкторских работах (в кружке технического творчества), в самостоятельном создании технических проектов, моделей различных устройств, а также в решении продуктивных (творческих) технических задач, связанных с совершенствованием технологических процессов.

Следовательно, одна из главных задач образовательной области «Технология» и ее раздела «Технический труд для юношей» -научить школьников воплощать в деятельности свои идеи, используя имеющиеся и приобретая новые знания о материалах, технических устройствах, технологии изготовления изделий различной

133

сложности, организации труда и технике безопасности в учебных мастерских.

При этом необходимо также использовать активный, деятельностный, творческий подход через разработку и выполнение как индивидуальных, так и групповых творческих проектов, которые позволяют реализовать и интегрировать приобретенные учащимися знания, умения и навыки по всем вопросам производительного технического труда.

Методика практического обучения учащихся на уроках технологии с использованием учебных пособий должна быть направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся, развитие их наблюдательности, внимания, способностей к анализу и обобщениями изучаемого материала, и осмысленной практической деятельности.

Эта целенаправленность обучения на разных этапах урока технологии представляет собой подлинно творческий процесс. Например, на занятиях с учащимися по обработке древесины и изготовления изделий из древесных материалов следует начинать беседу с повторения вопросов из области материаловедения - назвать основные породы древесины, спросить какие из них известны учащимся; указать область применения материалов их этих пород; показать образцы изделий, подлежащих изготовлению, задать вопросы о назначении этих изделий; убедиться в том, что учащиеся в основном имеют представление о древесных материалах, их назначении и пояснить свойства различных материалов.

Объясняя технологию выполнения ручных работ за верстаком, учитель должен назвать и показать учащимся раздаточный инструмент и объяснить, как правильно им пользоваться, обратив особое внимание на правила безопасности и охраны труда учащихся в мастерской.

В учебной программе по технологии технического труда уделяется большое внимание изучению основных станочных операций, сообщению учащимся общих сведений о машинах, станках, приспособлениях к ним. Это неслучайно. Во-первых, одна из важных задач обучения учащихся 5-7 классов состоит в том, чтобы дать им правильное представление о характере современного производства и о путях его дальнейшего развития. Надо подчеркнуть, что наиболее показательным примером в этом отношении является замена ручного труда механическим, машинным, в связи с чем необходимо научиться быстро ориентироваться в новых технологиях современного производства.

Во-вторых, сама жизнь, социальная деятельность требует ознакомления учащихся с элементами машиноведения на научной основе, а также с практикой работы на дерево- и

134

металлообрабатывающих станках с соблюдением охраны труда и правил безопасности в мастерских.

Специальные знания (как делать быстро и хорошо) в настоящее время нуждаются в поддержке научного знания (почему так надо делать). Труд, лишенный такой поддержки, теряет свою привлекательность и не дает пищи уму и радости для сердца.

Все это предъявляет высокие требования к предметному содержанию, организации труда и трудовому обучению в школьных мастерских.

Т. М. Безубяк, Н. В. Василенко

Антикоррупционная составляющая в содержании обучения учащихся профессионального лицея

Актуальность включения антикоррупционной составляющей в содержание учебно-воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях определяется задачами нравственного оздоровления российского общества, укрепления основ государственного строя и расширения возможностей профессиональной и личностной самореализации человека в социально-культурной среде российского общества.

В последние годы коррупция, под которой понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам, стала принимать в России все более угрожающий характер, являясь тревожной реальностью повседневной жизни общества и порождая проблемы подрыва национальной безопасности, размывания конституционных прав и свобод граждан.

Среди многочисленных мер борьбы с коррупционными проявлениями важнейшее место занимает непосредственная работа с подростками и молодежью в рамках антикоррупционного образования, возглавляемая соответствующими органами управления образованием на федеральном и муниципальном уровнях. Так, правительством Санкт-Петербурга принята Программа противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2009-2010 годы, в которой Комитету по образованию и Комитету по науке и высшей школе даны поручения по организации и проведению мероприятий по антикоррупционному образованию в подведомственных образовательных учреждениях. Данная статья посвящена вопросу практической реализации антикоррупционной составляющей в со-

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.