Научная статья на тему 'Основные понятия политического дискурса российского феминизма в сети Интернет'

Основные понятия политического дискурса российского феминизма в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
706
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФЕМИНИСТСКИЙ ДИСКУРС / ФЕМИНИЗМ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коваленко Елена Николаевна

В данной статье рассматриваются основные понятия, составляющие дискурс российского феминизма, представлена концептуальная модель российского феминистского дискурса, вокруг которого выстраивается коллективная идентичность российских феминисток Эмпирической базой исследования являются феминистские тексты, дискуссии и высказывания в публичном пространстве русскоязычного Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные понятия политического дискурса российского феминизма в сети Интернет»

УДК-32(470+571)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА РОССИЙСКОГО ФЕМИНИЗМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Е.Н. Коваленко

В данной статье рассматриваются основные понятия, составляющие дискурс российского феминизма, представлена концептуальная модель российского феминистского дискурса, вокруг которого выстраивается коллективная идентичность российских феминисток Эмпирической базой исследования являются феминистские тексты, дискуссии и высказывания в публичном пространстве русскоязычного Интернета.

Ключевые слова: феминистские организации, феминистский дискурс,

феминизм в России.

Российский феминизм - явление, имеющее глубокую традицию в истории российского общества, начиная с 19 века, существовавшее на заре советской власти, проявившее себя в деятельности диссидентских групп в период «застоя» и возродившееся вместе с началом Перестройки и появлением нового российского государства. Тем не менее, феминизм воспринимается россиянами как явление чуждое российской культуре. По данным исследования Фонда «Общественное мнение»1, 41% опрошенных россиян слышали слово «феминизм» впервые, а знакомы с ним 19% респондентов, 73% респондентов на вопрос о сущности феминизма дали ответ не по теме или не смогли дать ответа. Вместе с тем значительное число участников социологического опроса на тему гендерного равноправия (45%) считает, что мужчине легче реализовывать свои права, чем женщине. Дефицит знания об идеологии феминизма у большинства россиян, стереотипы и мифы в общественном сознании рисуют феминизм как разрушительную силу, деструкцию, объединяющую вокруг себя маргиналов и «ненормальных» женщин. Результатом становится распространение в публичном пространстве идей нетерпимости в отношении феминисток, сконцентрированных, например, в широко распространяемой книге А. Никонова «Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека» и др. В борьбе дискурсов феминизм остро конкурирует с дискурсами «правого» спектра, традиционалистскими дискурсами, религиозным дискурсом и официальным дискурсом государственной власти.

Согласно теории дискурса Э. Лаклау и Ш. Муфф, общественное пространство является полем постоянной борьбы разнообразных дискурсов за право означивания и доминирования в общественном сознании - борьбы

1Здесь и далее данные социологического опроса населения 07.03.2001 г. «Права женщин в России». ИКЬ: http://bd.fom.ru/report/map/dd010830 (дата обращения: 01.05.2011)

за гегемонию. Политика есть суть этой бесконечной символической борьбы -гегемония никогда не достигается полностью, постоянно подвергаясь атаке контргегемонных дискурсов. Феминистский дискурс представляет интерес тем, что он, по сути, являясь альтернативным политическим проектом, изначально остро политизирован, характеризуется высокой степенью критичности («Сегодня феминизм - это, прежде всего, альтернативная философская концепция социокультурного развития»2) и представляет собой контргегемонный дискурс. «Современный российский тренд - завоевание традиционалистской идеологией и политикой лидирующих позиций в публичном пространстве. Противовеса им не существует: критическая рефлексия и социальные движения, способные ответить на гендерные вызовы, сейчас, практически, отсутствуют»3.

Феминистский дискурс в российском публичном пространстве

В целом в России отсутствует феминистское движение, акции, организуемые феминистками, носят малочисленный характер, не сложилось единой цепи феминистских организаций и объединений. Активность феминисток локальна (Москва, Санкт-Петербург), многие феминистки включены в деятельность других общественных организаций, объединений и групп, представляющих «левую» идеологию. В то же время в российском обществе существует определенная категория людей, имеющих феминистские взгляды и транслирующих их в публичном дискурсе, способных осознать себя как феминисток(ов). С появлением и развитием сети Интернет эта категория приобрела реальные возможности для того, чтобы вести коллективные публичные дискуссии относительно феминизма и проблем гендерного неравенства, стать «видимым» в пространстве социальных сетей, приобрести собственные сайты, порталы, страницы.

Феминистский дискурс в публичном пространстве локализован, в основном, на специализированных ресурсах Интернет, посвященных феминистской тематике - сайтах, форумах, блогах, группах и сообществах, в социальных сетях. Феминистские материалы появляются также в электронных СМИ (Часкор.ру, Рабкор .ру и др.), на ресурсах, связанных с мониторингом общественной активности (сайт Института коллективного действия, сайт про общественные движения dvizh.org). Феминистки выпускают брошюры и журналы, которые могут распространяться как в печатном, так и в электронном виде, плакаты и буклеты (лево-радикальный журнал «Нет значит нет», журнал общественной организации «Фемина» г. Набережные Челны «Девочки просят внимания», бюллетень партии «Яблоко» «Знак равенства» и др.). Также феминистки используют другие дискурсивные практики: участвуют в различных акциях - инициируют и создают коллективные обращения, выступают с плакатными акциями,

2 Воронина О. А. Формирование гендерного подхода в социальных науках// Гендерный калейдоскоп. Курс лекций - под общей редакцией д-ра эконом. Наук Малышевой М.М. М.: Academia, 2001. С. 14

3 Интервью с О.Здравомысловой/ Несколько интервью о гендерном равенстве. Беседовала Наталья Биттен/ Гендерная страница. URL: http: // genderp age.ru/archive s/348 (дата обращения: 29.04.2011)

раздают листовки, организовывают митинги, встречи и дискуссии, создают перформансы и т.д.

Феминистские ресурсы в Интернет характеризуются многообразием форм представленных материалов - тексты и ссылки на популярную феминистскую литературу, переводы статей и книг; собственно тексты пользователей сообщества или владельца сайта; материалы других ресурсов; видеоматериалы (интервью, передачи, видеозаписи акций прямого действия), касающиеся тем, которые волнуют феминисток; аудиозаписи интервью и радиопередач; фотографии и рисунки; ссылки на дружественные ресурсы. В большинстве ресурсов предусмотрена возможность комментирования или ведения дискуссий. Каждый из них стремится обозначить себя через использование собственной символики (наиболее часто используемый символ - зеркало Венеры и кулак, зеркало Венеры, стилизованное в виде буквы Ф), лозунгов, цитат («У женщины всегда есть выбор: феминизм или мазохизм» Глория Стайнем, Sisterhood. Silence is violence, «Женщину держат вне мира, а потому она не может объективно определить себя через мир, и тайна ее скрывает в себе одну лишь пустоту» Симона де Бовуар, и др.) или кратких резюме, отражающих основную суть площадки (например, «Феминизм по-русски. Феминистское движение в России и на постсоветском пространстве», «народный сетевой журнал: про женщин и мужчин», «Я не феминистка, но...»).

Феминистские площадки в Интернет в целом характеризуются открытостью, доступностью, многообразием размещаемых материалов, широким спектром обсуждаемых тем. Что касается особенностей феминистского дискурса в рамках Интернет, то он отличается высокой степенью интертекстуальности - отсылки к другим текстам, использованию прямого цитирования, включения в один текст части других текстов или текста целиком. Интердискурсивность феминистского дискурса проявляется в многообразии различных жанров и типов дискурса - дискурс телевизионного репортажа, интервью, аналитической статьи, научной статьи, художественный дискурс, дискурс психологического консультирования, дискурс дружеской беседы, дискурс политических дебатов и т.д.

Феминистские объединения в пространстве гражданской активности

Всю совокупность объединений и организаций, определяющих себя как феминистские или связывающих свою деятельность с феминизмом, можно разделить на три категории: 1) неформальные самоорганизующиеся женские группы развития самосознания; 2) формальные организации, нацеленные на помощь в решении текущих коллективных проблем их участниц; 3) академический феминизм.

Часть феминистских объединений представляет собой инициативные группы или группы доверия, существует неформально, не имеют лидера, а строятся на основе равноправия и равностатусности участниц (Инициативная группа «За феминизм», Московская феминистская группа и др.). Такие

группы, в основном, находятся в крупных городах, в которых живут женщины, теоретически подкованные в вопросах феминизма, интересующиеся этой темой и разделяющие феминистские идеи - студентки, журналистки, переводчицы, преподаватели, ученые, представительницы творческих профессий, активистки различных общественных инициатив, представительницы «левых» движений и т.п.

Другой тип феминистских объединений - это зарегистрированные организации, действующие в различных регионах и включающие феминизм в интересы и направления своей деятельности. По данным портала «Женская информационная сеть», по состоянию на 2003 г. таких организаций насчитывалось около 50 (44 региональные организации указаны в каталоге женских организаций в разделе «Феминизм»4). Такие организации в большинстве своем появились в 1990-е гг. для оказания поддержки женщинам, оказавшимся в трудной ситуации. В основном они представляют собой закрытые клубы, дискуссионные площадки или группы оказания взаимопомощи, их деятельность направлена внутрь и не нацелены на широкое привлечение новых сторонниц и сторонников, а также распространение феминистской идеологии в публичном пространстве. Феминизм является одним из оснований для активности участниц, но не ее смыслом. Деятельность таких групп сначала носила динамичный характер, затем в 2000-е гг. «сбавила обороты» или вообще остановилась в связи с изменением социально-политической и экономической обстановки в стране, старением кадров, отсутствием новых активистов, материальных и прочих ресурсов и в связи с другими причинами. В большей части эти организации консолидируют женщин на основании общности опыта (Независимый благотворительный центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры» - Москва, Джуна-Деловая Женщина - Екатеринбург, Альянс американских и российских женщин - Москва и др.), проблем, объединяющих женщин на одной территории (Женщины ЗАТО - Снежинск, Союз женщин г. Новокузнецка, Стимула - г. Дубна и т.д.), чем на основании общности взглядов. Большая часть организаций не столько практикует феминизм, сколько призвана отстаивать коллективные интересы женщин в конкретном регионе, конкретной сфере или по конкретной проблеме. Деятельность таких организаций не носит конфронтационного характера, а скорее ориентирована на сотрудничество.

Отдельную группу феминистских объединений представляет академический феминизм, связанный с развитием гендерного подхода в социальных науках и гендерных исследований в различных отраслях знания (Г ендерная программа факультета политических наук и социологии Европейского университета - г. Санкт-Петербург, Центр интеграции женских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, Курсы

4 Женская информационная сеть. Проблемы социально-трудовых прав женщин в регионах России и пути их разрешения. иКЬ: http://www.womnet.ru/db/russian/organiz/contents/interest/tem0035.html (дата обращения: 27.04.2011)

феминологии Военного университета - г. Москва, Московский центр гендерных исследований и т.д.).

Указанные причины объединения женщин в феминистские организации редко пересекаются между собой, что препятствует формированию единого движения, общему пониманию целей и средств коллективной активности, смысла феминизма и определения роли женщины в современном российском обществе. Более того, сама идеология феминизма понимается россиянками по-разному, вследствие чего российский феминизм идеологически неоднороден, в нем выделяются либеральная и умереннорадикальная линия, что во многом препятствует консолидации внутри феминистского сообщества. В качестве яркого примера можно привести недавний раскол в результате идеологических противоречий в наиболее активной в последнее время Инициативной группы «За феминизм». Как пишет одна из активисток группы, «не удалось скрестить ужа с ежом: либеральный подход с совершенно левым направлением, либеральный феминизм с радикальным»5. Закрытость феминистских организаций, их узкая специализация на решение конкретных проблем насущного выживания способствует вытеснению рефлексии внутри объединений относительно самого феминизма, проблем российских женщин вообще, интересов женщин как отдельной социальной группы.

На сегодняшний день российские феминистки и все, кто себя к ним относит (русскоязычные феминистки, мигрировавшие за пределы страны, мужчины, имеющие феминистские взгляды, и т.д.) организовали несколько площадок для дискуссий и презентации материалов феминистской тематики - текстов, видео, аудиозаписей:

• http://www.feminismru.org/ «Феминизм по-русски. Феминистское движение в России и постсоветском пространстве»,

• http://feminisnts.ru/ «Я не феминистка, но . »,

• http://ravnopravka.wordpress.com «Равноправка» Журнал Московской феминистской группы»,

• http://www.journeywoman.ru/ Женский портал «Клуб путешественниц»,

• http://caucasia.at.ua/ КавкАзия, сообщества в LiveJournal (Живом Журнале),

• Twitter и группы в социальных сетях Facebook, ВКонтакте и т.д.).

Наиболее мощным и активным русскоязычным феминистским дискуссионным клубом в Интернет является сообщество Feministki в Живом Журнале. Оно появилось в 2005 году и стало первым объединением феминистов (как женщин, так и мужчин) в Живом Журнале. Количество участников сообщества постоянно увеличивается и на сегодня составляет около 2 000 блогеров, читателей - свыше 2 000 владельцев ЖЖ-дневников. За время существования в сообществе сделано около 6 000 записей, получено около 240 тыс. комментариев6. Аудитория Живого Журнала достаточно

5 Запись в Живом Журнале. ZloyХvost 31 мар 2011 иКЬ:

http://zlovxvost.liveioumal.com/33968.html?view=19632#t19632 (дата обращения: 28.04.2011)

6 Данные по состоянию на 5 апреля 2011 года

широка и многообразна - по состоянию на 5 марта 2011 года в России зарегистрирован 2 млн.182 тыс.671 владелец он-лайн-дневника в ЖЖ.

Наряду с сообществом Feministki в Живом Журнале существуют русскоязычные сообщества Feminist_ru, Ru_fem_forum, Fem_news, Fem_action, Fem_news, Anarho_feminism, Moscow_feminist, Feminist_art. Данные площадки появились позднее в связи с потребностью блогеров в обсуждении специализированных тем, касающихся теории и практики феминизма, и более гибкой модераторской политике.

Основные темы феминистского дискурса

Основные темы феминистских дискуссий, как правило, заявлены в системе меток (тэгов) к записям. Проанализировав около 200 тэгов четырех феминистских сообществ в ЖЖ (fem_news, feminist ru, ru fem forum, feministki), мы произвели отбор в соответствии с частотой встречаемости похожих тэгов в сообществах (хотя бы в двух из четырех), а также количеством ассоциированных с ними записей. В результате мы пришли к выводу, что наиболее популярными темами феминистских текстов, размещенных в Интернете, являются «культура», «репродуктивные права», «сексизм», «насилие», «активизм», «занятость и труд», «феминизм».

Система тэгов (меток) в сообществах, хотя не дает полного представления о характере и содержании текстов - тэги выставляются авторами постов (публикаций) по собственному выбору и желанию, которые ограничены уже имеющимся в сообществе списком - но помогает оценить наиболее значимые для феминистского дискурса понятия. Некоторые метки к записям сами по себе представляют высказывания, кратко определяющие содержание феминистских представлений об общественном устройстве. Например, «женщины как собственность мужчин», «равная оплата за равный труд», «шутки как орудие власти», «личное это политическое», «атака на женские права».

Согласно теории дискурса Э. Лаклау и Ш. Муфф, через анализ составляющих компонентов дискурса можно дать его общую характеристику. Это, в свою очередь, позволяет определить место дискурса в поле символической борьбы за гегемонию, а носителям дискурса солидаризироваться с различными социальными группами, выдвигающими схожие требования и имеющими схожие интересы через создание цепочек эквивалентностей на дискурсивном уровне, укрепляя собственные позиции или ослабляя их.

С точки зрения Э. Лаклау и Ш. Муфф, дискурс производится в результате процесса артикуляции, во время которого выстраивается структура, состоящая из знаков трех видов - элементов, моментов и узловых точек дискурса. Моменты содержательно определены, поскольку отличаются друг от друга. Они зафиксированы относительно друг друга и упорядочиваются вокруг узловых точек (ключевых знаков дискурса), в то время как другой тип знаков (элементы) не имеет четкого значения в системе дискурса и потенциально способен разрушить его единство. Узловые точки,

являясь ключевыми знаками дискурса, одновременно представляют собой пустой знак, поскольку приобретают свое значение только в ряду других знаков, в первую очередь, моментов.

Поскольку метки к феминистским текстам в Интернете представляют собой совокупность содержательно определенных понятий, которые выявились в ходе обсуждений текстов в комментариях, можно связать роль меток с ролью моментов дискурса. Узловые точки феминистского дискурса раскрываются через анализ содержания текстов и высказываний, размещенных на Интернет-ресурсах. Анализ некоторых из них представлен ниже.

Как россиянки становятся феминистками?

Личный опыт прихода россиянок к феминизму обусловлен тремя «случаями»:

1) автоматический перенос и усвоение воспитанных в семье

представлений о гендерном разделении ролей и равноправии между полами («...можно сказать, с молоком матери впитала: мать считает себя ровней отцу, это автоматом»7, «. воспитание. У меня обе бабушки (которые меня и воспитывали) были очень сильные, успешные женщины.

Поэтому я не привыкла делать какие-либо поправки на то, что кто-то ходит в штанах, а кто-то - в юбке» , «У меня в семье было так: отец считал мать полностью равным себе человеком, очень уважал и по хозяйству многое делал. Притом, что сам он был очень достойным человеком, хорошим профессионалом, да и вообще не "тютей". Поэтому было дико, что вообще у многих это не так, что у кого-то могут быть взгляды "мужчина не может

II п п 9ч

мыть пол или мужчины все равно умнее » );

2) несоответствие выполняемых действий, интересов, увлечений, жизненных представлений девочки, девушки, женщины общественным стереотипам и ожиданиям, связанным с полом, личное ощущение несправедливости («... с детства я регулярно получала большие места на всевозможных математических и физических олимпиадах, но при этом все доброжелатели, включая маму, говорили, чтобы я все равно относилась к этому как к хобби, которое пройдет. Потому что, во-первых, пойдут дети. А, во-вторых, даже если и нет, то для интересных работ и хороших должностей предпочтение будет отдаваться мужчинам, пусть даже и менее умным. В итоге мечтой было сменить пол. Когда поняла безмазовость, решила присоединиться к движению, которое хотело бы устранить такую несправедливость»10, «... как такового события не было... феминисткой

7 Из комментариев к тексту «Ваш путь к феминизму?». URL: http: //feministki. livej ournal. com/349098. html (дата обращения: 29.04.2011)

8 Из комментариев к тексту «Ваш путь к феминизму?». URL: http: //feministki. livej ournal. com/349098. html (дата обращения: 29.04.2011)

9 Из комментариев к тексту «Ваш путь к феминизму?». URL: http ://feministki.livej ournal .com/349098. html (дата обращения: 29.04.2011)

10 Из комментариев к тексту «Ваш путь к феминизму?». URL: http://feministki.livejournal.com/349098.html (дата обращения: 29.04.2011)

жизнь сделала, постепенно, слишком много с самого детства было вокруг несправедливостей, на которые я не могла смотреть спокойно»11, «... людям свойственно объединяться с тусовки по интересам. Всегда приятно отнести себя к какой-то особенной группе. Самые крупные из них - ж/м, разделение по полу. Искренне не понимала, почему люди с наслаждением отыскивают отличия в себе, преувеличивают их и утверждают, что они с разных планет. В то время, равное количество друзей/подруг и другие жизненные наблюдения говорили мне об обратном. Все толки сводились к тому, что мужчины сильнее женщин, а значит, лучше. В какой-то момент осенило: сила - источник дискриминации. Я сильный, значит, я прав. Я и умнее, и

совершенней, и т. д. и т. п. Врожденное чувство справедливости

12

воспротивилось. Стала изучать феминизм» );

3) культурный разрыв, произошедший в сознании после знакомства с опытом других стран («. поездка в Америку, культурная разница, «мы знаем, что живем плохо, мы не знаем, насколько»13).

Радикалки versus Либералки

С точки зрения политической идентичности российских феминисток, отчетливо выделяются две группы - либеральные феминистки и умеренно радикальные феминистки. Умеренный радикализм российских феминисток очень близок к «новым левым» политическим взглядам и базируется на понятии эксплуатации, дискриминации и идеалах личной свободы человека, его независимости в вопросах самоопределения. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что на практике реализуется постмодернистское представление о расщепленности идентичности субъекта, множественности занимаемых им позиций - один и тот же человек, относящий себя к феминистам, может занимать как радикальные, так и либеральные точки зрения относительно различных вопросов, касающихся феминизма. То есть радикализм и либерализм каждого участника феминистского сообщества нестабилен, он может варьироваться в зависимости от индивидуальных представлений, опыта, убеждений и других личных характеристик. Тем не менее, вне зависимости от того, насколько постоянной и последовательной является позиция каждого участника феминистского сообщества, либеральная и умеренно радикальная линия стабильно сохраняются и воспроизводятся в текстах, дискуссиях, реакциях российских феминисток на те или иные события.

Разница между либеральными и радикальными российскими феминистками состоит, в основном, в подходе к вопросам абортов, репродуктивного здоровья (отношение к которым со стороны радикалок выражается формулой «мое тело - мое дело»), оценки проституции.

11 Из комментариев к тексту «Ваш путь к феминизму?» URL: http: //feministki. livej ournal. com/349098. html (дата обращения:29.04.2011)

12 Из комментариев к тексту «Ваш путь к феминизму?». URL: http ://feministki.livej ournal .com/349098. html (дата обращения: 29.04.2011)

13 Из комментариев к тексту «Ваш путь к феминизму?». URL: http://feministki.livejournal.com/349098.html (дата обращения: 29.04.2011)

Радикальные феминистки однозначно оценивают проституцию как криминальный бизнес мужчин, построенный на эксплуатации и насилии над женщинами, в то время как либералки считают в ряде случаев вовлечение в проституцию личным выбором женщины и выступают за ее легализацию и защиту женщин, занимающихся проституцией, гарантиями личной безопасности и медицинского обслуживания. Российские феминистки также расходятся в вопросах выполнения женщинами функций материнства и воспитания детей. Сторонницы либеральной линии считают необходимым оплачивать данные функции и рассматривать их выполнение женщиной как общественно значимую работу, в то время как представительницы радикального направления видят выход в широком привлечении мужчин к процессу воспитания детей и ухода за ними с момента рождения, развитии сети дошкольных образовательных учреждений, детских садов и яслей, нивелировании представлений о воспитании и образовании как о сугубо женской сфере и предназначении. Разным среди либеральных и радикальных феминисток является отношение к женщинам-мигранткам. При решении данной проблемы радикалки считают необходимым учитывать влияние культуры на формирование личности женщины-мигрантки, реализовывать ее право на выбор религии и соблюдение национальных традиций и обычаев вдали от родины, даже если с точки зрения феминизма они могут казаться проявлением культурного угнетения женщины (например, ношение хиджаба, никаба и другой закрывающей одежды), но являются свободным и добровольным выбором самой женщины. Либералки делают выбор в пользу освобождения женщины от пагубного влияния патриархатной культуры путем приобщения находящихся под этим влиянием женщин к либеральной гражданской культуре европейского общества, которая создает условия для их личной независимости, без которой любой выбор женщины будет навязанным, изначально предопределенным культурными традициями.

Дискурсивные практики

Среди дискурсивных практик, которые используют российские радикальные феминистки - работа в группах пробуждения и роста самосознания, внедрение идеи сестринства и участие в культурных проектах и перформансах.

Группа роста самосознания строится на коллективной рефлексии вокруг личного опыта каждого участника, проговаривании своих мыслей, эмоций и переживаний, при котором происходит субъективация женщины («нахождение себя самой»), осознание собственной идентичности, ощущение собственной значимости. «Для меня группа роста самосознания это максимально честное и безопасное пространство, в котором меня слушают и слышат. В группе я поняла, что ценен любой опыт каждой из нас, и он может стать той точкой, вокруг которой закрутится спираль диалога. Для меня одна из самых важный вещей, присутствующих в группе, это

уверенность в том, что «ты есть и то, что происходит с тобой - важно для

14

всех» .

Работа в группе роста самосознания сама по себе оценивается ее участницами как политический акт, поскольку позволяет взглянуть на себя со стороны и оценить свой опыт сквозь призму общественных отношений, которые воспроизводят стереотипы, приписывают роли и функции, заранее определяют человека в рамках его социальных характеристик. Процесс говорения в данном случае расценивается как утверждение себя в социальном пространстве, артикуляция собственных потребностей, требований и интересов, т.е. включение в сферу властных отношений.

Результатом работы групп самосознания для ее участниц становится понимание масштабов функционирования властных механизмов угнетения и принуждения, выстраивания иерархий. Если либеральные феминистки считают, что проблема дискриминации лежит в плоскости законодательства, общественных и политических институтов, традиций, которые порождают гендерное неравенство, то радикальные феминистки видят проблему в глубокой укорененности механизмов, воспроизводящих дискриминацию в обществе. Радикальный феминизм связан с представлениями о системе патриархата как о культурно и институционально закрепленных привилегиях и доминировании мужского пола по отношению к женскому. Для достижения равноправия между полами эта система должна быть разрушена.

Борьба представляется российскими феминистками в терминах ненасилия через мобилизацию групповой солидарности, проявление доверия. Одним из способов борьбы с тотальностью патриархата радикальными феминистками провозглашается следование идее сестринства. Сестринство (sisterhood) - форма женской солидарности, при которой женщины рассматривают друг друга вне конкурентных представлений, на основании общности женского опыта. «Традиционно в патриархатном обществе предполагалось, что женщины воспитаны в духе недоверия, соперничества и предательства по отношению друг к другу в борьбе за мужчин. Таким образом, сестринство - женская дружба и солидарность - становятся формой протеста. В женских сообществах всегда существовала взаимная поддержка, забота, сочувствие. Феминистское движение сформулировало эту систему отношений женщин как политический термин»15.

Понятие сестринства становится для радикальных феминисток одним из способов эффективной борьбы с патриархатом без использования насилия. Поэтому важным является вопрос политического участия женщин, особенно применительно к проблеме квотирования мест в партийных списках на выборах. В то же время феминистки понимают, что не все женщины-политики действуют в интересах женщин как социальной группы. Поэтому значимой становится проявление активности в сфере властных отношений, противостояние патриархатным институтам власти через продвижение идей

14 Mika. О женских группах/«Равноправка» - Журнал Московской феминистской группы. URL: http://ravnopravka.wordpress.com/page/2/ (дата обращения: 20.04.2011)

15 Словарь гендерных терминов. URL: http://www.owl.ru/gender/154.htm (дата обращения: 15.04.2011)

гендерного равноправия и демократии в публичной сфере, создание коалиций с политическими силами, имеющими схожие позиции.

Власть, с точки зрения феминисток, пронизывает все уровни отношений в обществе, начиная от отношений человека с социальными и политическими институтами и заканчивая личными отношениями между людьми, которые воспринимаются как отношениями между представителями разных социальных групп и сообществ, имеющие собственные интересы, ценности и цели. Власть всегда носит репрессивный характер, связана с доминированием, подчинением и угнетением, которые не всегда находятся на поверхности, видимы и ощутимы, но проявляются в повседневности, воспроизводятся на уровне общественных институтов, а также вживлены в саму ткань общества в виде стереотипов, предубеждений, мифов и т.д. Поэтому любые действия, направленные на поддержание и воспроизводство существующего порядка или его изменения, рассматриваются как политические. Говорение как акт, проговаривание своих проблем, рассказ о личном опыте является одним из главных способов политического противостояния. Неслучайно лозунг «Silence is violence» («Молчание есть насилие») вынесен на главную страницу российского интернет-сообщества Feminist.

Либеральный феминизм рассматривает патриархат как систему власти, которая загоняет в жесткие рамки не только женщин, но и мужчин. Поэтому главной задачей феминизма представители либеральной линии видят выравнивание отношений между полами в тех сферах, где существует неравенство и дискриминация, как в отношении женщин, так и в отношении мужчин. «Женщина не должна быть лишена радости добывания денег и самореализации на работе, а мужчина не должен быть лишен радости родительства! »16.

Представители либерального феминизма в ЖЖ-сообществах предлагают взаимодействовать с маскулинистами, которые, по их мнению, преследуют те же цели, что и феминисты, но только с точки зрения интересов мужчин. Также либералки остро критикуют западных радикальных феминистских теоретиков, создавших негативный образ феминисток как агрессивных мужененавистниц. По мнению российских либеральных феминисток, задача западных радикалок состоит даже не в защите интересов женщин, а в революционных устремлениях изменить систему общественных отношений.

Круг вопросов, относительно которых позиция либеральных и радикальных российских феминисток совпадает - это вопросы трудовых прав (женщина должна иметь право заниматься той работой, которой она хочет - без ограничений со стороны законодательства и работодателей, получать равную с мужчинами оплату за равный труд, иметь социальные гарантии наряду с мужчинами - это значит, что мужчина имеет право на

16 Из комментариев к записи /Феминизм. URL: http://community.livejournal.com/feministki/330195.html (дата обращения: 17.04.2011)

отпуск по уходу за ребенком, больничный в связи с болезнью ребенка и т.д.), репродукции (ценность женщины в обществе не должна связываться с ее репродуктивными возможностями, тело женщины не может эксплуатироваться обществом в соответствии с интересами государства), проблема насилия (женщины как социальная группа в большей степени подвержены насилию - моральному, физическому, сексуальному - поскольку насилие является демонстрацией власти, права сильного).

Российские феминистки считают, что на сегодняшний момент имеет смысл говорить о существовании культуры насилия, где насилие над слабыми поощряется, демонстрируется и искусственно культивируется, а жертвами становятся наиболее уязвимые категории населения, в число которых входят женщины. Культура насилия предполагает исключительную вину жертвы в акте насилия («насилие "специально так устроено", чтобы заставить человека думать, что это она неправа, виновата, не может быть сильной. чтобы запугать. чтобы получить власть не только на эти несколько

17

часов собственно насилия» , «и что страшно, нередко сами женщины осуждают других женщин за то, что тех изнасиловали. Мол, сама виновата, хвостом крутила»18, «Кстати, самое невероятное мнение о насилии, из всех, которые мне встречались, озвучил мой собственный отец. Он сказал, что наверняка некоторые изнасилованные женщины потом нарочно ходят по темным переулкам, чтобы вновь испытать такое приключение»19). Российские феминистки не отрицают, что мужчины также становятся жертвами насилия со стороны женщин, хотя его размах и размеры не сопоставимы с насилием мужчин над женщинами, что лишь подтверждает тезис о тотальности культуры насилия и необходимости ей противостоять. Одним из способов борьбы с культурой насилия является ликвидация стереотипов относительно роли женщины в обществе как слабой, подчиненной и беззащитной, борьба с объективацией женщин, усиление мер ответственности преступников, занимающихся насилием, обнародование случаев насилия, проговаривание личного опыта жертв насилия для демонстрации распространенности насилия в обществе, реабилитации людей, подвергшихся насилию.

* * *

В результате изучения текстов, размещенных на Интернет-площадках российского феминизма, стало возможным сделать ряд выводов относительно дискурса российского феминизма. Его основными характеристиками является сочетание либеральной и умеренно-радикальной позиций, доминирование идеологии ненасилия, использования

17 Из комментариев к записи/ Про насилие. Очень личное. URL: http: //feministki. livej ournal. com/1630524. html (дата обращения: 29.04.2011)

18 Из комментариев к записи /И.С. Кон о насильниках. URL:

http://feministki.liveiournal.com/1642171 .html?style=mine (дата обращения: 02.05.2011)

19 Из комментариев к записи /И.С. Кон о насильниках. URL:

http://feministki.liveiournal.com/1642171 .html?style=mine (дата обращения: 02.05.2011)

нетрадиционных форм борьбы и протеста, примат идеи личной автономии и независимости, применительно к социально-политическим изменениям, критичное восприятие процессов, происходящих в российском обществе. Насколько российский феминизм самобытен и уникален по сравнению с другими видами феминизма, способен показать только сравнительный анализ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Винник Н. Женское движение и Рунет: найти друг друга // Женское движение в России: вчера, сегодня, завтра. Материалы конференции. Москва, 26 февраля 2010 года. С. 95-97

2. Женская информационная сеть. Проблемы социально-трудовых прав женщин в регионах России и пути их разрешения. URL: http://www.womnet.ru/db/russian/organiz/contents/interest/tem0035.html

3. Несколько интервью о гендерном равенстве. Беседовала Наталья Биттен // Гендерная страница. URL: http://genderpage.ru/archives/348

4. Филипс Л., Йоргенсен М. Дискурс-анализ. Теория и метод. - Харьков: Издательство «Гуманитарный Центр», 2008.

5. Laclau E., Mouffe C. Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. - London, New York: Verso, 2001.

6. Frau_derrida, isya, myjj. Польза от разговоров (Об опыте одного просветительского проекта в блогосфере) //Женское движение в России: вчера, сегодня, завтра. Материалы конференции. Москва, 26 февраля 2010 года. С. 97-103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.