Кибальник Алексей Григорьевич
доктор юридических наук, профессор Ставропольского государственного университета, г. Ставрополь
Соломоненко Иван Геннадьевич
кандидат юридических наук, доцент Ставропольского государственного университета, г. Ставрополь
Основные положения уголовного права Австрии
В
последнее десятилетие одной из наиболее явных тенденций в отечественной доктрине стало возрастание интереса к сравнительному правоведению в сфере уголовного (и не только) права. Данное обстоятельство объясняется целым рядом объективных причин - процессами социально-экономической и политической глобализации, невиданной ранее открытостью российского общества внешнему миру и т.п. Однако существуют и более «прозаические» причины этого явления, среди которых - резкий рост деловых, туристических, культурных и пр. обменов, следствием которого становится все более частое пребывание российских граждан в зоне действия иностранной юрисдикции (сказанное верно и для иностранцев, находящихся в России). Поэтому неудивительно, что в нашей литературе появились серьезные исследования уголовного права США и Англии (И.Д. Козочкин, Г.А. Еса-ков), Германии (А.В. Серебренникова), Франции (Н.Е. Крылова), Китая (Н.Х. Ахметшин) и т.д.
Однако уголовное право названных государств является более-менее «традиционным» объектом исследования отечественных ученых. В то же время мы имеем дело с бурным ростом контактов России и с другими государствами. Не секрет, что большинство наших сограждан зачастую не имеет никакого представления о законах
страны пребывания, последствия чего бывают весьма плачевными. Поэтому мы продолжаем серию статей, посвященных обзору основных положений уголовного права иных «популярных» у россиян государств - в данном случае, Австрии.
Источники. Первоначальная редакция действующего УК Австрии была принята относительно недавно (1974 г.) и учла достижения немецкоязычной доктрины, опыт реформирования уголовного законодательства Германии и других европейских стран1. Тем не менее, структура Общей части УК Австрии, состоящей из восьми разделов, отличается от УК Германии некоторой спецификой. В частности, действие закона сформулировано не в общих положениях, а в отдельном разделе («Сфера применения»). Специальный раздел образует нормы, посвященные объяснению терминов, а также регламентирующие вопросы освобождения от наказания и ресоциализации осужденных.
Для Австрии, как и для большинства государств континентальной Европы, характерно «дополнительное» уголовное законодательство (Федеральный закон об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних 1988 г.; Федеральный закон о наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах 1997 г. и пр.).
Преступное деяние, его признаки и виды. В УК Австрии преступлением признаются умышленные деяния, наказываемые пожизненным ли-
1 Лясс Н.В. Реформа уголовного законодательства в Австрии // Правоведение. 1977. № 2. С. 117-119.
шением свободы или лишением свободы на срок свыше трех лет. Остальные преступные деяния считаются проступками (§ 17). Таким образом, в основу австрийской классификации преступных деяний положен размер наказания. Исходя из законодательного определения преступления и «Общих положений» УК Австрии, признаками преступления являются его противоправность, строго определенные виновность и наказуемость. В § 42 предусмотрена ненаказуемость деяния (проступка) в случае его незначительности - когда деяние не причинило «никаких последствий или эти последствия были незначительными», а также в случаях позитивного посткриминального поведения лица («настойчивое» устранение лицом последствий преступления, возмещение вреда или иное его компенсирование).
Для австрийского законодательства главный вид преступного деяния - это действие. Воспринимая лучшие достижения германоязычной правовой мысли, в УК Австрии законодательно определено бездействие: лицо бездействует, если не предотвращает наступление определенного (в законе) результата, хотя оно «вследствие возложенных на него особых обязательств юридически было обязано не допускать этого, и если бездействие соответствует выполнению состава деяния путем действия» (§ 2).
Хотя австрийский УК исходит из принципа личной ответственности, в ряде его положений содержится указание на возможность уголовной ответственности юридических лиц (например, в соответствии с абз. 4 § 20, если в результате совершения другим лицом преступного деяния обогатилось «юридическое лицо или товарищество, то они приговариваются к выплате денежной суммы»). УК Австрии, подобно германскому уголовному закону, определяет состояние невменяемости (§ 11), в то же время прямо признавая состояние опьянения, не приведшее к невменяемости, смягчающим обстоятельством (§ 35).
Законодательно в УК Австрии определена наказуемость умышленного деяния, если «законом не предусмотрено иное» (§ 7) - т.е. неосторожность имеет уголовно-правовое значение в случаях прямого на нее указания. Особенностью австрийского закона является непосредственное формулирование двух форм вины - как умысла, так и неосторожности. В соответствии с § 5 УК, умышленно действует «тот, кто желает осуществить фактическую сторону дела, которая соответствует составу деяния; для этого достаточно, чтобы лицо серьезно допускало возможность его осуществления и мирилось с этим». Таким образом, законодательно определена граница эвен-
туального (косвенного) умысла и неосторожности. Составляющими умышленной вины являются: «намеренность» (волевой критерий) - стремление «осуществить фактическую сторону дела или достичь наступления последствий, которые определены законом в качестве предполагаемого деяния»; «осознанность» (интеллектуальный критерий) - предвидение возможности «осуществления фактической стороны дела или наступления последствий» или неизбежности их осуществления или наступления.
В § 6 УК Австрии дано определение неосторожности. Первый вид неосторожности связан с отсутствием «необходимой осмотрительности», которую лицо должно соблюдать по обстоятельствам дела и может это делать в силу «своих душевных и физических качеств». Должное состояние лица определяется «возможностью от него потребовать» вести себя надлежащим образом, хотя оно и не осознает, что осуществляет деяние, соответствующее составу деяния. Также неосторожным считается поведение лица, которое «считает возможным осуществить такое деяние, но не хочет этого». Законодательная конструкция видов неосторожности в УК Австрии во многом походит на определение небрежности и легкомыслия в УК РФ.
Аналогично УК многих континентальных стран Европы, в австрийском уголовном законе детально регламентированы правовые последствия ошибки. При этом законодательно выделятся ошибочное представление об обстоятельствах дела, исключающих уголовную ответственность (§ 8) и ошибка в запрете (§ 9).
Неоконченное преступное деяние. В § 15 УК Австрии установлена наказуемость покушения на умышленное преступное деяние, а также на любое соучастие в таком покушении. Как и в Германии, в австрийском законе покушение связывается с началом исполнения объективной стороны («объективного состава») деяния при наличии «субъективного состава» (выполнение действия, «непосредственно ведущего» к исполнению деяния).
Не подлежит наказанию покушение, если окончание преступления «ни при каких обстоятельствах» невозможно по причине отсутствия необходимых признаков и свойств действующего лица (т.е. признаков специального субъекта, являющихся обязательными в конкретном составе), а также отсутствия таковых признаков для самого деяния или предмета преступления.
Соучастие. УК Австрии устанавливает уголовную ответственность не только непосредственного исполнителя преступления, но и любого лица,
склоняющего другое лицо исполнить деяние или иным образом способствующего исполнению такого деяния (§ 12). Таким образом, несмотря на отсутствие законодательной дефиниции, уголовному праву Австрии известны, наряду с исполнителем, фигуры подстрекателя и пособника преступного деяния. В законе оговорена необходимость установления специальных признаков исполнителя (специального субъекта), если того требует закон.
В § 13 оговорено традиционное для германских стран правило, согласно которому каждое из лиц, участвующих в совершении преступления, наказывается в пределах «своей вины».
Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Австрийский УК определяет правомерность совершения деяния в состоянии необходимой обороны (§ 3) и крайней необходимости (§ 10).
Необходимая оборона возможна от наличного и непосредственно угрожающего противоправного посягательства на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, свободу и имущество обороняющегося или третьего лица. Основной отличительной особенностью австрийского института необходимой обороны является то обстоятельство, что в УК прямо перечислен перечень правовых благ, нападение на которые может (при соблюдении прочих условий) создать состояние необходимой обороны. Защита от нападения всегда (в отличие от положений УК ФРГ) должна соответствовать требованию соразмерности.
Кроме того, в законе оговорено, что превышение пределов необходимой обороны вследствие «замешательства, боязни или страха» влечет уголовную ответственность и наказание только в случае неосторожного причинения вреда (если таковое прямо предусмотрено в законе). Само превышение пределов необходимой обороны связывается с очевидной несоразмерностью защиты и нападения, а также превышением оправданного размера защита (эксцесс обороны).
Критерии правомерности крайней необходимости в УК Австрии во многом совпадают с таковыми в германском законе. Тем не менее, надо отметить, что австрийское законодательство связывает правомерность любой крайней необходимости с требованием предотвращения «несоизмеримо большего» вреда, а также наличием «отношения» лица к защищаемым правоохраняемым ценностям.
Наказание и иные правовые последствия преступного деяния. В систему правовых последствий преступного деяния УК Австрии включает наказание, изъятие выгоды, изъятие предметов, предупредительные меры.
Видами наказания являются лишение свободы на определенный срок или пожизненно и денежный штраф. Правовые последствия в виде изъятия выгоды и изъятия предметов связаны, прежде всего, с совершением преступных деяний корыстной направленности. В законе прямо оговорены случаи «отказа» от такого изъятия со стороны правоприменителя.
В систему предупредительных мер, связанных с изоляцией лица («лишением свободы»), входят помещение в учреждение для правонарушителей, имеющих психические отклонения; помещение в учреждение для правонарушителей, страдающих наркоманией или алкоголизмом; помещение вучреждение для опасных рецидивистов. К предупредительным мерам, не связанным с изоляцией лица, относятся конфискация орудий и средств совершения преступления, отстранение от должности. Как и в УК ФРГ, предупредительные меры в УК Австрии ставят своей целью предупреждение новых правонарушений и ресоциализацию лица.
Освобождение от наказания. В V разделе УК Австрии сформулированы такие виды освобождения от наказания, как условное освобождение от наказания и условно-досрочное освобождение от наказания. Условное освобождение применяется ко всему наказанию или к его части, а также к отбыванию предупредительной меры. По своим характеристикам условное освобождение в Австрии весьма близко к институту условной отсрочки приговора по УК ФРГ, особенностью является возможность его применения в случае наказания в виде денежного штрафа.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания возможно при соблюдении двух условий: а) реальное отбывание определенной части наказания; б) вывод суда об отсутствии необходимости исполнять назначенное наказание полностью. В УК Австрии специально регламентированы вопросы условно-досрочного освобождения от отбывания предупредительных мер, связанных с лишением свободы. В §§ 53-54 определены основания отмены условного и условно-досрочного освобождения от наказания и предупредительных мер.
262