Научная статья на тему 'Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности'

Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ / КОМПОНЕНТЫ: МОТИВАЦИОННЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ / РЕГУЛЯТИВНЫЙ / РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ / PERSON''S INTELLECTUAL ACTIVITY / COMPONENTS: MOTIVATIONAL / SUBSTANTIVE ATTRIBUTES / EMOTIONAL / COGNITIVE / REGULATIVE / RESULTATIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишина Марина Михайловна

Интеллектуальная деятельность личности рассмотрена как системное целостное, саморазвивающееся многокомпонентное и многоуровневое образование, развитие которого детерминируют социокультурные и психологические условия, объективные и субъективные факторы, подчёркивающие психологические особенности ее структурной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мишина Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basics of the systemic concept of the person’s intellectual activity

The article is devoted to the analysis of substantive attributes of a person's intellectual activity, and contains description of its substantive attributes and model. The intellectual activity of a person is presented as a system consisting of interrelated internally conflicting dynamically evolving components that are in a differential relationship to each other: motivational, emotional, cognitive, regulative and resultative and underlie its substantive characterisation.

Текст научной работы на тему «Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности»

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Мишина М.М.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМНОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Интеллектуальная деятельность личности следует рассматривать как системное целостное, саморазвивающееся многокомпонентное и многоуровневое образование, развитие которого детерминируют социокультурные и психологические условия, объективные и субъективные факторы, подчеркивающие психологические особенности ее структурной организации. Конституирующей характеристикой интеллектуальной деятельности личности является ее предметность, т.к. в самом понятии уже имплицитно содержится понятие ее предмета, выступающего в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта и как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта.

Сущностные признаки интеллектуальной деятельности личности включают в себя знание объективных законов окружающего мира, образовательной культуры (куда входят как знания, так и общественно выработанные ценности, нормативы и социально значимые ориентиры). Усвоение знаний, умений и навыков, происходящее в процессе интеллектуальной деятельности личности расширяет сферу познания, дает осмысление технологических понятий и законов [5].

Интеллектуальная деятельность личности принципиально отличается от обычно применяемого линейного способа осмысления информации - рассмотрения частных фактов и явлений к их последующему эмпирическому обобщению, а содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия наполняют ее содержанием. Поэтому интеллектуальную деятельность личности нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятельности (игровую, трудовую, спортивную) [5]. Операциональное понимание интеллектуальной деятельности личности выросло из первичного представления об уровне умственного развития, определяющего успешность выполнения любых познавательных, творческих, сенсомоторных и прочих задач [3]. Ее можно изучать на любом типе интеллектуальной активности (пространственных представлениях, памяти и т. д., вплоть до сенсомоторных реакций). Соответственно особенности интеллектуальной активности любого уровня могут выступать в качестве критерия оценки интеллектуальных возможностей человека. Являясь ведущей в когнитивном и личностном развитии субъекта, интеллектуальная деятельность личности представляет целостную индивидуальность человека; ее сущностное понимание связано с такими научными категориями, как смыслообразование, целеобразование, рефлексивность, интеллектуальная активность, креативность, мотивационная, эмоциональная и волевая регуляция, саморегуляция, локус-контроль, социальный самоконтроль.

Общепсихологические теории, заложившие психологию смысла, опирались на дея-тельностно-смысловой подход к пониманию личности [1; 2]. Смыслообразование является базовой универсальной закономерностью сознания, которая включает синтез знакообразо-вания, обучения, воспитания, познания, творчества, понимания, общения и др. смыслопро-цессов. Адекватность, результативность и эффективность смыслообразования отражают

типологию интеллектуальной деятельностью личности и затрагивают проблему ценностно-смысловой обусловленности самореализации личности. Выделим сущностные признаки интеллектуальной деятельности личности, представленные в научно-психологической литературе (таб. 1).

Таблица 1. Содержание сущностных признаков интеллектуальной деятельности личности

№№ Сущностный признак Психологическая характеристика проявления

1 Целостность и предметное содержание Характеризуется взаимосвязью внутренне противоречивых подвижных динамически развивающихся компонентов: мотива-ционного, эмоционального, когнитивного, регулятивного и результативного

2 Понимание и анализ Определяет наличие способности к маркировке интеллектуальных действий и их вербализации; связаны со способностями к интерпретации причинно-следственных связей явлений и распознаванию неожиданного изменения логики ситуации

3 Интеллектуальная активность Проявляется в «накопленных» формах психической организации интеллектуальной деятельности личности, которые отражаются при переходе к каждой последующей стадии на основе сохранения предыдущей и преобразования в новую стадию развития

4 Смыслообразование Целеобразование Рефлексивность Представлены умением выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные интеллектуальные действия; отражают склонность к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром; способствуют самоорганизации личности, прогнозированию и достижению цели

5 Креативность Создает чувствительность к проблеме, что дает возможность сформироваться дивергентному мышлению и прогнозировать успешность интеллектуальной деятельности личности

6 Сознательное управление Происходит путем мотивационной, эмоциональной и волевой регуляции; является побуждающей, направляющей и регулирующей силой, определяющей отношение личности к процессу и результату интеллектуальной деятельности личности

7 Адаптация личности Как приспособительный акт решает интеллектуальную задачу «во внутреннем плане действия»

8 Саморегуляция Локус-контроль Социальный самоконтроль Определяет наличие постоянных моделей поведения, создающих опыт научения

9 Применение Позволяет осуществлять единую систему переработки информации, направленной на продуктивный результат в различных сферах жизнедеятельности

Новые грани в проблеме смыслов и смыслообразования открываются при исследовании личности как открытой самоорганизующейся системы, способной к творческой интеллектуальной деятельности и выходу за пределы себя как условию своего устойчивого существования. В этом случае смыслы и ценности дифференцируются в качестве различных системных образований, которые порождает система и на которые она опирается в своем дальнейшем развитии. Осознание смысла, понимание его приходит в результате особой мыслительной деятельности, возникающей в условиях решения специфических «задач на смысл» [1; 3; 5].

Мотивы и цели интеллектуальной деятельности принадлежат личности, которая их реализует: мотив, возникший у личности и побуждающий ее к интеллектуальной деятельности, может этой деятельностью и не исчерпаться. В процессе интеллектуальной деятельности мотив может измениться, и точно так же при сохранности мотива может измениться выполняемая интеллектуальная деятельность (ее программа, структура, состав действий).

Проявлением многомерности интеллектуальной деятельности личности можно считать распределение интеллектуального потенциала по тем сферам жизнедеятельности, где в решении жизненных задач ведущую роль играют интеллект, мотивы, эмоции, чувства, нравственность. Соответствующие варианты интеллектуального поведения в этих ситуациях нередко обозначаются термином «интеллектуальное напряжение». Умения и навыки являются практическим компонентом волевых действий, которые функционируют через произвольность и самоконтроль в интеллектуальной деятельности личности [6].

Теоретическое осмысление сущностных признаков интеллектуальной деятельности личности связано с определением ее структуры и выявлением особенностей функционирования. Совокупность психологических механизмов и функций отражается в сущностных признаках интеллектуальной деятельности личности: целостности и предметном содержании; понимании и анализе; интеллектуальной активности; смыслообразовании, целеобразо-вании, рефлексивности; креативности; сознательном управлении; адаптации личности; саморегуляции, локус-контроля, социальном самоконтроле, что побуждает личность к созданию интеллектуального продукта.

Рассмотрим содержание компонентов интеллектуальной деятельности личности: когнитивного, мотивационного, эмоционального, регулятивного и результативного.

Когнитивный компонент интеллектуальной деятельности личности включает понимание и подбор способа решения интеллектуальной задачи, которая отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение личностью общим способом решения всех интеллектуальных задач определенного вида.

Когнитивный компонент интеллектуальной деятельности личности формирует теоретическую мысль, способствуя развитию творчества. Он определяет быстроту оценок, выбор пути решения задачи, адекватность действий, моделирует выделенное отношение, выполняет предметно-практические действия, преобразует модели этого отношения для изучения его свойств «в чистом» виде и воспроизведение проанализированного материала, воплощает ситуации, раскрывающие содержание определенной интеллектуальной задачи и определяет проверку гипотез посредством решения интеллектуальной задачи [3; 4].

При этом интеллектуальные действия совершаются с помощью интеллектуальных операций, входящих в состав интеллектуального действия.

Интеллектуальные операции вначале выполняются материально с помощью каких-то предметов или их материализованных знаковых заменителей - изображений. Постепенно по мере отработки интеллектуальных операций процесс выполнения интеллектуального действия свертывается, и, в конце концов, выполняется сразу как единое интеллектуальное действие.

Интеллектуальные операции, входящие в состав интеллектуального действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных интеллектуальных задач. Такими интеллектуальными действиями являются:

- действие выявления поставленной интеллектуальной задачи;

- действие выявления общего способа решения интеллектуальной задачи на основе анализа - общего способа решения интеллектуальных задач данного вида;

- действие моделирования общих отношений исследуемого предмета и общих способов разрешения интеллектуальных проблем;

- действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов интеллектуального действия [4; 5].

При решении интеллектуальной задачи личность посредством интеллектуальных действий открывает и овладевает принципом решения целого класса однородных интеллектуальных задач. Постановка перед личностью интеллектуальной задачи связана с наличием проблемной ситуации, требующей ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях.

Мотивационный компонент включает в себя выраженность смысложизненных ори-ентаций, ценностных ориентаций, смыслообразования, целеобразования, рефлексии. Анализ жизненных предназначений, ведущий к самомотивации и осуществлению интеллектуальных действий для решения поставленной задачи, потребности. Потребностью является

стремление личности к усвоению теоретических знаний из определенной предметной области, которые отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов. Отметим, что эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки предметов. Мотивы интеллектуальной деятельности связаны со стремлением личности к овладению общими способами решения интеллектуальных задач.

Эмоциональный компонент вызывает удовлетворение личности от решения интеллектуальных задач (эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональная осведомленность, распознавание эмоций других людей). Он включает в себя такие показатели, как эмоциональное принятие интеллектуальной задачи, выбор действия для решения на основе эмоционального опыта, эмоциональное принятие интеллектуальной задачи, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание и предпочтение. Рефлексия при решении интеллектуальной задачи ведет к самоконтролю и оцениванию собственных возможностей; большое значение имеет управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, самоконтроль и самооценка.

Регулятивный компонент интеллектуальной деятельности личности включает в себя контроль и оценку интеллектуальных действий, которые вырабатывают определенный стиль регуляции и саморегуляции, локус контроля и социального самоконтроля. Регулятивный компонент транслирует уровень развития социального интеллекта; диапазон эквивалентности (высокая чувствительность к деталям, нюансам в деятельности, четкое выделение границ); определяет соотношения мотивационной, эмоциональной и волевой регуляции личности

Результативный компонент интеллектуальной деятельности личности выделяется на основе математической статистики выполнения всех заданий и определяет ее продуктивность.

Структура интеллектуальной деятельности личности, включающая в себя когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный и результативный компоненты имеет общее и специфическое содержание.

Общее содержание когнитивного компонента интеллектуальной деятельности личности включает метапредмет и интеллектуальную сверхзадачу как общее объединяющее начало, составляющую суть продукта развития общественной теории и практики (наблюдение, сбор сведений об изучаемом предмете и преобразование условий интеллектуальной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения исследуемого предмета).

Специфическое содержание когнитивного компонента интеллектуальной деятельности личности включает полипредметность, связанную с познанием личностью специфичных явлений окружающего мира, формирующуюся при овладении языком, понятиями и логикой; быстроту оценок и выбора пути решения, адекватность целенаправленных действий, которые структурируют интеллектуальную деятельность личности (проявление креативности, приоритет интуитивного или рационального в поиске путей решения задачи).

Общее содержание мотивационного компонента интеллектуальной деятельности личности включает направленность на организацию познания картины мира, что сопровождается выраженностью интеллектуальной активности, ведущей к осуществлению интеллектуальных действий, а специфическое - направленность на актуализацию индивидуального начала, предполагающего эффективность продуцирования интеллектуальных действий. При этом наблюдается выраженность смыслообразования, целеобразования и рефлексии.

Эмоциональный компонент интеллектуальной деятельности личности отражает общее в эмоциональном отношении к принятию интеллектуальной задачи, затрагивая эмоциональную окрашенность отдельных процессов. При этом преобладает социо-культурная позиция: личность осуществляет интеллектуальные действия, следуя логике мира, либо противореча ей. Специфическое заключается во влиянии чувств на субъективное оценивание, выбор и предпочтение действий. Преобладает процессуально-деятельностная позиция: личность осуществляет действия, посредством которых транслирует свои знания и опыт.

Общее содержание регулятивного компонента интеллектуальной деятельности личности предполагает сочетание интеллектуальных и личностных особенностей, влияющих на качественное решение задачи, а специфическое выработку определенного стиля регуляции

и саморегуляции интеллектуальной деятельности личности, возникающего при овладении логическими операциями на основе познавательных мотивов, выбор которых сопровождается эмоциональной и волевой регуляцией.

Главным показателем общего содержания результативного компонента интеллектуальной деятельности личности является шаг личностного развития: овладение культурными ценностями, моделирование и выполнение предметно-практических действий для преобразования проанализированного материала; выдвижение и проверка гипотез; получение продукта. При этом к специфическому содержанию относятся высокие достижения личности при решении предъявляемого материала определенной степени сложности, способности к выведению закономерностей, вычленение и принятие новой актуальной проблемы, авторское видение решения актуальных задач.

Важную роль играет оценка результата интеллектуальной деятельности личности, которая заключается в адекватной предмету системе оценивания демонстрации интеллектуальных достижений личности (контроль и оценка усвоения общего способа как результата решения интеллектуальных задач осуществляется путем введения тестовых заданий; определяются конкретные требования к процессу интеллектуальной деятельности личности).

Таким образом, интеллектуальную деятельность личности следует рассматривать как системное целостное, саморазвивающееся многокомпонентное образование, включающее в себя когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный и результативный компоненты, детерминируемое социокультурными и психологическими условиями.

Литература

[1]. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. - СПб: Питер, 2010.

[2]. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека, -М.: Смысл, Академия, 2007.

[3]. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. ISBN 5-9270-0091-6.

[4]. Габай Т.В. Общая структура учебной деятельности. Дис. ... докт. психол. наук. - Москва, 2001.

[5]. ДавыдовВ.В. Теории развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.

[6]. Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения. - М.: МГОУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.