Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ШКОЛ КОНЦЕПТОЛОГИИ В АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ШКОЛ КОНЦЕПТОЛОГИИ В АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ / БАЗОВЫЙ КОНЦЕПТ / ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ / ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА/ДОКТОРА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Матюшина Н.В.

Представлены обзор отечественной научной литературы по проблеме изучения концептов, результаты анализа диссертационных исследований, проведенных в РФ в период с 01.01.2012 по 30.04.2022. Проведен срез научных интересов авторов, определена значимость основных научных школ концептуальных исследований (Волгоградской, Воронежской, Краснодарской, Санкт-Петербургско-Кемеровской) для современных авторов. Приводятся обобщающие выводы о состоянии современной отечественной концептологии. Дан обзор диссертационных работ, представлен анализ тематики актуальных научных статей, монографий, опубликованных в России за последние пять лет и затрагивающих различные вопросы изучения концептов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CONCEPTS SCHOOLS’ FUNDAMENTALS IN CONTEMPORARY RESEARCHES

The paper reviews Russian contemporary research on concepts. The theses on the issue dated from January 1, 2012 to April 30, 2022 have been analyzed in details. The analysis deals in the authors’ academic interests. The paper determines how relevant the leading schools of conceptual research in this country (Volgograd, Voronezh, Krasnodar and St. Petersburg-Kemerovo schools) are for those contemporary theses. Besides the above mentioned theses’ analysis the paper provides a profound review of up-to-date contributions and monographs on concepts issued in Russia within the last five years. Special attention is given to the subject of the publications.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ШКОЛ КОНЦЕПТОЛОГИИ В АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

ФИЛОЛОГИЯ

(шифр научной специальности: 5.9.8)

Научная статья УДК 8

doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-86-95

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ШКОЛ КОНЦЕПТОЛОГИИ

В АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

© Наталия Владимировна Матюшина

Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия nwl2002@gmail. com

Аннотация. Представлены обзор отечественной научной литературы по проблеме изучения концептов, результаты анализа диссертационных исследований, проведенных в РФ в период с 01.01.2012 по 30.04.2022. Проведен срез научных интересов авторов, определена значимость основных научных школ концептуальных исследований (Волгоградской, Воронежской, Краснодарской, Санкт-Петербургско-Кемеровской) для современных авторов. Приводятся обобщающие выводы о состоянии современной отечественной концептологии. Дан обзор диссертационных работ, представлен анализ тематики актуальных научных статей, монографий, опубликованных в России за последние пять лет и затрагивающих различные вопросы изучения концептов.

Ключевые слова: лингвокультурный концепт, базовый концепт, ВАК при Минобрнауки РФ, диссертация на соискание ученой степени кандидата/доктора филологических наук, методология.

Для цитирования: Матюшина Н.В. Основные положения отечественных школ концептологии в актуальных исследованиях // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 98. № 3. С. 86-95. doi: 10.18522/2070-14032023-97-2-86-95

PHILOLOGY

(specialty: 5.9.8)

Original article

Russian concepts schools' fundamentals in contemporary researches © Nataliya V. Matyushina

Московский городской педагогический университет, г. Москва, Russian Federation nwl2002@gmail. com

Abstract. The paper reviews Russian contemporary research on concepts. The theses on the issue dated from January 1, 2012 to April 30, 2022 have been analyzed in details. The analysis deals in the authors' academic interests. The paper determines how relevant the leading schools of conceptual research in this country (Volgograd, Voronezh, Krasnodar and St. Petersburg-Kemerovo schools) are for those contemporary theses. Besides the above mentioned theses' analysis the paper provides a profound review of up-to-date contributions and monographs on concepts issued in Russia within the last five years. Special attention is given to the subject of the publications.

Key words: linguocultural concept, basic concept, Higher Attestation Commission of the Russian Federation, the -sis research for the degree of Ph.D. / grand Ph.D. of Philological Sciences, methodology.

For citation: Matyushina N.V. Russian Concepts Schools' Fundamentals in Contemporary Researches. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 98. No 3. P. 86-95. doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-86-95

Введение

В 2005 г. в свет вышла коллективная монография «Антология концептов» [3], имевшая в дальнейшем многократное продолжение. К этому времени в отечественной лингвистике сложилось несколько научных школ, занимающихся лингвоконцептологией. В.И. Карасик и И.А. Стеринин отмечают, что «несмотря на некоторые различия в понимании концептов, различии в методах и приемах их исследования, представители этих школ едины в признании того, что концепт является основной единицей сознания» [3, с. 4]. Во введении данной книги собраны основные идеи, объединяющие школы концептологов, а именно лингвистов

из «Воронежской, Кемеровской, Краснодарской и Волгоградской школ лингвистической концептологии» [3, с. 6]. Авторы-составители подчеркивают, что в антологию включены исследования, «выполненные только на уровне защищенных диссертаций, что обеспечивает авторитетность и достоверность полученных результатов» [3, с. 5].

Методы

Целью данного обзорного исследования является анализ современного состояния учений о концептах в отечественной лингвистике. Для получения достоверной картины, мы, вслед за составителями «Антологии концептов», обратились к диссертационным исследованиям, защищенным на соискание ученых степеней филологических специальностей, посвященных изучению различных аспектов концептологии. В рамках настоящего обзора методом сплошной выборки на официальном сайте ВАК при Минобрнауки РФ [24] в разделе объявлений о предстоящих защитах были найдены авторефераты диссертаций, защищенных в период с 01.01.2012 по 30.04.2022. Общее количество таких работ составило 414 диссертации. В ходе подготовки настоящего обзора были детально изучены отобранные авторефераты с целью получения информации о материале, методах, теоретико-методологической базе проведенных исследований.

Кроме того, в качестве дополнительного материала для проведения анализа были использованы монографии и научные статьи, опубликованные за последние пять лет (с 2016 по 2022 гг.) и извлеченные из базы РИНЦ [20] методом сплошной выборки. В ряде случаев для полноты картины привлекались публикации более раннего периода, напри -мер, работы прошлых лет одного автора или результаты исследований одного концепта, выполненные разными лингвистами.

Основные результаты

Исследования, выполненные в русле Воронежской школы концептуальных исследований

На современном этапе развития языкознания исследованию концептов уделяется особое внимание. Большинство лингвистов поддерживают точку зрения, принятую в Воронежской научной школе, о том, что язык представляет собой средство «доступа к со -знанию человека, его концептосфере, к содержанию и структуре концептов как единиц мышления», через него «можно познать и эксплицировать концептуальное содержание сознания» [3, с. 7]. Одной из задач лингвокультурологии в настоящее время является определение основной единицы дисциплины - концепта, вызывающей по сей день острые дискуссии. З.Д. Попова и И.А. Стернин видят в концепте «глобальную единицу мыслительной деятельности, квант структурированного знания» [3, с. 7]. В свою очередь, описание значения единиц языка, вербализирующих концепты, открывает путь к содержанию концептов как единиц мыслительных [3, с. 8].

Важно понимать, что концепты могут выражаться в языке разными способами (синтаксическими, фразеологическими, лексическими и др.) [3, с. 8]. При этом «наличие большого количества номинаций того или иного концепта свидетельствует о высокой номинативной плотности (термин В.И. Карасика) данного участка языковой системы, что отражает актуальность вербализуемого концепта для сознания народа» [3, с. 8]. Отметим, что языки с точки зрения концептологии асимметричны. З.Д. Попова и И.А. Стернин подчеркивают, что концепты обладают национальными особенностями как содержания, так и структуры, при этом возможна «лакунарность концепта» [3, с. 9].

Как показал проведенный анализ актуальных исследований в области концептологии, идеи, выдвинутые Воронежской школой, находят широкое распространение среди современных лингвистов. Так, 63% соискателей изученных диссертационных исследований указали работы З.Д. Поповой и И.А. Стернина в качестве методологической базы своего исследования (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1

Теоретико-методологическая база диссертационных исследований

65е

63°

50%

18%

I Г.Г.Слышкин и В.И.Карасик I З.Д.Попова и И.А.Стернин I С.Г.Воркачев I М.В.Пимен ов а

Отметим, что сами основоположники данного направления активно включены в различные научные мероприятия, в том числе квалификационного характера. В период с 2012 по 2022 г. З.Д. Попова и И.А. Стернин приняли личное или заочное участие в каждой сороковой защите диссертации по изучению концептов в качестве научного руководителя или оппонента (см. диаграмму 2). Как представляется, данные сведения показывают значимость вклада Воронежской научной школы в российскую концептологию.

Исследования, выполненные в русле Краснодарской школы концептуальных исследований Особое место среди направлений когнитивистики занимают исследования лингво-культурных концептов. Руководитель Краснодарской школы концептологии С.Г. Воркачев полагает, что в узком понимании лингвокультурные концепты представляют собой «семантические образования, стоящие за словами, которые не находят однословных эквивалентов при переводе на другие языки» [3, с. 12].

Как показало проведенное исследование, лингвокультурные концепты по предложенной С.Г. Воркачевым методике изучались в половине диссертационных трудов за выбранный период (диаграмма 1). Сам профессор С.Г. Воркачев за обозначенный период принял участие в восьми защитах диссертаций на описываемую тему в качестве оппонента (диаграмма 2), что свидетельствует об активной научной позиции уважаемого лингвиста и широкой поддержке его трудов по концептологии.

Диаграмма 2

Участие концептологических школ в защитах диссертаций

Общее по школам Волгоградская школа Воронежская школа Санкг-Петербургско-Кемеровская школа Краснодарская школа

1 5

;

М 2

1 5

■ S

о

10

15

ZD

25

30

оппонировали е ■ научное руков од ств о

Исследования, выполненные в русле Волгоградской школы концептуальных исследований В.И. Карасик и Г.Г. Слышкин выделяют характеристики лингвокультурных концептов, в том числе, во-первых, условность и размытость, так как концепт не имеет четких гра -

ниц, во-вторых, его методологическая открытость. Кроме того, характеристикой концепта является его изменчивость, поскольку даже оценочный знак может меняться в ходе жизни языкового коллектива [3, с. 14].

По результатам анализа диссертационных трудов последний десяти лет методология В.И. Карасика и Г.Г. Слышкина наиболее распространена среди соискателей и молодых ученых (см. диаграмму 1), профессоры В.И. Карасик и Г.Г. Слышкин руководили написанием и оппонировали на защитах диссертаций по концептологии в общей сложности восемь раз (см диаграмму 2). Иными словами, постулаты, выдвинутые в недрах Волгоградской школы, по сей день находят живой отклик в работах по исследованию концептов.

Исследования, выполненные в русле Санкт-Петербургско-Кемеровской школы

концептуальных исследований Основатель Санкт-Петербургско-Кемеровской научной школы М.В. Пименова полагает, что «концепт - это национальный образ (идея, символ), осложненный признаками индивидуального представления» [3, с. 16]. Автор заключает, что всем национальным культурам присущи специфические языковые образы, символы, образующие особый код культуры, при помощи которых субъекты данной культуры описывают окружающий мир, используя их в интерпретации своего внутреннего мира [3, с. 19]. Методика изучения концептов в Санкт-Петербургско-Кемеровской школе, как отмечает сама М.В. Пименова, «формировалась постепенно. Первоначально детальному изучению подвергались образные признаки концептов, то, что в зарубежной лингвистике именуется концептуальными метафорами». Автор особо подчеркивает, что концепты отличаются от лексического значения сохранением своей структуры, они «не теряют включённые в эту структуру признаки на всём протяжении истории народа» [28, с. 13].

Идеи, высказанные М.В. Пименовой, стали опорой для 71 диссертационной работы, что составляет 18% от общего числа подобных работ (диаграмма 1). Под руководством ученого за последние десять лет защитилось четыре соискателя по отобранной для настоящего анализа тематике, при ее участии как оппонента прошло пять защит (диаграмма 2). Таким образом, важность трудов Санкт-Петербургско-Кемеровской школы концептуальных исследований для отечественной концептологии вполне очевидна.

Тематика современных исследований концептов Перейдем к анализу тематики концептологических описаний. Отметим, что в данной части обзора более пристальному анализу подверглись также результаты научных исследований, опубликованные в периодических изданиях и в виде монографий. Это обусловлено желанием автора охватить максимально возможно широкий спектр научных трудов по избранной тематике. Многочисленны филологические работы, сфокусированные на описании концептов в языке литературы. При этом подробно рассматриваются как язык одного писателя [11; 22], особенности репрезентации концепта в одном произведении [10], так и преломление концепта в произведениях нескольких авторов [5].

Большое количество концептологических исследований проходит и в русле психолингвистики. Авторы проводят сопоставительный анализ категоризации концептов, например, «ОПАСНОСТЬ» и «УГРОЗА» в языковом сознании русских и французских студентов [32]. Кроме того, психолингвистика заинтересована и в детальном изучении концептов на материале одного языка. Так, например, С.А. Гудкова в качестве цели своего исследования выделяет анализ языковых средств проявления агрессивных речевых актов, т.е. реализации концепта «АГРЕССОР» в англоязычном политическом дискурсе [6].

Анализ отечественных публикаций по исследованию концептов за последние пять лет позволяет сделать вывод, что большинство работ посвящено детальному изучению концепта в одном языке, часто в диахронической перспективе. Так, например, Т.В. Сластникова и Е.И. Черкашина детально анализируют описания концепта «ЦВЕТ» во франкофонной лингвистике в диахронии [30]. А.С. Осламенко рассматривает архетип современного концепта «ГЕРОЙ», особенно подробно говоря о лексеме богатырь в русском языке [23]. И.Е. Охолина и

А.В. Курьянович изучают концепт «ДОСУГ» в русской лингвокультуре [25]. О.Е. Лаптева описывает вербализацию концепта «ВОЗРАСТ» в португальском языке [15]. Н.Ю. Ушницкая изучает концепт «МИР» в языковой картине мира эвенков [33]. О.А. Сулейманова и В.В. Демченко описывают проблему концептуализации ментального состояния субъекта [31].

Другие же исследования имеют сравнительно-исторический характер и нацелены на описание одного концепта в двух и более лингвокультурах. Примерами исследований линг-вокультурных концептов могут послужить выявление языковой репрезентации концепта «СОЛНЦЕ» в якутском и юкагирсоком языках [16], анализ особенностей концепта «ЧЕСТЬ / СОВЕСТЬ» на материале русского, немецкого и чеченского языков [7], описание лингво-культурологического концепта «REALTY / НЕДВИЖИМОСТЬ» в английской и русской картинах мира [12]. Авторы рассматривают также следующие концепты: «УСПЕХ / SUCCESS» в русском и английском языках [36], «ЛЮБОВЬ» в картине мира русских и народа йоруба [34], «СМЕРТЬ» в русской и грузинской лингвокультурах [35].

Невозможно не заметить, что при всем многообразии концептов, подвергшихся детальному изучению под разным углом, ряд из них выступили предметом описания нескольких авторов, во многих случаях в нескольких лингвокультурах. Так, концепт «ОДЕЖДА» был исследован на материале русского и таджикского языков [21]. Также описано портретирова-ние данного образа через сопоставление языков, а именно, латинского, русского, английского и армянского [1]. История становления лингвокультурного концепта «ГОЛОВНОЙ УБОР» в русском языке описана в работе И.А. Кузьминовой и С.А. Кругловой [13].

Е.А. Сипрова исследует диахронические изменения категории «СВОБОДА» в русскоязычной картине мира [29], Н.А. Ляшенко, Е.С. Кузнецова проводят аналогичный анализ в английской лингвокультуре [19].

Концепт «ИСТИНА» («WAHRHEIT») в немецкой лингвокультуре стал предметом нескольких исследований, проведенных с привлечением различного материала и методик. Так, М.С. Ермакова изучила данный концепт на основе текстов художественной литературы [8], в том числе более узко в юридическом понимании [9]. Материал исследования Е.А. Шедлих составили произведения художественной и философской литературы на немецком языке, в качестве методики автор избрала подход Кемеровской школы описания концептов [37]. Л.В. Балакина основывалась на обширном анализе лексикографических источников, в том числе словарях паремий [4]. О.М. Ладоша и А.И. Хлопова провели ассоциативный эксперимент и детально проанализировали корпусы текстов [14]. Отметим, что выводы авторов в целом совпадают и не противоречат друг другу, что, по-видимому, свидетельствует об успешности полученных описаний. Так, например, О.М. Ладоша, А.И. Хохлова и Л.В. Балакина установили, что в сознании немцев правда представляет собой высшую ценность, в работе Л.В. Балакиной выделен признак божественного происхождения правды. Е.А. Шедлих определила, что в 11% упоминаний лексемы Wahrheit речь идет о наличие у говорящего страха, а 14% контекстов употребления данной лексемы связаны с наличием признака определенных отношений, таких как друг, враг, мать, ребенок и т.п. Отметим, что потенциальное обобщение результатов упомянутых исследований внесло бы неоценимый вклад в развитие германской лексикографии, а также в лингвокультурологию в целом.

Предметом детального описания все чаще выступают базовые концепты напр., «ВСЕЛЕННАЯ» [27], «ПРОСТРАНСТВО» [18], «ВРЕМЯ» [2] и «ДВИЖЕНИЕ» [17]. Ряд исследователей выделяет базовые концепты внутри некоторого дискурса, напр., профессионального, рекламного и др. Так, Е.Б. Пенягина говорит о базовом концепте АПТЕКА для медицинского дискурса, являющимся элементом общей концептосферы всех носителей русского языка [26].

Заключение

Подводя итог проведенному анализу диссертаций и научных публикаций, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, наибольшее распространение нашли методы исследования концептов, разработанные в Волгоградской, Воронежской, Краснодарской, Санкт-Петербургско-Кемеровской шко-

лах концептуальных исследований; проведенный анализ позволяет заключить, что в 1/5 защит принимали личное участие представители одной из основных отечественных школ исследования концептов, 4/5 диссертационных исследований, защищенных в период с 2012 по 2022 гг., основаны на положениях, разработанных в данных школах, поскольку 81% диссертантов в качестве методологической базы отмечают по крайней мере одного из основателей научных школ.

Во-вторых, тематика учений о концептах разнообразна. Исследования сфокусированы на описании базовых концептов, таких как «ПРОСТРАНСТВО», «ВРЕМЯ», «ДВИЖЕНИЕ», «СОЛНЦЕ», «СВОБОДА» и «СМЕРТЬ»; бытовых, ср., «ОДЕЖДА» и «ДОСУГ»; абстрактных, таких как «ЦВЕТ», «ЛЮБОВЬ» и «ИСТИНА»; концептах бизнес-культуры, ср., «НЕДВИЖИМОСТЬ» и «УСПЕХ».

Список источников

1. Авербух К.Я., Попова Л. Г., Шатилова Л. М. Культурная память слов как проявление языковых знаний о мире // Инновационное развитие науки и образования / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 15-22.

2. Алдиева М.Ш. Концепт «время» в английской языковой картине мира // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 5. С. 57-64. DOI 10.18522/2070-1403-2020-82-5-57-64.

3. Антология концептов. Т. 1 / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. 2005. Волгоград: Парадигма. 352 с.

4. Балакина Л.В. Концепт Wahrheit в немецкой лингвокультуре (опыт анализа словарных дефиниций и паремий) // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 8. С. 140-145. DOI 10.5281/zenodo.5503784.

5. Бочегова Н.Н., Сатина Д.Д. Универсальное и специфическое в содержании концептов «The Whale» и «Big Fish» (на материале произведений Г. Мелвилла и Э. Хемингуэя) // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 1 (40). С. 6-9.

6. Гудкова С.А. Аналитический обзор реализации концепта «АГРЕССОР» в англоязычном политическом дискурсе // Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 34-37. DOI 10.34671/SCH.SVB.2020.0404.0006.

7. Дадаева А.Р. Анализ лингвокультурных особенностей концепта «ЧЕСТЬ / СОВЕСТЬ» на материале русского, немецкого и чеченского языков // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. С. 334-343. DOI 10.31862/2073-9613-2021-1-334-343.

8. ЕрмаковаМ.С. Соотношение концептов истина и справедливость // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 3. С. 68-71.

9. Ермакова М.С. Лексема «Die Wahrheit» (истина) в юридическом понимании смысла этого слова в художественном тексте // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 8-1 (74). С. 79-81.

10. Желтухина М.Р., Михайлушкина О.А. Индивидуально-авторский концепт «ЛЮБОВЬ» в художественном дискурсе В.П. Астафьева (на примере повести «Веселый солдат») // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2016. № 3 (23). C. 63-70.

11. Касьянова Н.Б. Репрезентация концепта ПТИЦА в жанре каталога у Оливье Мессиана // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 2(26). C. 102-107.

12. Кравчук Ю.С. Роль юрислингвистики в билингвальном исследовании концептов (на примере концепта «НЕДВИЖИМОСТЬ» / «REALTY» в русской и английской национальных языковых картинах мира) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 17 (815). С. 85-94.

13. Кузьминова И.А., Круглова С.А. О концептуализации понятия «головной убор» // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 92. № 3. С. 53-57. DOI 10.18522/2070-14032022-92-3-53-57.

14. Ладоша О.М., Хлопова А.И. Модель базисного концепта «Wahrheit» в немецкой лингво-культуре // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2021. № 1 (272). С. 67-78.

15. Лаптева О.Е. Концептуализация состояний в португальском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 11. С. 330-334. DOI 10.30853/filnauki.2019.11.70.

16. Лукина М.П. Языковая репрезентация концепта «солнце» в лингвокультуре народов Севера (на материале якутского и юкагирского языков) // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16. № 1. С. 102-110. DOI 10.21209/1996-7853-2021-16-1-102-110.

17. Лягушкина Н.В. К вопросу о формировании базовых концептов: время и движение // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 1(12). С. 104-108.

18. Лягушкина Н.В. К вопросу о формировании базовых концептов: пространство // Вестник МГПУ. Сер.: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2012. № 2(10). С. 55-61.

19. Ляшенко Н.А. Кузнецова Е.С. К вопросу о средствах репрезентации концепта «свобода» в системе современного английского языка // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 1. С. 133-142.

20. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения 13.02.2023).

21. Негматов C.Э., Зохидов Р. Лингвокультурный анализ и сравнительная характеристика концепта «ОДЕЖДА» в русском и таджикском языках // Вестник Академии образования Таджикистана. 2020. № 4 (37). С. 65-68.

22. Омелаенко Н.В. Концепт «игра» в романе В. Сомерсета Моэма «theatre» // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91. № 2. С. 72-75. DOI 10.18522/2070-1403-2022-91-2-72-75.

23. ОсламенкоА.С. Архетип современного концепта ГЕРОЙ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2018. № 1 (29). C. 89-95.

24. Официальный сайт Высшей Аттестационной Комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. - URL: https://vak.minobmauki.gov.ru/main (дата обращения 30.04.2022).

25. Охолина И.Е., Курьянович А.В. Концепт ДОСУГ в современной русской лингвокультуре. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ. 2021. 196 с. ISBN 978-5-89702-477-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Пенягина Е.Б. Влияние профессионального дискурса на формирование базовых концептов // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. № 3. С. 71-74.

27. Пименова М.В., Бакирова А.А. Символический макроконцепт «вселенная» в аспекте первопризнака в русской лингвокультуре // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16. № 1. С. 92-101. DOI 10.21209/1996-7853-2021-16-1-92-101.

28. Пименова М.В. Концептология на современном этапе (способы исследования концептуальных структур) // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 5. С. 13-22. DOI 10.21209/1996-7853-2017-12-5-13-22.

29. Сипрова Е.А. Свобода как нравственная ценность в русской языковой картине мира: диахронические изменения межкатегориальных границ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (79). Ч. 2. С. 369-372.

30. Сластникова Т.В., Черкашина Е.И. Цвет и цветообозначение в лингвистических исследованиях. М.: Языки Народов Мира, 2021. 240 с. ISBN 978-5-6046262-0-7.

31. Сулейманова О.А. Демченко В.В. Использование bigdata в экспериментальных лингво-когнитивных исследованиях: анализ семантической структуры глагола shudder // Когнитивные исследования языка. 2018. № 33. С. 466-472.

32. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психолингвистические особенности функционирования концептов «УГРОЗА» и «ОПАСНОСТЬ» в русском и французском языковом сознании // Вопросы психолингвистики. 2021. № 4 (50). С. 56-77. DOI 10.30982/20775911-2021-50-4-56-77.

33. УшницкаяН.Ю. Лингвокультурный концепт «буга / мир» в языковой картине мира эвенков // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2021. № 1 (34). С. 107-114. DOI 10.25693/SVGV.2021.34.1.011.

34. ФалоджуДж.О. Паремиологический анализ концепта любви в русской языковой картине мира и языковой картине мира народа йоруба // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 1 (78). С. 184-188.

35. Церцвадзе М.Г. Сопоставление паремиологических репрезентаций концепта «смерть» в русском и грузинском языках // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 2. С. 171-172.

36. Цораева О.И. Сопоставительное исследование синонимических отношений в семантическом поле «Успех/Success» в русском и английском языках // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 8. С. 275-279. DOI 10.30853/filnauki.2020.8.52.

37. Шедлих Е.А. Интерперсональные признаки концепта WAHRHEIT (правда, истина) в немецкой языковой картине мира // Гуманитарный вектор. 2012. № 4 (32). С. 178-183.

References

1. Averbukh K.Ya., Popova L.G., Shatilova L.M. Cultural Memory of Words as a Representation of Language Knowledge // Innovative Development of Science and Education / Ed. By G.Yu. Gulyaev. Penza: Nauka I Prosvetchenie. 2018. P. 15-22.

2. Aldieva M.Sh. Concept "TIME" in the English Language Picture of the World // Humanities and Social Sciences. 2020. № 5. P. 57-64. DOI 10.18522/2070-1403-2020-82-5-57-64.

3. Anthology of Concepts. Vol. 1 / Ed. by V.I. Karasik, I.A. Sternin. Volgograd: Paradigma. 2005. 352 p.

4. Balakina, L.V. Wahrheit Concept in German Linguistic Culture (Experience in Analyzing Dictionary Definitions and Paremias) // Humanitarian Scientific Bulletin. 2021. № 8. P. 140145. DOI 10.5281/zenodo.5503784.

5. Bochegova N.N., Satina D.D. Common and Specific Features of the Concepts "The Whale" and "Big Fish" in the Noves by H. Melville and E. Hemingway // Bulletin of Kurgan State University. 2016. № 1 (40). P. 6-9.

6. Gudkova S.A. Concept "Agressor" in English Political Discourse: Linguistic Insight // Scientific Vector of the Balkans. 2020. Vol. 4. № 4 (10). P. 34-37. DOI 10.34671/SCH.SVB.2020.0404.0006.

7. Dadaeva A.R. Analysis of Linguistic and Cultural Features of the Concept "Honor/Conscience" Based on Russian, German and Chechen Languages // The Teacher XXI century. 2021. 1. P. 334-343. DOI 10.31862/2073-9613-2021-1-334-343.

8. Ermakova M.S. Correlation of Concepts Truth and Justice (Based on a Study of the German Language) // Bulletin of Irkutsk State Linguistic University. 2012. № 3. P. 68-71.

9. Ermakova M.S. Lexeme "Die Wahrheit" (Truth) in the Juridical Understanding of This Word in a Literary Text // Philology. Theory & Practice. 2017. № 8-1 (74). P. 79-81.

10. Zheltuhina M.R., Mihajlushkina O.A. Author's Individual Concept "LOVE" in Literary Discourse of V.P. Astafyev (on the Example of the Story "The Jolly Soldier") // Moscow City University Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education. 2016. № 3 (23). P. 63-70.

11. Kasjanova N.B. Representation of the Concept "Bird" in the Genre of Catalogue by Olivier Messiaen // Moscow City University Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education. 2017. № 2 (26). P. 102-107.

12. Kravchuk Ju.S. The Role of Legal Linguisticsin Bilingual Studies of Concepts (Concept "NEDVIZHIMOST" / "REALTY" in Russian and English National Language Worldviews) // Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities. 2018. № 17 (815). P. 85-94.

13. KuzminovaI.A., Kruglova S.A. On the Conceptualization of the Concept of "HEADDRESS" // Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 92. № 3. P. 53-57. DOI 10.18522/2070-14032022-92-3-53-57.

14. Ladosha O.M., Hlopova A.I. "Wahrheit" Basic Concept Model in German Linguoculture // Bulletin of Adyghe State University. 2021. № 1 (272). P. 67-78.

15. Lapteva O.E. Conceptualization of Age-Related States in the Portuguese Language // Philology. Theory & Practice. 2019. Vol. 12. № 11. P. 330-334. DOI 10.30853/filnauki.2019.11.70.

16. LukinaM.P. Linguistic Representation of the Concept of Sun in the Linguoculture of the Peoples of the North (Based on the Yakut and Yukaghir Languages) // Humanitarian Vector. 2021. Vol. 16. № 1. P. 102-110. DOI 10.21209/1996-7853-2021-16-1-102-110.

17. Lyagushkina N.V. To the Question about Basic Concepts Formation: Time and Movement // Philology. Theory & Practice. № 1 (12). P. 104-108.

18. Lyagushkina N.V. On How Basic Concepts Are Formed: Space. 2012. № 2(10). P. 55-61 // Moscow City University Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education. № 3 (23). P. 63-70.

19. Lyashenko N.A., Kuznetsova E.S. On the Question of Language Means Representing the Concept "Freedom" in the System of Modern English // Humanities and Social Sciences. 2020. № 1. P. 133-142.

20. Scientific Electronic Library eLIBRARYRU URL: https://www.elibrary.ru/ (accessed 13 February 2023).

21. Negmatov C.Je., Zohidov R. Linguocultural Analysis and Comparative Characteristics of the "Clothing" Concept in Russian and Tajik Languages // Bulletin of Academy of Education of Tajikistan. 2020. № 4 (37). P. 65-68.

22. Omelaenko N. V. Concept "ACTING" in the Novel by W. Somerset Maugham "Theatre" // Humanities and Social Sciences. 2022. № 2. P. 72-75. DOI 10.18522/2070-1403-2022-91-2-72-75.

23. Oslamenko A.S. The Archetype of the Modern Concept HERO // Moscow City University Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education. 2018. № 1 (29). P. 89-95.

24. Higher Attestation Commission of the Russian Federation's cite. URL: https://vak.minobr-nauki.gov.ru/main (accessed 30 April 2022).

25. Oholina I.E., Kurjanovich A. V. Concept LEISURE in Modern Russian Linguoculture / ed. by A.V. Kur'janovich. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo CNTI. 2021. 196 p. ISBN 978-5-89702-477-3.

26. Penjagina E.B. The Impact of Professional Discourse on the Formation of the Basic Concepts // Eurasian Humanitarian Journal. 2018. № 3. P. 71-74.

27. Pimenova M.V., Bakirova A.A. Symbolic Macroconcept of the Universe in the Aspect of the First Cognitive Sign in Russian Linguoculture // Humanitarian Vector. 2021. Vol. 16. № 1. P. 92-101. DOI 10.21209/1996-7853-2021-16-1-92-101.

28. Pimenova M.V. Conceptology at the Present Stage (Methods of Investigation of Conceptual Structures) // Humanitarian Vector. 2017. Vol. 12. № 5. P. 13-22. DOI 10.21209/1996-78532017-12-5-13-22.

29. Siprova E.A. Freedom as a Moral Value in the Russian Linguistic Worldview: Diachronic Changes of the Intercategorical Boundaries // Philology. Theory & Practice. 2018. № 1-2 (79). P. 369-372.

30. Slastnikova T.V., Tcherkashina E.I. Colour and Colour Designation in Linguistics. M. Yazyli Narodov Mira, 2021. 240 p. ISBN 978-5-6046262-0-7.

31. Souleimanova O.A., Demchenko V.V. Using Big Data in Experimental Linguo-Cognitive Studies: Analysis of the Semantic Structure of the Verb Shudder // Cognitive Studies of Language. 2018. № 33. P. 466-472.

32. Tylec V.G., Krasnjanskaja V.M. Psycholinguistic Features of the Functioning of the Concepts "Threat" and "Danger" in the French and Russian Language Consciousness // Journal of Psy-cholinguistics. 2021. № 4 (50). P. 56-77. DOI 10.30982/2077-5911-2021-50-4-56-77.

33. Ushnickaja N.Ju. Linguacultural Concept "BUGA / WORLD" in the Evenk Worldview // North-Eastern Journal of Humanities. 2021. № 1 (34). P. 107-114. DOI 10.25693/SVGV.2021.34.1.011.

34. Falodzhu Dzh.O. Paremiological Analysis of the Concept of Love in the Russian Linguistic Worldview and the Linguistic Worldview of the Yoruba People // Scientific notes of Orel state university. 2019. № 1 (78). P. 184-188.

35. Cercvadze M.G. Comparative Study of Idiomatic Representations of the Concept ''DEATH'' in the Russian and German Languages // Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and intercultural communication. 2018. № 2. P. 171-172.

36. Coraeva O.I. Comparative Study of Synonymic Relations Within Semantic Field "УСПЕХ" / "SUCCESS" in the Russian and English Languages // Philology. Theory & Practice. 2020. № 13-8. P. 275-279. DOI 10.30853/filnauki.2020.8.52.

37. Shedlih E.A. Interpersonal Characters of Concept WAHRHEIT (TRUTH) in the German Language Picture of the World // Humanitarian Vector. 2012. № 4 (32). P. 178-183.

Статья поступила в редакцию 13.02.2023; одобрена после рецензирования 20.02.2023; принята к публикации 28.02.2023.

The article was submitted 13.02.2023; approved after reviewing 20.02.2023; accepted for publication 28.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.