Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Савельева Анастасия Евгеньевна

В данной статье рассмотрены основные положения о муниципальном образовании, их виды. Раскрыты направления и принципы деятельности муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

SCIENCE TIME

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Савельева Анастасия Евгеньевна, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Коршунова, Донской государственный аграрный университет, г. Новочеркасск, Россия

E-mail: saveleva_anastasija@mail. ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные положения о муниципальном образовании, их виды. Раскрыты направления и принципы деятельности муниципальных образований.

Ключевые слова: муниципальное образование, органы местного самоуправления, законодательство.

Муниципальное образование — часть территории Российской Федерации, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов. Местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. На территории муниципальных образований властные полномочия распределены между органами государственной власти и органами местного самоуправления [4].

Муниципальные образования подчиняются законам субъектов Российской Федерации и находятся на всей территории страны. На рис. 1 представлены виды муниципальных образований.

Городские, сельские поселения образуются для решения вопросов поселенческого значения, внутригородские муниципальные образования - для решения внутригородских вопросов, муниципальные районы - для решения вопросов межпоселенческого значения, городские округа - для решения вопросов поселенческого и межпоселенческого значения [5].

Местное самоуправление является самостоятельным органом, который может управлять собственностью, формировать местный бюджет, устанавливать налоги, проводить мониторинг земель и окружающей среды. Муниципальные образования самостоятельно определяют размеры налогов.

I

SCIENCE TIME

I

Рис. 1 Виды муниципальных образований

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству [1].

Основным нормативным правовым актом муниципального образования является его устав. Устав регулирует отношения, которые касаются всех сфер жизни местного самоуправления.

Примерное содержание устава определено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Уставом муниципального образования определяются: название муниципального образования; граница и состав территории; вопросы местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления и др.

Обязательное требование к уставам - соответствие Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству.

Учитывая, специфику деятельности муниципальных образований выделяют следующие направления их деятельности:

а) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения (происходит путём создания выборных органов и различных форм демократии);

б) управление муниципальной собственностью (реализация прав собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности);

в) обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования (создание условий для повышения эффективности

1 SCIENCE TIME 1

местного хозяйства, определение социально-культурных, экологических задач и их решение, организация рационального использования трудовых, природных и других местных ресурсов, а также создание благоприятных условий для жизни и отдыха граждан);

г) обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, которые отнесены к ведению муниципальных образований (уровень не может быть ниже минимальных государственных социальных стандартов);

д) охрана общественного порядка как основы нормальной жизни населения муниципального образования (важна реализация прав и свобод граждан).

Принципы деятельности муниципальных образований можно условно разделить на правовые и организационные (табл.1).

Таблица 1

Принципы деятельности муниципальных образований

Принципы деятельности муниципальных образований

Правовые Организационные

самостоятельность - население муниципального образования самостоятельно определяет структуры органов местного самоуправления; плановость - разработка программ развития местного хозяйства, определение приоритетных целей и задач на каждом этапе развития муниципального образования;

законность - нормативные правовые акты должны приниматься органами местного самоуправления на основании и во исполнение законов Российской Федерации; научность - применение научных методов и форм деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

гласность - этот принцип предполагает не только открытость информации, но и доступность к ней членов местного сообщества; сочетание единоначалия с коллегиальностью - основные вопросы в муниципальных образованиях решаются коллегиально представительными органами в форме принятия решений, а вопросы текущего оперативного управления - путем единоначалия (например, принятие постановлений главой администрации).

демократизм - этот принцип реализуется в двух формах: непосредственной (референдумы, выборы, собрания, сходы граждан и др.) и представительной, т.е. через выборные органы местного самоуправления.

Эффективность деятельности муниципального образования не может быть измерена каким-либо одним показателем и определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социо-эколого-

1 SCIENCE TIME 1

экономических и др., оказывающих влияние на принятие и реализацию управленческих решений.

Соответственно и управленческие решения, принимаемые органами местного самоуправления, должны быть направлены на разработку и внедрение научно обоснованных методов управления муниципальным образованием. Для этого необходима эффективная политика, которая обеспечит социально-экономическое развитие, режим эффективного хозяйственного ведения, повышение уровня и качества жизни населения на территории муниципалитета.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html. - Загл. с экрана.

2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru.

3. Гончарова И.Ю., Батог О.В. Совершенствование управления земельными ресурсами. // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 82-85

4. Кадастр земель муниципальных образований [Текст]: курс лекций для студ., обуч. по напр. «Землеустройство и кадастры» / А.В. Дутова; Новочерк. инж.-мелиор. инт-т ДГАУ. - Новочеркасск, 2014. - 86 с.

5. Муниципальные образования: понятие и виды [Электронный ресурс]. - URL: http:// studme. org /munitsipalnye_obrazovaniya_ponyatie_vidy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.