ББК Х623.110.4
Л.А. Бурылова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК) муниципальные образования наряду с Российской Федерацией и ее субъектами выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).
Особенности муниципального образования как субъекта гражданского права обусловлены тем, что оно является субъектом конституционного и муниципального права и наделено специальной правосубъект-
177
ностью .
Как субъект права, муниципальное образование существует в рамках и публичного и частного права. В рамках публично-правовых отношений муниципальное образование выступает как носитель публичной власти. Муниципальное образование принимает по предметам своего ведения нормативные правовые акты, которыми должны руководствоваться другие субъекты гражданского права, вступающие в правовые отношения с муниципальными образованиями по предметам их ведения.
Муниципальное образование участвует в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками оборота. В силу п. 2
177 Шугрина Е.С. Понятие и признаки муниципального образования в материалах судебной практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 5.
ст. 124 ГК к муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов178.
Публичное предназначение средств местного бюджета обусловливает особые требования к их использованию; деятельность муниципального образования, связанная с гражданским оборотом, регламентируется, в том числе, положениями бюджетного законодательства. Статьей 117 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от
26.04.2007 № 63-Ф3) установлено, что от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и в порядке, установленном муници-
179
пальными правовыми актами .
Согласно п. 7 постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» сделка по предоставлению государственной (муниципальной) гарантии при отсутствии этой гарантии на момент ее совершения в
перечне, установленном законом (решением) о бюджете на очередной
-180
год, является ничтожной .
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 21.05.2007 по делу № Ф09-2463/07-С5 счел обоснованными судебные постановления о признании ничтожным договора между администрацией муниципального образования «Акбулакский район», обществом «Фирма Карат» и колхозом «Новоуспеновский» о предоставлении муниципальной гарантии, поскольку предоставление муниципальной гарантии на эту сумму не было предусмотрено в решении о районном бюджете.
Статья 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-
178 Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
179 Изменения, внесенные Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (Собрание законодательства РФ. 28.07.2008).
180 Вестник ВАС РФ. 2006. № 8 (август).
рации» (далее Закон № 131-Ф3) наделяет муниципальные образования правом регулировать порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа. Такой порядок устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Президиума Высшего арбитражного суда от
9.10.2007 № 5060/07 со ссылкой на Положение о муниципальном заказе, утвержденное постановлением Администрации города Волгограда, было признано обоснованным решение суда первой инстанции о возложении на казну муниципального образования обязательства по оплате работ, выполненных в рамках муниципального заказа. Высший арбитражный суд отметил, что у суда кассационной инстанции отсутствовали основания для вывода о заключении муниципальным учреждением указанного контракта «для собственных нужд»181.
Для уяснения статуса муниципального образования как субъекта гражданского права необходимо уточнить его понятие, порядок создания и государственной регистрации.
Понятие муниципального образования. Под муниципальным образованием согласно ст. 2 Закона № 131 -ФЗ понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ).
Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ).
Поселение - городское или сельское поселение.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и меж-селенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопро-
181 Вестник ВАС РФ. 2007. № 12 (декабрь).
сов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Внутригородская территория города федерального значения -часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Границы муниципального образования утверждаются законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Закона № 131-ФЗ). В таком же порядке производится наделение муниципального образования статусом городского округа (ч. 2 ст. 11 Закона № 131-ФЗ).
Все муниципальные образования на территории Российской Федерации, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке, подлежат внесению в государственный реестр.
Муниципальное образование не является юридическим лицом, однако имеет собственный устав, обладает на праве собственности обособленным имуществом и самостоятельностью в решении вопросов местного значения.
Государственная регистрация устава муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью избирателей менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан и подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом (ст. 44 Закона № 131-ФЗ).
В развитие этой нормы принят Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07. 2005 № 97-ФЗ (далее Закон № 97-ФЗ).
Полномочия по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования возложены на Министерство юстиции Российской Федерации. Порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований утвержден Приказом Минюста РФ от 24.08.2005 № 139, зарегистрированным в Минюсте РФ 30.08.2005.
Для государственной регистрации устава муниципального образования глава муниципального образования представляет в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:
1) устав муниципального образования;
2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;
3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.
Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан).
После того как уставу муниципального образования присваивается государственный регистрационный номер на титульном листе каждого из двух экземпляров делается отметка о государственной регистрации путем проставления специального штампа.
Государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется свидетельством о государственной регистрации.
Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования
направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав и свидетельство о его государственной регистрации.
Прошедший государственную регистрацию устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию). Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня указанной публикации обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования для включения этих сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Прошедший государственную регистрацию устав муниципального образования является основанием для включения соответствующего муниципального образования в государственный реестр.
Г осударственная регистрация муниципальных образований. Гражданская правоспособность муниципального образования возникает с момента включения его в государственный реестр.
Правила ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2005 № 350.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации. В Пермском крае эту функцию осуществляет управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (до 1 сентября 2008 г. это ведомство входило в состав управления Минюста по Приволжскому федеральному округу).
Для внесения муниципального образования в государственный реестр глава муниципального образования представляет (на бумажных и электронных носителях) в орган ведения федерального регистра следующие документы:
а) заявление, подписанное главой муниципального образования и составленное по установленной форме;
б) официальный текст закона субъекта Российской Федерации об установлении границ муниципального образования и наделении его соответствующим статусом (городское или сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а для городов федерального значения -официальный текст закона об установлении границ внутригородских муниципальных образований;
в) копию устава муниципального образования, официально опубликованного (обнародованного) после его государственной регистрации;
г) копию свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования.
(Формы документов для ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23.08 2005 № 138.)
Государственная регистрация органов местного самоуправления как юридических лиц. В силу ст. 125 ГК от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде могут органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренном законами, нормативными актами муниципальных образований, от их имени могут выступать юридические лица и граждане.
Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ). В силу ст. 41 указанного Федерального закона от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования и местная администрация обладают правами юридического лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям. При этом в ст. 41 прямо указано, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Порядок и сроки государственной регистрации, перечень представляемых документов определены Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ).
Органом, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Соответственно, государственная регистрация органов местного самоуправления осуществляется в территориальных органах МНС РФ по месту нахождения представительного органа или местной администрации.
В некоторых учебниках по административному праву утверждается,
что органы государственной власти и органы местного самоуправления
182
не подлежат государственной регистрации как юридические лица .
Такое утверждение противоречит действующему законодательству. Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Необходимость государственной регистрации органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством наделяются статусом юридических лиц подтверждена письмом Министерства финансов РФ от 18.12.2006.
Правила ведения государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) документ об уплате государственной пошлины.
182 Бахрак Д.Н. Административное право России: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЭКСМО, 2006. С. 154.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, в том числе форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
С учетом установленных ст. 41 Федерального закона № 131 -ФЗ особенностей, основанием для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:
• устав муниципального образования;
• решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Для вновь образованных муниципальных образований в случае отсутствия у них устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц будут являться:
• протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица (для представительного органа муниципального образования);
• решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица (для иных органов местного самоуправления).
Кроме того, при регистрации органов местного самоуправления как юридических лиц в регистрирующий орган необходимо представить подписанное заявление по установленной форме.
По общему правилу, согласно ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Такими уполномоченными лицами могут являться:
• руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
• учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
• руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
• иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Причем, если уполномоченным лицом при государственной регистрации органа местного самоуправления будет уполномоченное лицо этого органа, то государственная пошлина при регистрации органа местного самоуправления не взимается. Соответствующая льгота предоставлена п. 10 ч. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию организаций.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. При этом регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом № 129-ФЗ. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 8 и ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ,
подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Функциональные и территориальные органы местной администрации. Согласно ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация обладает правами юридического лица (п. 7). При этом в силу п. 8 указанной статьи в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Несмотря на указание Закона, что местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, структура местной администрации утверждается не ее руководителем, а представительным органом муниципального образования, правда, по представлению главы местной администрации.
Статья 41 Федерального закона № 131-ФЗ допускает возможность наделения органов местной администрации статусом юридических лиц.
Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.
Таким образом, нормы муниципального права вступают в явное противоречие с гражданским законодательством, определяющим признаки юридического лица и полномочия учредителей.
На практике возникают вопросы разграничения компетенции собственно администрации и ее органов, которые, являясь юридическими лицами, зачастую заключают гражданско-правовые договоры от имени муниципального образования. В соответствии с утвержденными положениями органы местной администрации нередко издают правовые акты, порождающие гражданско-правовые последствия для муниципального образования.
Статус функциональных и территориальных органов местной администрации, учреждаемых для решения вопросов местного значения по определенной отрасли или на определенной территории, должен быть четко определен федеральным законодательством.
Порядок разграничения полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом между представительным органом муниципального образования и местной администрацией законодатель-
ством не определен. В связи с этим в судебной практике возникают вопросы правомочности сделок с участием органов местного самоуправления, влекущих возникновение обязательств муниципального обра-
183
зования .
Законодательство о местном самоуправлении не распространяет на органы муниципальной власти принцип разделения властей. Тем не менее разъяснения комитета по местному самоуправлению Государственной думы по вопросам распоряжения муниципальным имуществом свидетельствуют о позиции федерального законодателя, близкой по содержанию к конституционному принципу четкого разграничения полномочий между ветвями власти. В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, что включает в себя порядок передачи имущества во временное безвозмездное пользование, порядок продажи земельных участков, порядок утверждения планов приватизации. Принятие конкретных решений по вопросам управления и распоряжения имуществом относится к исполнительно-распорядительным полномочиям органов местного самоуправления, которые реализует местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в соот-
184
ветствии с ч. 1 ст. 37 Закона № 131-ФЗ .
Получено 16.11.2008
Вестник ВАС РФ. 2007. № 12 (декабрь).
184 Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 12.