Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2035 ГОДА'

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2035 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / СЦЕНАРИИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / ENERGY STRATEGY / TULA REGION / ENERGY SECTOR / REGIONAL ENERGY POTENTIAL / SCENARIOS AND STAGES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саенко Владимир Васильевич

В рамах разработки материалов для Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2035 года рассматривается энергетический потенциал региона. Определены основные цели, задачи и приоритеты стратегического развития энергетического сектора области, сценарии и этапы, меры и механизмы их реализации, приведены ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саенко Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PROVISIONS OF TULA REGION ENERGY STRATEGY UP TO 2035

The energy potential of the Tula region is considered while developing materials for the Tula Region Social and Economic Development Strategy up to 2035. Main goals, tasks and priorities of strategic development are identified for the regional energy sector along with scenarios and stages of its development as well as measures and mechanisms of their implementation with expected results described.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2035 ГОДА»

УДК 620.9 (470.312) В.В. Саенко1

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2035 ГОДА2

Аннотация. В рамах разработки материалов для Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2035 года рассматривается энергетический потенциал региона. Определены основные цели, задачи и приоритеты стратегического развития энергетического сектора области, сценарии и этапы, меры и механизмы их реализации, приведены ожидаемые результаты.

Ключевые слова: Энергетическая стратегия, Тульская область, энергетический сектор, энергетический потенциал региона, сценарии и этапы развития.

Введение

Исследования по анализу и прогнозированию региональной энергетики в стране ведутся с 70-х годов прошлого столетия в академических институтах (ИНЭИ РАН, ИНП РАН, ИСЭМ СО РАН, ИЭиОПП СО РАН), Минэкономразвития России (СОПС, ВНИИКТЭП), аналитических центрах (ИЭС, ЦЭНЭФ). Значительный вклад в разработку методов и моделей прогнозирования энергетического сектора регионов внесли работы А.А. Макарова, А.С. Некрасова, Б.Г. Санеева, В.А. Рыльского, А.М. Мастепано-ва, В.В. Бушуева, И.А. Башмакова и др. [1-7].

Накоплен также значительный опыт разработки региональных энергетических программ и стратегий, в том числе и для Тульской области [8]. Данная работа выполнена в рамках подготовки ИНП РАН материалов для Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2035 года.

Энергетический потенциал области

Стратегия развития энергетического сектора Тульской области до 2035 г. определяет цели, задачи, приоритеты и ориентиры долгосрочного развития ТЭК региона, а также механизмы государственной энергетической политики ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.

Энергетический сектор - важная инфраструктурная составляющая экономики Тульской области (примерно 3% ВРП). Он включает в свой

состав системы электро-, тепло- и топливоснабжения (природный газ, уголь и нефтепродукты) области. Почти все топливо и около половины потребляемой электроэнергии поставляется из-за пределов региона. Регион небогат топливно-энергетическими ресурсами.

Угольные месторождения области входят в состав южного крыла Подмосковного бассейна. Промышленные запасы бурых углей на территории Тульской области оцениваются в 3 млрд т, что составляет 40% запасов Подмосковного угольного бассейна. Качество подмосковного угля невысокое: зольность изменяется в пределах 34,4-45%, сернистость составляет 3-5%. В последние годы промышленная добыча угля в области прекращена по причине низкой экономической эффективности и экологическим ограничениям. Залежи торфа приурочены к четвертичным отложениям. Запасы его на территории области невелики. Это мелкие месторождения, расположенные в поймах рек, разрабатываемые местным населением. Торф в незначительных объемах используется как топливо и в качестве органического удобрения.

Потенциал ВИЭ составляет около 870 тыс. т у.т. Значительная его часть сосредоточена в биомассе, прежде всего в отходах агропромышленного комплекса - около 60%.

Потенциал вторичных энергоресурсов области - около 1600 тыс. т у.т. Они образуются в ходе производственного процесса на металлургических предприятиях и используются преимущественно для собственного энергоснабжения этих организаций.

1 Владимир Васильевич Саенко - старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, к.э.н., e-mail: vv_saenko@mail.ru

2 При финансовой поддержке гранта РФФИ (Проект № 17-02-00397).

По оценке ОАО «Промгаз», суммарный потенциал энергосбережения региона оценивается в 2500 тыс. т у.т., или более 20% от совокупного потребления ТЭР в области. На долю топлива приходится 51% этого потенциала, на электроэнергию - 27% и на тепло - 22%.

Суммарное потребление ТЭР в Тульской области снизилось за 2005-2015 гг. на 7% с 13 до 12,2 млн т у.т. При этом основное падение энергопотребления наблюдалось до 2010 г. в результате снижения использования тепловой энергии (с 2,9 до 2,1 млн т у.т. за 2005-2010 гг.). Кроме того, за 2005-2015 гг. потребление угля снизилось на 19%, кокса - на 17%, природного газа - на 8%, электроэнергии - на 4%. При этом потребление нефтепродуктов за этот период выросло на 40%.

Основным энергоресурсом в Тульской области является природный газ, на долю которого в 2015 г. приходилось 65% потребления энергии. По 9% приходилось на уголь и нефтепродукты, 13% - на кокс. Ввоз электроэнергии обеспечил 4% спроса на энергию.

Структура энергопотребления в ретроспективном периоде оставалась достаточно устойчивой. Крупнейшим структурным сдвигом за 2005-2015 гг. является рост доли нефтепродуктов на 3 п.п. с 6 до 9%. При этом доли природного газа и угля за этот период снизились на 1 п.п., кокса - на 2 п.п. Современная структура потребления в электроэнергетике и теплоснабжении на 68% состоит из природного газа, на 24% -из угля, на 6% - из доменного газа и на 2% -из нефтепродуктов. При этом на фоне сокращения собственной генерации в регионе за 2005-2015 гг. потребление природного газа в энергетике сократилось с 3,9 до 2,6 млн т у.т., угля -с 1,2 до 0,9 млн т у.т.

В структуре конечного использования больше всего ТЭР потребляется в промышленности в качестве сырья для химического производства и населением.

Энергопотребление промышленности снизилось за 2005-2015 гг. с 4,7 до 4,3 млн т у.т. При этом 32% спроса покрывается коксом (с учетом образующегося в производственном процессе доменного газа), 31% - тепловой энергией, 14% - электроэнергией, 20% - природным газом, остальное прочими ТЭР. В качестве сырья для химического производства в 2015 г. было ис-

пользовано 3,5 млн т у.т. природного газа, что на 4% выше, чем в 2005 году.

Энергопотребление населения выросло за 2005-2015 гг. на 26% с 1,75 до 2,2 млн т у.т. В 2015 г. на природный газ пришлось 37% суммарного потребления, на нефтепродукты - 30%, тепловую энергию - 26%, электрическую энергию - 7%. При этом доля нефтепродуктов выросла за 2005-2015 гг. на 19 п.п. (с 11%), а доля тепловой энергии снизилась на 11 п.п. (с 37%).

Цели, задачи и приоритеты развития энергетического сектора региона

Целью Энергетической стратегии является создание надежного и эффективного энергетического сектора области для устойчивого роста ее экономики и повышения качества жизни населения. Эта цель конкретизируется в следующих ключевых задачах:

1. Содействие модернизации электроэнергетики области, что повысит как эффективность генерации (число часов использования модернизированных блоков ТЭС возрастет в 3-4 раза), так и сократит затраты на развитие электросетевого комплекса, необходимые для подведения дополнительных внешних перетоков электроэнергии.

2. Проведение реорганизации теплоснабжения области путем внедрения современного оборудования и схем организации на основе концессионных соглашений по передаче в управление частным инвесторам муниципальных тепловых сетей и котельных с их последующей модернизацией. Это позволит существенно сократить расходы на топливо, электроэнергию, воду и оплату труда в этой сфере, а также сдержать рост тарифов в долгосрочной перспективе.

3. Обеспечение Тульской области природным газом с учетом перспективной потребности экономики и населения региона.

4. Повышение доступности (по цене, наличию и надежности) и качества энергетических товаров и услуг (за счет внедрения технологических стандартов, снижения издержек компаний энергетического сектора, эффективного госрегулирования, модернизации инфраструктуры).

5. Обеспечение социальной и экологической ответственности, использования и развития человеческого капитала энергетическими компаниями области.

Целевое видение энергетического сектора, которое должно быть достигнуто к 2035 г., включает в себя, в том числе:

• удовлетворяющую массового внутреннего потребителя доступность энергии как по наличию и срокам подключения, так и по цене (в том числе при строительстве жилья и реализации планов территориального развития);

• существенно более низкий уровень энергоемкости и электроемкости ВРП области (включая снижение удельных расходов топлива на выработку электрической и тепловой энергии, уменьшение потерь электроэнергии и тепла при транспортировке и расходов энергии на собственные нужды энергетического сектора);

• сниженные удельные показатели загрязнения окружающей среды предприятиями ТЭК;

• полное обеспечение энергетического сектора области квалифицированными кадрами.

Приоритетами в развитии энергетического сектора Тульской области должны стать энергетическая безопасность, энергетическая эффективность, экономическая эффективность и устойчивое развитие энергетики.

Что касается обеспечения энергетической безопасности, то необходимо:

• повышение надежности электроэнергетики области путем увеличения загрузки эффективных мощностей областной генерации и упрощения доступа потребителей к электросетям;

• развитие теплоснабжения области преимущественно на базе теплофикации с использованием современных экономически и экологически эффективных когене-рационных установок широкого диапазона мощности. Вместе с тем важно и развитие систем децентрализованного тепло- и энергоснабжения, где неэффективно централизованное теплоснабжение;

• завершение газификации области, прежде всего сельской местности.

Главной проблемой повышения энергетической эффективности является значительный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, превышающий 1/4 общего потребления ТЭР в области. В этой связи необходимо завершить начатую работу по формированию целостной системы стимулов и механизмов для развития технологического энергосбережения. Требуется также федеральная поддержка лучших региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация обязательного энергетического аудита организаций (предприятий) с определенной периодичностью. Однако энергосбережение - не самоцель, а составная часть проблемы повышения энергетической эффективности за счет инновационного развития, нацеленного как на снижение издержек при производстве, транспортировке, переработке и использовании энергоресурсов, так и на рост качества электрификации экономики области.

В сфере повышения экономической эффективности главным является максимизация общеэкономического эффекта с учетом косвенных мультипликативных эффектов от функционирования энергетического сектора области. При этом экономические интересы предприятий ТЭК рассматриваются в увязке с задачами областного бюджета. С точки зрения потребителей сохраняются серьезные риски в части экономической эффективности, ключевым элементом здесь являются высокие темпы роста цен и тарифов на энергоресурсы.

Устойчивое развитие энергетики включает социальную ответственность и экологическую эффективность энергетических компаний области.

Для развития человеческого потенциала энергетического сектора области необходимо партнерство государства, общества и бизнеса, в том числе координация количественных и качественных параметров профильных направлений профессионального образования и потребностей энергетики, создание устойчивых связей между корпоративным сектором ТЭК и профессиональным образованием. Для Тульской

области могут быть востребованы следующие направления: подготовка персонала для электростанций региона и коммунальной энергетики, а также специалистов по повышению энергетической эффективности: подготовка студентов и повышение квалификации действующих сотрудников на базе местных вузов, а разработка программ - совместно с профильными московскими вузами и организациями.

С точки зрения экологической эффективности энергетического сектора области основными вызовами в рассматриваемой перспективе являются отставание с внедрением современных технологий по минимизации экологического ущерба от работы действующего оборудования и созданию безотходных производств, недостаточная эффективность природоохранного законодательства (устаревшие нормы, отсутствие эффективных механизмов их применения).

Сценарии и этапы развития энергетического сектора Тульской области

В основу прогнозных оценок возможностей развития энергетики области положены два сценария: базовый и инвестиционно-структурный. Они определяют диапазон возможных изменений параметров топливно-энергетического баланса (ТЭБ) и основных показателей развития отраслей ТЭК области. Нахождение в границах указанного диапазона будет свидетельствовать об адекватности стратегии и актуальности определенных в ней целей, задач, приоритетов, мер и механизмов реализации. Выход за пределы указанного диапазона может свидетельствовать о необходимости пересмотра ориентиров развития. Оба сценария развития энергетики согласуются со сценариями Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2035 года.

Базовый (умеренно-оптимистический) сценарий развития энергетического сектора Тульской области предполагает максимально надежное и эффективное удовлетворение спроса на ТЭР со стороны населения и экономики региона в рассматриваемом периоде. Модернизация энергетического сектора является основой сценария.

Инвестиционно-структурный сценарий предполагает по возможности полное использование потенциала энергетического сектора для ускорения роста экономики и повышения благосостояния населения области в рассматриваемый период и предполагает реализацию дополнительного числа инвестиционных проектов в отраслях промышленности и опережающее развитие энергетической инфраструктуры.

Развитие энергетического сектора области будет иметь свои временные особенности (этапы). Первый этап реализации - ориентировочно до 2020 г. с возможной пролонгацией до 2022 г. - этап перестройки, направленной на преодоление узких мест в развитии энергетической инфраструктуры и формирование нормативных и организационных основ развития энергетического сектора области. На первом этапе должны быть созданы основы целостной институциональной системы энергетического сектора.

В электроэнергетике будет осуществляться вывод из эксплуатации неэффективных генерирующих мощностей, проведен анализ и сделан выбор направлений модернизации электрогене-рирующего оборудования в увязке с развитием электросетевого хозяйства области. Продолжится совершенствование существующей модели отношений и ценообразования на электрическую энергию в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей энергии, прежде всего - сокращение перекрестного субсидирования тарифов между группами потребителей до оптимального уровня.

В теплоснабжении области на первом этапе будут заключены концессионные соглашения с частными инвесторами по подавляющему большинству систем теплоснабжения (муниципальные сети и котельные). В этой сфере важным направлением преобразований станет внедрение модели ценообразования на основе принципа «альтернативной котельной» (или его модификации). Кроме того, продолжится формирование локальных рынков тепла, дающих потребителям реальную возможность выбора схем и способов теплоснабжения и стимулы для применения эффективных технологий всем сторонам процесса; формирование на локальных рынках тепла единых теплоснабжающих организаций, ответственных за надежное и экономически эффективное теплоснабжение потребителей.

Второй этап (до 2035 г.) - этап формирования и функционирования надежной и эффективной энергетической инфраструктуры экономики области. Доминантой второго этапа будет модернизация, широкое обновление отраслей энергетического сектора области за счет отечественных технологий, материалов и оборудования, в том числе за счет поставок оборудования компаний Тульской области.

В электроэнергетике должно произойти обновление генерирующих мощностей на основе инновационных технологий и оптимизация их структуры. Осуществится ликвидация всех видов перекрестного субсидирования, а также переход к долгосрочному ценообразованию на услуги естественных монополий и регулируемых организаций в отрасли.

В теплоснабжении главными направлениями будут осуществление контроля за реализацией концессионных соглашений и содействие модернизации коммунальной энергетики области.

Меры и механизмы реализации

Поставленные задачи будут решаться с помощью мер и механизмов государственной энергетической политики в пределах полномочий Тульской области. Поскольку область не обеспечена собственными ТЭР, важное значение имеют меры, повышающие надежность, качество и экологичность энергообеспечения региона, включая:

• взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами, крупными газовыми и газораспределительными компаниями по обеспечению поставок природного газа в область в нужных объемах;

• снятие сетевых ограничений на перетоки электрической энергии;

• помощь в модернизации электроэнергетики и теплоснабжения области;

• обеспечение прозрачного доступа для всех участников рынка к энергетической инфраструктуре (трубопроводы, электрические и тепловые сети), в том числе на конкурентной основе;

• развитие сектора независимых компаний в сфере хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов и усиление контроля за качеством нефтепродуктов;

• стимулирование применения экологических стандартов для снижения негативного влияния производства, транспорта и использования ТЭР на окружающую среду и здоровье людей;

• контроль за выполнением пользователями недр и собственниками объектов энергетики ликвидационных работ, рекультивации использованных земель и ликвидации экологических последствий после вывода объектов из эксплуатации.

Особое значение имеет реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства и модернизации теплоснабжения, включая:

• стимулирование привлечения частных инвестиций в сферу теплоснабжения через заключение соглашений по передаче объектов теплоснабжения в концессию;

• содействие модернизации старых котельных с увеличением эффективности используемого оборудования и повышения автоматизации процессов и перекладки тепловых сетей с использованием современных технологий и материалов.

Также необходимо формирование целостной системы стимулов и механизмов для развития энергосбережения в регионе. Основные меры государственной энергетической политики в этой сфере включают:

• поддержку лучших региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, пилотных энергосберегающих проектов, том числе на основе механизмов государственных гарантий;

• организацию обязательного энергетического аудита отдельных крупных организаций (предприятий) с определенной периодичностью с целью стимулирования внедрения энергетически эффективных технологий и сокращения затрат на топливо и энергию;

• участие в пропаганде энергосбережения и повышения энергетической эффективности среди различных групп населения, в том числе в составе образовательных программ высших учебных заведений.

Кроме того, важным направлением работы региональных властей должно стать развитие частных управляющих компаний, ориентированных на долгосрочную работу и повышение грамотности конечных потребителей (населения, предприятий и организаций). Целесообразно также участие в работе по более полному регламентированию взаимоотношений поставщиков коммунальных ресурсов и исполнителей коммунальных услуг (управляющих компаний и ТСЖ) с потребителями.

Ожидаемые результаты

Главным результатом реализации стратегии станет повышение эффективности энергетического сектора максимально содействующего динамичному социально-экономическому развитию Тульской области. Основными ожидаемыми результатами реализации стратегии являются:

1. Снижение энергоемкости экономики на 9-12% на первом этапе и на 37-45% на втором этапе по отношению к 2015 г., в том числе за счет уменьшения удельных расходов топлива на выработку электрической и тепловой энергии и расходов энергии на собственные нужды отраслей ТЭК.

2. Устойчивое, надежное и эффективное удовлетворение спроса на энергию и топливо все более высокого качества при прогнозируемом росте потребления ТЭР на 5-10% на первом этапе и 24-62% на втором этапе (по сравнению с 2015 г.).

3. В структуре топливно-энергетического баланса произойдут сдвиги в пользу нефтепродуктов (рост потребления на 50-75% за 2015-2035 гг.), природного газа (рост потребления на 14-60%)

при снижении доли угля (на 5-9%). Основу топливного потребления составит природный газ (к 2035 г. его доля сохранится примерно на текущем уровне и составит 78-81%), доля нефтепродуктов вырастет до 13-14%, а угля - снизится до 6-8%. Причем зависимость от поставок ТЭР из-за пределов региона останется 100%.

4. Произойдет ускорение электрификации основных сфер использования с увеличением конечного потребления электрической энергии в области на 3-10% на первом этапе и на 26-52% на втором. Для обеспечения устойчивого развития экономики региона необходимо расширение электросетевой инфраструктуры, а также увеличение роли собственной генерации при условии ее модернизации.

5. Перспективная структура, а также объемы производства и потребления тепловой энергии на рассматриваемый период максимально ориентированы на полное обеспечение потребностей социальной сферы и экономики Тульской области. Рост теплопотребления к 2035 г. составит при этом в базовом сценарии 9%, а в инвестиционно-структурном - 55%.

Развитие энергетического сектора области будет сталкиваться с меняющимися во времени внешними и внутренними рисками. Основными из них являются следующие:

1) высокие темпы роста цен на энергоресурсы;

2) замедление развития экономики России и области;

3) отсрочка или срыв реализации программ инвестиционного и инновационного развития энергетики области в результате отставания в формировании целостной институциональной системы в энергетическом секторе России.

Реализация рисков станет сдерживать развитие энергетического сектора и экономики области, при этом появляется опасность снижения темпов роста ВРП и параметров ТЭК области по сравнению с запланированным уровнем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макаров А.А., Вигдорчик А.Г. Топливно- 2. Некрасов А.С. Анализ и прогнозы развития энергетический комплекс. М.: Наука, 1979. отраслей топливно-энергетического комплек-

са. М.: ИНП РАН, 2013.

3. Восточный вектор Энергетической стратегии России: современное состояние, взгляд в будущее / под ред. Н.И. Воропая, Б.Г. Санеева. Новосибирск: ГЕО, 2011.

4. Мастепанов А.М., Саенко В.В., Рыльский В.А., Шафраник Ю.К. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации. М.: Экономика, 2001.

5. Мастепанов А.М. Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России. М., 1999.

6. Бушуев В.В. Энергетика России. Т. 2. Энергетическая политика. М.: Энергия, 2012.

7. Башмаков И.А. Разработка комплексных долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности: методология и практика /Диссер. на соискание уч. ст. д.э.н. Москва. 2013.

8. О проекте региональной энергетической программы Тульской области.

REFERENCES

1. Makarov A.A., Vigdorchik A.G. Toplivno-energeticheskij kompleks. M.: Nauka, 1979.

2. Nekrasov A.S. Analiz i prognozy razvitiya otraslej toplivno-energeticheskogo kompleksa. M.: INP RAN, 2013.

3. Vostochnyj vektor Energeticheskoj strategii Rossii: sovremennoe sostoyanie, vzglyad v budushee / pod red. N.I. Voropaya, B.G. Saneeva. Novosibirsk: GEO, 2011.

4. Mastepanov A.M., Saenko V.V., Ryl'skij V.A., Shafranik Y.K. Ekonomika i energetika regionov Rossijskoj Federacii. M.: Ekonomika, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Mastepanov A.M. Regional'nye i vneshne-ekonomicheskie aspekty energeticheskoj politiki Rossii. M, 1999.

6. Bushuev V. V. Energetika Rossii. T. 2. Energe-ticheskaya politika. M.: Energiya, 2012.

7. Bashmakov I.A. Razrabotka kompleksnyh dolgosrochnyh programm energosberezeniya i povysheniya energoeffektivnosti: metodologiya i praktika/Disser. nasoiskanie uch. st. d.e.n. Moskva. 2013.

8. O proekte regional'noj energeticheskojprogrammy Tul'skoj oblasti.

Поступила в редакцию 30.03.2018 г.

V.V. Saenko3

MAIN PROVISIONS OF TULA REGION ENERGY STRATEGY UP TO 2035

Abstract. The energy potential of the Tula region is considered while developing materials for the Tula Region Social and Economic Development Strategy up to 2035. Main goals, tasks and priorities of strategic development are identified for the regional energy sector along with scenarios and stages of its development as well as measures and mechanisms of their implementation with expected results described.

Keywords: Energy Strategy, Tula region, energy sector, regional energy potential, scenarios and stages of development.

3 Vladimir V. Saenko - Senior Researcher at the Institute for National Economic Forecasts of the Russian Academy of Sciences, PhD in Economics, e-mail: vv_saenko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.