Научная статья на тему 'Опыт анализа и прогнозирования энергетического сектора региона (на примере Тульской области)'

Опыт анализа и прогнозирования энергетического сектора региона (на примере Тульской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENERGY COMPLEX / ENERGY BALANCE / ENERGY POLICY / TULA REGION / ENERGY CONSUMPTION / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саенко Владимир Васильевич, Колпаков Андрей Юрьевич, Семикашев Валерий Валерьевич, Синяк Юрий Владимирович

Опыт анализа и прогнозирования энергетического сектора региона (на примере Тульской области) Предложен разработанный авторами подход к анализу и прогнозированию энергетического сектора Тульской области с учетом специфики региона, который является в первую очередь энергопотребляющим хозяйственным комплексом. Рассмотрены особенности основных секторов экономики области, в которых потребляется большая часть топливноэнергетических ресурсов, а также вопросы формирования топливноэнергетического баланса Тульской области и статистического обеспечения этого процесса. Разработаны основные направления энергетической политики региона до 2035 г., определяющие цели, задачи, приоритеты и ориентиры долгосрочного развития ТЭК региона, а также механизмы ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саенко Владимир Васильевич, Колпаков Андрей Юрьевич, Семикашев Валерий Валерьевич, Синяк Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in Analyzing and Forecasting the Energy Sector of the Region (on the Example of Tula Region)

A methodology for analyzing and forecasting the energy sector of the Tula region, which is primarily an energy-consuming economic complex, is proposed. The specifics of the main energy-consuming sectors of the regional economy is described. The issues of formation of the energy balance for Tula region and statistical support of this process are considered. The regional energy policy until 2035, which defines the goals, tasks, priorities and guidelines for the long-term development of the region's energy complex, as well as the mechanisms of the regional state energy policy for its implementation was developed.

Текст научной работы на тему «Опыт анализа и прогнозирования энергетического сектора региона (на примере Тульской области)»

3-3- Саенко, ^..^Э. Колпаков, 3-3- Сем,икаш.ев, ^Э-3- Синяк

ОПЫТ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА РЕГИОНА (на примере Тульской области)1

Введение. Энергетический сектор играет важную роль в жизнеобеспечении любого региона России. Прогнозирование его развития - сложный процесс, учитывающий взаимосвязи в изменении элементов энергетической инфраструктуры и общей социально-экономической динамики региона.

Прогресс регионального ТЭК определяется рядом внутренних и внешних факторов, важнейшими из которых являются:

• наличие природных ТЭР;

• перспективное состояние экономики региона и его влияние на энергопотребление;

• продвижение на территории региона энергоемких отраслей промышленности;

• степень участия отраслей энергетики в общегосударственных программах развития и т. д.

Энергетика как инфраструктурная отрасль не только удовлетворяет потребности региона в топливно-энергетических ресурсах (ТЭР), но и выполняет интегрирующую роль, обеспечивая межрегиональные связи по топливу и электроэнергии.

Для обоснования прогнозов процессов, происходящих в региональной энергетике, необходимы методики и модели, корректно и достаточно полно отражающие специфику территориальных хозяйственных систем. Кроме того, важно надежное информационное обоснование прогноза, включающее программы социально-экономического развития, инвестиционные програм-

1 Работа выполнялась в рамках подготовки ИНП РАН материалов для Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2035 г.

При финансовой поддержке гранта РФФИ (Проект № 17-02-00397 «Новые проблемы и риски в глобальной энергетике и их отражение в прогнозах развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России»).

234

мы развития энергетики, стратегии модернизации энергоемких производств в конкретном регионе.

Исследования по анализу и прогнозированию региональной энергетики в стране ведутся с 1970-х годов прошлого столетия [1-8].

В данной работе и других наших статьях [9-10] предложен разработанный авторами метод анализа и прогнозирования энергетического сектора Тульской области с учетом специфики региона, который является в первую очередь энергопотребляющим хозяйственным комплексом, также рассмотрены:

• проблемы формирования топливно-энергетического баланса (ТЭБ) Тульской области и статистического обеспечения этого процесса;

• важнейшие направления энергетической стратегии региона;

• методы моделирования и прогнозирования потребности в энергоресурсах;

• специфика основных секторов экономики, в которых потребляется большая часть ТЭР;

• отдельные актуальные специфические вопросы развития энергетики Тульской области.

В работах [9-10] подробно рассмотрена методика и модельные расчеты энергопотребления Тульской области. В данной статье анализируются их результаты в части динамики и структуры регионального ТЭБ.

Методология анализа и прогнозирования. При прогнозировании энергетического сектора региона с учетом специфики Тульской области, можно выделить следующие особенности.

1. Область практически на 100% энергодефицитна - завозится все первичное топливо и нефтепродукты, а также 40% потребляемой электроэнергии. Поэтому нами основное внимание уделено анализу и прогнозированию спроса на ТЭР. При этом важное значение имело прогнозирование как конечного потребления энергоресурсов, так и преобразования первичного топлива в электроэнергию и тепло (теплоэлектроэнергетика и централизованное теплоснабжение).

2. Использование всех доступных источников информации для анализа и прогнозирования. Так как работа выполнялась в рамках взаимодействия с Правительством Тульской области для составления картины, анализа проблем и перспектив развития региона, был проведен ряд встреч с представителями регионального Ми-

235

нистерства промышленности и энергетики, Министерства строительства и ЖКХ. Использовались данные региональных и муниципальных программ, существующие наработки в стратегических и оперативных документах.

3. В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» реализован двухэтапный подход к прогнозированию развития энергетического сектора области. На первом этапе после анализа состояния и ретроспективного развития ТЭК региона сформированы основные направления региональной энергетической политики до 2035 г., определяющие цели, задачи, приоритеты и ориентиры долгосрочного развития ТЭК области, а также механизмы ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей. На втором этапе разработан долгосрочный прогноз энергетического сектора Тульской области, по результатам которого корректируются задачи, меры и механизмы региональной госполитики, а также формируются индикаторы реализации основных направлений региональной энергополитики.

4. При анализе и прогнозировании энергетического сектора Тульской области использовался метод построения ТЭБ. Он позволяет представить комплексную картину снабжения региона топливом, отследить процессы преобразования топлива, выработки электрической и тепловой энергии, структуру потребления, а также расходы и потери топлива на всех этапах преобразования. ТЭБ необходим не только как механизм анализа текущих проблем, но и как инструмент обоснования перспективного видения траекторий развития ТЭК, а также рисков в сфере энергетики и путей их снижения.

5. На основе анализа ТЭБ (табл. 1-3) были выделены крупные секторы потребления первичных и конечных энергоресурсов:

• генерация электроэнергии (на топливо приходится 17% общего энергопотребления региона);

• производство тепловой энергии (на топливо приходится 15% общего энергопотребления региона);

• потребление тепловой и электроэнергии (20% и 10% от конечного энергопотребления региона соответственно);

• потребление моторных топлив населением и транспортом (9% общего энергопотребление региона);

236

• потребление кокса и доменного газа на металлургических предприятиях региона и их блокстанциях (промышленных ТЭЦ);

• потребление природного газа в промышленности (36% от общего энергопотребления региона, из них - 29% в химической промышленности в качестве сырья) и населением (7%)2.

На все остальные направления приходится менее 2% потребления энергоресурсов в области (1% - потребление угля в промышленности и 0,7% - потребление газа в сельском хозяйстве и сфере услуг). Для этих процессов на прогнозный период применяются простые гипотезы и пролонгация трендов.

6. Расчеты потребности области в первичной энергии выполняются в два этапа. На первом в зависимости от перспектив демографического и социально-экономического развития региона прогнозируется потребность в конечных энергоресурсах (электрической и тепловой энергии, нефтепродуктах), а также определяются необходимые объемы их производства на территории области и ввоза. На втором этапе рассчитывается, сколько нужно первичных энергоресурсов для производства необходимого объема преобразованных и переработанных энергоресурсов, который был оценен на первом этапе. В результате определяется потребность в природном газе, угле, коксе и суммарная потребность региона в первичной энергии с учетом импорта электроэнергии и нефтепродуктов.

При этом проблем с угле- и нефтепродуктоснабжением Тульской области в силу хорошей развитости соответствующей инфраструктуры не ожидается. Однако определение перспективного спроса на природный газ и электроэнергию крайне важно. Это обусловлено тем, что при существенном росте газо- и электропотребления могут возникнуть ограничения со стороны газотранспортной и электросетевой инфраструктуры на поставку дополнительных объемов энергоресурсов. Это один из важнейших результатов данных прогнозных расчетов.

Кроме того, на основе анализа и прогнозирования крупнейших сегментов энергопроизводства и энергопотребления формируются региональные меры по повышению энергоэффективности экономики области. Напомним, что до 2014 г. в рамках ранее действовавшей Госпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» все регионы должны

2 Для перечисленных процессов был проведен подробный анализ и разработаны модельные и сценарные расчеты для построения прогнозов (см. [9-10]).

237

были проводить активную политику повышения энергоэффективности, касающуюся всей сферы энергопотребления [11]. В настоящее время с принятием новой Госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики» такие требования отсутствуют, и региональная программа по энергоэффективности касается только объектов региональной и муниципальной собственности.

По результатам апробации предложенного методического подхода сформирован базовый (умеренно-оптимистический) сценарий развития региональной энергетики, который в целом соответствует (по основным индикаторам) целевому сценарию проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 года [12].

Таким образом, далее рассматривается широкий круг вопросов, связанных с разработкой стратегии и прогноза регионального ТЭК. При этом особое внимание уделено рассмотрению методических подходов к определению спроса на электроэнергию, тепло и котель-но-печное топливо, а также построению регионального ТЭБ.

Подход к построению ТЭБ Тульской области. Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) является общепринятым универсальным инструментом описания энергетических систем. Он представляет собой матрицу, которая отражает полное количественное соответствие между приходом и расходом энергии, характеризует структуру и эффективность использования энергоресурсов, позволяет проследить все стадии энергетического потока (добыча, переработка и преобразование, конечное потребление).

На базе ТЭБ выполняется анализ и прогноз развития энергетики страны или отдельных регионов. Он необходим для обоснования и разработки программных и стратегических документов в области энергетики с учетом анализа динамики и ключевых тенденций производства и потребления энергии. Отметим, что значительным опытом в сфере разработки как общефедеральных, так и региональных ТЭБ в России обладает ЦЭНЭФ [7].

Отличительными особенностями энергетического сектора Тульской области, определяющими структуру ТЭБ региона, являются:

• отсутствие добычи первичных энергоресурсов (нефть, природный газ, уголь);

• полная зависимость от ввоза топливных энергоресурсов;

• высокая (на 40%) зависимость от поставок электроэнергии;

• отсутствие в регионе собственной нефтепереработки;

• отсутствие АЭС и ГЭС;

238

• значительная роль собственных генерирующих мощностей промышленности в структуре выработки электрической и тепловой энергии;

• высокое потребление кокса в металлургическом производстве;

• значительное использование доменного газа.

Построение ТЭБ состоит из последовательного формирования однопродуктовых балансов. В частности, для Тульской области, с учетом специфики ее энергетического комплекса, это балансы угля, природного газа, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии. Кроме того, вследствие существенной роли вторичных энергоресурсов в ТЭБ региона выделены кокс и доменный газ3. Так, в 2015 г. на долю доменного газа пришлось 12% потребляемого в электроэнергетике топлива.

Основными источниками информации являются формы статистической отчетности Росстата:

• 1-натура - объем и структура производства электрической и тепловой энергии;

• 4-ТЭР - объемы и структура потребления угля, природного газа, нефтепродуктов (в том числе бензин, дизельное топливо, мазут, керосин, топливо печное бытовое), кокса и доменного газа населением, предприятиями в качестве котельно-печного, в качестве моторного топлива и в виде сырья;

• 11-ТЭР - объемы использования угля, природного газа, нефтепродуктов, кокса и доменного газа на производственные нужды;

• 1-ТЕП - объемы и структура производства (по видам используемого топлива) и отпуска тепловой энергии; оценки потерь тепловой энергии при передаче;

• Электробаланс - полный баланс электроэнергии.

Кроме того, использовались дополнительные материалы о состоянии отдельных секторов:

• схема и программа развития электроэнергетики Тульской области (за ряд лет);

• схемы теплоснабжения и стратегии муниципальных образований;

3 Согласно методологии МЭА кокс и доменный газ включаются в укрупненную категорию «Уголь». Однако для более подробного описания энергетики Тульской области эти энергоресурсы выделены в отдельные категории. При этом кокс полностью импортируется и потребляется в промышленности. Что касается доменного газа, то в разработанном ТЭБ показывается только объем его потребления в электроэнергетике, а его переток (чистый приход) фиксируется в промышленности со знаком минус.

239

• материалы генерирующих и управляющих компаний для анализа структуры выработки и поставки электрической и тепловой энергии в разрезе отдельных электростанций, генерирующих блоков, крупных потребителей в части получения энергии;

• характеристика состояния крупных потребителей и отраслей экономики области.

Основной проблемой при построении ТЭБ стала некачественная официальная региональная статистика. В частности, в формах 11-ТЭР и 4-ТЭР для Тульской области наблюдалась общая тенденция резкого кратного падения объемов потребления энергоресурсов в промышленности после 2013 г., что, вероятно, вызвано неполнотой сбора и обработки информации по сравнению с предыдущими годами.

В теплоснабжении сложность заключается в сведении отпуска тепла от ТЭС и от котельных из разных форм отчетности (1-Натура, 11-ТЭР, 6-ТП, 1-ТЕП) из-за различий в охвате источников. Большой проблемой официальной статотчетности является занижение потерь при передаче и распределении, что, видимо, компенсируется большим расходом топлива. Кроме того, на уровне региона и динамика, и структура потребления характеризуются значимыми колебаниями в 2014-2015 гг., а в форме 11-ТЭР в 2015 г. потери в тепловых сетях упали в 2 раза по сравнению с 2014 г.

Традиционно в формах Росстата хуже отражается потребление моторных топлив. Известно, что сумма потребления бензина и дизельного топлива по всем регионам показывает только 60-70% общероссийского потребления. Поэтому на уровне отдельного региона данные, как правило, занижены. Построить адекватный ряд можно с помощью данных местных топливоснабжающих компаний, которые производят оценку рынка, или через соотнесение отчетных статданных с динамикой общественного, грузового и легкового автопарка. При разработке стратегии Тульской области использовался второй метод [10].

Подробная, однородная статистическая информация без скачкообразных изменений по годам представлена только для электроэнергетики, источником по которой служат формы электробаланса в региональном разрезе.

Для решения проблемы некачественной информации дополнительно были использованы региональные ТЭБ, разрабатываемые Минпромэнерго Тульской области в соответствии с приказом Минэнерго России от 14 декабря 2011 г. № 600 «Об утвер-

240

ждении порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований». На наш взгляд, в ряде случаев они составлены некорректно с методической точки зрения. Однако соотнесение этих данных с официальной отчетностью Росстата позволило лучше проанализировать структуру энергопроизводства и энергопотребления и построить более качественные динамические ряды регионального потребления энергоресурсов.

Анализ и прогноз ТЭБ Тульской области в 2005-2035 гг. В табл. 1-5 Приложения приведены разработанные ТЭБ Тульской области за 2005, 2010, 2015, 2020 и 2035 гг.4

Суммарное потребление первичных ТЭР в Тульской области снизилось за 2005-2015 гг. на 7% с 13 до 12,2 млн. т у.т. При этом основное падение энергопотребления (до 12,3 млн. т у.т.) наблюдалось до 2010 г. в результате снижения производства тепловой энергии (с 2,9 до 2,1 млн. т у.т. за 2005-2010 гг.) и спада металлургического производства (наблюдавшегося в 2007-2009 гг.). В результате за 2005-2015 гг. потребление угля снизилось на 19%, природного газа - на 8%, кокса - на 17%.

Ввоз нефтепродуктов за этот период вырос на 40%, электроэнергии - на 20%.

Основным энергоресурсом в Тульской области является природный газ, на долю которого в 2015 г. приходится 65% потребления первичной энергии. По 9% пришлось на уголь и нефтепродукты, 13% - на кокс. Ввоз электроэнергии обеспечил 4% спроса на первичную энергию.

Структура первичного энергопотребления в ретроспективном периоде оставалась достаточно устойчивой. Крупнейшим структурным сдвигом за 2005-2015 гг. является рост доли нефтепродуктов на 3 проц. п. с 6 до 9%. При этом доли природного газа и угля за этот период снизились на 1 проц. п., кокса - на 2 проц. п.

Современная структура потребления в электроэнергетике и теплоснабжении на 67% состоит из природного газа, на 24% - из угля, на 6% - из доменного газа и на 2% - из нефтепродуктов. При этом на фоне сокращения собственной генерации в регионе за 2005-2015 гг. потребление природного газа в энергетике сократилось с 3,9 до 2,6 млн. т у.т., угля - с 1,2 до 0,9 млн. т у.т.

4Более подробный анализ этих ТЭБ с точки зрения отдельных секторов приведен в [9].

241

В структуре конечного использования больше всего ТЭР потребляется в промышленности, в качестве сырья для химического производства и населением.

Энергопотребление промышленности снизилось за 2005-2015 гг. с 4,7 до 4,3 млн. т у.т. При этом 32% спроса покрывается коксом (с учетом образующегося в производственном процессе доменного газа), 31% - тепловой энергией, 14% - электроэнергией, 20% -природным газом.

В качестве сырья для химического производства в 2015 г. было использовано 3,5 млн. т у.т. природного газа, что на 4% больше, чем в 2005 г.

Энергопотребление населения выросло за 2005-2015 гг. на 26% с 1,75 до 2,2 млн. т у.т. В 2015 г. на природный газ пришлось 37% суммарного потребления, на нефтепродукты - 30%, на тепловую энергию - 26%, на электрическую энергию - 7%. При этом доля нефтепродуктов выросла за 2005-2015 гг. на 19 проц. п. (с 11%), а доля тепловой энергии снизилась на 11 п.п. (с 37%).

При умеренно-оптимистичном росте экономики региона (в среднем на 3,5% в год) потребление первичной энергии вырастет за 2015-2035 гг. на 17% до 14,2 млн. т у.т. При этом в структуре энергопотребления на 2 проц. п. вырастут доли нефтепродуктов и импорта электроэнергии до 11 и 6% соответственно, а доли угля и природного газа снизятся также на 2 проц. п. до 7 и 63% соответственно.

Потребление ТЭР электроэнергетикой и теплоснабжением вырастет за 2015-2020 гг. на 1,5% до 3,9 млн. т у.т. в результате ввода новых газовых мощностей. Однако затем оно начнет снижаться вследствие повышения эффективности использования топлива и к 2035 г. составит 98% уровня 2015 г. В структуре потребления топлива на 2 проц. п. увеличится доля природного газа (до 69%) и на 1 проц. п. - доменного газа (до 7%) на фоне сокращения доли угля на 3 проц. п. (до 21%).

Промышленность нарастит свое энергопотребление (в качестве топлива) на 5% к 2020 г. и на 11% к 2035 г. (от уровня 2015 г.), которое составит 4,5 и 4,75 млн. т у.т. соответственно. Структура потребления ТЭР останется практически неизменной. При этом использование природного газа в качестве сырья для химической промышленности вырастет почти на 30% по сравнению с уровнем 2015 г. и составит 4,5 млн. т у.т. в 2035 г., достигнув 32% суммарно потребления первичной энергии в регионе. Значитель-

242

ный рост энергопотребления в промышленности в рассматриваемый период обусловлен опережающим развитием энергоемких отраслей в регионе, прежде всего химии и черной металлургии.

Спрос на ТЭР со стороны населения к 2035 г. увеличится на 14%. Основным драйвером роста станет потребление нефтепродуктов, которое увеличится на 65% вследствие автомобилизации населения и интенсификации использования личного автомобильного транспорта. В результате доля нефтепродуктов в структуре потребления составит 44% (на 14 проц. п. выше, чем в 2015 г.), а доли природного газа и тепла снизятся до 29 и 21% соответственно.

Разработка основных направлений энергетической политики Тульской области до 2035 г. В данном разделе сформулированы цели, задачи, приоритеты и ориентиры долгосрочного развития ТЭК Тульской области, а также механизмы реализации региональной государственной энергетической политики, обеспечивающие достижение намеченных целей.

Энергетический сектор - значимая часть экономики Тульской области (примерно 3% ВРП) и ее важная инфраструктурная составляющая. Он включает в свой состав системы электро-, тепло- и топливоснабжения (природный газ, уголь и нефтепродукты) области.

Цели, задачи и приоритеты развития энергетического сектора региона. Целью государственной политики в энергетической сфере является создание надежного и эффективного энергетического сектора области для устойчивого роста ее экономики и повышения качества жизни населения.

Эта цель конкретизируется в нижеследующих ключевых задачах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Содействие модернизации электроэнергетики области, что повысит как эффективность генерации (число часов использования модернизированных блоков ТЭС возрастет в 3-4 раза), так и сократит затраты на развитие электросетевого комплекса, необходимые для подведения дополнительных внешних перетоков электроэнергии.

2. Проведение реорганизации теплоснабжения области путем внедрения современного оборудования и схем организации на основе концессионных соглашений по передаче в управление частным инвесторам муниципальных тепловых сетей и котельных с их последующей модернизацией. Это позволит существенно сократить расходы на топливо, электроэнергию, воду и оплату труда в этой сфере, а также сдержать рост тарифов в долгосрочной перспективе.

243

3. Обеспечение Тульской области природным газом в части расширения инфраструктуры поставок по магистральным трубопроводам с учетом перспективной потребности экономики и населения региона в газе.

4. Повышение доступности (по цене, наличию и надежности) и качества энергетических товаров и услуг (за счет внедрения технологических стандартов, снижения издержек компаний энергетического сектора, эффективного госрегулирования, модернизации инфраструктуры).

5. Обеспечение социальной и экологической ответственности, использования и развития человеческого капитала энергетическими компаниями области.

Целевое видение энергетического сектора, которое должно быть достигнуто к 2035 г., включает в себя в том числе:

• удовлетворяющую массового внутреннего потребителя доступность энергии как по наличию и срокам подключения, так и по цене (в том числе при строительстве жилья и реализации планов территориального развития);

• существенно более низкий уровень энергоемкости и электроемкости ВРП области (включая снижение удельных расходов топлива на выработку электрической и тепловой энергии, уменьшение потерь электроэнергии и тепла при транспортировке и расходов энергии на собственные нужды энергетического сектора);

• нормативное состояние систем электро- и теплоснабжения при существенных сокращениях удельных расходов, доведении потерь в сетях до нормативных, снижении уровня износа оборудования;

• сниженные удельные показатели загрязнения окружающей среды предприятиями ТЭК;

• полное обеспечение энергетического сектора области квалифицированными кадрами.

Приоритетами в развитии энергетического сектора Тульской области должны стать энергетическая безопасность, энергетическая эффективность, экономическая эффективность и устойчивое развитие энергетики.

Что касается обеспечения энергетической безопасности, то необходимо:

• повышение надежности электроэнергетики области путем увеличения загрузки эффективных мощностей областной генерации и упрощения доступа потребителей к электросетям;

244

• развитие теплоснабжения области преимущественно на базе теплофикации с использованием современных экономически и экологически эффективных когенерационных установок широкого диапазона мощности. Вместе с тем, важно и развитие систем децентрализованного теплоэнергоснабжения, где неэффективно централизованное теплоснабжение;

• завершение газификации области, прежде всего сельской местности.

Главной проблемой повышения энергоэффективности является значительный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, превышающий 1/4 общего потребления ТЭР в области. В этой связи необходимо завершить начатую работу по формированию целостной системы стимулов и механизмов для развития технологического энергосбережения. Требуется также федеральная поддержка лучших региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация обязательного энергетического аудита организаций (предприятий) с определенной периодичностью. Однако энергосбережение - не самоцель, а составная часть проблемы повышения энергоэффективности за счет инновационного развития, нацеленного как на снижение издержек при производстве, транспортировке, переработке и использовании энергоресурсов, так и на рост качества электрификации экономики области.

В сфере повышения экономической эффективности главным является максимизация общеэкономического эффекта с учетом косвенных мультипликативных эффектов от функционирования энергетического сектора области. При этом экономические интересы предприятий ТЭК рассматриваются в увязке с задачами областного бюджета. С точки зрения потребителей сохраняются серьезные риски в части экономической эффективности; ключевым элементом здесь являются высокие темпы роста цен и тарифов на энергоресурсы.

Устойчивое развитие энергетики включает социальную ответственность и экологическую эффективность энергетических компаний области.

Для развития человеческого потенциала энергетического сектора области необходимо партнерство государства, общества и бизнеса, в том числе координация количественных и качественных параметров профильных направлений профессионального образования и потребностей энергетики, создание устойчивых

245

связей между корпоративным сектором ТЭК и профессиональным образованием. Для Тульской области могут быть востребованы следующие направления: подготовка персонала для электростанций региона и для коммунальной энергетики, а также специалистов по повышению энергоэффективности. Подготовка студентов и повышение квалификации действующих сотрудников может проводиться на базе местных ВУЗов, а разработка программ - совместно с профильными московскими ВУЗами и организациями.

С точки зрения экологической эффективности энергетического сектора области, основными вызовами в рассматриваемой перспективе являются отставание с внедрением современных технологий по минимизации экологического ущерба от работы действующего оборудования и созданию безотходных производств, недостаточная эффективность природоохранного законодательства (устаревшие нормы, отсутствие эффективных механизмов их применения).

Сценарий и этапы развития энергетического сектора Тульской области. Базовый (умеренно-оптимистический) сценарий развития энергетического сектора Тульской области предполагает максимально надежное и эффективное удовлетворение спроса на ТЭР со стороны населения и экономики региона в рассматриваемом периоде. Модернизация энергетического сектора является основой сценария.

Развитие энергетического сектора области будет иметь свои временные особенности (этапы).

Первый этап реализации - ориентировочно до 2020 г. с возможной пролонгацией до 2022 г. - это этап перестройки, направленной на преодоление «узких мест» в развитии энергетической инфраструктуры и формирование нормативных и организационных основ развития энергетического сектора области.

На первом этапе должны быть созданы основы целостной институциональной системы энергетического сектора.

В электроэнергетике будет осуществляться вывод из эксплуатации неэффективных генерирующих мощностей, проведен анализ и сделан выбор направлений модернизации электрогенери-рующего оборудования в увязке с развитием электросетевого хозяйства области. Продолжится совершенствование существующей модели отношений и ценообразования на электрическую энергию в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей энергии, прежде всего сокращение перекрестного

246

субсидирования тарифов между группами потребителей до оптимального уровня.

В теплоснабжении области на первом этапе будут заключены концессионные соглашения с частными инвесторами по подавляющему большинству систем теплоснабжения (муниципальные сети и котельные). В этой сфере важным направлением преобразований станет внедрение модели ценообразования на основе принципа «альтернативной котельной» (или его модификации), а также реализация моделей локальных рынков тепла, дающих потребителям реальную возможность выбора схем и способов теплоснабжения и стимулы для применения эффективных технологий всем сторонам процесса; формирование на локальных рынках тепла единых теплоснабжающих организаций, ответственных за надежное и экономически эффективное теплоснабжение потребителей.

Второй этап (до 2035 г.) - это этап формирования и функционирования надежной и эффективной энергетической инфраструктуры экономики. Доминантой второго этапа будет модернизация, широкое обновление отраслей энергетического сектора области за счет отечественных технологий, материалов и оборудования. В том числе за счет поставок оборудования со стороны компаний из Тульской области.

В электроэнергетике должно произойти обновление генерирующих мощностей на основе инновационных технологий и оптимизация их структуры. Осуществится ликвидация всех видов перекрестного субсидирования, а также переход к долгосрочному ценообразованию на услуги естественных монополий и регулируемых организаций в отрасли.

В теплоснабжении главными направлениями будут осуществление контроля за реализацией концессионных соглашений и содействие модернизации коммунальной энергетики области.

Меры и механизмы реализации. Поставленные задачи будут решаться с помощью следующих мер и механизмов государственной энергетической политики в пределах полномочий Тульской области.

Поскольку Тульская область не обеспечена собственными ТЭР, важное значение имеют меры, повышающие надежность, качество и экологичность энергообеспечения области, включая:

• взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами и крупными газовыми и газораспределительными компания-

247

ми по обеспечению поставок природного газа в область в нужных объемах;

• снятие сетевых ограничений на перетоки электрической энергии;

• помощь в модернизации электроэнергетики и теплоснабжения с точки зрения бюрократического сопровождения процесса;

• обеспечение прозрачного доступа для всех участников рынка к энергетической инфраструктуре (трубопроводы, электрические и тепловые сети), в том числе на конкурентной основе;

• развитие сектора независимых компаний в сфере хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов и усиление контроля за качеством нефтепродуктов;

• стимулирование применения экологических стандартов для снижения негативного влияния производства, транспорта и использования ТЭР на окружающую среду и здоровье людей;

• контроль за выполнением пользователями недр и собственниками объектов энергетики ликвидационных работ, рекультивации использованных земель и ликвидации экологических последствий после вывода объектов из эксплуатации.

Особое значение имеет реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства и модернизации теплоснабжения, включая:

• стимулирование привлечения частных инвестиций в сферу теплоснабжения через заключение соглашений по передаче объектов теплоснабжения в концессию;

• содействие модернизации старых котельных с увеличением эффективности используемого оборудования и повышения автоматизации процессов и перекладки тепловых сетей с использованием современных технологий и материалов.

Также необходимо формирование целостной системы стимулов и механизмов для развития энергосбережения в регионе. Основные меры государственной энергетической политики в этой сфере включают:

• поддержку лучших региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, пилотных энергосберегающих проектов, том числе на основе механизмов государственных гарантий;

• организацию обязательного энергетического аудита отдельных крупных организаций (предприятий) с определенной периодич-

248

ностью с целью стимулирования внедрения энергоэффективных технологий и сокращения затрат на топливо и энергию;

• участие в пропаганде энергосбережения и повышения энергетической эффективности среди различных групп населения, в том числе в составе образовательных программ высших учебных заведений.

Кроме того, важным направлением работы региональных властей должно стать развитие частных управляющих компаний, ориентированных на долгосрочную работу и повышение грамотности конечных потребителей (населения, предприятий и организаций). Целесообразно также участие в работе по более полному регламентированию взаимоотношений поставщиков коммунальных ресурсов и исполнителей коммунальных услуг (управляющих компаний и ТСЖ) с потребителями.

Ожидаемые результаты. Главным результатом реализации основных направлений региональной энергополитики станет повышение эффективности энергетического сектора, максимально содействующего динамичному социально-экономическому развитию Тульской области.

Ожидаемыми основными результатами являются:

• снижение энергоемкости экономики на 9% на первом этапе и на 40% на втором этапе по отношению к 2015 г.;

• устойчивое, надежное и эффективное удовлетворение спроса на энергию и топливо все более высокого качества при прогнозируемом росте потребления первичных ТЭР на 4% на первом этапе и 17% на втором этапе (по сравнению с 2015 г.);

• перестройка ТЭБ области в пользу нефтепродуктов (рост потребления на 50% за 2015-2035 гг.) и природного газа (рост потребления на 14%) при снижении доли угля (на 5%); основу энергопотребления составит природный газ (к 2035 г. его доля несколько снизится до 63%), доля нефтепродуктов вырастет до 11%, угля - снизится до 7%, причем зависимость от поставок топлива из-за пределов региона останется 100%;

• ускорение электрификации региона с увеличением конечного потребления электрической энергии в области на 26% к 2035 г.;

• перспективная структура, а также объемы производства и потребления тепловой энергии на рассматриваемый период максимально ориентированы на полное обеспечение потребностей социальной сферы и экономики Тульской области.

249

Риски реализации региональной энергополитики. Развитие энергетического сектора области будет сталкиваться с меняющимися во времени внешними и внутренними рисками. Основными из них являются следующие: 1) высокие темпы роста цен на энергоресурсы; 2) замедленное развитие экономики России и области; 3) отсрочка или срыв реализации программ инвестиционного и инновационного развития энергетики области в результате отставания в формировании целостной институциональной системы в энергетическом секторе России. Реализация рисков станет сдерживать развитие энергетического сектора и экономики области, при этом появляется опасность снижения темпов роста ВРП и параметров ТЭК области по сравнению с запланированным уровнем.

Литература и информационные источники

1. Макаров А.А., Вигдорчик А.Г. Топливно-энергетический комплекс. М.: Наука, 1979.

2. Некрасов А.С. Анализ и прогнозы развития отраслей топливно-энергетического комплекса. М.: ИНП РАН, 2013.

3. Восточный вектор Энергетической стратегии России: современное состояние, взгляд в будущее / Подред. Н.И. Воропая, Б.Г. Санеева. Новосибирск, издательство ГЕО, 2011.

4. Мастепанов А.М., Саенко В.В., Рыльский В.А., Шафраник Ю.К. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации М.: Экономика, 2001.

5. Мастепанов А.М. Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России. М., 1999.

6. Бушуев В.В. Энергетика России //Энергетическая политика. Т.2. М.: ИЦ «Энергия», 2012.

7. Башмаков И.А. Разработка комплексных долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности: методология и практика. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2013.

8. Башмаков И.А., Мышак А.Д. Российская система учета повышения энергоэффективности и экономии энергии. М.: ЦЭНЭФ, 2012.

9. Семикашев В.В., Колпаков А.Ю. Саенко В.В. Анализ и прогнозирование развития отраслей ТЭК в Тульской области до 2035 года //Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: МАКС Пресс, 2017.

10. Синяк Ю.В. Прогнозные оценки спроса на моторные топлива для нужд автотранспорта и нефтепродуктов на конечное потребление (на примере Тульской области) // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: МАКС Пресс, 2017.

11. Новая госпрограмма по энергоэффективности и смена приоритетов политики в этой сфере // кПр://$о1ех-ип. ги/епегоэ/поуауа^о$рг^гатта-ро-епегоэеДеМупо$Ы (25.05.2017)

12. Проект Энергостратегии Российской Федерации на период до 2035 года (редакция от 01.02.2017) //https://minenergo.gov.ru/node/1920 (25.05.2017)

250

Приложение Таблица 1

Показатель баланса Уголь Природный газ Нефтепродукты Электрическая энергия Тепловая энергия Кокс Доменный газ Всего

Производство первич-

ных энергетических

ресурсов 193 0 0 0 0 0 0 193

Чистый ввоз и измене-

ние запасов 1089 8624 778 423 0 1938 0 12852

Потребление первич-

ных энергетических

ресурсов 1282 8624 778 423 0 1938 0 13045

Электростанции -1204 -1276 -150 840 1055 0 -288 -1024

Котельные -41 -2675 -27 -120 1859 0 0 -1004

Переработка и преобра-

зование топлива 0 0 0 0 0 0 0 0

Собственные нужды 0 0 0 -84 0 0 0 -84

Потери 0 0 0 -166 -126 0 0 -292

Конечное потребление

энергетических ресурсов 37 4673 601 892 2787 1938 -288 10640

Сельское хозяйство, рыбо-

ловство и рыбоводство 0 25 10 54 15 0 0 105

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Промышленность 5 462 18 668 1915 1938 -288 4717

Строительство 0 3 9 6 3 0 0 21

Транспорт и связь 0 0 340 53 14 0 0 406

Сфера услуг 0 17 31 2 188 0 0 238

Население 32 771 193 109 652 0 0 1757

Использование в качестве

сырья и на нетопливные

нужды 0 3395 1 0 0 0 0 3396

251

Показатель баланса Уголь Природный газ Нефтепродукты Электрическая энергия Тепловая энергия Кокс Доменный газ Всего

Производство первич-

ных энергетических

ресурсов 79 0 0 0 0 0 0 79

Чистый ввоз и измене-

ние запасов 1206 8423 626 318 0 1677 0 12249

Потребление первич-

ных энергетических

ресурсов 1284 8423 626 318 0 1677 0 12328

Электростанции -1242 -1079 -93 860 952 0 -239 -840

Котельные -32 -2274 -11 -33 1516 0 0 -833

Переработка и преобра-

зование топлива 0 0 0 0 0 0 0 0

Собственные нужды 0 0 0 -89 0 0 0 -89

Потери 0 0 0 -141 -113 0 0 -254

Конечное потребление

энергетических ресурсов 11 5070 522 916 2355 1677 -239 10312

Сельское хозяйство, рыбо-

ловство и рыбоводство 0 27 11 25 25 0 0 88

Промышленность 3 636 20 595 1506 1677 -239 4199

Строительство 0 6 10 10 3 0 0 29

Транспорт и связь 0 1 215 39 21 0 0 276

Сфера услуг 1 39 36 117 143 0 0 336

Население 6 890 231 129 656 0 0 1912

Использование в качестве

сырья и на нетопливные

нужды 1 3471 0 0 0 0 0 3472

252

Показатель баланса Уголь Природный газ Нефтепродукты Электрическая энергия Тепловая энергия Кокс Доменный газ Всего

Производство первич-

ных энергетических

ресурсов 0 0 0 0 0 0 0 0

Чистый ввоз и измене-

ние запасов 1037 7907 1092 509 0 1612 0 12157

Потребление первич-

ных энергетических

ресурсов 1037 7907 1092 509 0 1612 0 12157

Электростанции -899 -823 -73 699 763 0 -244 -578

Котельные -25 -1771 -12 -32 1372 0 0 -468

Переработка и преобра-

зование топлива 0 0 0 0 0 0 0 0

Собственные нужды 0 0 0 -82 0 0 0 -82

Потери 0 0 0 -133 -56 0 0 -189

Конечное потребление

энергетических ресурсов 113 5313 1006 961 2079 1612 -244 10840

Сельское хозяйство, рыбо-

ловство и рыбоводство 0 39 15 20 31 0 0 106

Промышленность 111 862 14 601 1335 1612 -244 4292

Строительство 0 2 12 9 3 0 0 25

Транспорт и связь 0 5 255 38 17 0 0 315

Сфера услуг 2 45 40 143 121 0 0 351

Население 0 826 671 149 571 0 0 2217

Использование в качестве

сырья и на нетопливные

нужды 0 3533 0 0 0 0 0 3533

253

Показатель баланса Уголь Природный газ Нефтепродукты Электрическая энергия Тепловая энергия Кокс Доменный газ Всего

Производство первич-

ных энергетических

ресурсов 0 0 0 0 0 0 0 0

Чистый ввоз и измене-

ние запасов 1041 8247 1121 494 0 1751 0 12653

Потребление первич-

ных энергетических

ресурсов 1041 8247 1121 494 0 1751 0 12653

Электростанции -891 -828 -79 750 825 0 -250 -473

Котельные -24 -1823 -11 -30 1402 0 0 -485

Переработка и преобра-

зование топлива 0 0 0 0 0 0 0 0

Собственные нужды 0 0 0 -83 0 0 0 -83

Потери 0 0 0 -137 -111 0 0 -248

Конечное потребление

энергетических ресурсов 126 5596 1031 995 2116 1751 -250 11365

Сельское хозяйство, рыбо-

ловство и рыбоводство 0 38 16 17 32 0 0 104

Промышленность 124 869 18 608 1396 1751 -250 4515

Строительство 0 3 12 10 3 0 0 28

Транспорт и связь 0 8 273 39 18 0 0 338

Сфера услуг 2 60 43 170 124 0 0 399

Население 0 850 668 151 544 0 0 2211

Использование в качестве

сырья и на нетопливные

нужды 0 3768 1 0 0 0 0 3769

254

Показатель баланса Уголь Природный газ Нефтепродукты Электрическая энергия Тепловая энергия Кокс Доменный газ Всего

Производство первич-

ных энергетических

ресурсов 0 0 0 0 0 0 0 0

Чистый ввоз и измене-

ние запасов 941 9035 1636 876 0 1753 0 14242

Потребление первич-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных энергетических

ресурсов 941 9035 1636 876 0 1753 0 14242

Электростанции -785 -595 -67 649 714 0 -268 -353

Котельные -19 -2014 -10 -31 1612 0 0 -463

Переработка и преобра-

зование топлива 0 0 0 0 0 0 0 0

Собственные нужды 0 0 0 -75 0 0 0 -75

Потери 0 0 0 -168 -116 0 0 -284

Конечное потребление

энергетических ресурсов 137 6426 1559 1252 2209 1753 -268 13067

Сельское хозяйство, рыбо-

ловство и рыбоводство 0 46 20 16 35 0 0 117

Промышленность 135 936 25 670 1498 1753 -268 4749

Строительство 0 4 15 13 3 0 0 35

Транспорт и связь 0 15 335 44 19 0 0 413

Сфера услуг 2 139 52 358 134 0 0 685

Население 0 743 1111 151 521 0 0 2526

Использование в качестве

сырья и на нетопливные

нужды 0 4542 1 0 0 0 0 4543

255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.