Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТА / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА / BUDGET / MUNICIPAL FINANCE / LOCAL SELF-GOVERNMENT / BUDGET SUSTAINABILITY / INDICATORS OF BUDGET SUSTAINABILITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников С. Н., Труханович Д. С.

В настоящей статье авторы рассматривают различные подходы к выбору показателей для оценки устойчивости бюджета муниципального образования. По результатам исследования авторы предлагают собственную систему показателей оценки устойчивости бюджета муниципального образования. Предложенная методика опробована при оценке финансовой устойчивости бюджета Тарасовского района Ростовской области (Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN INDICATORS USED TO ASSESS THE SUSTAINABILITY OF THE MUNICIPAL BUDGET

In this article, the authors consider various approaches to the selection of indicators to assess the sustainability of the municipal budget. According to the results of the study, the authors propose their own system of indicators for assessing the sustainability of the municipal budget. The proposed methodology was tested during the assessment of financial stability of the budget of Tarasovsky district of Rostov region (Russia).

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Плотников С. Н.*

Глава администрации

Труханович Д. С.**

старший преподаватель trukhanovich.daria@yandex.ru

*Войковское сельское поселение Тарасовского района Ростовской области, х. Можаевка, Россия

"ЮРИУ РАНХиГС г. Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация:

В настоящей статье авторы рассматривают различные подходы к выбору показателей для оценки устойчивости бюджета муниципального образования. По результатам исследования авторы предлагают собственную систему показателей оценки устойчивости бюджета муниципального образования. Предложенная методика опробована при оценке финансовой устойчивости бюджета Тарасовского района Ростовской области (Россия).

Ключевые слова:

бюджет, муниципальные финансы, местное самоуправление, устойчивость бюджета, показатели оценки устойчивости бюджета

УДК 336.14

DOI: 10.24411/2658-6932-2020-10044

Для цитирования: Плотников С.Н., Труханович Д.С. Основные показатели, применяемые для оценки устойчивости бюджета муниципального образования / С. Н. Плотников, Д. С. Труханович // Контентус. - 2020. - № 5. - С. 63 - 70.

В современных условиях любое муниципальное образование будет успешно развиваться только в том случае, если будет иметь определённый

уровень финансово-бюджетной устойчивости, который обеспечивается за счет состояния и устойчивости муниципального бюджета.

Существующие подходы к оценке устойчивости бюджета и применяемые в зависимости от этого методы оценки и показатели можно разделить на две группы (Рис. 1):

- по объему средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов;

- с использованием бюджетных коэффициентов.

Подходы к оценке устойчивости бюджета

1 г

По объему средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов С использованием в качестве инструментария бюджетных коэффициентов

1 г

1 1 1 1 1 1

Методы оценки устойчивости бюджета

По четырем типам состояния Рейтинговый

'Г 1 Р

Основан на расчете абсолютных и относительных количественных показателей Основан на расчете бюджетных коэффициентов с последующим определен нем ин гегральной оценки (рейтинга)

Аналитический

Основан на расчете системы показателей и сравнении их с критическими

Рис. 1 - Основные подходы к оценке устойчивости бюджета [3]

Обобщив подходы Н. Ю. Коротиной [4], Л. Р. Глущенко [3] и Р. М. Тухба-туллина [5], мы предлагаем оценивать финансовую устойчивость бюджета муниципального образования посредством расчетно-аналитического метода оценки. Для этого будут использованы сокращения, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Основные сокращения, используемые при оценке финансовой устойчивости бюджета муниципального образования

Наименование Сокращение

налоговые доходы бюджета НД

неналоговые доходы бюджета НнД

расходы бюджета Р

налоговые доходы местного бюджета, поступившие от местных налогов НДм

муниципальный долг МД

численность населения в муниципальном образовании Ч

общая сумма доходов бюджета Д

дефицит местного бюджета Деф

общий объем безвозмездных поступлений БП

налоговые доходы по дополнительным нормативам отчислений НДдоп

профицит местного бюджета Проф

безвозмездные поступления в местный бюджет в виде субсидий Субс

безвозмездные поступления в местный бюджет в виде субвенций Субв

безвозмездные поступления в местный бюджет в виде дотаций Дот

собственные доходы бюджета Дс

налоговые доходы местного бюджета, поступившие от местных налогов НДм

Основные показатели, которые, по нашему мнению, должны использоваться для оценки финансовой устойчивости бюджета муниципального образования, можно разделить на три группы: общие показатели бюджетной устойчивости муниципального образования; показатели сбалансированности местного бюджета; показатели финансовой независимости муниципальных образований. Формулы для расчета указанных коэффициентов представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные показатели, используемые в расчетно-аналитическом методе оценки финансовой устойчивости бюджета муниципального образования [4], [5]

Показатель Формула расчета Норма

Первая группа: общие показатели бюджетной устойчивости муниципального образования

Коэффициент общей финансовой устойчивости Кфу = НД + Нн% > 1

Коэффициент собственной (чистой) налоговой устойчивости Ксну = НДм/р -

Коэффициент долговой зависимости бюджета Кдз = М% < 0,15

Коэффициент долговой нагрузки на одного гражданина, руб./чел Кднч = МД/Ч -

Продолжение таблицы 2

Вторая группа: показатели сбалансированности местного бюджета

Коэффициент покрытия расходов бюджета Кпр = Д/р > 1

Коэффициент покрытия дефицита бюджета т/> Деф/ Кпд = /Д - БП - НДдоп < 10%[1]

Коэффициент наличия дополнительных средств бюджета Кдс= Проф/Р близится к 1

Коэффициент собственной сбалансированности Ксб = Д-БП/ Ксб = /Р - Субс > 1

Третья группа: показатели финансовой независимости муниципальных образований

Коэффициент финансовой независимости местных бюджетов Кфн = Нд + НнД/Д > 1

Коэффициент налоговой независимости местного бюджета Кнн = НД/Д -

Коэффициент чистой налоговой независимости Кчнн = НДм/нд -

Коэффициент общей финансовой зависимости местного бюджета Кфз = БП/Д < 0,15

Коэффициент прямой финансовой зависимости местного бюджета , Дот + Субс/ Кпфз = " /Дс -

Коэффициент качества финансовой помощи Ккфп = <Д°т + Субс)/Субв -

Анализ предлагаемых для оценки финансовой устойчивости коэффициентов позволяет выделить три степени устойчивости территориального бюджета:

- абсолютная устойчивость. Для таких бюджетов коэффициенты Кфу, Кпр, Ксб, Кфн стремятся к 1, а коэффициенты Кфз, Кдз стремятся наоборот к 0.

- нормальное состояние устойчивости. Для таких бюджетов коэффициенты Кфу, Кпр, Ксб, Кфн, Кфз, Кдз достигают показателя 0,5;

- неустойчивое состояние. Для таких бюджетов коэффициенты Кфу, Кпр, Ксб, Кфн стремятся к 0, а коэффициенты Кфз, Кдз стремятся наоборот к 1.

Таким образом, используя приведенные выше показатели можно произвести всестороннюю оценку финансовой устойчивости территориального бюджета любого уровня, что является исключительно важным в практике бюджетной работы.

Например, рассмотрим возможность использования вышеперечисленных показателей для оценки финансовой устойчивости бюджета Тара-совского района Ростовской области (Россия).

В Таблице 3 представлено сводная информация о значениях коэффициентов, позволяющих оценить финансовую устойчивость бюджета Тара-совского района Ростовской области.

Таблица 3. Значение коэффициентов, использованных для оценки финансовой устойчивости бюджета Тарасовского района Ростовской области за 2018 год

Формула для расчета Размер коэффициента

149 355,9 + 64 564,4/ Кфу = /1 244 497,7 0,17

т,™ 1 267 713,0/ Кпр = /1 244 497,7 1,02

Кдс = 23 215,3 / Кдс = /1 244 497,7 0,02

Ксб 1 267 713,0 - 1053792,8/ Ксб= /1 244 497,7-345 306,12 0,24

т,. 149 355,9 + 64 564,4/ Кфн = /1 267713 0,17

К = 149355,9/ Кнн = /1 267 713 0,12

Кфз = 1053792,8/ Кфз = /1267713,04 0,83

Кпфз = 151894,4 + 345306,1/ Кпфз= /726035,9 0,68

х- , (151894,4 + 345306,1), Ккфп = /541677,1 0,9

Обратим внимание, что согласно расчетам, коэффициент общей финансовой устойчивости бюджета Тарасовского района равен 0,17, что является весьма низким показателем, так ка устойчивым может называться бюджет, при котором Кфу стремится к 1 (равен или больше). Мы же видим, что налоговые и неналоговые доходы местного бюджета не могут покрыть и половины всех его расходов.

Кпр больше 1 (1,02) свидетельствует о том, что расходы бюджета полностью покрываются его доходами, но так как Кфу составил всего 0,17, следовательно, покрытие расходов осуществляется только за счет безвозмездных поступлений, размер которых в 2018 году составил 1 053 792,8 тыс. руб.

Очевидно, что профицит бюджета Тарасовского района может покрыть не более 2% (Кдс) всех совокупных расходов бюджета. Подобное не может свидетельствовать о финансовой устойчивости бюджета муниципалитета.

Ксб равный 0,24 показывает, что сумма расходов бюджета на реализацию собственных полномочий муниципального образования является не-

достаточной, она не покрывает всех расходных полномочий Тарасовского района.

Все изложенное порождает вопрос о степени финансовой независимости бюджета Тарасовского района Ростовской области. Для этого будет использована третья группа показателей. И раз речь уже не первый раз заходит о межбюджетных трансфертах, то именно с этих коэффициентов мы и начнем.

Кфз равный 0,83 отчетливо демонстрирует практически полную зависимость бюджета Тарасовского района от безвозмездных поступлений, объем которых в общей структуру доходов составляет 83%.

Кпфз равный 0,68 указывает на то, что размер собственных доходов бюджета Тарасовского района больше, чем сумма дотаций и субсидий, однако именно они составляют примерно 68 % о всей суммы доходов бюджета данного территориального образования.

Ккфп равный 0,9 показывает, что количество средств, поступающих в форме субвенций превышает размер иных межбюджетных трансфертов.

Таким образом, бюджет Тарасовского района за 2018 год несмотря на то, что он является профицитным и Кпр равен 1,02, является не устойчивым и не сбалансированным. Более 60 % доходов бюджета - это дотации и субсидии, т.е. платежи, выделяемые для повышения сбалансированности местного бюджета. Собственная сбалансированность бюджета составила всего лишь 0,24, что крайне мало.

В заключение еще раз подчеркнем, что если имеется нарушение равновесия бюджета, то необходимо предпринять меры по управлению публичными финансам. И говорить в этом случае необходимо не о простом сокращении расходов, а о формировании устойчивой бюджетной системы. Ведь устойчивый бюджет муниципального образования - это залог качества муниципального управления.

Список использованных источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // "Российская газета", N 153 - 154, 12.08.1998.

2. Решение Собрания депутатов Тарасовского района №226 от 26.04.2019 г. «Об отчете об исполнении бюджета Тарасовского района за 2018 год» // размещено на официальном сайте Администрации Тарасовского района [Электронный ресурс] URL: http://www.taradmin.donland.ru

3. Глущенко Л. Р. Подходы к оценке устойчивости бюджета/ Л. Р. Глущенко // Современная наука: актуальные вопросы и перспективы развития Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. - 2017. - С. 291 - 299.

4. Коротина Н. Ю. Методика анализа финансового состояния бюджетов муниципальных образований / Н. Ю. Коротина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2014. - №17. - С. 17 - 27.

5. Тухбатуллин Р. М. Комплексная оценка финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований с применением корреляционного анализа / Р. М. Тухбатуллин // ВЭПС. - 2016. - №2. - С. 121 - 125.

MAIN INDICATORS USED TO ASSESS THE SUSTAINABILITY OF THE MUNICIPAL BUDGET

Plotnikov S. N.*

Head of Administration

Trukhanovich D. S.**

Senior Lecturer trukhanovich.daria@yandex.ru

*Voikovsky rural settlement of Tarasovsky district of Rostov region, Mozhayevka, Russia

"URIU RANEPA, Rostov-on-Don, Russia

Abstract:

In this article, the authors consider various approaches to the selection of indicators to assess the sustainability of the municipal budget. According to the results of the study, the authors propose their own system of indicators for assessing the sustainability of the municipal budget. The proposed methodology was tested during the assessment of financial stability of the budget of Tarasovsky district of Rostov region (Russia).

Keywords:

budget, municipal finance, local self-government, budget sustainability, indicators of budget sustainability assessment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.